Электронные образовательные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:15, доклад

Описание работы

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Файлы: 1 файл

Что такое электронные образовательные ресурсы.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

Разумеется, рассмотренная  модель имеет множество частных  случаев. Например, компьютерный контроль на базе К-модулей можно провести в классе (во избежание сомнений в персонализации результатов).

На первом этапе  изучения И-модулей можно проводить  занятия также в компьютерном классе под наблюдением преподавателя. При этом сокращение временных затрат по сравнению с устным изложением будет вполне ощутимо хотя бы потому, что произнесение текста объёмом  в 2000 знаков (2 Кбайт) требует нескольких минут, а в аудиовизуальных форматах та же информация передаётся и усваивается  за десятки секунд.

Наконец, хорошо известно, что ни один учитель не посоветует учебник, не просмотрев его предварительно сам. Такого подхода вполне вероятно ожидать и в отношении электронных  образовательных ресурсов. Однако, главная надежда – на творческий подход учителя, который самостоятельно опробует различные варианты и в  итоге сам решит – при каких  условиях он недостаточно активен и  востребован в классе. Тогда разумно  перенести соответствующую учебную  работу в разряд самостоятельной.

*** По Ю.В. Громыко известно четыре метапредмета: знак; знание; задача; проблема.

Содержание

22. Можно подробнее про домашнее  задание?

Мы привыкли к школьному дневнику, в него записывают домашние задания, ставят оценки и взывают  к родителям. При использовании  ЭОР аналогом традиционного дневника школьника может служить персональный электронный носитель (Flash-накопитель, CD-R и др.) В качестве домашнего  задания в «электронный дневник» записываются (разумеется, с помощью  компьютера) необходимые электронные  учебные модули.

Если компьютер, который будет использоваться при  выполнении домашнего задания, подключён  к Сети, на носитель записываются только имена заданных ЭУМ, в противном  случае скачиваются сами И, П, К-модули.

В процессе выполнения домашнего задания школьник:

  • изучает И-модуль. При этом есть серьёзные основания надеяться на качественное усвоение информации, добываемой в активно-деятельностной форме, поступающей как зрительным, так и слуховым каналами и в оптимальном темпе;
  • выполняет практическое задание (усвоение способа решения новой вычислительной задачи, проведение эксперимента в виртуальной лаборатории и т.д.);
  • проводит самоаттестацию.

Важно отметить, что  результаты работы со всеми тремя  ЭУМ записываются на тот же носитель – «электронный дневник»: время  работы с каждым модулем, результаты практикума, полученные в К-модуле оценки и другие параметры в соответствии с международной спецификацией SCORM RTE.

Может возникнуть вопрос доверия: сам ли учащийся выполнял задание, его ли оценки в «дневнике»? Нам кажется, что существует принципиальная разница при выполнении традиционного  и инновационного домашних заданий. Одно дело попросить у отличника  тетрадку – списать, совсем другое – уговорить его провести значительное время у компьютера для получения  всех необходимых записей на персональном носителе. Похоже, учиться дважды он не захочет, лучше пойти потусоваться со сверстниками.

Результаты самостоятельной  учебной работы учащийся приносит на следующий день в школу. Одно подключение  «электронного дневника» к любому школьному компьютеру, и все данные уже в электронном «классном  журнале». К началу урока у учителя  имеется полная картина «фронтального  опроса». Мы используем традиционные термины  в кавычках, поскольку у электронных  аналогов возможности по объёму, обработке  и анализу получаемых данных безмерно больше.

И последнее замечание. В условиях хорошо развитой Сети (глобальной/локальной) носитель не потребуется. И задание, и результаты его выполнения, равно  как и контент ЭУМ, передаются с помощью телекоммуникаций.

Содержание

23. Сколько будет предметов?

Вот это  интересный вопрос и ответ на него стоит начать издалека.

Существует известный  научный принцип: «Сначала анализ, затем  – синтез». Для того чтобы построить  систему знаний об окружающем мире, людям пришлось разделить его  на предметные области: физика, химия, биология и т.д. Именно таким, попредметным описанием окружающего мы пользуемся до сих пор. Хотя уже существует «физическая  химия» и другие межпредметные науки. А разве при решении физических задач мы не пользуемся математическими  знаниями?

