Коммерческая информация и ее значение в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Коммерческая информация в наши дни является источником дохода для всех субъектов экономики. Ведь именно на ее основе в итоге принимаются ключевые решения, ведущие к заключению сделок, покупке или продаже предприятий, инвестиционным вложениям и так далее. Для принятия таких решений требуется именно она – информация.
Целью данной курсовой работы является характеристика всех аспектов коммерческой информации и роли, которую коммерческая информация играет в организации хозяйственной деятельности предприятий в Республике Беларусь в наши дни.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие коммерческой информации и ее значения 5
2. Классификация коммерческой информации и источники ее получения 7
3. Коммерческая тайна 22
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Коммерческая информация и ее значение в современных условиях [курсовая работа].docx

— 51.06 Кб (Скачать файл)

 

       Источники получения коммерческой информации 

      Главным источником получения коммерческой информации является комплексное изучение рынка путем проведения маркетинговых  исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так  и оценку возможностей торгового  предприятия.

      В целом же, как отмечалось выше, коммерческая информация может быть получена на основе первичных и вторичных данных.

      Первичные источники коммерческой информации содержат сведения, полученные из устных бесед со специалистами в процессе деловых контактов, переговоров, при заключении договоров, путем проведения опросов, интервью.

      Вторичные источники информации содержатся в основном в статистических, справочных, обзорных аналитических изданиях, документах, отчетах.

      К внутренним вторичным источникам получения коммерческой информации относятся данные статистической и бухгалтерской отчетности торгового предприятия, а также данные оперативного учета результатов коммерческой работы.

      Из  внутренних источников информации можно  получить сведения об общем объеме товарооборота, его структуре, динамике, объеме закупок, размере товарных запасов, товарооборачиваемости, размерах дебиторской  и кредиторской задолженности, выполнения договоров поставки, издержках обращения, рентабельности и др. На основании этой информации выявляются проблемы в коммерческой работе торгового предприятия, вырабатываются направления по ее совершенствованию.

      К внешним источникам вторичной информации относятся сведения об изменениях, происходящих на рынке товаров и услуг. К ним относятся данные государственной статистики; статистическая информация и результаты ее обработки, публикуемая министерствами и ведомствами; материалы обследования домашних хозяйств; периодической печати; платная информация коммерческих исследовательских организаций и др.

      Внешние источники информации дают сведения об изменениях, происходящих на рынке товаров и услуг. К ним относятся данные государственной статистики, периодической печати, консультации специалистов и организаций, специализирующихся на рыночных исследованиях, информация, полученная при специальных обследованиях, и др.

      Информацию о потребителях частично можно получить из государственной статистической отчетности (численность населения, половозрастной и социальный состав, состав семей, денежные доходы, структура денежных доходов и расходов, покупательная способность). Однако основным источником получения информации о потребителях является проведение специальных наблюдений, выборочных обследований, на основании которых можно выявить основные типы потребителей, мотивы их покупок и т. д.

      Можно выделить несколько этапов работы с  внешней информацией: оценку сведений, выявление их достоверности, точности; отбор наиболее ценных сведений; распространение  информации, передачу ее специалистам в кратчайшие сроки; накопление полезной информации и обеспечение возможности  получения ее в нужный момент заинтересованными  пользователями.

      Основными источниками информации о состоянии  рынка товаров и услуг являются: статистическая отчетность, данные статистики бюджетов, нормы и нормативы потребления, данные оперативного и бухгалтерского учета, материалы специальных обследований, опросов, наблюдений.

      Для того чтобы информация о рынке  была достаточно полной, своевременной  и точной, используются различные  методы ее получения.

      Для изучения рыночной ситуации применяются:

  • изучение данных статистической отчетности;
  • учет и анализ данных о динамике и структуре продажи и остатков по материалам инвентаризаций;
  • учет и анализ данных, полученных при изучении спроса населения;
  • изучение данных специально проводимых исследований (сплошные и выборочные обследования, опросы, интервью);
  • изучение данных экспертных оценок;
  • изучение материалов конъюнктурных совещаний;
  • изучение опыта работы конкурентов.

      Следует отметить, что существуют и незаконные методы получения коммерческой информации:

    • выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;
  • переманивание ведущих специалистов для получения интересующей информации;
  • подкуп сотрудников конкурента;
  • засылка агентов на фирму или в близкое окружение ведущих специалистов;
  • похищение материалов: чертежей, документов, образцов изделий;
  • негласный контроль за деловой корреспонденцией;
  • незаконное получение информации у государственных чиновников, имеющих интересующие сведения (например, таможенных и налоговых инспекторов) путем подкупа;
  • получение информации с использованием технических средств (контроль телефонных переговоров, установление подслушивающей аппаратуры и т.д.);
  • ложные переговоры якобы с целью приобретения лицензии и последующий отказ от договора после получения необходимой информации.

      Таким образом, коммерческая информация сегодня является важнейшим условием обеспечения хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

      Как было выяснено, существует довольно большое количество различных способов ее получения и анализа. Выбор оптимального из них определяется условиями хозяйственной деятельности компаний.

 

3. Коммерческая  тайна

 

      Институт  коммерческой тайны имеет давнюю историю, а коммерческие тайны едва ли не старше военных. Государственные  и коммерческие секреты, а следовательно, охота за ними, их добывание, возникли на заре человеческого общества, когда  появились государства, развивалась  торговля между ними. Заниматься коммерцией люди начали с древних времен, при  этом возникла конкуренция. Поскольку  факторы, влияющие на конкурентоспособность, могут приносить положительные  результаты лишь при условиях их сокрытия от соперников, конкурентная борьба предполагает сохранение в тайне сведений, овладение  которыми посторонними лицами могло  бы в значительной степени ослабить позиции предприятия на рынке  и даже нанести ему невосполнимый  экономический ущерб.

