Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:15, доклад
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Что такое электронные
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем
случае к ЭОР относят учебные
видеофильмы и звукозаписи, для
воспроизведения которых
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Иногда, чтобы выделить
данное подмножество ЭОР, их называют
цифровыми образовательными ресурсами
(ЦОР), подразумевая, что компьютер
использует цифровые способы записи/
Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.
Содержание
2. Чем отличаются ЭОР от
ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.
В ЭОР это можно
сделать гораздо комфортнее: указать
незнакомый термин и тут же получить
его определение в небольшом
дополнительном окне, или мгновенно
сменить содержимое экрана при указании
так называемого ключевого
В данном случае навигация
по тексту является нелинейной (вы просматриваете
фрагменты текста в произвольном
порядке, определяемом логической связностью
и собственным желанием). Такой
текстографический продукт
Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
Содержание
3. А что такое мультимедиа ЭОР?
Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).
То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.
Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.
Степень адекватности
представления фрагмента
Содержание
4. Виртуальная реальность – это стереокино?
Замечательный вопрос, ответ на него очень короткий: нет. И такой ответ заставляет задуматься о главном отличии компьютерных продуктов – интерактивности.
В кино можно «обмануть»
зрение и слух, но мы все равно
понимаем условность происходящего. Причина
в том, что в кино всё заранее
определено, а в реальном мире мы
можем взаимодействовать с
Например, в зале
музея можно подойти к
С помощью компьютера все эти и многие другие действия можно имитировать, а на дисплее отображать те же результаты действий человека, что и в реальной действительности.
Вот тогда можно говорить о виртуальной реальности – адекватном представлении фрагмента реального мира.
Содержание
5. Интерактивность – это
Совершенно верно, перевод английского interactive – взаимодействие.
Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.
Достаточно часто используют словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением «мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.
Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.
Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.
Поэтому вместо текстового
фрагмента с информацией по тому
или иному учебному предмету необходим
интерактивный электронный
Таким образом, интерактив
является главным педагогическим инструментом
электронных образовательных
Содержание
6. Какие новые педагогические
инструменты используются в
Всего их пять:
Об интерактиве
и мультимедиа мы уже говорили.
Если к ним добавить еще моделинг
– имитационное моделирование с
аудиовизуальным отражением изменений
сущности, вида, качеств объектов и
процессов, то электронный образовательный
ресурс вместо описания в символьных
абстракциях сможет дать адекватное
представление фрагмента
Мультимедиа обеспечит
реалистичное представление объектов
и процессов, интерактив даст возможность
воздействия и получения
Четвертый инструмент
– коммуникативность – это
возможность непосредственного
общения, оперативность представления
информации, удаленный контроль состояния
процесса. С точки зрения ЭОР это,
прежде всего, возможность быстрого
доступа к образовательным
Наконец, пятый
новый педагогический инструмент –
производительность пользователя. Благодаря
автоматизации нетворческих, рутинных
операций поиска необходимой информации
творческий компонент и, соответственно,
эффективность учебной
Содержание
7. Что такое ЭОР нового
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
В самом простом
изложении это электронные
Первая проблема
заключалась в том, что ЭОР, распространяемые
в Интернете, были преимущественно
текстографическими. Очевидно, что
электронная копия учебника школьнику
пользы не принесет, а работа со многими
информационными источниками
Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).
Понятно, что для
решения этих задач требуются
ЭОР с интерактивным
В ЭОР нового поколения
проблема сетевого доступа к
Вторая технологическая
проблема тесно связана с решением
первой. До настоящего времени интерактивные
мультимедиа продукты выпускались
на компакт-дисках, при этом каждый
производитель использовал
ЭОР нового поколения
(ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые
разными производителями в
Для учащихся и
учителей это означает, что сегодня
и в перспективе для
Третья проблема
характерна именно для образования.
Уже много лет декларируется,
что компьютер обеспечит
Действительно, необходимость
по-разному подходить к
В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.