Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 03:24, курс лекций

Описание работы

Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы - поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем. Их результативность на рынке информационных технологий и систем определяется согласованной (в пред конкурентной фазе) научно-технической политикой и реализацией стандартов открытых систем.

Содержание работы

Тема 1. Особенности работы в многопользовательских средах 6
1.1. Открытые Системы, процессы стандартизации и профили стандартов. 6
1.1.1. Понятие подхода Открытых Систем. 6
1.1.2. Архитектура Открытых Систем. 7
1.1.3. Преимущества идеологии открытых систем. 10
1.1.4. Открытые Системы и объектно-ориентированный подход 11
1.1.5. Стандарты Открытых Систем 13
1.1.6. Профили стандартов Открытых Систем 15
1.1.7. Заключение 16
1.2. Архитектура «клиент-сервер» и «клиент-серверные» технологии. 17
1.2.1. Введение. 17
1.2.2. Традиционные подходы в моделировании 17
1.2.3. Серверы приложений 18
1.2.4. Заключение 21
1.3. Построение многопользовательских информационных систем и управление ими. 21
1.3.1. Цели администрирования 21
1.3.2. Обязанности системного администратора 21
1.3.3. Проблема организации администрирования крупных информационных систем. 22
1.3.4. Администрирование СУД 26
1.3.5. Технические средства обеспечения безопасности информационных технологий. 28
1.3.6. Задачи администратора 28
1.3.7. Планирование эффективной рабочей среды 29
Тема 2. Системная архитектура Oracle. 30
2.1. Архитектура 30
2.2. Сервер 30
2.3. Файлы. 37
2.3.1. Файлы параметров 38
2.3.2. Файлы данных 40
2.3.3. Временные файлы 44
2.3.4. Управляющие файлы 45
2.3.5. Файлы журнала повторного выполнения 46
Тема 3. Администрирование в среде Unix. 48
3.1. Включение станции Sun SPARCstation. 48
3.2. Регистрация нового пользователя. 49
3.3. Начало работы в системе. 50
3.3.1. Вход. 50
3.3.2. Пользовательский профайл 51
3.3.3. Выключение системы. 52
3.4. Несколько простейших команд Unix. 52
3.4.1. Некоторые наиболее употребительные команды. 54
3.5. Очень кратко о редакторе VI. 54
3.6. Базовые принципы системы UNIX 56
3.6.1. Что входит в ядро 56
3.6.2. Файловая система UNIX. 57
3.7. Утилита системного администратора SYSADM. 57
3.8. Несколько сетевых команд Unix. 58
3.8.1. finger. Кто работает в системе 58
3.8.2. talk. Вызвать пользователя на разговор 58
3.8.3. mailx. Послать кому-нибудь электронную почту 59
3.8.4. telnet. Залогиниться на удаленную машину 59
3.8.5. ftp. File Trasfer Protocol. Пересылка файлов 59
3.8.6. ping. "Прозвонить" удаленную машину 60
3.9. Сетевая файловая система NFS 60
3.9.1. Для того, чтобы Unix-машина служила NFS сервером 61
3.9.2. Активизация NFS. 61
3.10. Система печати LP 62
3.10.1 Подключить к системе новый принтер. 62
3.11. Графическая оболочка X-Windows System 63
3.11.1. Основная идея X Windows 63
3.11.2. Как это запускается? 64
3.11.3. Конфигурирование X Windows 65
3.11.4. Запуск X Windows 65
3.11.5. Настройки пользовательского окружения X Windows 65
Тема 4. Администрирование в сетях с операционными системами типа Windows (NT, 2000, 2003). 67
4.1. Установка Windows Server 2003. 69
4.1.1. Первые шаги 69
4.1.2. Текстовый этап 69
4.1.3. Графический этап. 70
4.1.4. Новое имя, новая роль 72
4.2. Служба каталогов Active Directory 73
4.2.1. Назначение службы каталога 74
4.2.2. Основные понятия Active Directory 74
4.2.3. Развертывание Active Directory 75
4.2.4. Управление объектами 76
4.2.5. Заключение 77
4.3. Доступ к сетевым ресурсам 77
4.3.1. Сервис WINS 78
4.3.2. Установка принт-сервера 81
4.4. Система доменных имен 82
4.4.1. DNS - необходимость 82
4.4.2. Структура DNS 83
4.4.3. Построение DNS 85
4.4.4. Настройка DNS 85
4.4.5. Подключаемся к Интернету 86
4.5. Служба DHCP 88
4.5.1. Преимущества использования DHCP 89
4.5.2. Реализация DHCP 89
4.5.3. Установка DHCP 89
4.5.4. Администрирование сервера DHCP 90
4.6. Маршрутизация и удаленный доступ 91
4.6.1. Проблема роста 91
4.6.2. Межсетевой мост 92
4.6.3. Маршрутизатор 93
4.6.4. Удаленный доступ 95
4.6.5. Протокол NAT 97
4.6.6. Результаты работы 98
4.7. Серверы в Windows Server 2003. 99
4.7.1. Распределяем роли 99
4.7.2. Веб-сервер 100
4.7.3. Internet Information Services (IIS) 100
4.7.4. Настройка веб-сайтов 103
4.7.5. Настройка FTP-сервера 104
4.7.6. Настраиваем почтовый сервер 104
4.7.7. Службы общения. 107
4.7.8. Заелючение. 108
4.8. Профилактические и сервисные работы 109
4.8.1. Резервное копирование 109
4.8.2. Профилактика 110
4.8.3. Установка обновлений 111
4.8.4. Заключение 112
4.9. Консольные команды управления 112
4.9.1. Основные консольные команды. 113
4.9.2. Заключение. 117
Тема 5. Сеть Интернет, ее функционирование и архитектурные особенности. 118
5.1. Краткое историческое введение 118
5.2. Что составляет Internet ? 120
5.3. Административное устройство Internet 121
5.4. Финансы 122
5.5. Как структура Internet сказывается на Пользователе ? 122
5.6. Потенциальные пользователи 123
5.7. Доступ в Internet 125
5.8. Планы на будущее 126
5.8.1. Стандартные протоколы ISO 126
5.8.2. Международные связи 126
5.8.3. Коммерциализация 127
5.8.4. Приватизация 128
Тема 6. Сетевые протоколы. 129
6.1. Протоколы, обеспечивающие прикладные услуги 129
6.2. Протоколы, обеспечивающие транспортные услуги 130
6.3. Протоколы, обеспечивающие сетевые услуги. 130
6.4. Протоколы Интернет 130
Тема 7. Стек протоколов TCP/IP. 132
7.1. История и перспективы стека TCP/IP. 132
7.2. Структура стека TCP/IP. Краткая характеристика протоколов. 133
Тема 8. Программирование сокетов. 136
8.1. Создание сокета 136
8.2. Привязка к локальным именам. 137
8.3. Установление связи 137
8.4. Передача данных. 138
8.5. Закрывание сокетов. 139
8.6. Пример функции, для установления WWW коннекта. 140
Тема 9. Язык Perl и CGI-программирование. 142
9.1. Основные особенности Perl 142
9.1.1 Введение 142
9.2 Взаимодействие с СУБД 142
9.2.1 Взаимодействие с Oracle 142
9.3 Написание модулей CGI 147
9.4 Обработка файлов формата DBF 148
Тема 10. Язык HTML (Список элементов HTML). 151
10.1. Базисные элементы. 151
10.2. Определение структуры. 151
10.3. Внешний вид. 151
10.4. Ссылки и графика. 152
10.5. Разделители. 152
10.6. Списки. 153
10.7. Фон и цвета. 153
10.8. Специальные символы. 153
10.9. Формы. 154
10.10. Таблицы 154
10.11. Фреймы. 155
10.12. Язык Java. 156
10.13. Разное. 156
Тема 11. Управление WEB-сервером Apache. 157
Тема 12. Комплексные решения – построение ISP (Internet Service Provider – поставщика услуг Интернет). 160

