Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:30, реферат
Цели ведения истории болезни можно подразделить на три группы: ведение истории болезни способствует лечению пациента, обеспечивает финансовую и юридическую отчетность и помогает проведению клинических исследований. Поскольку история болезни является делом рук человека, то цели ее ведения далеко не являются непреложными. Можно ожидать, что функции истории болезни будут изменяться по мере того, как новые технологии обеспечат альтернативные методы регистрации и анализа данных, а финансовые и юридические органы установят новые требования к ведению документации и отчетности.
1.Что такое компьютерная история болезни?
2.Использование автоматизированных систем ведения истории болезни.
3.История развития автоматизированных систем ведения истории болезни.
4.Фундаментальные вопросы разработки и внедрения автоматизированных систем ведения истории болезни.
5.Системы выполнения запросов и ведения контроля.
6.Идеальная электронная история болезни.
7.Примеры автоматизированных систем ведения амбулаторной истории болезни.
8.Что такое компьютерная система?
9.Назначение компьютерных систем.
10.Выводы.
11.Список используемой литературы.
Между кодированием и вводом свободного текста существует определенное противопоставление. Чем больше используется кодирование, тем больше времени тратится на интерпретацию данных; чем больше используется свободный текст, тем больше времени тратится на ввод данных. Кодирование предпочтительнее в ситуациях, когда число возможных кодов невелико или персонал, занимающийся вводом данных, имеет приемлемое медицинское образование и выполняет эту работу в течение времени, позволяющего усвоить и эффективно применять более сложные схемы классификации. Напротив, свободный текст предпочтительнее, если число возможных кодов велико, а персонал, обеспечивающий ввод данных, не может быть достаточно быстро натренирован для выполнения сложной интерпретации данных. Система ведения истории болезни может сочетать оба метода, применяя кодирование для распространенных диагнозов и результатов исследований, а ввод свободным текстом - для остальной информации.
Кодирование рукописных заметок, сделанных врачами, представляет известную трудность в связи с неразборчивостью почерка.
Наличие в электронном виде закодированных данных о пациенте, передаваемых из лабораторных и аптечных автоматизированных систем, значительно упрощает ввод клинической информации в компьютер. Оно исключает необходимость набирать эти данные на клавиатуре и может уменьшить работу по кодированию, хотя обычно не исключает ее полностью. Кодирование может остаться проблемой, поскольку схема кодирования, использованная в системе, передавшей данные, например в лабораторной системе, может не вполне совпадать с той схемой, что применяется в автоматизированной системе ведения истории болезни. К примеру, одна из лабораторий может выбрать для своих результатов шкалу от 1 до 4, а другая ограничиваться градациями нормальный/аномальный. В различных системах даты, время и идентификаторы пациента нередко имеют несовместимые форматы. Поэтому персоналу, который пользуется автоматизированной системой ведения истории болезни, нередко приходится транслировать внешние кодированные данные во внутренние коды своей системы.
Основными препятствиями
для широкого применения автоматизированных
систем ведения истории болезни
являются их высокая стоимость, задержки
и возможные ошибки, присущие ручному вводу данных. Эти препятствия
могли бы быть преодолены, если бы данные
получались на месте их возникновения
сразу в машиночитаемом виде. Однако для
того, чтобы такая технология стала возможной,
необходимо обеспечить унификацию форматов
данных и определенную степень стандартизации
схем кодирования информации.
4. 3 Предотвращение ошибок
Вследствие
возможности возникновения
4. 4 Ввод врачебных данных
Информация о пациенте, собираемая врачами, требует специальных комментариев, поскольку ее обработка представляет собой наибольшие трудности для тех, кто разрабатывает и эксплуатирует автоматизированные системы ведения истории болезни. Врачи регистрируют четыре типа информации:
1. Анамнез, то есть сведения со
слов пациента или его близких, например
история заболевания или текущие симптомы;
2. Данные обследования пациента,
проведенного врачом;
3. Дифференциальный диагноз,
поставленный врачом;
4. План лечения пациента.
Некоторая информация (например история заболевания, обычно заполняемая врачом) могут быть получены другими способами, например с помощью вопросника, из беседы пациента с медсестрой или путем диалога пациента с компьютером. Однако в одном из исследований было показано, что данные об истории заболевания, собранные с помощью вопросников или через медсестер, были гораздо менее продуктивны для установления диагноза, нежели аналогичные данные, собранные врачами. Следовательно, нельзя быть уверенными, что данные эквивалентного вида, полученные разными способами, будут содержать эквивалентную информацию. Записи врачей могут вводиться с помощью одного из трех способов: операторского ввода рукописных или надиктованных записей, ввода данных из заполненных врачами формализованных бланков либо непосредственного ввода данных самими врачами. Операторский ввод записей особенно уместен, если учреждение уже вложило средства в диктофонную технологию, поскольку в этом случае стоимость набора текста уже входит в затраты учреждения. Если при диктовке врачи следуют определенным стандартам изложения, то оператор может вводить данные в умеренно структрурированном виде. Например, если врач диктует свою информацию, используя стандартный порядок (анамнез болезни, анамнез жизни, данные обследования и план лечения), то оператор может вводить каждую часть диктовки в отдельное поле экранной формы, изображаемой ему на дисплее.
