Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа
Цель работы – изучить методы контроля на уроках информатики
Задачи:
- выявить значение контроля знаний на уроке информатики
- определить основные формы и функции контроля
- рассмотреть основные виды контроля
- проанализировать различные методы контроля
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы контроля на уроках информатики 4
1.1. Контроль знаний и функции контроля 4
1.2. Формы контроля 6
1.3. Методы контроля 7
Глава 2. Основные формы контроля на уроках информатики в школе 12
2.1. Традиционные формы проверки знаний 12
2.2. Особенности тестирования на уроке информатики 15
Заключение 25
Список литературы 26
29
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы контроля на уроках информатики
1.1. Контроль знаний и функции контроля
1.2. Формы контроля
1.3. Методы контроля
Глава 2. Основные формы контроля на уроках информатики в школе
2.1. Традиционные формы проверки знаний
2.2. Особенности тестирования на уроке информатики
Заключение
Список литературы
В последние годы в России в сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации различных видов учебной и административной деятельности. В процессе обучения, прежде всего это коснулось информатизации контроля результатов обучения учащихся. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге информационной системы с пользователем. Стремительный рост быстродействия технических средств, уменьшение цен на вычислительную технику, появление качественных и мощных систем программирования увеличило потребность в системах, позволяющих объективно, быстро и надежно оценивать знания учащихся, предлагая интересные формы взаимодействия с ними.
Вопрос создания таких систем является не однозначным, и авторы существующих разработок иногда отходят от педагогической и психологической стороны вопроса, пытаясь максимально увеличить привлекательность своих программных продуктов за счет средств мультимедиа. Иногда программисты просто игнорируют процесс взаимодействия непосредственно с преподавателями, что отражается на существующих приложениях. Очень часто сами преподаватели не владеют в должной мере методами оценки качества контрольно-измерительных материалов.
Цель работы – изучить методы контроля на уроках информатики
Задачи:
- выявить значение контроля знаний на уроке информатики
- определить основные формы и функции контроля
- рассмотреть основные виды контроля
- проанализировать различные методы контроля
Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. В свою очередь составляющими контроля являются:
проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их измерение (в соответствии с принятыми в выбранной системе индикаторами);
оценивание как процесс, во время которого производится наблюдение за действиями учащегося и сравнение с образцом (эталоном) или установленными показателями, и как результат — выставление оценки (отметки).
Контроль выполняет три основные функции [1, c.43]:
управляет процессом усвоения знаний. Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты обучения, осуществить коррекцию знаний, умений и навыков;
воспитывает познавательную мотивацию и стимулирует творческую деятельность. Правильно организованная система контроля позволяет пробудить чувство ответственности за результаты обучения (получение более высокой оценки), способствует стремлению к целенаправленной работе по исправлению ошибок;
является средством обучения развития. Большая часть контролирующих мероприятий носит обучающий и развивающий характер, так как учитель объясняет каждому ребенку, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать, чтобы понять учебный материал, помогает найти правильный ответ. Кроме того, происходит развитие личностных качеств ребенка: доли, здорового самолюбия, стремления к успеху [6,с.101].
К системе контроля предъявляются определённые требование и при ее построении следует придерживаться основных принципов.
Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. Вопросы, задания задачи и проекты должны быть обоснованы, а критерия оценки адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся [8, c.54].
Открытая технология — заключается в том, что оценивание учащихся осуществляется по единым критериям, которые должны быть обоснованы, известны заранее и понятны каждому учащемуся [2,с.12].
Системность, которая в свою очередь рассматривается с пяти позиций:
контроль должен быть непрерывным и осуществляться с самого начала обучения до его завершения;
контроль должен быть естественной частью процесса обучения,
система контроля должна обладать преемственностью;
средства, методы, формы контроля, способы оценивания и интерпретации результатов должны подчиняться единой цели;
все обучаемые конкретного образовательного учреждения должны
подчиняться единым принципам и требованиям, которые положены в
основу разработанной модели [7, c.11].
В современной системе контроля используются различные виды проверки и оценки (диагностики) знаний. С точки зрения выполняемых функций можно выделить следующие формы контроля :
- констатирующий, целью которого является мониторинг фактического усвоения материала;
- формирующий, направленный на отслеживание изменений, анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат;
- корректирующий, нацеленный на исправление выявленных пробелов в знаниях. [3,с.112]
Е.Е. Минина различает контроль учителем, товарищем, компьютером, самоконтроль, отмечая особое значение контроля товарищем. Контролирующий учится понимать ход чужой мысли, объяснять то, что знает сам, переводит свое знание во внешнюю речь [9, c.76].
Контроль компьютером «обостряет» ошибки и привлекает к ним внимание, подводя к следующему этапу – самоконтролю. Это высшая и сложная форма контроля. Человек вообще склонен себе доверять, а заодно сохранять самооценку. Умение выполнить самоконтроль, пусть и с помощью компьютера, говорит о высокой степени самостоятельности мышления, рефлексии, самокритичности.
Важно также сознавать, что именно контролируется – результат или способ действия.
Проще контролируется результат, но за правильным результатом может скрываться ошибка в способе действия. Контроль последнего, конечно, важнее [5, c.3].
С точки зрения временнóго фактора различают следующие формы контроля: предваряющий (входной, исходный, предварительный), текущий, периодический (тематический, этапный, рубежный) и итоговый (экзаменационный).
Предваряющий контроль предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков, а также развития учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы (раздела).
Текущий контроль – систематическая проверка знаний, умений и практических навыков учащихся, осуществляемая, как правило, по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы [9, c.14].
Периодический контроль – проверка и оценка знаний, осуществляемая после изучения крупных разделов программы или продолжительного времени обучения, учитывающая оценки текущего контроля. Осуществляется в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования. [4,с.4]
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения, зафиксировать необходимый минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. Проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание уровня образования). Его виды – зачеты, защита рефератов, переводные и выпускные экзамены.
Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса [12, c.51].
Методы контроля результатов обучения по информатике, в первую очередь, можно разделить на компьютерные и бескомпьютерные.
Кабинет информатики предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля его результатов. Наравне с общеизвестными, традиционными методами учитель имеет возможность использовать средства, реализуемые с помощью ЭВМ, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру. [10,с.123]
В современной дидактике выделяются следующие методы контроля [6, c.62]:
1. Методы устного контроля: беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение текста учебника; чтение технологической карты, схемы; сообщение; зачет; экзамен и т.д.
Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения.
Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося и вопросно-ответная форма собеседования. Устный контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Такая форма работы получила название опроса [4, c.73].
Опытные учителя владеют разнообразными технологиями опроса, применяют дидактические карточки, развивающие познавательные игры и т.д. Возможна запись на магнитофон ответа учащихся с последующим прослушиванием и оценкой учителем (В.Ф. Шаталов). Наиболее полной формой проверки является экзамен. [4,с.73]
Проблемы начинающих учителей при организации устного опроса: отсутствие техники опроса, позволяющей в сжатые сроки мобильно опросить значительное количество учащихся; неточность формулировок вопросов; отсутствие учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Устный опрос (беседа) может сочетаться с выполнением учениками письменных упражнений [4, c.84].
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3–4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода, в частности, фронтальный и уплотненный опросы, а также «поурочный балл».
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части, с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При таком способе опроса не всегда легко выставлять учащимся отметки, так как ответ на 1–2 мелких вопроса не дает возможности определить объем и глубину усвоения материала. [13,с.10]
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4–5 учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них отметки, тем самым «уплотняя», экономя время на проверку знаний, умений и навыков [8, c.34].
Известной модификацией устного опроса является выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся на уроке.
2. Методы письменного контроля: классные и домашние письменные работы, контрольные и самостоятельные работы, диктант, реферат и т.д. В письменной работе перед учеником стоит задача не только показать теоретические знания, но и проявить умение их применить на практике для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умелое применение методов письменного контроля позволяет выявить такие умения и навыки как степень владения письменной речью, умение логично и адекватно выстраивать и излагать текст, давать собственную оценку проблеме и т.д. [14,с.110]