Файлы: 1 файл

lek_adm.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)


Министерство образования РФ

Курский государственный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРС  ЛЕКЦИЙ

по  дисциплине

«АДМИНИСТРИРОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

для студентов специальности 351500

«Математическое обеспечение и администрирование 
информационных систем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск - 2006

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Особенности работы в многопользовательских средах

1.1. Открытые Системы, процессы стандартизации и профили стандартов.

1.1.1. Понятие подхода Открытых Систем.

Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы - поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем. Их результативность на рынке информационных технологий и систем определяется согласованной (в пред конкурентной фазе) научно-технической политикой и реализацией стандартов открытых систем.

Что понимается под открытыми системами?

Для рассмотрения этого вопроса воспользуемся определениями открытых систем, которые приведены в руководстве, изданном Французской ассоциацией пользователей UNIX (АFUU) в 1992 году.

"Открытая система - это система,  которая состоит из компонентов,  взаимодействующих друг с другом через стандартные интерфейсы". Это определение, данное одним из авторов упомянутого руководства Жаном-Мишелем Корну, подчеркивает системный аспект (структуру открытой системы).

"Исчерпывающий и согласованный  набор международных стандартов  информационных технологий и профилей функциональных стандартов, которые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживающие форматы, чтобы обеспечить интероперабельность и мобильность приложений, данных и персонала". Это определение, данное специалистами IЕЕЕ, подчеркивает аспект среды, которую предоставляет открытая система для ее использования (внешнее описание открытой системы).

Вероятно, одно достаточно полное и  общепринятое определение открытых систем еще не сформировалось. Однако сказанного выше уже достаточно, чтобы можно было рассмотреть общие свойства открытых систем и выяснить существо связанных с ними проблем.

Общие свойства открытых систем обычно формируются следующим образом:

    • расширяемость/масштабируемость -extensibility/scalability;
    • мобильность (переносимость) – portalility;
    • интероперабельность (способность к взаимодействию с другими системами) – interoperability;
    • дружественность к пользователю, в т.ч. - легкая управляемость - driveability.

Эти свойства, взятые по отдельности, были свойственны и предыдущим поколениям информационных систем и средств вычислительной техники. Новый взгляд на открытые системы определяется тем, что эти черты рассматриваются в совокупности, как взаимосвязанные, и реализуются в комплексе.

1.1.2. Архитектура Открытых Систем.

Понятие "система" носит двоякий характер. С одной стороны, по общему определению, система - это совокупность взаимодействующих элементов (компонентов), аппаратных и/или программных. С другой стороны, система может выступать в качестве компонента другой, более сложной системы, которая в свою очередь может быть компонентом системы следующего уровня.

В связи с этим нужно уточнить представление об архитектуре систем и средств, как внешнем их описании (reference model) с точки зрения того, кто  ими пользуется. Архитектура открытой системы, таким образом, оказывается иерархическим описанием ее внешнего облика и каждого компонента с точки зрения:

    • пользователя (пользовательский интерфейс),
    • проектировщика системы (среда проектирования),
    • прикладного программиста (системы и инструментальные средства /среды программирования),
    • системного программиста (архитектура ЭВМ),
    • разработчика аппаратуры (интерфейсы оборудования).

Предлагаемый взгляд на архитектуру  открытых систем вытекает из указанной  выше необходимости комплексной  реализации общих свойств открытости и является расширением принятого понятия об архитектуре ЭВМ по Г.Майерсу.

Для примера рассмотрим архитектурное  представление системы обработки  данных, состоящей из компонентов  четырех областей: пользовательского  интерфейса (соответственно точкам зрения всех указанных выше групп), средств обработки данных, средств представления и хранения данных, средств коммуникаций. Для этого представления требуется использовать три уровня описаний: среды, которая представляется системой, операционной среды (системы), на которую опираются прикладные компоненты, и оборудования. Каждый из этих уровней разделен для удобства на два подуровня (см. табл. 1.1).

 

 

 

 

Таблица 1.1.

Иерархия представления архитектуры  системы обработки данных

Уровень архитектуры системы обработки данных

Компоненты системы обработки  данных

Интерфейсы

Средства обработки данных

Представление и хранение данных

Коммуникации

Среда для конечного пользователя и инструментарий прикладного программиста

Генераторы форм и отчетов

Утилиты и библиотеки

Языки программирования 4GL

OSI. Прикладной уровень

Языки программные и командные  языки (оболочки)

Прикладные программы

Языки запросов СУБД

OSI. Уровни сессий и представительный

Операционная система

Средства оконного интерфейса

Верхний уровень ОС (организация процесса обработки)

Средства доступа к среде  хранения

OSI. Транспортный уровень

Драйверы

Ядро операционной системы

Файловая система

OSI. Сетевой уровень

Оборудование

Системные интерфейсы (в т.ч. организация  ввода-вывода)

Процессоры (система команд)

Организация памяти

OSI. Уровень передачи данных

Периферийные устройства

Системная шина

Шины (интерфейс) массовой памяти

OSI. Физический уровень


 

Уровень среды для конечного  пользователя (user environment) характеризуется  входными и выходными описаниями (генераторы форм и отчетов), языками проектирования информационной модели предметной области (языки 4GL), функциями утилит и библиотечных программ и прикладным уровнем среды коммуникаций, когда требуются услуги дистанционного обмена информацией. На этом же уровне определена среда (инструментарий) прикладного программирования (appliсation environment): языки и системы программирования, командные языки (оболочки операционных систем), языки запросов СУБД, уровни сессий и представительный среды коммуникаций.

На уровне операционной системы  представлены компоненты операционной среды, реализующие функции организации  процесса обработки, доступа к среде  хранения данных, оконного интерфейса, а также транспортного уровня среды коммуникаций. Нижний подуровень операционной системы - это ее ядро, файловая система, драйверы управления оборудованием, сетевой уровень среды коммуникаций.