На самом деле решение любой практической задачи в реальной жизни всегда требует  привлечения знаний из нескольких предметных областей. Это тот самый «синтез», определённый всеобщим научным принципом  в качестве второго этапа познания. Поэтому не случайно в педагогике серьёзно рассматривается проблема межпредметных связей. А как подойти  к решению этой проблемы в школе, где раздельное изучение предметов  является одним из основополагающих принципов?

Примерно 60 лет  назад появился первый компьютер. Всего  около 20 лет назад появились первые электронные образовательные ресурсы (заметим, печатной книге – около 500 лет). Сегодня мы уже говорим  о высокоинтерактивном, мультимедийно-насыщенном электронном контенте, способном  адекватно представить фрагмент реальной или воображаемой действительности.

Если справедливо  утверждение о спиральном характере  развития, то на новом уровне мы возвращаемся к целостному представлению мира. Действительно, если для изучения (анализа, исследования) с помощью электронного образовательного ресурса с достаточной  точностью представляется фрагмент реального мира, то такая учебная  задача не может не быть межпредметной, а говоря точнее, работа в подобной среде метапредметна.

И хотя сегодня  для простоты понимания мы говорим  об открытой образовательной модульной  мультимедиа системе, посвящённой  определённой предметной области, ясно, что лучшие модули этой системы на самом деле уже имеют признаки метапредметности.

Развитие вариативов ЭУМ будет происходить в направлении  повышения уровня интерактивности, качества мультимедиа представления  объектов и процессов, расширения моделинговой поддержки. Говоря коротко – в  направлении повышения адекватности представления фрагментов реального  или воображаемого мира. Решение  учебных задач в такой среде  будет серьёзно приближено к условиям реальной жизни. Исследование фрагмента  виртуальной реальности трудно будет  отнести к какой-либо одной предметной области. Получается, что задуматься об изменении одного из основополагающих принципов обучения – разделение знаний по предметным областям – стоит  уже сегодня.

А отвечая сегодняшнему школьнику на поставленный вопрос, можно сказать: «Как в фильме «Матрица»  пока не получится, но уже в обозримом  будущем количество наименований школьных предметов может измениться».

Содержание

24. А если компьютеров мало?

Прежде  всего, нужно уточнить: «Мало где  – в школе или дома?».

Если речь идёт о школе, то предложение об использовании  ЭОР нового поколения преимущественно  при выполнении домашних заданий  в значительной степени снижает  остроту проблемы.

Что касается домашних компьютеров (с учётом Интернет-кафе, использования школьного парка  во внеурочное время и т.д.), то количество их уже недалеко от желаемого.

В 90-е годы прошлого века на перекрёстках дорог, в печати, по радио и телевидению настойчиво звучал призыв: «Купите ребёнку компьютер, и с образованием у него всё  будет хорошо!». Многие купили, и  ничего не произошло. Через некоторое  время – новый лозунг: «Подключите  домашний компьютер к Интернету, и все проблемы учёбы будут  решены!». Подключили, и снова ничего не случилось.

Проблема, конечно, заключалась в отсутствии соответствующих  ЭОР. Школьник играл в компьютерные игры, развлекался на чатах и форумах  и… всё это только отвлекало от учёбы. Однако польза следования рекламным  призывам всё же имеется: количество домашних компьютеров и IT-подготовка российских школьников сегодня достаточно высоки. Задача теперь заключается  в эффективном использовании  этого потенциала, разумном разделении функций школьных и домашних машин.

Понятно, что в  каждом городе, селе, в каждой школе  имеются свои особенности и возможности, но устраняться от решения проблем  информатизации, ссылаясь на недостаток компьютеров или отсутствие Интернета, теперь уже сложно. Уместно вспомнить  выступление директора сельской школы при обсуждении первой федеральной  программы информатизации (ФЦП РЕОИС, 2001-2005): «Объясните внятно и предметно, зачем мне в школе нужны  компьютеры, и я найду способ их приобрести!». Надеемся, появление ЭОР  нового поколения будет способствовать пониманию.