Второй метод предполагает, что врачи записывают информацию о визите пациента на формализованных бланках, с которых затем данные вводятся (и, возможно, кодируются) вспомогательным персоналом. В настоящее время это один из самых успешных подходов.
Третьей альтернативой является
ввод данных непосредственно врачами,
используя видеотерминалы (дисплеи).
В ряде больниц врачи сами вводят
лекарственные назначения и заказы
на лабораторные тесты. Непосредственный
ввод заказов наиболее легко принимается
хирургами, поскольку они могут создать
небольшое число стандартных шаблонов
заказов, пригодных для большинства своих
пациентов, и вводить эти заказы с помощью
нажатия нескольких клавиш, что обеспечивает
значительное ускорение по сравнением
с ручным оформлением. Терапевты и семейные
врачи, которые лечат пациентов с гораздо
большим разнообразием клинических проблем,
менее склонны к непосредственному вводу,
поскольку для ввода данных требуется
больше времени, а процедура ввода требует
умения набирать на клавиатуре, чему многие
врачи не хотят учиться. Непосредственный
ввод анамнеза, результатов осмотра и
дневников еще менее приемлем для врачей,
нежели ввод заказов, поскольку связан
с продолжительным диалогом, необходимым
для ввода этих данных в компьютер. Сопротивление
непосредственному вводу данных в компьютер
ослабевало с появлением рабочих станций
на микрокомпьютерах, дисплеев с высокой
разрешающей способностью, манипуляторов
типа мыши и трекбола, а также речевого
ввода. Последний способ ввода является
наиболее многообещающим, поскольку врачи
уже знакомы с технологией диктовки информации
о пациентах и нередко предпочитают ее
всем другим. Уже существуют коммерчески
доступные системы, позволяющие записать
речь рентгенолога, диктующего свое заключение,
и воспроизвести ее по телефону любому
медицинскому работнику, которому это
заключение может понадобиться быстро.
Если компьютер обеспечивает ввод речи,
то врачи могут кодировать наиболее часто
встречающиеся предложения с помощью
выбора из меню, а затем вводить остальную
информацию, просто диктуя ее в компьютер.
Распознавание речи компьютером является
еще более многообещающим, поскольку оно
может позволить компьютеру “понимать”
устные команды и преобразовывать их в
соответствующие коды или текст. Однако
первые эксперименты по распознаванию
речи, проведенные в клинических условиях,
не привели к успеху из-за слишком высокого
процента ошибок распознавания. Более
поздние системы оказались более успешными.
Система Курцвейля достигла надежности
распознавания 95%, но при этом она еще не
может обеспечить распознавание слитной
речи. Кроме того, ее пользователи при
диктовке своих текстов должны ограничиваться
заранее заданным словарем.
4. 5 Альтернативные варианты изображения
информации
Структура рукописных документов очень проста: они разбиваются на страницы. Если те же самые данные требуется представить в другом виде, их приходится записывать повторно - такова общая практика. Врачи записывают план лекарственных назначений в дневник истории болезни, а затем то же самое пишут на бланках рецептов. Лаборанты вписывают результаты анализов в бланки заказов, а врачи затем повторяют отдельные результаты в своих записях, диаграммах, выписных эпикризах. Можно привести много других примеров дублирования записи медицинской информации.
В отличие от этого данные,
однажды попавшие в компьютер, могут
быть представлены во множестве документов
без повторного ввода. Кроме того,
хранящиеся в компьютере данные могут
быть представлены в новом виде, еще не
использовавшемся в ручных системах.
4. 6 Бумажные документы и видеотерминалы
Видеотерминал имеет много достоинств. Он позволяет изображать данные почти мгновенно, в то время как принтеру на печатание одной страницы могут потребоваться секунды и даже минуты. Изображение динамически меняется в ответ на реакцию пользователей при просмотре информации. Кроме того, терминалы работают тихо и не нуждаются в расходуемых материалах - бумаге и красящей ленте.