На уровне оборудования легко видеть привычные разработчикам ЭВМ  составляющие архитектуры аппаратных средств:

    • система команд процессора (процессоров),
    • организация памяти,
    • организация ввода-вывода и т.д.,

а также физическую реализацию в  виде:

    • системных шин,
    • шин массовой памяти,
    • интерфейсов периферийных устройств,
    • уровня передачи данных,
    • физического уровня среды хранения.

Представленный взгляд на архитектуру  открытой системы обработки данных относится к одно-машинным реализациям, включенным в сеть передачи данных для обмена информацией. Понятно, что  он может быть легко обобщен и  на многопроцессорные системы с  разделением функций, а также на системы распределенной обработки данных. Поскольку здесь явно выделены компоненты, составляющие систему, можно рассматривать как интерфейсы взаимодействия этих компонентов на каждом из указанных уровней, так и интерфейсы взаимодействия между уровнями.

Описания и реализации этих интерфейсов  могут быть предметом рассмотрения только в пределах данной системы. Тогда  свойства ее открытости проявляются  только на внешнем уровне. Однако значение идеологии открытых систем состоит  в том, что она открывает методологические пути к унификации интерфейсов в пределах родственных по функциям групп компонентов для всего класса систем данного назначения или всего множества открытых систем.

Стандарты интерфейсов этих компонент (де-факто или принятые официально) определяют лицо массовых продуктов на рынке. Область распространения этих стандартов являются предметом согласования интересов разных групп участников процесса информатизации - пользователей, проектировщиков систем, поставщиков программных продуктов и поставщиков оборудования.

Выше был рассмотрен пример архитектуры  открытых систем, реализующих технологию обработки данных. Можно было бы представить аналогичным образом  открытые системы для всех классов  информационных технологий: обработки  текстов, изображений, речи, машинной графики. Особенно актуально проработать подходы открытых систем для мультимедиа-технологий, сочетающих несколько разных представлений информации. Как известно, за рубежом эти работы проводятся различными ассоциациями и консорциумами заинтересованных фирм и академических организаций и международными организациями по стандартизации. К сожалению, российские специалисты в этих работах до сих пор в лучшем случае играют роль наблюдателей.

1.1.3. Преимущества идеологии открытых  систем.

Конечно, подход открытых систем пользуется успехом только потому, что обеспечивает преимущества для разного рода специалистов, связанных с областью компьютеров.

Для пользователя открытые системы  обеспечивают следующее:

    • новые возможности сохранения сделанных вложений благодаря свойствам эволюции, постепенного развития функций систем, замены отдельных компонентов без перестройки всей системы;
    • освобождение от зависимости от одного поставщика аппаратных или программных средств, возможность выбора продуктов из предложенных на рынке при условии соблюдения поставщиком соответствующих стандартов открытых систем;
    • дружественность среды, в которой работает пользователь, мобильность персонала в процессе эволюции системы;
    • возможность использования информационных ресурсов, имеющихся в других системах (организациях).

Проектировщик информационных систем получает:

    • возможность использования разных аппаратных платформ;
    • возможность совместного использования прикладных программ, реализованных в разных операционных системах;
    • развитые 4средства 0инструментальных сред, поддерживающих проектирование;
    • возможности использования готовых программных продуктов и информационных ресурсов.

Разработчики общесистемных программных  средств имеют:

    • новые возможности разделения труда, благодаря повторному использованию программ(reusability);
    • развитые инструментальные среды и системы программирования;
    • возможности модульной организации программных комплексов благодаря стандартизации программных интерфейсов.

Это последнее свойство открытых систем позволяет пересмотреть традиционно сложившееся дублирование функций в разных программных продуктах, из-за чего системы, интегрирующие эти продукты, непомерно разрастаются по объему, теряют эффективность. Известно, что в той же области обработки данных и текстов многие продукты, предлагаемые на рынке (текстовые редакторы, настольные издательства, электронные таблицы, системы управления базами данных) по ряду функций дублируют друг друга, а иногда и подменяют функции операционных систем. Кроме того, замечено, что в каждой новой версии этих продуктов размеры их увеличиваются на 15%.

В распределенных системах, содержащих несколько рабочих мест на персональных компьютерах и серверов в локальной  сети, избыточность программных кодов  из-за дублирования возрастает многократно. Идеология и стандарты открытых систем позволяют по-новому взглянуть на распределение функций между программными компонентами систем и значительно повысить тем самым эффективность. Частично этот подход обеспечивает компенсацию затрат ресурсов, которые приходится платить за преимущества открытых систем относительно закрытых систем, ресурсы которых в точности соответствуют задаче, решаемой системой.

Информация о работе Математическое обеспечение и администрирование информационных систем