Электронные образовательные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:15, доклад

Описание работы

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Файлы: 1 файл

Что такое электронные образовательные ресурсы.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

После успешного  завершения трех этапов инсталляции  компьютер готов к загрузке и  использованию электронных учебных  модулей открытых образовательных  модульных мультимедиа систем –  электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Содержание

14. Какой должен быть компьютер?

Самый простой  ответ: компьютер для воспроизведения  ЭОР нового поколения должен быть мультимедийным, выпущенным не раньше 2003 года.

Если говорить подробнее, то минимальные системные требования следующие:

  • Операционная система* Windows 2000 или XP;
  • Тактовая частота процессора не ниже 1 ГГц;
  • Объем оперативной памяти не менее 256 Мбайт;
  • Видеокарта должна включать видеопамять не менее 64 Мбайт;
  • Разрешение экрана не ниже 1024х768;
  • Наличие звуковой подсистемы (звуковая карта с динамиками или наушниками).

Для загрузки ЭУМ  необходимо подключение компьютера к Интернет, или наличие CD-дисковода, или возможность подключения Flash-накопителя, внешнего Hard Disk Drive и т.д.

Понятно, что ЭОР  НП на сегодня самые «требовательные» ресурсы, для всех других видов ЭОР  перечисленные требования заведомого достаточны.

* Можно использовать последние версии Windows, Например, Vista 32, но тогда требования к производительности и памяти компьютера резко возрастают.

Содержание

15. Каковы инновационные качества  ЭОР? 

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения  эффективности и качества образования  можно лишь при условии, что новые  учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным  качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех  компонентов образовательного процесса:

  • получение информации;
  • практические занятия;
  • аттестация (контроль учебных достижений).

Заметим, что книга  обеспечивает только получение информации.

2. Интерактивность,  которая обеспечивает резкое  расширение возможностей самостоятельной  учебной работы за счет использования  активно-деятельностных форм обучения.

Чтобы убедиться  в этом, достаточно сравнить два  типа домашних заданий: получить из книги  описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить  виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с  возможностью воздействовать на изучаемые  объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и  т.д.

3. Возможность более  полноценного обучения вне аудитории.

Акцент на полноценность  не случаен. Речь идет не о поиске и  получении текстовой информации из удаленных источников. В конце  концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не минуты, а месяцы, на образовательных результатах  это не сказывалось.

Полноценность в  данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге  – вне учебной аудитории) таких  видов учебной деятельности, которые  раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий  контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной  работы удаленных пользователей.

Хороший электронный  образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря  использованию новых педагогических инструментов, о которых говорилось выше.

Содержание

16. Что будет с книгой?

Ничего  особенного, книгу никто не отменял.

Во-первых, полиграфическое  издание обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических  средств воспроизведения, удобно в  использовании в любом месте  и в любое время, имеет, что  немаловажно, 500-летнюю традицию применения.

Во-вторых, наши знания об окружающем мире можно разделить  на три основных множества: объекты, процессы, абстракции. Последнее непосредственно  связано с человеческим мышлением. Математика и философия, экономика  и политика, науки о материи  и Вселенной в значительной части  опираются на абстрактное мышление.

Носителем абстракций может быть только текст, сам являющийся комбинацией символьных абстракций. Кроме того, текст - универсальное, достаточно простое и оперативное средство описания элементов всех указанных  множеств (хотя, за универсальность, как  всегда, приходится расплачиваться, в  данном случае – большими размерами  и сложностью усвоения описаний).

Все это в совокупности дает основания рассматривать текст  в качестве непреходящей ценности. Другое дело, что носителем его  не обязательно будет бумага –  уже существуют плоские гибкие жидкокристаллические экраны. Но вопрос о технологической  конвергенции книги и компьютера – это уже о другом.

Содержание

17. Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде  всего – возможность действительно  научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться  играть в футбол. Существует немалое  количество книг по этому вопросу. Как  Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация –  соревнования.

Тогда почему мы хотим  получить современного, готового ориентироваться  в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно  информацию?

Как известно, учебная  работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего  задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные  ресурсы позволяют выполнить  дома значительно более полноценные  практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного  эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение  информации. Одно дело – изучать  текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть  их и исследовать в интерактивном  режиме. Наиболее очевидны новые возможности  при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская  пословица гласит:

«Расскажи мне, и  я забуду,

Покажи мне, и  я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные  слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной  учебной работы.

Содержание

18. Тогда можно не ходить в  школу?

Ничего  подобного!

Во-первых, нужно  отчетливо понимать, что возможности  ЭОР и учителя сегодня и  в обозримом будущем несравнимы. Говоря языком информатики, учитель  – это «экспертная система»: может  ответить (почти) на любой вопрос, в  том числе – неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного ученика. Во-вторых, компьютер даже не претендует на роль педагога – воспитателя, носителя культуры.

Можно привести ещё  множество аргументов, свидетельствующих  о бесценной роли Учителя в  образовательном процессе. Другое дело, что в современных условиях, когда  приходится учиться всю жизнь, трудно представить, сколько бы понадобилось учителей, если бы не компьютер, резко  расширивший возможности самостоятельной  учебной работы.

В-третьих, только в школе можно «пощупать» реальную лабораторную установку, провести живое  коллективное обсуждение проблемы –  ценность «мозгового штурма» не зависит  от уровня информатизации.

Наконец, школа  – это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения  в коллективе, адаптация в определенной социальной среде.

Содержание

19. Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит  привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области  формулирует ответ так:

    • конспекты не писать;
    • сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
    • экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
    • решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
    • вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что  с подготовленным учеником гораздо  интереснее и эффективнее работать.

Однако не все  так просто. Прогрессивный педагог  скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя  трудным путем проб и ошибок.

** Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.

Содержание

20. Зачем нужны новые педагогические  технологии?

На самом  деле методики преподавания и соответствующие  технологии развиваются непрерывно, но в современных условиях назрели  существенные перемены, вызванные необходимостью решения остро актуальных задач.

Педагоги, методисты  говорят о проблемном подходе, деятельностных формах, компетентностях. Издатели придумывают  специальные рабочие тетради, учебно-методические комплекты и т.д. В целом у  нас, как и во всем мире, заменяют термин «обучение» (репродуктивное, в  центре которого – учитель, передающий свои знания) на «учение» (в центре которого – достаточно самостоятельный ученик).

В то же время, электронные  образовательные ресурсы, которые  вполне соответствуют парадигме  «учения», не очень-то приживаются в  классе. И дело не в недостатке школьных компьютеров, в развитых зарубежных странах их существенно больше, но результаты те же.

Проблема в том, что самое ценное для образования  время – время общения с  Учителем нельзя отнимать, занимая  работой с машиной. Никому ведь не приходит в голову весь урок читать учебник.

В традиционной схеме  урока преподаватель и сам  вынужден сокращать время общения (интерактива) с учащимися – необходим  хотя бы выборочный опрос и изложение  нового материала. В обоих случаях  превалирует одностороннее вещание.

Таким образом, первая задача новых педагогических технологий – увеличение времени общения  с учениками в классе. Иными  словами – рост творческого компонента в деятельности учителя, переход  от вещания к дискуссии.

Ключом к решению  первой задачи является перенос некоторых  традиционно аудиторных видов занятий  в сектор самостоятельной учебной  работы. И это – вторая задача новых педагогических технологий.

Содержание

21. Для чего нужно что-то изменять  на уроке?

Для того чтобы  увеличить образовательную и  воспитательную эффективность труда  преподавателя за счёт грамотного применения ЭОР в учебном процессе.

Попробуем привести модельный пример изменения педагогических технологий. Разумеется, в самых  общих чертах, поскольку разработка частных методик, опытная проверка основных положений ещё предстоит. При этом основная задача заключается  в том, чтобы педагогический корпус стал не просто сторонником, но создателем новых методик и технологий, способов и средств обучения.

Возьмём тематический элемент, который предстоит изучить. Заметьте, мы не оговариваем предметную область, поскольку есть серьёзные  основания предполагать, что компьютер (точнее, ЭОР), представляющий некоторый  фрагмент реального или воображаемого  мира, выполняет тем самым определённую функцию интеграции предметных областей, и учебная деятельность становится метапредметной***.

Представим следующую  технологическую последовательность:

  • новый материал начинаем изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей в качестве домашнего задания;
  • выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости – достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса имеем гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса;
  • вместо одностороннего изложения учебного материала организуем ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, формулируем общие выводы;
  • если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей.

В данном модельном  варианте урок проходит преимущественно  в форме активного общения. Понятно, что подобная творческая работа педагога требует соответствующей подготовки. Зато главные преимущества – повышение  эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции налицо.

Информация о работе Электронные образовательные ресурсы