Электронные образовательные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:15, доклад

Описание работы

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Файлы: 1 файл

Что такое электронные образовательные ресурсы.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

В ЭОР нового поколения  проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для  учащихся также решена.

Содержание

8. Как устроено содержание открытых  образовательных модульных мультимедиа  систем (ОМС)?

По каждому  учебному предмету организован соответствующий  ресурс – открытая образовательная  модульная мультимедиа система. Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д.

В соответствии с  программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и  т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Закон Ома», ТЭ «Теорема Пифагора», ТЭ «Деление клетки» и т.д.

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • модуль получения информации (И-тип);
  • модуль практических занятий (П-тип);
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

При этом каждый ЭУМ  автономен, представляет собой законченный  интерактивный

мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный  учебный продукт объёмом несколько  Мбайт, так что получение его  по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для  узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.

Для каждого ЭУМ  разрабатываются (и будут разрабатываться  постоянно) аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.

В итоге структура  совокупного контента ОМС по предмету имеет следующий вид:

В отличие от всех известных учебных материалов, совокупный контент ОМС трёхмерен, поэтому  новое понятие «вариативы» стоит  рассмотреть подробнее на примерах.

Вариатив И-модуля может дать тот же материал, но в  другом изложении, более понятном и  комфортном для данного пользователя. Вариатив также может отличаться глубиной представления материала. Тогда можно выбирать И-модули в  соответствии с программируемым  в данном образовательном учреждении уровнем знаний по предмету или подобрать  вариативы ЭУМ, исходя из уровня подготовленности и способностей конкретного учащегося. Аналог из опыта образования –  просмотр множества книг по предметной области, выбор отдельных фрагментов и составление из них собственного (авторского) учебного курса.

Традиционных аналогов для вариативов П и К-типов, пожалуй, найдётся немного. Трудно себе представить, что педагог имеет возможность  изучить, например, множество экспериментальных  установок и отобрать в школу  лучшие. Для этого надо объехать полмира и иметь неограниченные финансовые возможности.

Ещё сложнее с  модулями контроля (аттестации). До сих  пор компьютерный контроль сводился преимущественно к тестированию. Тесты, конечно, технологичны, но этот вариант аттестации, бесспорно, хуже, чем очная встреча с преподавателем.

А нам нужно, чтобы  было лучше. Лучше, и это скажет любой  экзаменатор, когда вместо запоминания  фактов и стандартных действий проверяется  понимание предмета, ещё лучше, когда  можно оценить знания, умения, навыки в комплексе, да ещё хорошо бы при  наличии межпредметных связей. Иными  словами, требуется обеспечить решение  практической задачи в условиях, приближенных к реальным.

Понятно, что для  создателей интерактивных мультимедийных ЭУМ, адекватно отражающих фрагмент реального или воображаемого  мира, открывается «непаханое поле».

И в качестве первых шагов по целине определим, что вариативы  ЭУМ могут отличаться друг от друга:

  • глубиной представления материала (например, соотношением постулатов и объяснений/доказательств)
  • методикой (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний)
  • характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере)
  • технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд)
  • наличием специальных возможностей (например, для слабо слышащих/видящих)
  • способом достижения учебной цели (например, другим вариантом доказательства теоремы Пифагора или иным содержанием лабораторной работы).

Содержание

9. Какими преимуществами обладают  ОМС?

К основным преимуществам открытых образовательных  модульных мультимедиа систем относятся:

  • отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе – узкополосных;
  • возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету;
  • неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Исключительно важным свойством разработанной архитектуры  является её открытость. Это относится, прежде всего, к совокупному контенту ОМС, открытому для расширений как  по оси тематических элементов (например, открыты новые знания по предмету), так и по оси вариативов (например, родилась новая методическая идея или  появилась более эффективная  мультимедиа технология для представления  учебных объектов).

Не менее важным свойством является открытость электронных  учебных модулей для изменений, дополнений, полной модернизации. Действительно, Java script и XML являются интерпретируемыми  языками, так что в распоряжении любого пользователя ЭУМ находится  исходный текст его сценария. Script можно изменить, дополнить или  использовать в качестве шаблона  для создания ЭУМ с совершенно иным контентом.

Наконец, клиентское программное обеспечение ОМС  само построено по модульному принципу, позволяющему неограниченно расширять, например, возможности плеера.

В целом архитектура  «клиент – сервер» определяет возможность многоплатформенного  использования системы. При этом переход на другую платформу (например, от Windows к Linux) не требует никаких  изменений в электронных учебных  модулях. К иной платформе адаптируется только плеер.

В сумме указанные  преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения  и эффективного использования в  учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают  перспективы реализации новых образовательных  технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС  позволяет определить её как ЭОР  нового поколения.

Содержание

10. Как можно построить авторский  учебный курс и индивидуальную  образовательную траекторию?

Для этого  и придуманы вариативы электронных  учебных модулей. Изучая совокупный контент открытой образовательной  модульной мультимедиа системы, пользователь для каждого тематического  элемента может выбрать наиболее подходящие с его точки зрения модули изучения информации (И), практических занятий (П) и контроля (К).

Например, И-модуль может быть выбран по глубине изложения  материала, в группе П-модулей можно  выбрать лабораторную работу или  решение задач по теме, среди К-модулей  можно выбрать либо простой тест, либо практическое задание, выполняемое  на виртуальном тренажёре.