      В древние времена зародились и  тщательно охранялись производственные и коммерческие секреты. Из истории  известно об охоте за секретом производства изделий из фарфора. Ещё более  древним предметом охоты промышленных шпионов был шёлк. В средние  века получил развитие промышленный шпионаж в Европе - по добыванию  секретов цеховых объединений ремесленников. Принимались даже специальные законодательные  акты, ограждающие интересы цеховых  организаций. Так, в 1295 году в Берлине  специальным предписанием властей  запрещалось иностранцам работать на местных ткацких станках, дабы те "не узнали секретов производства".

      В своей повседневной деятельности коммерческое предприятие использует разнообразную  информацию, способствующую достижению победы в конкурентной борьбе. Часть  её представляет особую ценность, так  как определяет преимущество на рынке. Владение информацией, как уже говорилось выше, во все времена давало преимущества той стороне, которая располагала более точной и обширной информацией. Сегодня же экономические отношения во всём мире в целом характеризуются резким ростом стоимости информации, значительным увеличением её объёмов и превращением информационных ресурсов в полноценного участника гражданского товарооборота. В рыночной экономике информация является ценным товаром и подчиняется законам товарно-денежных отношений. Вследствие этого возрастает необходимость защиты информации как товара и объекта собственности от несанкционированных доступа и распространения.

      Коммерческая  тайна — преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, торговой, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Под коммерческой тайной понимают форму обеспечения безопасности наиболее важной коммерческой информации, предполагающую ограничение её распространения. В этом случае коммерческая информация рассматривается как сведения, связанные с производством, используемой технологией изготовления продукции, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия.

      Коммерческая тайна определяется непосредственно конкретным предприятием (организацией), является его собственностью и охраняется службой безопасности самого предприятия.

      С развитием рыночных отношений возрастает роль коммерческой информации. Она  становится товаром и средством  конкурентной борьбы. В связи с  этим изменяется отношение к ее защите. Предприятия начинают осознавать экономическую  целесообразность охраны своих коммерческих интересов.

      Законодательством Республики Беларусь установлено право  на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну предполагает определенные ограничения государственных возможностей вмешиваться в экономику.

      В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дается в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Советом Министров Республики Беларусь.

      Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, распоряжении и пользовании в  пределах, установленных собственником  и законодательством Республики Беларусь.

      В реальной ситуации коммерческая тайна  всегда выступает в форме коммерческих секретов.

      Коммерческие  секреты - форма проявления коммерческой тайны. Они представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящихся  к коммерческой тайне организации  и подлежащие защите со стороны службы безопасности этой организации.

      Носителем коммерческого секрета является лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия, а источниками закрытой коммерческой информации являются документы, схемы, технологии, образцы, изделия, ноу-хау.

      В условиях рыночного хозяйствования коммерческие секреты зачастую связаны  со стратегическими интересами организации, поэтому возникает необходимость  защищать их от недобросовестной конкуренции, включающей противоправные действия в  виде незаконного использования  торговой марки, подделки продукции  конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, промышленного шпионажа и  т.д.

      Сегодня, в условиях ужесточения конкуренции  успех предпринимательства, гарантия получения прибыли всё в большей  степени стали зависеть от сохранения в тайне секретов производства, опирающихся  на интеллектуальный потенциал и  конкретную технологию. Вполне очевидно, что любое преимущество, элемент  конкурентоспособности может быть представлен в виде набора некоторых сведений, неограниченное и несанкционированное распространение которых может свести этот приоритет к нулю.

      Защита  сведений, составляющих коммерческую тайну, осуществляется с целью предотвращения возможных попыток неправомерного получения сведений, её составляющих, со стороны организаций и отдельных  лиц, недопущения их разглашения, включает в себя организацию эффективного контроля за персоналом предприятия. Защита организуется путем повсеместного  применения договорной системы отношений  с сотрудниками при их приёме на работу, изменении характера деятельности, а также при увольнении. Организуется специальное делопроизводство с  соответствующим учётом документальных носителей сведений, составляющих коммерческую тайну. Устанавливается ограничительный  порядок доступа к защищаемой информации, производится специальное  оборудование помещений и хранилищ.

      Незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну либо незаконное использование секретной информации лицами или организациями, не уполномоченными на это ее владельцами, называется промышленным шпионажем. Он может нанести довольно большой ущерб организациям в наше время — век информационных технологий.

      Объектом  промышленного шпионажа могут выступать  любые материальные объекты, содержащие коммерческую тайну организации: документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные  патенты, технические проекты, информация о ценах, контрактах, поставщиках, маркетинговых  исследованиях и иные представляющие предпринимательский интерес сведения.

      Экономический шпионаж как сфера тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию  ценной конфиденциальной информации охватывает все сферы рыночной экономики. Неправомерное  завладение чужими информационными  ресурсами с целью их использования  является наиболее опасной формой недобросовестной конкуренции. Поэтому защита коммерческой тайны - не только важное условие получения предприятием максимальной прибыли, но и средство предотвращения банкротства. В условиях жёсткой конкуренции выживает только тот, кто заботится о надёжной защите своих коммерческих секретов, ограждая своё предприятие от недобросовестных конкурентов. 

Информация о работе Коммерческая информация и ее значение в современных условиях