Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:15, доклад
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.
Содержание
8. Как устроено содержание
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д.
В соответствии с
программой обучения весь школьный курс
по предмету разбит на разделы, темы и
т.д. Минимальной структурной
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный
мультимедиа продукт,
нацеленный на решение определенной
учебной задачи. Иными словами, каждый
ЭУМ – это самостоятельный
учебный продукт объёмом
Для каждого ЭУМ разрабатываются (и будут разрабатываться постоянно) аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
В итоге структура совокупного контента ОМС по предмету имеет следующий вид:
В отличие от всех
известных учебных материалов, совокупный
контент ОМС трёхмерен, поэтому
новое понятие «вариативы»
Вариатив И-модуля может дать тот же материал, но в другом изложении, более понятном и комфортном для данного пользователя. Вариатив также может отличаться глубиной представления материала. Тогда можно выбирать И-модули в соответствии с программируемым в данном образовательном учреждении уровнем знаний по предмету или подобрать вариативы ЭУМ, исходя из уровня подготовленности и способностей конкретного учащегося. Аналог из опыта образования – просмотр множества книг по предметной области, выбор отдельных фрагментов и составление из них собственного (авторского) учебного курса.
Традиционных аналогов для вариативов П и К-типов, пожалуй, найдётся немного. Трудно себе представить, что педагог имеет возможность изучить, например, множество экспериментальных установок и отобрать в школу лучшие. Для этого надо объехать полмира и иметь неограниченные финансовые возможности.
Ещё сложнее с
модулями контроля (аттестации). До сих
пор компьютерный контроль сводился
преимущественно к
А нам нужно, чтобы было лучше. Лучше, и это скажет любой экзаменатор, когда вместо запоминания фактов и стандартных действий проверяется понимание предмета, ещё лучше, когда можно оценить знания, умения, навыки в комплексе, да ещё хорошо бы при наличии межпредметных связей. Иными словами, требуется обеспечить решение практической задачи в условиях, приближенных к реальным.
Понятно, что для создателей интерактивных мультимедийных ЭУМ, адекватно отражающих фрагмент реального или воображаемого мира, открывается «непаханое поле».
И в качестве первых шагов по целине определим, что вариативы ЭУМ могут отличаться друг от друга:
Содержание
9. Какими преимуществами
К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:
Исключительно важным
свойством разработанной
Не менее важным свойством является открытость электронных учебных модулей для изменений, дополнений, полной модернизации. Действительно, Java script и XML являются интерпретируемыми языками, так что в распоряжении любого пользователя ЭУМ находится исходный текст его сценария. Script можно изменить, дополнить или использовать в качестве шаблона для создания ЭУМ с совершенно иным контентом.
Наконец, клиентское программное обеспечение ОМС само построено по модульному принципу, позволяющему неограниченно расширять, например, возможности плеера.
В целом архитектура
«клиент – сервер» определяет
возможность
В сумме указанные
преимущества ОМС обеспечивают качество
ЭОР, необходимое для широкого внедрения
и эффективного использования в
учебном процессе за счет развития
активно-деятельных форм обучения, открывают
перспективы реализации новых образовательных
технологий, новых форм аудиторной
и самостоятельной учебной
Содержание
10. Как можно построить авторский учебный курс и индивидуальную образовательную траекторию?
Для этого
и придуманы вариативы
Например, И-модуль может быть выбран по глубине изложения материала, в группе П-модулей можно выбрать лабораторную работу или решение задач по теме, среди К-модулей можно выбрать либо простой тест, либо практическое задание, выполняемое на виртуальном тренажёре.
При этом важно понимать, что совокупный контент ЭОР нового поколения непрерывно расширяется, и если нет комфортного для Вас варианта ЭУМ сегодня, то будет завтра. А если нет возможности или желания ждать? Тогда, вспомнив, что все ЭУМ открыты для пользователя, можно изменить существующий или собрать новый электронный учебный модуль самостоятельно.
Таким образом, шаг
за шагом (по тематическим элементам) преподаватель
может выстроить авторский
«Обкатав» свой вариант
курса, преподаватель может перейти
к его расширению, добавляя вариативы
И, П, К-модулей для каждого
Содержание
11. Можно ли изменить электронный учебный модуль?
Мы уже отмечали, что все ЭУМ открыты для пользователя. При этом уровень вносимых изменений определяется только IT-возможностями и имеющимися в распоряжении материалами.
ЭУМ упакован в широко распространённом формате ZIP. Если раскрыть ZIP-контейнер, мы увидим четыре папки: для элементов контента, сценария (script), моделеров и метаданных ЭУМ.
Самый простой способ модернизации ЭУМ - замена всех или некоторых мультимедиа файлов в папке элементов контента с сохранением их имён и форматов. Таким образом можно изменить содержание ЭУМ вплоть до смены предметной области. Однако структура контента и методы организации интерактива сохранятся от прототипа.
Если имеются знания Java script и XML, то можно вмешаться в сценарий ЭУМ. В этом случае у Вас получится уже совершенно другой электронный учебный модуль. Тогда стоит внести изменения и в метаданные, хотя бы в разделах предметной области и авторов нового ЭУМ.
Наконец, если позволяют возможности, можно изготовить ЭУМ «с нуля» - структура и спецификации ЭУМ опубликованы, а плеер – стандартный, единый для всех.
Содержание
12. Как можно получить
Центральным
хранилищем электронных образовательных
ресурсов нового поколения является
Федеральный центр
Адреса ФЦИОР в Интернет:
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!)
Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если Вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите только за соответствующий трафик (объем одного ЭУМ – от 100 К до 10 Мбайт, в зависимости от качества мультимедиа и уровня интерактивности).
ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др.
Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.
Важно только помнить,
что для использования ЭУМ
на данном компьютере нужно еще загрузить
специальное программное
Содержание
13. Как установить программное обеспечение пользователя ЭОР нового поколения?
Программное обеспечение пользователя ЭОР нового поколения – клиентская часть операционной среды ОМС включает плеер, органайзер и типовые мультимедиа приложения, объединенные в одном инсталляционном пакете (порядка 10 Мбайт), размещенном во ФЦИОР, других федеральных серверах или на перемещаемом носителе.
Плеер воспроизводит
ЭУМ в интерактивных
Важным вопросом
при воспроизведении ЭУМ
Инсталляционный пакет ПО пользователя ЭОР нового поколения организован так, чтобы максимально упростить решение задачи полной комплектации аппаратно-программного комплекса пользователя: