ИТ-стратегия как часть бизнес-стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

Многократно доказано, что успешность бизнеса во многом зависит от рационального использования информационных технологий для эффективной поддержки ключевых бизнес-процессов организации. Сегодня ИТ-подразделение становится партнером бизнеса, формирующим добавочное качество, как и основные производственные подразделения организации, тогда как раньше оно только предоставляло в пользование элементы ИТ-инфраструктуры. Бизнес требует от информационных технологий нацеленности на конкретные результаты, поддержки целей бизнеса и увеличения эффективности деятельности. От используемых ИТ и качества их сопровождения зависит деятельность всей компании, и это серьезно повышает требования к эффективности ИТ-подразделения.

Файлы: 1 файл

ит-стратегия как часть бизнеса.docx

— 110.83 Кб (Скачать файл)

ИТ-стратегия как  часть бизнес-стратегии.

 

Многократно доказано, что успешность бизнеса во многом зависит от рационального использования информационных технологий для эффективной поддержки ключевых бизнес-процессов организации. Сегодня ИТ-подразделение становится партнером бизнеса, формирующим добавочное качество, как и основные производственные подразделения организации, тогда как раньше оно только предоставляло в пользование элементы ИТ-инфраструктуры. Бизнес требует от информационных технологий нацеленности на конкретные результаты, поддержки целей бизнеса и увеличения эффективности деятельности. От используемых ИТ и качества их сопровождения зависит деятельность всей компании, и это серьезно повышает требования к эффективности ИТ-подразделения.

В современной экономической литературе вопросам развития информационных технологий и ИТ-стратегий компании уделяется большое внимание. В большинстве публикаций зарубежных авторов (К. Барроу, Г. Бенсско, Д. Козье, Д. Кэдор М.П. Мак-Картни, К. Пэйтел, Д. Сифонис, А. Хартман), посвященных ИТ-стратегиям, рассматриваются в основном практические рекомендации по внедрению ИТ-стратегии в деятельность компаний. При этом формирование ИТ-стратегий зачастую рассматривается без четкого определения сферы деятельности, понятия и сущности их бизнеса.

Как правило, все целевые установки для ИТ-подразделения должны вытекать из стратегии бизнеса в целом и отражаться в ИТ-стратегии - основополагающем документе по вопросам стратегического управления в области ИТ, который определяет и регламентирует основные направления развития ИТ и расставляет приоритеты проектов.

ИТ - стратегия определяет долгосрочные цели и направление движения предприятия в области ИТ. Результатом ее применения и использования является успешное существование компании. В современных условиях ИТ - стратегия является неотъемлемой частью общей бизнес- стратегии и должна подчеркивать и развивать ключевые факторы успеха и выигрышные особенности компании.

При выборе ИТ стратегии следует учитывать не только эффект от внедрения ИТ решений но и снижение совокупной стоимости управления ИТ инфраструктурой. Оптимальная ИТ стратегия является определенным компромиссом между качеством ИТ решений и их стоимостью.

Для того чтобы ИТ-стратегия из формального документа превратилась в эффективный инструмент стратегического управления, предлагается использовать технологию Balanced Scorecard - BSC (система сбалансированных показателей, ССП), которая позволяет довести стратегию до всех сотрудников ИТ- подразделения и сделать так, чтобы ее реализация стала ежедневной задачей каждого.

Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии. Данные показатели позволяют производить контроль деловой активности сотрудников и компании в целом в реальном времени.

технология

Понятие ИТ - стратегий ведения бизнеса

 

В современных условиях многие проблемы бизнеса могут быть решены с помощью информационных технологий. Вместе с тем на предприятии, как правило, существует ряд проблем, связанных в основном с отсутствием единой корпоративной политики в области информационных технологий и стратегии создания корпоративной информационно – управленческой системы предприятия в целом.

