Контроль знаний на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить методы контроля на уроках информатики

Задачи:

- выявить значение контроля знаний на уроке информатики

- определить основные формы и функции контроля

- рассмотреть основные виды контроля

- проанализировать различные методы контроля

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы контроля на уроках информатики 4

1.1. Контроль знаний и функции контроля 4

1.2. Формы контроля 6

1.3. Методы контроля 7

Глава 2. Основные формы контроля на уроках информатики в школе 12

2.1. Традиционные формы проверки знаний 12

2.2. Особенности тестирования на уроке информатики 15

Заключение 25

Список литературы 26

Файлы: 1 файл

кур.раб.Методика преподавания информатики.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний в виде предметного (информатического) диктанта. Учитель зачитывает короткие вопросы или  раздает  учащимся  заранее подготовленные на  отдельных листках  бумаги  вопросы (задачи и примеры), на  которые  они  в  течение  10–12 минут  дают письменные  ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Диктант может быть проведен и в форме теста [6, c.10].

Контрольные работы – весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Суть метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. 

При  проведении  проверочных  (самостоятельных,  контрольных)  работ  необходимо  учитывать следующие моменты.

1)  Контрольные  работы  целесообразно  проводить  тогда,  когда  учитель  убедился,  что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися;

2) Когнитивная психология рекомендует контрольные работы по теме проводить уже после  того,  как  начата  новая.  Зачастую  взгляд  на  пройденную  тему  «со  стороны»  (а школьные темы взаимосвязаны) помогает усвоить, переосмыслить уже, казалось бы, изученный материал.

3) Необходимо за 1–2 недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Полезно проводить предварительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся.

4) Важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся  проявления  сообразительности  и  творчества.  При  этом  активизируется  развивающая функция контроля.

5)  При  проведении  контрольных  работ  необходимо  обеспечивать  самостоятельное  выполнение  учащимися  предлагаемых  заданий,  не  допускать  подсказок  и  списывания.  В  этом смысле  хорошими  приемами  являются  подбор  для  учащихся  различных  вариантов  одного  и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д. [14,с.111]

6) Правила выполнения проверочной работы  (оформление, где находится текст задания, куда помещать выполненное на компьютере задание) надо объяснить до раздачи условий заданий, иначе во время выполнения задания ученики будут задавать похожие вопросы много раз.

7) Хождение учителя по классу во время выполнения проверочной работы провоцирует учеников на вопросы.

8) Контрольные работы, если это возможно, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке.  Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день [13, c.7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Глава 2. Основные формы контроля на уроках информатики в школе.

 

2.1. Традиционные формы проверки знаний

         Среди безмашинных средств проверки наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся, проверка тетрадей с домашним заданием, диктант, самостоятельная и контрольная работы.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития навыков и умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, по инициативе преподавателя. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением изучаемого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

Возможны различные варианты диктантов. На уроках информатики наиболее используем компьютерный диктант, который позволяет проверить знания учащихся.

Приведем пример диктанта по теме "Информация"

1.Что является объектом исследования науки информатики?

2.Что такое информация?

3.Запишите какой-нибудь известный вам исторический факт.

4.Запишите какое-нибудь известное вам математическое правило.

5.Объясните свойство информации «полнота».

6.Приведите пример неопределенного сообщения.

7.Будет ли для вас информативным следующее сообщение: «2x2=4»? Ответ обоснуйте.

8. Приведите пример работника информационной сферы.

9.С помощью какого органа человек получает большую часть информации?

10.Какие действия человек выполняет с информацией?

11.От кого человек может принять информацию?

12.В какой форме человек передает информацию?

13.Приведите примеры древнейших информационных носителей.

14.Назовите техническое средство связи, через которое происходит обмен информацией.

15.Как называется оперирование фактами в соответствии с правилами?

16.Какие устройства ранее использовали люди для интенсификации обработки информации?

17.Приведите пример передачи информации в живой природе.

18.Приведите пример хранения информации в деятельности человека.

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

Пример заданий текущей контрольной работы по теме "Информация":

1.                  Решить уравнение: 32 x+3 байт = 256 x Мбайт

2.                  Найти закон формирования последовательности: 1,2,6,24

3.                  Найти неизвестные цифры за минимум полных рассуждений: АААВ+ВАА=А6ВА

4.                  Найти систему кодирования (шифр), если текст «кот  в сапогах» был закодирован как текст «мрф д  увсревг».  ». Закодировать с помощью этого шифра текст «арбуз»

5.                  Приведите формулу для вычисления количества информации, содержащейся в сообщении.

 

2.2. Особенности тестирования на уроках информатики

 

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, т.е. тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

 

Различают следующие виды тестов:

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами и множеством их ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Предложенные примеры тесты разделены на 3 группы в соответствии с рекомендациями по организации итоговой аттестации этого вида. Данное деление предложено И.Г, Семакиным [9,с.132]. Аттестация в форме тестирования предполагает получение широко диапазона результата обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учётом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма аттестации, тестирование направлено на определение степени достижения результатов обучения. В отличии от устной аттестации, суммирующий тест содержит разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.

Предлагаемая система тестирования предназначена для определения уровня обучаемости учащегося на основании некоторых критериев по оценки знаний, умений и навыков. Критерии выбраны, исходя из требований к уровню подготовки, зафиксированных в рамках базового минимума и на основании требований к индивидуальным результатам обучения курсу информатики, существующих в реальной практике. Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени. Результаты теста учащийся фиксирует на специальном бланке.

Информация о работе Контроль знаний на уроках информатики