Несмотря на все разговоры о “безбумажной технологии”, бумага также имеет определенные достоинства. Современные недорогие принтеры могут напечатать на одном листе бумаги в четыре раза больше данных, чем их помещается на экране стандартного видеотерминала с 24 строками и 80 колонками. Кроме того, способности шрифтовых выделений, обеспечиваемых принтерами, намного превосходят возможности сопоставимых по цене видеотерминалов. Люди могут без труда носить бумажные документы в карманах, делать на них пометки и пользоваться ими без специальной подготовки. Кроме того, человек читает текст бумажного документа на 25% быстрее и воспринимает его на 10% точнее, чем тот же самый текст на экране видеотерминала.
Графические видеотерминалы
с большими экранами, имеющими высокую
разрешающую способность, увеличивают
преимущество этой технологии перед бумажной
и ускоряют приближение дней, когда скоросшиватели
и их содержимое станут анахронизмом.
Сомнительно, однако, чтобы бумага была
вовсе изгнана из кабинетов врачей; даже
в условиях полной автоматизации врачи
могут предпочитать иметь бумажные копии
фрагментов истории болезни для специфических
целей.
4. 7 Компьютерные версии ручных
отчетов
Автоматизированные системы
ведения истории болезни
Последний параметр требует комментариев. Если пациент находится в блоке интенсивной терапии (БИТ), то регистрация изменений его состояния через каждую минуту может представлять определенный интерес. Врачу амбулаторного учреждения достаточно знать, как менялось состояние его пациентов с интервалами в недели или даже месяцы. Для удобства человека, анализирующего отчет о течении заболевания, масштаб времени должен быть выбран соответствующим интенсивности терапии. Следовательно, в отчете о 2-летнем курсе лечения пациента с эмфиземой легкого, предназначенном для лечащего врача амбулаторного учреждения, не надо указывать все 25 групп значений концентрации газов в его крови, зарегистрированные в течение одной госпитализации, поскольку они могут затруднить анализ долгосрочных тенденций.
Когда в одном отчете о
течении заболевания
4. 8 Заключения и эпикризы
Автоматизированное ведение
истории болезни позволяет
4. 9 Оборотные документы
Оборотные документы представляют собой выданные компьютером отчеты, в которых дается определенная информация и задаются дополнительные вопросы. Они являются бумажными эквивалентами экранных форм, выдаваемых на видеотерминалы. Формы регистрации визитов, а также суперсчета являются примерами оборотных документов, выдаваемых большинством автоматизированных систем ведения истории болезни.
Наличие хорошо формализованных
оборотных документов позволяет обеспечить
получение информации непосредственно
от врачей, работающих в различных условиях.
Бумажные оборотные документы являются
хорошо известным средством; люди могут
пользоваться ими при минимальной подготовке.
Обычно оборотные документы больше всего
используются в учреждениях, обеспечивающих
амбулаторное обслуживание пациентов,
поскольку в этом случае есть время заготовить
такой документ до прихода пациента. Они
также использовались на постах медсестер
в больницах, например для сбора медицинскими
сестрами информации о приеме лекарств
и других сведений об уходе за пациентами,
а также как бланки заказов на диагностические
исследования.
4. 10 Динамическое предоставление
информации
Каждый, кто пытался анализировать
историю болезни пациента, знает, что бывает
очень трудно найти требуемую часть информации,
например интерпретацию последнего исследования
на компьютерном томографе (КТ) или установить
сам факт, что таковое было сделано. (Исследования,
подобные КТ, выполняются очень редко,
но их результаты могут быть критичными
для постановки диагноза. ) Врачи могут
задаваться сотнями таких вопросов, листая
взад-вперед историю болезни в поисках
фактов, которые подтверждают или опровергают
одну из возникших у них гипотез. Наличие
медицинских записей в памяти компьютера
не исключает работу по поиску необходимого
факта, но зато позволяет пользователю
получить данные в хорошо структурированной
форме (например в виде отчетов о течении
заболевания), позволяющей облегчить извлечение
необходимой информации. Еще важнее то,
что некоторые программы берут на себя
часть работы по поиску данных и могут
предоставлять данные, имеющие отношение
к конкретной проблеме пациента. Например,
в системе COSTAR выдаются свои формы отчетов
для гипертензии, гематологических, эндокринологических
и других областей проблем пациентов.
На более сложном уровне компьютер мог
бы выдавать перечни аномалий, которые
не могут быть объяснены известными проблемами
пациента, или указывать побочные действия
лекарств, которые могли бы объяснить
последние изменения, например повышение
концентрации печеночных ферментов. Обеспечивая
поиск данных и распределяя их по отдельным
группам в соответствии с контекстом конкретной
медицинской проблемы, программа может
ускорить сопоставление данных пациента
и эволюцию диагностических гипотез. В
конце концов компьютерная система может
стать настолько разумной, что будет самостоятельно
выбирать из контекста истории болезни
необходимые врачам виды данных.
4. 11 Графические терминалы