Под ИТ-стратегией следует понимать формализованную систему подходов, принципов и методов, на основе которых будут развиваться все компоненты корпоративной информационно- управляющей системы. Целью проекта по разработке ИТ-стратегии является организация интегрированного корпоративного процесса по развитию информационных технологий для обеспечения их соответствия основным целям и направлениям развития бизеса предприятия. Достижение указанной цели на предприятии позволит обеспечить:

- совершенствование системы управления;

- целенаправленное планирование и внедрение информационных технологий;

- ориентацию информационных технологий для решения проблем бизнеса;

- создание единого информационного пространства предприятия;

- снижение совокупной стоимости владения информационными технологиями;

-сокращение сроков внедрения новых информационных технологий, получения быстрых и тиражируемых результатов;

-повышение эффективности используемых информационных технологий и отдачи от инвестиций в информатизацию;

-возможность быстро и экономично расширять информационную инфраструктуру в будущем;

- повышение конкурентоспособности и акционерной стоимости.

На сегодняшний день существующие на предприятии информационные технологии способны помочь в решении следующих задач:

- достижение целей организации;

- управление рисками;

-изменение деятельности.

Известно, что руководство предприятия и пользователи воспринимают ценность информационных технологий различным образом. Чем выше уровень в иерархии руководства, тем больше ослабляется внимание к информационным технологиям и растет внимание к деятельности предприятия.

Информационные технологии требуется создавать таким образом, чтобы они поддерживали все потребности предприятия с позиции улучшения временных и функциональных показателей, а инфраструктура информационных технологий обеспечивала бы рот предприятия за счет улучшения уровня удовлетворенности клиентов.

ИТ-стратегия предприятия состоит из рационального использования имеющихся в организации информационных технологий, которые отвечают и поддерживают миссию предприятия.

Основные цели ИТ-стратегии:

- соответствие задачам и стратегии предприятия;

- создание условий по использованию всех возможностей деятельности и, соответственно, получению максимальных преимуществ;

- использование ИТ- ресурсов должным образом;

- управление ИТ-рисками, связанными с использованием информационных технологий.

Процесс создания ИТ-стратегии начинается с установления целей для имеющихся на предприятии информационных технологий и определения начальных направления развития. Затем выясняются измеримые показатели деятельности, значение которых сравнивается с желаемыми значениями. Итогом могут явиться изменения в деятельности предприятия. После установки целей и перечня измеряемых показателей основной задачей для правления становится достижение этих целей, а для дирекции – проведение изменений, способствующих их реализации. Назовем основные цели:

- соответствие развития информационных технологий деятельности предприятия;

- создание благоприятных условий основной деятельности для получения максимальных выгод;

- рациональное использование ИТ – ресурсов;

- надлежащее управление ИТ- рисками.

К числу основных направления по изменению функций и состава информационных технологий можно отнести:

- повышение степени автоматизации (для того чтобы сделать деятельность более эффективной);

- уменьшение затрат (с целью сделать предприятие более результативным);

- управление рисками (обеспечение безопасности, надежности и соответствия).

Исключительная сложность и профессионализация сферы информационных технологий требует привлечения широкого круга специалистов предприятия. В настоящее время практически все уровни управления предприятием вовлечены в процесс управления развитием информационных технологий.

Основными факторами, определяющими ИТ-стратегию, являются:

- управление потребностями;

- управление ожиданиями.

В результате на предприятии необходимо добиться:

- прозрачной отчетности для процессов управления рисками и контроля за использованием информационных технологий;

- иерархической упорядоченности стратегии, политики и целей сверху вниз в пределах всего предприятия;

- организационной структуры, которая поддерживает выполнение ИТ-стратегии;

- измерения показателей выполнения работы на основе оценки деятельности, которые были получены благодаря использованию информационных технологий;

- концентрации усилий на тех аспектах, которые поддерживают бизнес – процессы, направленные на удовлетворение клиентов, и наиболее важных ИТ –процессах, повышающих эффективность предприятия;

- планирования и наблюдения за управлением активами информационных технологий, за рисками, проектами, клиентами и поставщиками;

ИТ-стратегия позволяет создать гибкое предприятие, которое опирается в своей деятельности на информацию и знания. Основной вопрос заключается в том, находятся ли инвестиции в информационные технологии данного предприятия в соответствии с его стратегическими целями. То есть поддерживает ли ИТ-стратегия общую стратегию предприятия. Это означает, что между текущей деятельностью предприятия, текущими действиями в области информационных технологий и стратегией предприятия существует соответствие.