При этом важно  понимать, что совокупный контент  ЭОР нового поколения непрерывно расширяется, и если нет комфортного  для Вас варианта ЭУМ сегодня, то будет завтра. А если нет возможности  или желания ждать? Тогда, вспомнив, что все ЭУМ открыты для  пользователя, можно изменить существующий или собрать новый электронный  учебный модуль самостоятельно.

Таким образом, шаг  за шагом (по тематическим элементам) преподаватель  может выстроить авторский вариант  учебного курса по предмету.

«Обкатав» свой вариант  курса, преподаватель может перейти  к его расширению, добавляя вариативы  И, П, К-модулей для каждого тематического  элемента. Понятно, что это делается с прицелом на группы слабых, средних  и сильных учеников; задания для  них дифференцируются, и это первый шаг к индивидуальной образовательной  траектории. В предельном случае такая  траектория составляется для каждого  ученика, причём сделать это может  уже и сам учащийся.

Содержание

11. Можно ли изменить электронный  учебный модуль?

Мы уже  отмечали, что все ЭУМ открыты  для пользователя. При этом уровень  вносимых изменений определяется только IT-возможностями и имеющимися в  распоряжении материалами.

ЭУМ упакован в  широко распространённом формате ZIP. Если раскрыть ZIP-контейнер, мы увидим четыре папки: для элементов контента, сценария (script), моделеров и метаданных ЭУМ.

Самый простой способ модернизации ЭУМ - замена всех или  некоторых мультимедиа файлов в  папке элементов контента с сохранением  их имён и форматов. Таким образом  можно изменить содержание ЭУМ вплоть до смены предметной области. Однако структура контента и методы организации  интерактива сохранятся от прототипа.

Если имеются  знания Java script и XML, то можно вмешаться  в сценарий ЭУМ. В этом случае у  Вас получится уже совершенно другой электронный учебный модуль. Тогда стоит внести изменения  и в метаданные, хотя бы в разделах предметной области и авторов  нового ЭУМ.

Наконец, если позволяют  возможности, можно изготовить ЭУМ  «с нуля» - структура и спецификации ЭУМ опубликованы, а плеер –  стандартный, единый для всех.

Содержание

12. Как можно получить электронные  учебные модули?

Центральным хранилищем электронных образовательных  ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных  ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР  в Интернет:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах  ФЦИОР нет!)

Доступ из школ и получение любых электронных  учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если Вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите  только за соответствующий трафик (объем  одного ЭУМ – от 100 К до 10 Мбайт, в зависимости от качества мультимедиа  и уровня интерактивности).

ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких  дисках (HDD) и др.

Хранилище избранных  ЭУМ можно организовать на любом  компьютере: сервере глобальной или  локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно  через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого  носителя.

Важно только помнить, что для использования ЭУМ  на данном компьютере нужно еще загрузить  специальное программное обеспечение  пользователя – клиентскую часть  программной среды ОМС.

Содержание

13. Как установить программное  обеспечение пользователя ЭОР  нового поколения?

Программное обеспечение пользователя ЭОР нового поколения – клиентская часть  операционной среды ОМС включает плеер, органайзер и типовые мультимедиа  приложения, объединенные в одном  инсталляционном пакете (порядка 10 Мбайт), размещенном во ФЦИОР, других федеральных серверах или на перемещаемом носителе.

Плеер воспроизводит  ЭУМ в интерактивных аудиовизуальных  форматах. Органайзер организует и  эксплуатирует на данном компьютере локальное хранилище избранных  пользователем ЭУМ. Он также позволяет  загружать ЭУМ в локальное  хранилище с перемещаемых носителей  или через Интернет в фоновом  режиме. Если первые обращения и  загрузки с сетевых серверов пользователь производит с помощью одного из стандартных  броузеров, то в дальнейшем он может  воспользоваться преимуществами специализированного  органайзера.

Важным вопросом при воспроизведении ЭУМ является наличие необходимого мультимедиа  оборудования компьютера и соответствующего программного обеспечения. Мы ведь говорим  об ЭОР нового поколения – высокоинтерактивных, мультимедийно насыщенных продуктах, которые не удастся воспроизвести  обычным Интернет-броузером. Более  того, в процессе воспроизведения  ЭУМ специализированному плееру могут потребоваться стандартные  аудио и видео кодеки из состава Windows, мультимедиа-приложения Flash, Quick Time, Java и др. Далеко не всегда эти программы  устанавливаются, например, на офисных  компьютерах – они там не нужны.

Инсталляционный пакет  ПО пользователя ЭОР нового поколения  организован так, чтобы максимально  упростить решение задачи полной комплектации аппаратно-программного комплекса пользователя:

  • первым этапом инсталляции является проверка аппаратной и программной комплектации. Если, например, отсутствует звуковая карта, мала оперативная память и т.д. – инсталлятор выдает соответствующие сообщения; если не установлены или устарели типовые мультимедиа- приложения, это также отражается в таблице сообщений.
  • на втором этапе распаковываются и устанавливаются плеер и органайзер ОМС, организуется локальное хранилище ЭУМ.
  • на третьем этапе инсталлятор предлагает установить недостающие мультимедиа-приложения. Большинство из них включено в инсталляционный пакет. Исключением является только Quick Time и Java – производители предоставляют эти программы бесплатно, но требуют обращаться за ними каждому пользователю лично. Поэтому в данном случае инсталлятор предлагает точную ссылку на сайт производителя – взять и установить нужное пользователь должен сам.

Информация о работе Электронные образовательные ресурсы