Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:19, реферат
Цель работы:
показать пути совершенствования математической подготовки и развития навыков моделирования реальных процессов учащихся профильных классов;
отразить прикладные возможности математики.
Введение ……………………………………………………………………3
1 Основы математического моделирования …………………..5
2 Требования, предъявляемые к математическим моделям….10
3 Примеры математического моделирования……………..……12
4 Составление математических моделей……………………..…15
5 Элементарные математические модели……………………….21
Заключение………………………………………………………..…27
Список использованной литературы……………………………………..28
Заключение
В данной работе рассмотрены различные виды моделирования, выполнена систематизация видов моделирования, рассмотрены приемы применения моделирования к решению различных задач (проблем).
В ходе изучения данного вопроса
мы рассмотрели способы
Моделирование:
является одним из ключевых видов деятельности человека;
всегда в той или иной форме предшествует любому делу;
занимает центральное место в исследовании объекта; позволяет
обоснованно принимать решение: как совершенствовать привычные объекты, надо ли создавать новые, как изменять процессы управления и, в конечном итоге, - как менять окружающий мир в лучшую сторону.
Для любого вида моделирования важно не только определить цели и составить модель, но и качественно провести сбор обработку и систематизацию информации.
При решении многих задач математики,
экономики, физики и техники не всегда
удается установить функциональную
зависимость между искомыми и
данными переменными
Список использованной литературы
1. Алгебра и начала анализа : Учеб. для 10-11 кл. сред. шк./ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - М.: Просвещение, 1993. - 254 c.
2. Башмаков, М. И. Алгебра и начала анализа : Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1992. - 351 с.
3. Вольтерра В. Математическая
теория борьбы за
4. Зельдович Я.Б., Яглом И.М. «Высшая
математика для начинающих
5. Задачник по курсу
6. Колмогоров, А. Н. Алгебра и начала анализа : Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др. - М.: Просвещение, 1998. - 365 c.
7. Модели и моделирование в
методике обучения физике : Материалы
докладов республиканской
8. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. Ч. I. - М.: Мнемозина, 2003. - 375 с.
9. Никольский, С. М. Алгебра и начала анализа : Учеб. для 11 класса общеобразоват. учреждений/ С. М. Никольский, М. К. Потапов. - М.: Просвещение, 2003.
8. Пискунов. Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисление для втузов. Том 2. М.: Наука, 1978.- 267с.
9. Уильямсон М.Г.. Анализ биологических популяций. М.: Мир, 1975.
10. Филиппов А.Ф. Сборник задач
по дифференциальным
11. Шубин М. А. «Математический анализ для решения физических задач» М., МЦНМО, 2003
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНОГО
4.1. Построение транспортной модели
4.2.
Сбалансированные и
4.3.
Определение начального плана
транспортировок. Методы «северо-западного»
угла, минимального элемента,
Фогеля
4.4. Оптимальный план транспортной задачи. Метод потенциалов
4.5. Экономические задачи, сводящиеся к транспортным моделям
4.6. Задача о назначениях
4.7.
Применение задачи о
Срди задач линейной оптимизации
могут быть выделены два класса задач
со специальной структурой: транспортная
задача и задача о назначениях. Эти
задачи используются для моделировали
оптимизации экономических
4.1. Построение транспортной модели
Построим транспортную модель для конкретной задачи.
Пример 4.1
Четыре предприятия данного
экономического района для производства
продукции используют некоторое
сырье. Спрос на сырье каждого
из предприятий соответственно составляет:
120, 50, 190 и 110 усл. ед. Сырье сосредоточено
в трех местах. Предложения поставщиков
сырья равны: 160, 140 и 170 усл. ед. На каждое
предприятие сырье может
В i -й строке j -м столбце матрицы С стоит тариф на перевозку сырья от i -гo поставщика j -му потребителю, i =1, 2, 3; j =1, 2, 3, 4. Под тарифом понимается стоимость перевозки единицы сырья.
Требуется составить план
перевозок, при котором общая
стоимость перевозок
Построение математической модели
Цель задачи состоит в
минимизации суммарной
Пусть хij – количество сырья, перевозимого от i -го поставщика j-му потребителю. Параметры задачи – число поставщиков и потребителей, предложение и спрос сырья в каждом пункте, тарифы на перевозки.
