Контроль знаний на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить методы контроля на уроках информатики

Задачи:

- выявить значение контроля знаний на уроке информатики

- определить основные формы и функции контроля

- рассмотреть основные виды контроля

- проанализировать различные методы контроля

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы контроля на уроках информатики 4

1.1. Контроль знаний и функции контроля 4

1.2. Формы контроля 6

1.3. Методы контроля 7

Глава 2. Основные формы контроля на уроках информатики в школе 12

2.1. Традиционные формы проверки знаний 12

2.2. Особенности тестирования на уроке информатики 15

Заключение 25

Список литературы 26

Файлы: 1 файл

кур.раб.Методика преподавания информатики.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)


29

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы контроля на уроках информатики

1.1. Контроль знаний и функции контроля

1.2. Формы контроля

1.3. Методы контроля

Глава 2. Основные формы контроля на уроках информатики в школе

2.1. Традиционные формы проверки знаний

2.2. Особенности тестирования на уроке информатики

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В последние годы в России в сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации различных видов учебной и административной деятельности. В процессе обучения, прежде всего это коснулось информатизации контроля результатов обучения учащихся. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге информационной системы с пользователем. Стремительный рост быстродействия технических средств, уменьшение цен на вычислительную технику, появление качественных и мощных систем программирования увеличило потребность в системах, позволяющих объективно, быстро и надежно оценивать знания учащихся, предлагая интересные формы взаимодействия с ними.

Вопрос создания таких систем является не однозначным, и авторы существующих разработок иногда отходят от педагогической и психологической стороны вопроса, пытаясь максимально увеличить привлекательность своих программных продуктов за счет средств мультимедиа. Иногда программисты просто игнорируют процесс взаимодействия непосредственно с преподавателями, что отражается на существующих приложениях. Очень часто сами преподаватели не владеют в должной мере методами оценки качества контрольно-измерительных материалов.

Цель работы – изучить методы контроля на уроках информатики

Задачи:

- выявить значение контроля знаний на уроке информатики

- определить основные формы и функции контроля

- рассмотреть основные виды контроля

- проанализировать различные методы контроля

 

Глава 1. Теоретические основы контроля на уроках информатики.

 

1.1. Контроль знаний и функции контроля

 

Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. В свою очередь составляющими контроля являются:

                  проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их изме­рение (в соответствии с принятыми в выбранной системе индикаторами);

                  оценивание как процесс, во время которого производится наблюдение за действиями учащегося и сравнение с образцом (эталоном) или установленными показателями, и как результат — выставление оценки (отметки).

Контроль выполняет три основные функции [1, c.43]:

                  управляет процессом усвоения знаний. Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты обучения, осуществить коррекцию знаний, умений и навыков;

                  воспитывает познавательную мотивацию и стимулирует творческую дея­тельность. Правильно организованная система контроля позволяет про­будить чувство ответственности за результаты обучения (получение более высокой оценки), способствует стремлению к целенаправленной работе по исправлению ошибок;

                  является средством обучения развития. Большая часть контролирующих мероприятий носит обучающий и развивающий характер, так как учитель объясняет каждому ребенку, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать, чтобы понять учебный материал, помогает найти правильный ответ. Кроме того, происходит развитие личностных качеств ребенка: до­ли, здорового самолюбия, стремления к успеху [6,с.101].

К системе контроля предъявляются определённые требование и при ее по­строении следует придерживаться основных принципов.

Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. Вопросы, за­дания задачи и проекты должны быть обоснованы, а критерия оценки адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенно­стям учащихся [8, c.54].

Открытая технология — заключается в том, что оценивание учащихся осуществляется по единым критериям, которые должны быть обоснованы, известны заранее и понятны каждому учащемуся [2,с.12].

Системность, которая в свою очередь рассматривается с пяти позиций:

                  контроль должен быть непрерывным и осуществляться с самого начала обучения до его завершения;

                  контроль должен быть естественной частью процесса обучения,

                  система контроля должна обладать преемственностью;

                  средства, методы, формы контроля, способы оценивания и интерпре­тации результатов должны подчиняться единой цели;

                  все обучаемые конкретного образовательного учреждения должны
подчиняться единым принципам и требованиям, которые положены в
основу разработанной модели [7, c.11].

 

1.2. Формы контроля

В современной системе контроля используются различные виды проверки и оценки (диагностики) знаний.  С  точки  зрения  выполняемых  функций  можно  выделить  следующие  формы  контроля :

-  констатирующий, целью которого  является мониторинг фактического усвоения материала;

- формирующий, направленный на  отслеживание изменений,  анализ  соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат;

- корректирующий, нацеленный на исправление выявленных пробелов в знаниях. [3,с.112]

Е.Е. Минина  различает  контроль  учителем, товарищем,  компьютером,  самоконтроль, отмечая особое  значение контроля товарищем. Контролирующий учится понимать ход чужой мысли, объяснять то, что знает сам, переводит свое знание во внешнюю речь [9, c.76].