Главным документом, определяющим порядок эффективной реализации процессов по созданию ИТ-стратегии, является план действий, который содержит основной перечень действий по созданию ИТ-стратегии и субъекты ИТ-стратегии. Важнейщим элементом при создании ИТ-стратегии является опыт передовых предприятий. Примеры передового опыта показывают, какие виды действий выполняли лидеры по управлению информационными технологиями.

При создании ИТ-стратегии целесообразно пользоваться показателями деятельности, которые позволяют понять, как ИТ-стратегия улучшает деятельность предприятия. Часто эти показатели соотносятся с критическими факторами успеха. В качестве примера можно назвать:

- улучшение рентабельности ИТ-процессов;

- продолжительность системных простоев;

- пропускная способность информационной системы и время ответа на запросы клиентов;

- снижение затрат на менеджмент;

- доля вклада иформационных технологий в продукты и услуги;

- рост числа стандартизированных процессов предприятия;

- рост удовлетворения ожиданий заинтересованных лиц;

- выполнение требований по бюджету, по временным характеристикам и по графикам;

- соответствие законам;

- прозрачность в определении риска и соответствие согласованному профилю рисков в организации;

- создание новых каналов предоставления услуг клиентам;

- примеры деятельности, демонстрирующие высокий возврат инвестиций.

Создание ИТ-стратегии требует написания планов действий. В них представлен порядок действий по изменению структуры предприятия для улучшения показателей производительности. Примерный перечень показателей производительности:

- улучшение рентабельности ИТ – процессов;

- увеличение числа проектов трансформации структуры предприятия, которые стали возможными благодаря применению информационных технологий;

- увеличение степени использования инфраструктуры информационных технологий;

- увеличение степени удовлетворенности заинтересованных лиц ( по номенклатуре услуг, по числу жалоб и т.д.);

- улучшение эффективности и результативности работы персонала;

- увеличение доступности знаний и информации для совершенствования управления предприятия;

- улучшение показателей, измеряемых с помощью карт оценки баланса между информационными технологиями и деятельностью;

- эталонное сравнение степени зрелости управления информационными технологиями.

Очевидно, что для формирования полноценного стратегического плана развития ИТ на предприятии должны быть созданы соответствующие организационные и финансовые условия и предпосылки.

При этом для успешного стратегического ИТ-планирования по сути нужны те же условия и предпосылки, что и для успешного выполнения любых проектов в сфере ИТ.

Основные организационные и финансовые предпосылки для разработки ИТ-стратегии:

1) наличие у предприятия стратегии развития бизнеса (нет четкого плана развития бизнеса, не будет и ясности в вопросе о том, как развивать информационные системы);

2) руководители функциональных подразделений должны достичь договоренности по поводу дальнейших направлений автоматизации;

3) значимая роль ИТ-службы на предприятии, короткая дистанция между собственниками или топ-менеджерами и руководителем ИТ-службы (когда ИТ-службе неясны общие цели развития бизнеса, обеспечить согласованность бизнес- и ИТ-планов невозможно);

4) объем инвестиций в ИТ, соответствующий масштабу задач;

5) предприятие должно развиваться стабильно (разработать ИТ-стратегию для стремительно растущей компании или компании, переживающей серьезные перемены, например смену собственника, невозможно).

Информация о работе ИТ-стратегия как часть бизнес-стратегии