Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:44, реферат
Многократно доказано, что успешность бизнеса во многом зависит от рационального использования информационных технологий для эффективной поддержки ключевых бизнес-процессов организации. Сегодня ИТ-подразделение становится партнером бизнеса, формирующим добавочное качество, как и основные производственные подразделения организации, тогда как раньше оно только предоставляло в пользование элементы ИТ-инфраструктуры. Бизнес требует от информационных технологий нацеленности на конкретные результаты, поддержки целей бизнеса и увеличения эффективности деятельности. От используемых ИТ и качества их сопровождения зависит деятельность всей компании, и это серьезно повышает требования к эффективности ИТ-подразделения.
ИТ-стратегия как часть бизнес-стратегии.
Многократно доказано, что успешность бизнеса во многом зависит от рационального использования информационных технологий для эффективной поддержки ключевых бизнес-процессов организации. Сегодня ИТ-подразделение становится партнером бизнеса, формирующим добавочное качество, как и основные производственные подразделения организации, тогда как раньше оно только предоставляло в пользование элементы ИТ-инфраструктуры. Бизнес требует от информационных технологий нацеленности на конкретные результаты, поддержки целей бизнеса и увеличения эффективности деятельности. От используемых ИТ и качества их сопровождения зависит деятельность всей компании, и это серьезно повышает требования к эффективности ИТ-подразделения.
В современной экономической литературе вопросам развития информационных технологий и ИТ-стратегий компании уделяется большое внимание. В большинстве публикаций зарубежных авторов (К. Барроу, Г. Бенсско, Д. Козье, Д. Кэдор М.П. Мак-Картни, К. Пэйтел, Д. Сифонис, А. Хартман), посвященных ИТ-стратегиям, рассматриваются в основном практические рекомендации по внедрению ИТ-стратегии в деятельность компаний. При этом формирование ИТ-стратегий зачастую рассматривается без четкого определения сферы деятельности, понятия и сущности их бизнеса.
Как правило, все целевые установки для ИТ-подразделения должны вытекать из стратегии бизнеса в целом и отражаться в ИТ-стратегии - основополагающем документе по вопросам стратегического управления в области ИТ, который определяет и регламентирует основные направления развития ИТ и расставляет приоритеты проектов.
ИТ - стратегия определяет долгосрочные цели и направление движения предприятия в области ИТ. Результатом ее применения и использования является успешное существование компании. В современных условиях ИТ - стратегия является неотъемлемой частью общей бизнес- стратегии и должна подчеркивать и развивать ключевые факторы успеха и выигрышные особенности компании.
При выборе ИТ стратегии следует учитывать не только эффект от внедрения ИТ решений но и снижение совокупной стоимости управления ИТ инфраструктурой. Оптимальная ИТ стратегия является определенным компромиссом между качеством ИТ решений и их стоимостью.
Для того чтобы ИТ-стратегия из формального документа превратилась в эффективный инструмент стратегического управления, предлагается использовать технологию Balanced Scorecard - BSC (система сбалансированных показателей, ССП), которая позволяет довести стратегию до всех сотрудников ИТ- подразделения и сделать так, чтобы ее реализация стала ежедневной задачей каждого.
Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии. Данные показатели позволяют производить контроль деловой активности сотрудников и компании в целом в реальном времени.
технология
Понятие ИТ - стратегий ведения бизнеса
В современных условиях многие проблемы бизнеса могут быть решены с помощью информационных технологий. Вместе с тем на предприятии, как правило, существует ряд проблем, связанных в основном с отсутствием единой корпоративной политики в области информационных технологий и стратегии создания корпоративной информационно – управленческой системы предприятия в целом.
Под ИТ-стратегией следует понимать формализованную систему подходов, принципов и методов, на основе которых будут развиваться все компоненты корпоративной информационно- управляющей системы. Целью проекта по разработке ИТ-стратегии является организация интегрированного корпоративного процесса по развитию информационных технологий для обеспечения их соответствия основным целям и направлениям развития бизеса предприятия. Достижение указанной цели на предприятии позволит обеспечить:
- совершенствование системы управления;
- целенаправленное планирование и внедрение информационных технологий;
- ориентацию информационных технологий для решения проблем бизнеса;
- создание единого информационного пространства предприятия;
- снижение совокупной стоимости владения информационными технологиями;
-сокращение сроков внедрения новых информационных технологий, получения быстрых и тиражируемых результатов;
-повышение эффективности используемых информационных технологий и отдачи от инвестиций в информатизацию;
-возможность быстро и экономично расширять информационную инфраструктуру в будущем;
- повышение конкурентоспособности и акционерной стоимости.
На сегодняшний день существующие на предприятии информационные технологии способны помочь в решении следующих задач:
- достижение целей организации;
- управление рисками;
-изменение деятельности.
Известно, что руководство предприятия и пользователи воспринимают ценность информационных технологий различным образом. Чем выше уровень в иерархии руководства, тем больше ослабляется внимание к информационным технологиям и растет внимание к деятельности предприятия.
Информационные технологии требуется создавать таким образом, чтобы они поддерживали все потребности предприятия с позиции улучшения временных и функциональных показателей, а инфраструктура информационных технологий обеспечивала бы рот предприятия за счет улучшения уровня удовлетворенности клиентов.
ИТ-стратегия предприятия состоит из рационального использования имеющихся в организации информационных технологий, которые отвечают и поддерживают миссию предприятия.
Основные цели ИТ-стратегии:
- соответствие задачам и стратегии предприятия;
- создание условий по использованию всех возможностей деятельности и, соответственно, получению максимальных преимуществ;
- использование ИТ- ресурсов должным образом;
- управление ИТ-рисками, связанными с использованием информационных технологий.