Контроль  компьютером  «обостряет»  ошибки  и  привлекает  к  ним  внимание,  подводя  к следующему этапу – самоконтролю. Это высшая и сложная форма контроля. Человек вообще склонен себе доверять, а заодно сохранять самооценку. Умение выполнить самоконтроль, пусть и с помощью компьютера, говорит о высокой степени самостоятельности мышления, рефлексии, самокритичности.

Важно  также  сознавать,  что  именно  контролируется  –  результат  или  способ  действия.

Проще контролируется результат, но за правильным результатом может скрываться ошибка в способе действия. Контроль последнего, конечно, важнее [5, c.3].

С точки зрения временнóго фактора различают следующие формы контроля: предваряющий  (входной,  исходный,  предварительный),  текущий,  периодический    (тематический,  этапный,  рубежный)  и  итоговый  (экзаменационный).

Предваряющий контроль предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков, а  также  развития  учащихся  к  началу  обучения. Применяется  обычно  в  начале  учебного  года или  перед  изучением  новой  темы  (раздела).

Текущий контроль – систематическая проверка знаний, умений и практических навыков учащихся,  осуществляемая,  как  правило,  по  ходу  обучения  и  являющаяся  элементом многих уроков,  прежде  всего  комбинированных.  Позволяет  достаточно  точно  определить  степень сформированности  знаний,  умений,  навыков,  практических  действий,  а  также  их  глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы [9, c.14].

Периодический  контроль  –  проверка  и  оценка  знаний, осуществляемая  после  изучения крупных разделов программы или продолжительного времени обучения, учитывающая оценки текущего контроля. Осуществляется в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования. [4,с.4]

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения, зафиксировать необходимый минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. Проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения  (четверть, полугодие, семестр, окончание уровня образования). Его виды – зачеты, защита рефератов, переводные и выпускные экзамены.

 

1.3. Методы контроля

 

Методы  контроля  –  это  способы  диагностической  деятельности,  позволяющие  своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса [12, c.51].

Методы контроля результатов обучения по информатике, в первую очередь, можно разделить на компьютерные и бескомпьютерные.

Кабинет  информатики  предоставляет широкие  средства  и  возможности  индивидуализации обучения и контроля  его результатов. Наравне  с общеизвестными,  традиционными методами учитель имеет возможность использовать средства, реализуемые с помощью ЭВМ, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру. [10,с.123]

В современной дидактике выделяются следующие методы контроля [6, c.62]:

1. Методы устного контроля: беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение  текста  учебника;  чтение  технологической  карты,  схемы;  сообщение;  зачет;  экзамен и т.д.

Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам,  выявляя  таким образом качество и полноту его усвоения.

Основу  устного  контроля  составляет  монологический  ответ  учащегося  и  вопросно-ответная  форма  собеседования.  Устный  контроль  проводится  ежеурочно  в  индивидуальной, фронтальной  или  комбинированной  форме.  Такая  форма  работы  получила  название  опроса [4, c.73].

Опытные  учителя  владеют  разнообразными  технологиями  опроса,  применяют  дидактические карточки,  развивающие  познавательные  игры  и  т.д.  Возможна  запись  на  магнитофон  ответа учащихся  с  последующим  прослушиванием  и  оценкой  учителем  (В.Ф. Шаталов).  Наиболее полной формой проверки является экзамен. [4,с.73]

Проблемы  начинающих  учителей  при  организации  устного  опроса:  отсутствие  техники опроса, позволяющей в сжатые сроки мобильно опросить значительное количество учащихся; неточность формулировок  вопросов;  отсутствие  учета индивидуальных и  возрастных  особенностей учащихся.

При  устном  опросе  учитель  расчленяет  изучаемый  материал  на  отдельные  смысловые единицы  (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Устный опрос  (беседа) может сочетаться с выполнением учениками письменных упражнений [4, c.84].

Будучи  эффективным  и  самым  распространенным  методом  проверки  и  оценки  знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3–4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации  этого  метода,  в  частности,  фронтальный  и  уплотненный  опросы,  а  также  «поурочный балл».

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части, с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При таком способе опроса не всегда легко выставлять учащимся отметки, так как ответ на 1–2 мелких вопроса не дает возможности определить объем и глубину усвоения материала. [13,с.10]

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4–5 учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках  (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них отметки, тем самым «уплотняя», экономя время на проверку знаний, умений и навыков [8, c.34].

Известной модификацией устного опроса является выставление отдельным учащимся так называемого  поурочного  балла. Поурочный  балл  выставляется  за  знания,  которые  отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая,  таким  образом,  хорошее  усвоение  изучаемой  темы. Выставление  поурочного  балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся на уроке.

2.  Методы  письменного  контроля:  классные  и  домашние  письменные  работы,  контрольные и самостоятельные работы, диктант, реферат и т.д. В письменной работе перед учеником стоит задача не только показать теоретические знания, но и проявить умение их применить на практике для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умелое применение методов письменного контроля позволяет выявить такие умения и навыки как степень владения  письменной  речью,  умение  логично  и  адекватно  выстраивать  и  излагать  текст,  давать собственную оценку проблеме и т.д. [14,с.110]

Информация о работе Контроль знаний на уроках информатики