В США в 2006-2007 гг. сформирован проект, который американцы назвали «Школа 2». В рамках этого  проекта действительно у каждого  школьника предполагается индивидуальный компьютер. Но какие это компьютеры? Мобильные, типа «ноутбук», которыми учащиеся пользуются и в школе, и дома. При  этом особое внимание уделяется учебному контенту, который должен «обеспечить  активное обучение в интерактивных  аудиовизуальных форматах». Более  того, разработан новый вариант национальных стандартов NETS∙S (National Educational Technology Standards for Students), который ёмко характеризовал один из руководителей разработок: «Первый набор стандартов был  об обучении использованию информационных технологий. Новые стандарты о  том, как использовать информационные технологии для обучения».

А у нас «компьютеров мало»?

Содержание

25. Чему должен научиться учитель?

Для начала – совсем немногому. Дело в том, что  чем сложнее программное обеспечение, тем легче с ним работать. По большому счёту, научиться включать компьютер и управляться с  «мышкой» можно за несколько минут. И это очень многие педагоги давно  уже умеют. Для них не составит труда выйти в Интернет или  скачать ЭУМ ОМС с диска. Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача будет состоять в разумном использовании ЭОР с пользой  для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого ученика.

Учителям, пока ещё  не имеющим опыта работы с компьютером, нужно постараться объяснить, что  «догнать» своих продвинутых  коллег не сложнее, чем научиться  обращаться с телевизором. Да, с компьютером  много чего можно делать, но нас  интересует пока весьма узкая область  применения. Есть ещё одна простая  возможность старта: предложить своим  ученикам выполнить домашнее задание  с использованием ЭОР. Стоит только начать разбираться – то ли и  так ли они сделали, и Вы окунётесь  в совершенно другую среду, которая  очень скоро станет понятной и  комфортной.

Создатели ЭОР нового поколения спланировали свою работу так, чтобы вовремя быть готовыми к ответу на созревшие запросы  пользователей.

На первом этапе  предполагается, что учащиеся и педагоги будут в основном знакомиться  с ЭОР нового поколения, проводить  опытную эксплуатацию отдельных  ЭУМ.

На втором этапе, скорее всего, проявится интерес  к построению авторских учебных  курсов. Для облегчения этой работы готовится специальное инструментальное программное средство – менеджер курсов. Параллельно все усилия по созданию ЭОР нового поколения будут  сосредоточены на разработке вариативов ЭУМ.

На третьем этапе  встанет вопрос о параметрах, отражающих результаты работы учащегося с ЭУМ, их получении, обработке и представлению  сводных данных. Эти функции будут  поручены ещё одному специализированному  программному средству – подсистеме учёта учебных достижений.

С другой стороны, разработчикам ОМС по предметам  очень важно мнение, замечания  и предложения, которые возникнут  у педагогов и учащихся в процессе опытной эксплуатации ЭОР нового поколения.

Так что всем пользователям  ещё будет что осваивать, а  разработчикам ЭОР – чему научиться  у конечных пользователей.

Мы надеемся, что  совместная работа создателей ЭОР с  педагогическим сообществом, учащимися, родителями, администрацией образовательных  учреждений будет плодотворной и  принесёт значительную пользу российскому  образованию.

Содержание

Об авторах

На вопросы  отвечал Александр Васильевич Осин – Генеральный директор Республиканского мультимедиа центра Рособразования. Активное участие в формировании вопросов и обсуждении ответов принимал Исаак Иосифович Калина - Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Автор и руководитель коллектива разработчиков ОМС А.В. Осин вместе с коллегами готов  отвечать и на другие ваши вопросы:

тел.: +7(495) 917-54-34; +7(495) 917-23-37

факс: (495) 917 3755

e-mail: mmedia@rnmc.ru; osin@rnmc.ru

ФГНУ "Республиканский  мультимедиа центр"

Россия, 109028, Москва,

Б. Трёхсвятительский  пер., 1-3/2, стр.8

www.rnmc.ru


Информация о работе Электронные образовательные ресурсы