Ограничения задачи – это
ограничения на предложение и
спрос сырья. Предложения сырья
всех поставщиков не должны быть меньше
суммарного спроса на него во всех пунктах
потребления. В данной задаче имеет
место точное равенство между
предложением и спросом. 120+50+190+110=160+140+170=
Количество сырья, вывозимого от каждого поставщика, должно быть равно наличному количеству сырья. Количество сырья, доставленное каждому потребителю, должно равняться его спросу. Последнее ограничение – условие неотрицательности хij.
Критерием эффективности (целевой функцией) являются суммарные затраты S на перевозку, равные сумме произведений тарифов на перевозку на количество перевозимого сырья от каждого поставщика каждому потребителю.
Окончательно математическая модель задачи имеет вид
Целевая функция и ограничения
линейны, т. е. данная задача относится
к задачам линейного
4.2. Сбалансированные и несбалансированные транспортные модели
В общем случае транспортная задача имеет следующий вид: дано т поставщиков продукции одного вида и п потребителей; предложение каждого i-го поставщика составляет ai единиц, ; спрос каждого j-го потребителя – bj единиц, тарифы перевозок равны сij, , Требуется определить оптимальный план перевозок продукции (т. е. количество продукции, перевозимой от каждого поставщика каждому потребителю), и котором суммарная стоимость перевозок минимальна. Заметим, что транспортная модель строится при условии линейной зависимости стоимости перевозок от количества перевозимой продукции.
Пусть хij – количество
продукции, перевозимой от i -го поставщика
j-му потребителю
;
Формально транспортная задача записывается следующим образом:
Определение 4.1
Совокупность чисел ( ), ; ; удовлетворяющая ограничениям (4.2)–(4.5), называется планом перевозок или планом транспортной задачи.
Решить транспортную задачу – это значит найти такие значения ( ; ), которые удовлетворяют ограничениям (4.2)–(4.5) и доставляют минимум целевой функции (3.3.1). Целевая функция (4.1) определяет суммарную стоимость перевозок. Ограничения (4.2) соответствуют тому, что количество продукции, вывозимой от i-го поставщика, не должно превосходить предложения i-го поставщика (для всех поставщиков). Ограничения (4.3) соответствуют тому, что количество продукции, ввозимой j-му потребителю, должно полностью удовлетворять спросу j-го потребителя (для всех потребителей). Ограничения (4.4) соответствуют тому, что суммарное предложение не должно быть меньше суммарного спроса.
Определение 4.2
Задача (4.1)–(4.5) называется несбалансированной транспортной моделью (задачей).
Определение 4.3
Задача (4.1)–(4.5), в которой ограничения (4.2)–(4.4) имеют вид равенств, называется сбалансированной транспортной моделью (задачей).
Покажем, что любую несбалансированную транспортную модель можно свести к сбалансированной.
Пусть суммарное предложение больше суммарного спроса, т. е.
Введем фиктивного (n+1)-гo потребителя, спрос которого
Тариф на перевозку этому потребителю от всех поставщиков равен 0.
Очевидно, при этом неравенства (4.2) и (43) перейдут в равенство, и к ним добавится ограничение (равенство) для (n+1)-го пункта потребления.
Естественно, что в реальных задачах суммарное предложение может быть меньше суммарного спроса, т. е..
Транспортные задачи, содержащие ограничение (4.7), также являются несбалансированными и могут быть сведены к сбалансированным с помощью ввода фиктивного (m+1)-го поставщика, предложение которого
стоимость перевозки от (m + 1)-го поставщика нулевая,
Неравенство (4.7) перейдет в равенство
Рассмотрим сбалансированную транспортную задачу
Как отмечалось выше, для решения задачи может быть применен симплекс-метод, но ее особая структура (все ограничения имеют вид равенств, в которые неизвестные входят с коэффициентами, равными 1) позволяет решать ее более простыми методами.
Для решения транспортной задачи составляют транспортную таблицу (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Номер поставщика |
Номер потребителя |
Предложение | |||||
1 |
2 |
… |
j ■ |
... |
п | ||
1 |
c11 |
c12 |
... |
c1j |
... |
c1n |
a1 |
2 |
c21 |
с22 |
… |
c2j |
c2n |
a2 | |
... |
... |
... |
… |
... |
... |
... |
... |
i |
ci1 |
ci2 |
… |
cij |
... |
cin |
aJ |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
m |
cm1 |
cm2 |
… |
cmj |
… |
cmn |
am |
Спрос |
b1 |
b2 |
… |
bJ |
… |
bn |