Лекции по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:25, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Введение в информатику
1.1. Что такое инфоpматика?
Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".
Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука".
Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

Файлы: 9 файлов

Lekciya 1.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 2.doc

— 338.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 3.doc

— 143.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 4.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Из этой таблицы видно, что форма представления чисел с плавающей точкой позволяет записывать числа с высокой точностью и из весьма широкого диапазона.

При хранении числа с  плавающей точкой отводятся разряды для мантиссы, порядка, знака числа и знака порядка:

 

· Чем больше разрядов отводится под запись мантиссы, тем  выше точность представления числа.

· Чем больше разрядов занимает порядок, тем шире диапазон от наименьшего отличного от нуля числа до наибольшего числа, представимого в машине при заданном формате.


Покажем на примерах, как  записываются некоторые числа в  нормализованном виде в четырехбайтовом  формате с семью разрядами  для записи порядка.

1. Число 6.2510 = 110.012 = 0,11001•211 :

 

2. Число –0.12510 = –0.0012 = –0.1*2–10 (отрицательный порядок записан в дополнительном коде):

4.14. Как компьютер  выполняет арифметические действия  над нормализованными числами?

К началу выполнения арифметического действия операнды операции помещаются в соответствующие регистры АЛУ.

Сложение  и вычитание 

При сложении и вычитании  сначала производится подготовительная операция, называемая выравниванием порядков.

В процессе выравнивания порядков мантисса числа с меньшим порядком сдвигается в своем регистре вправо на количество разрядов, равное разности порядков операндов. После каждого сдвига порядок увеличивается на единицу.


В результате выравнивания порядков одноименные разряды чисел  оказываются расположенными в соответствующих разрядах обоих регистров, после чего мантиссы складываются или вычитаются.

В случае необходимости  полученный результат нормализуется  путем сдвига мантиссы результата влево. После каждого сдвига влево порядок  результата уменьшается на единицу.

Пример 1. Сложить двоичные нормализованные числа 0.10111•2–1 и 0.11011*210. Разность порядков слагаемых здесь равна трем, поэтому перед сложением мантисса первого числа сдвигается на три разряда вправо:

 

Пример 2. Выполнить вычитание двоичных нормализованных чисел 0.10101*210 и 0.11101*21. Разность порядков уменьшаемого и вычитаемого здесь равна единице, поэтому перед вычитанием мантисса второго числа сдвигается на один разряд вправо:

 

Результат получился не нормализованным, поэтому его мантисса сдвигается влево на два разряда с соответствующим уменьшением порядка на две единицы: 0.1101*20.

Умножение

При умножении двух нормализованных  чисел их порядки складываются, а  мантиссы перемножаются.


Пример 3. Выполнить умножение двоичных нормализованных чисел:

(0.11101*2101)*(0.1001*211) = (0.11101*0.1001)* 2(101+11) = 0.100000101*21000.

Деление

При делении двух нормализованных  чисел из порядка делимого вычитается порядок делителя, а мантисса делимого делится на мантиссу делителя. Затем  в случае необходимости полученный результат нормализуется.


Пример 4. Выполнить деление двоичных нормализованных чисел:

0.1111*2100 : 0.101*211 = (0.1111 : 0.101) * 2(100–11) = 1.1*21 = 0.11•210.

Использование представления  чисел с плавающей точкой существенно  усложняет схему арифметико-логического устройства.

4.15. Упражнения

4.1. Используя Правило Счета, запишите первые 20 целых чисел в десятичной, двоичной, троичной, пятеричной и восьмеричной системах счисления.  
[ Ответ ]

4.2. Какие целые числа следуют за числами:

а) 12;

е) 18;

п) F16;

б) 1012;

ж) 78;

м) 1F16;

в) 1112

з) 378;

н) FF16;

г) 11112;

и) 1778;

о) 9AF916;

д) 1010112;

к) 77778;

п) CDEF16 ?


 
[ Ответ ]

4.3. Какие целые числа предшествуют числам:

а) 102;

е) 108;

л) 1016;

б) 10102;

ж) 208;

м)2016;

в) 10002;

з) 1008;

н) 10016;

г) 100002;

и) 1108;

о) A1016;

д) 101002;

к) 10008;

п) 100016 ?


 
[ Ответ ]

4.4. Какой цифрой заканчивается четное двоичное число? Какой цифрой заканчивается нечетное двоичное число? Какими цифрами может заканчиваться четное троичное число?  
[ Ответ ]

4.5. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами:

  • а) в двоичной системе;
  • б) в восьмеричной системе;
  • в) в шестнадцатеричной системе?

[ Ответ ]

4.6. В какой системе счисления 21 + 24 = 100?

Решение. Пусть x — искомое основание системы счисления. Тогда 100x = 1 · x2 + 0 · x1 + 0 · x0,    21x = 2 · x1 + 1 · x0,    24x = 2 · x1 + 4 · x0. Таким образом, x2 = 2x + 2x + 5 или x2 - 4x - 5 = 0. Положительным корнем этого квадратного уравнения является x = 5. 
Ответ. Числа записаны в пятеричной системе счисления.

4.7. В какой системе счисления справедливо следующее:

  • а) 20 + 25 = 100;
  • б) 22 + 44 = 110?

[ Ответ ]

4.8. Десятичное число 59 эквивалентно числу 214 в некоторой другой системе счисления. Найдите основание этой системы.  
[ Ответ ]

4.9. Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

а) 10110112;

е) 5178;

л) 1F16;

б) 101101112;

ж) 10108

м) ABC16;

в) 0111000012;

з) 12348;

н) 101016;

г) 0,10001102;

и) 0,348;

о) 0,А416;

д) 110100,112;

к) 123,418;

п) 1DE,C816.


 
[ Ответ ]

4.10. Переведите числа из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:       

а) 12510;      б) 22910;     в) 8810;      г) 37,2510;      д) 206,12510.  
[ Ответ ]

4.11. Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

а) 1001111110111,01112;

г) 1011110011100,112;

б) 1110101011,10111012;

д) 10111,11111011112;

в) 10111001,1011001112;

е) 1100010101,110012.


 
[ Ответ ]

4.12. Переведите в двоичную и восьмеричную системы шестнадцатеричные числа:       

а) 2СE16;     б) 9F4016;     в) ABCDE16;     г) 1010,10116;     д) 1ABC,9D16.  
[ Ответ ]

4.13. Выпишите целые числа:

  • а) от 1011012 до 1100002 в двоичной системе;
  • б) от 2023 до 10003 в троичной системе;
  • в) от 148 до 208 в восьмеричной системе;
  • г) от 2816 до 3016 в шестнадцатеричной системе.

[ Ответ ]

4.14. Для десятичных чисел 47 и 79 выполните цепочку переводов из одной системы счисления в другую:

 

 
[ Ответ ]

4.15. Составьте таблицы сложения однозначных чисел в троичной и пятеричной системах счисления.  
[ Ответ ]

4.16. Составьте таблицы умножения однозначных чисел в троичной и пятеричной системах счисления.  
[ Ответ ]

4.17. Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:

а) 10111012 и 11101112;

д) 378 и 758;

и) A16 и F16;

б) 1011,1012 и 101,0112;

е) 1658 и 378;

к) 1916 и C16;

в) 10112, 112 и 111,12;

ж) 7,58 и 14,68;

л) A,B16 и E,F16;

г) 10112 , 11,12 и 1112;

з) 68, 178 и 78;

м) E16, 916 и F16.


 
[ Ответ ]

4.18. В каких системах счисления выполнены следующие сложения? Найдите основания каждой системы:

 

 
[ Ответ ]

4.19. Найдите те подстановки десятичных цифр вместо букв, которые делают правильными выписанные результаты (разные цифры замещаются разными буквами):       

 
 

 
[ Ответ ]

4.20. Вычтите:

а) 1112 из 101002;

д) 158 из 208;

и) 1А16 из 3116;

б) 10,112 из 100,12;

е) 478 из 1028;

к) F9E16 из 2А3016;

в) 111,12 из 100102;

ж) 56,78 из 1018;

л) D,116 из B,9216;

г) 100012 из 1110,112;

з) 16,548 из 30,018;

м) ABC16 из 567816.


 
[ Ответ ]

4.21. Перемножьте числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные умножения:

а) 1011012 и 1012;

д) 378 и 48;

б) 1111012 и 11,012;

е) 168 и 78;

в) 1011,112 и 101,12;

ж) 7,58 и 1,68;

г) 1012 и 1111,0012;

з) 6,258 и 7,128.


 
[ Ответ ]

4.22. Разделите 100101102 на 10102 и проверьте результат, умножая делитель на частное.  
[ Ответ ]

4.23. Разделите 100110101002 на 11002 и затем выполните соответствующее десятичное и восьмеричное деление.  
[ Ответ ]

4.24. Вычислите значения выражений:

  • а) 2568 + 10110,12 * (608 + 1210) - 1F16;
  • б) 1AD16 - 1001011002 : 10102 + 2178;
  • в) 101010 + (10616 - 110111012)  128;
  • г) 10112 * 11002 : 148 + (1000002 - 408).

[ Ответ ]

4.25. Расположите следующие числа в порядке возрастания:

  • а) 748, 1100102, 7010, 3816;
  • б) 6E16, 1428, 11010012, 10010;
  • в) 7778, 1011111112, 2FF16, 50010;
  • г) 10010, 11000002, 6016, 1418.

[ Ответ ]

4.26. Запишите уменьшающийся ряд чисел +3, +2, ..., -3 в однобайтовом формате:

  • а) в прямом коде;
  • б) в обратном коде;
  • в) в дополнительном коде.

[ Ответ ]

4.27. Запишите числа в прямом коде (формат 1 байт):       

а) 31;      б) -63;    в) 65;    г) -128.  
[ Ответ ]

4.28. Запишите числа в обратном и дополнительном кодах (формат 1 байт):       

а) -9;      б) -15;     в) -127;     г) -128.  
[ Ответ ]

4.29. Найдите десятичные представления чисел, записанных в дополнительном коде:       

а) 1 1111000;      б) 1 0011011;     в) 1 1101001;      г) 1 0000000.  
[ Ответ ]

4.30. Найдите десятичные представления чисел, записанных в обратном коде:       

а) 1 1101000;      б) 1 0011111;      в) 1 0101011;      г) 1 0000000.  
[ Ответ ]

4.31. Выполните вычитания чисел путем сложения их обратных (дополнительных) кодов в формате 1 байт. Укажите, в каких случаях имеет место переполнение разрядной сетки:

а) 9 - 2;

г) -20 - 10;

ж) -120 - 15;

б) 2 - 9;

д) 50 - 25;

з) -126 - 1;

в) -5 - 7;

е) 127 - 1;

и) -127 - 1.


 
[ Ответ ]


Lekciya 5.doc

— 417.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 6.doc

— 176.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 7.doc

— 318.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 8.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lekciya 9.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Информатике"