Лекции по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:25, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Введение в информатику
1.1. Что такое инфоpматика?
Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".
Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука".
Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

Файлы: 9 файлов

Lekciya 1.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 2.doc

— 338.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 3.doc

— 143.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 4.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 4. Арифметические основы компьютеров 

4.1. Что такое  система счисления?

Система счисления —  это способ записи чисел с помощью  заданного набора специальных знаков (цифр).


Существуют позиционные  и непозиционные системы счисления.

В непозиционных системах вес цифры (т.е. тот вклад, который она вносит в значение числа) не зависит от ее позиции в записи числа. Так, в римской системе счисления в числе ХХХII (тридцать два) вес цифры Х в любой позиции равен просто десяти.

В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число. Например, в числе 757,7 первая семерка означает 7 сотен, вторая – 7 единиц, а третья – 7 десятых долей единицы.

Сама же запись числа 757,7 означает сокращенную запись выражения

700 + 50 + 7 + 0,7 = 7•102 + 5•101 + 7•100 + 7•10-1 = 757,7.

Любая позиционная система  счисления характеризуется своим основанием.

Основание позиционной  системы счисления — это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе.


За основание системы  можно принять любое натуральное  число — два, три, четыре и т.д. Следовательно, возможно бесчисленное множество позиционных систем: двоичная, троичная, четверичная и т.д. Запись чисел в каждой из систем счисления с основанием q означает сокращенную запись выражения

an-1 qn-1 + an-2 qn-2+ ... + a1 q1 + a0 q0 + a-1 q-1 + ... + a-m q-m,

где ai – цифры системы счисления; n и m – число целых и дробных разрядов, соответственно.

Например:

4.2. Как порождаются  целые числа в позиционных  системах счисления?

В каждой системе счисления  цифры упорядочены в соответствии с их значениями: 1 больше 0, 2 больше 1 и т.д.

Продвижением цифры называют замену её следующей по величине.


Продвинуть цифру 1 значит заменить её на 2, продвинуть цифру 2 значит заменить её на 3 и т.д. Продвижение старшей цифры (например, цифры 9 в десятичной системе) означает замену её на 0. В двоичной системе, использующей только две цифры – 0 и 1, продвижение 0 означает замену его на 1, а продвижение 1 – замену её на 0.

Целые числа в любой  системе счисления порождаются  с помощью Правила счета [44]:

Для образования целого числа, следующего за любым данным целым  числом, нужно продвинуть самую правую цифру числа; если какая-либо цифра после продвижения стала нулем, то нужно продвинуть цифру, стоящую слева от неё.


Применяя это правило, запишем первые десять целых чисел 

  • в двоичной системе: 0, 1, 10, 11, 100, 101, 110, 111, 1000, 1001;
  • в троичной системе: 0, 1, 2, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 100;
  • в пятеричной системе: 0, 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14;
  • восьмеричной системе: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11.

4.3. Какие системы  счисления используют специалисты  для общения с компьютером?

Кроме десятичной широко используются системы с основанием, являющимся целой степенью числа 2, а именно:

  • двоичная (используются цифры 0, 1);
  • восьмеричная (используются цифры 0, 1, ..., 7);
  • шестнадцатеричная (для первых целых чисел от нуля до девяти используются цифры 0, 1, ..., 9, а для следующих чисел — от десяти до пятнадцати – в качестве цифр используются символы A, B, C, D, E, F).

Полезно запомнить запись в этих системах счисления первых двух десятков целых чисел:

10 - я

2 - я

8 - я

16 - я

0

0

0

0

1

1

1

1

2

10

2

2

3

11

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9


10 - я

2 - я

8 - я

16 - я

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10

17

10001

21

11

18

10010

22

12

19

10011

23

13



Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в компьютерах двоичная система счисления.

4.4. Почему  люди пользуются десятичной системой, а компьютеры — двоичной?

Люди предпочитают десятичную систему, вероятно, потому, что с древних времен считали по пальцам, а пальцев у людей по десять на руках и ногах. Не всегда и не везде люди пользуются десятичной системой счисления. В Китае, например, долгое время пользовались пятеричной системой счисления.

А компьютеры используют двоичную систему потому, что она имеет ряд преимуществ перед другими системами:

  • для ее реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми состояниями (есть ток — нет тока, намагничен — не намагничен и т.п.), а не, например, с десятью, — как в десятичной;
  • представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво;
  • возможно применение аппарата булевой алгебры для выполнения логических преобразований информации;
  • двоичная арифметика намного проще десятичной.

Недостаток двоичной системы — быстрый рост числа разрядов, необходимых для записи чисел.

4.5. Почему  в компьютерах используются также  восьмеричная и шестнадцатеричная  системы счисления?

Двоичная система, удобная  для компьютеров, для человека неудобна из-за ее громоздкости и непривычной записи.

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот выполняет машина. Однако, чтобы  профессионально использовать компьютер, следует научиться понимать слово  машины. Для этого и разработаны  восьмеричная и шестнадцатеричная системы.

Числа в этих системах читаются почти так же легко, как  десятичные, требуют соответственно в три (восьмеричная) и в четыре (шестнадцатеричная) раза меньше разрядов, чем в двоичной системе (ведь числа 8 и 16 – соответственно, третья и четвертая степени числа 2).

Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичную систему очень прост: достаточно каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой (тройкой цифр) или тетрадой (четверкой цифр).


Например:

Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную или шестнадцатеричную, его нужно разбить влево и вправо от запятой на триады (для восьмеричной) или тетрады (для шестнадцатеричной) и каждую такую группу заменить соответ-ствующей восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой.


Например,

4.6. Как перевести  целое число из десятичной  системы в любую другую позиционную  систему счисления?

При переводе целого десятичного числа в систему с основанием q его необходимо последовательно делить на q до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный q–1. Число в системе с основанием q записывается как последо-вательность остатков от деления, записанных в обратном порядке, начиная с последнего.


Пример: Перевести число 75 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:

Ответ: 7510 = 1 001 0112 = 1138 = 4B16.

4.7. Как пеpевести  пpавильную десятичную дpобь в  любую другую позиционную систему  счисления?

Пpи переводе правильной десятичной дpоби в систему счисления с основанием q необходимо сначала саму дробь, а затем дробные части всех последующих произведений последовательно умножать на q, отделяя после каждого умножения целую часть пpоизведения. Число в новой системе счисления записывается как последовательность полученных целых частей пpоизведения.


Умножение пpоизводится до тех поp, пока дpобная часть пpоизведения не станет pавной нулю. Это значит, что сделан точный пеpевод. В пpотивном случае пеpевод осуществляется до заданной точности. Достаточно того количества цифp в pезультате, котоpое поместится в ячейку.

Пример: Перевести число 0,35 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:

Ответ: 0,3510 = 0,010112 = 0,2638 = 0,5916 .

4.8. Как пеpевести  число из двоичной (восьмеpичной,  шестнадцатеpичной) системы в  десятичную?

При переводе числа из двоичной (восьмеричной, шестнадцатеричной) системы в десятичную надо это число представить в виде суммы степеней основания его системы счисления.


Примеpы:

4.9. Сводная  таблица переводов целых чисел  из одной системы счисления  в другую

Рассмотрим только те системы счисления, которые применяются в компьютерах — десятичную, двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.

Для определенности возьмем  произвольное десятичное число, например 46, и для него выполним все возможные  последовательные переводы из одной системы счисления в другую.

Порядок переводов определим  в соответствии с рисунком:

На этом рисунке использованы следующие обозначения:

  • в кружках записаны основания систем счисления;
  • стрелки указывают направление перевода;
  • номер рядом со стрелкой означает порядковый номер соответствующего примера в сводной таблице 4.1.

Например: означает перевод  из двоичной системы в шестнадцатеричную, имеющий в таблице порядковый номер 6.

Сводная таблица переводов  целых чисел

Таблица 4.1.

4.10. Как производятся  арифметические операции в позиционных системах счисления?

Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только таблицами сложения и умножения надо пользоваться особыми для каждой системы.

Сложение

Таблицы сложения легко  составить, используя Правило Счета.

Сложение в двоичной системе

Сложение в восьмеричной системе


Сложение в шестнадцатиричной  системе

 

При сложении цифры суммируются  по разрядам, и если при этом возникает  избыток, то он переносится влево.

Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления.

 

 

Шестнадцатеричная: F16+616

 

 

 

Ответ: 15+6 = 2110 = 101012 = 258 = 1516.

Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду: 
101012 = 24 + 22 + 20 = 16+4+1=21,  
258 = 2*81 + 5*80 = 16 + 5 = 21,  
1516 = 1*161 + 5*160 = 16+5 = 21.


Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.

Шестнадцатеричная: F16+716+316

 

 

 

Ответ: 5+7+3 = 2510 = 110012 = 318 = 1916.

Проверка:  
110012 = 24 + 23 + 20 = 16+8+1=25, 
318 = 3*81 + 1*80 = 24 + 1 = 25,  
1916 = 1*161 + 9*160 = 16+9 = 25.  

 


Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75.

Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,2510 = 11001001,012 = 311,28 = C9,416

Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду:  
11001001,012 = 27 + 26 + 23 + 20 + 2-2 = 201,25  
311,28 = 3*82 + 1•81 + 1*80 + 2*8-1 = 201,25  
C9,416 = 12*161 + 9*160 + 4*16-1 = 201,25

Вычитание

Пример 4. Вычтем единицу из чисел 102, 108 и 1016

Пример 5. Вычтем единицу из чисел 1002, 1008 и 10016.

Пример 6. Вычтем число 59,75 из числа 201,25.

Ответ: 201,2510 – 59,7510 = 141,510 = 10001101,12 = 215,48 = 8D,816.

Проверка. Преобразуем полученные разности к десятичному виду:  
10001101,12 = 27 + 23 + 22 + 20 + 2–1 = 141,5;  
215,48 = 2*82 + 1*81 + 5*80 + 4*8–1 = 141,5;  
8D,816 = 8*161 + D*160 + 8*16–1 = 141,5.

Lekciya 5.doc

— 417.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 6.doc

— 176.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 7.doc

— 318.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 8.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 9.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Информатике"