Процесс создания ИТ-стратегии начинается с установления целей для имеющихся на предприятии информационных технологий и определения начальных направления развития. Затем выясняются измеримые показатели деятельности, значение которых сравнивается с желаемыми значениями. Итогом могут явиться изменения в деятельности предприятия. После установки целей и перечня измеряемых показателей основной задачей для правления становится достижение этих целей, а для дирекции – проведение изменений, способствующих их реализации. Назовем основные цели:
- соответствие развития информационных технологий деятельности предприятия;
- создание благоприятных условий основной деятельности для получения максимальных выгод;
- рациональное использование ИТ – ресурсов;
- надлежащее управление ИТ- рисками.
К числу основных направления по изменению функций и состава информационных технологий можно отнести:
- повышение степени автоматизации (для того чтобы сделать деятельность более эффективной);
- уменьшение затрат (с целью сделать предприятие более результативным);
- управление рисками (обеспечение безопасности, надежности и соответствия).
Исключительная сложность и профессионализация сферы информационных технологий требует привлечения широкого круга специалистов предприятия. В настоящее время практически все уровни управления предприятием вовлечены в процесс управления развитием информационных технологий.
Основными факторами, определяющими ИТ-стратегию, являются:
- управление потребностями;
- управление ожиданиями.
В результате на предприятии необходимо добиться:
- прозрачной отчетности для процессов управления рисками и контроля за использованием информационных технологий;
- иерархической упорядоченности стратегии, политики и целей сверху вниз в пределах всего предприятия;
- организационной структуры, которая поддерживает выполнение ИТ-стратегии;
- измерения показателей выполнения работы на основе оценки деятельности, которые были получены благодаря использованию информационных технологий;
- концентрации усилий на тех аспектах, которые поддерживают бизнес – процессы, направленные на удовлетворение клиентов, и наиболее важных ИТ –процессах, повышающих эффективность предприятия;
- планирования и наблюдения за управлением активами информационных технологий, за рисками, проектами, клиентами и поставщиками;
ИТ-стратегия позволяет создать гибкое предприятие, которое опирается в своей деятельности на информацию и знания. Основной вопрос заключается в том, находятся ли инвестиции в информационные технологии данного предприятия в соответствии с его стратегическими целями. То есть поддерживает ли ИТ-стратегия общую стратегию предприятия. Это означает, что между текущей деятельностью предприятия, текущими действиями в области информационных технологий и стратегией предприятия существует соответствие.
Главным документом, определяющим порядок эффективной реализации процессов по созданию ИТ-стратегии, является план действий, который содержит основной перечень действий по созданию ИТ-стратегии и субъекты ИТ-стратегии. Важнейщим элементом при создании ИТ-стратегии является опыт передовых предприятий. Примеры передового опыта показывают, какие виды действий выполняли лидеры по управлению информационными технологиями.
При создании ИТ-стратегии целесообразно пользоваться показателями деятельности, которые позволяют понять, как ИТ-стратегия улучшает деятельность предприятия. Часто эти показатели соотносятся с критическими факторами успеха. В качестве примера можно назвать:
- улучшение рентабельности ИТ-процессов;
- продолжительность системных простоев;
- пропускная способность информационной системы и время ответа на запросы клиентов;
- снижение затрат на менеджмент;
- доля вклада иформационных технологий в продукты и услуги;
- рост числа стандартизированных процессов предприятия;
- рост удовлетворения ожиданий заинтересованных лиц;
- выполнение требований по бюджету, по временным характеристикам и по графикам;
- соответствие законам;
- прозрачность в определении риска и соответствие согласованному профилю рисков в организации;
- создание новых каналов предоставления услуг клиентам;
- примеры деятельности, демонстрирующие высокий возврат инвестиций.
Создание ИТ-стратегии требует написания планов действий. В них представлен порядок действий по изменению структуры предприятия для улучшения показателей производительности. Примерный перечень показателей производительности:
- улучшение рентабельности ИТ – процессов;
- увеличение числа проектов трансформации структуры предприятия, которые стали возможными благодаря применению информационных технологий;
- увеличение степени использования инфраструктуры информационных технологий;
- увеличение степени удовлетворенности заинтересованных лиц ( по номенклатуре услуг, по числу жалоб и т.д.);
- улучшение эффективности и результативности работы персонала;
- увеличение доступности знаний и информации для совершенствования управления предприятия;
- улучшение показателей, измеряемых с помощью карт оценки баланса между информационными технологиями и деятельностью;
- эталонное сравнение степени зрелости управления информационными технологиями.
Очевидно, что для формирования полноценного стратегического плана развития ИТ на предприятии должны быть созданы соответствующие организационные и финансовые условия и предпосылки.
При этом для успешного стратегического ИТ-планирования по сути нужны те же условия и предпосылки, что и для успешного выполнения любых проектов в сфере ИТ.
Основные организационные и финансовые предпосылки для разработки ИТ-стратегии:
1) наличие у предприятия стратегии развития бизнеса (нет четкого плана развития бизнеса, не будет и ясности в вопросе о том, как развивать информационные системы);
2) руководители функциональных подразделений должны достичь договоренности по поводу дальнейших направлений автоматизации;
3) значимая роль ИТ-службы на предприятии, короткая дистанция между собственниками или топ-менеджерами и руководителем ИТ-службы (когда ИТ-службе неясны общие цели развития бизнеса, обеспечить согласованность бизнес- и ИТ-планов невозможно);
4) объем инвестиций в ИТ, соответствующий масштабу задач;
5) предприятие должно развиваться стабильно (разработать ИТ-стратегию для стремительно растущей компании или компании, переживающей серьезные перемены, например смену собственника, невозможно).