Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «информационная деятельность человека» предмета «информа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) будет эффективна при выполнении следующих педагогических условий:
Разработан электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» с использованием СДО Moodle;
Организация урочной и внеурочной самостоятельной работы учащихся основана на базе деятельностного подхода;
Реализован дифференцированный подход на основе первичной диагностики уровня владения навыками работы в сети Интернет.

Файлы: 1 файл

Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела Информационная.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Дистанционное обучение тесно связанно с дистанционным образованием. Принято считать, что дистанционное образование - это дистанционное обучение, воспитание, развитие (51).

В дистанционной форме обучения существуют учебные системы, которые различают по способу получения учебной информации: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line). Их описание представлено в таблице 2. Также, существуют смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

 

Таблица 2 - Учебные системы

Название системы

Примечания

Примеры

синхронные

on-line

предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя

web-чат, ICQ, IRC (Internet Relay Chat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet

асинхронные

off-line

не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий

курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции Usenet (подписка на группы новостей)


 

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

  • рассылка печатных материалов по почте (характерно для традиционного заочного обучения);
  • рассылка аудио- и видеокассет, дискет, CD-ROM;
  • средства аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);
  • через интерактивное Web TV и видео конференции;
  • через телеконференции Usenet, IRC;
  • через электронную почту и листы (списки) рассылки;
  • через web-страницы;
  • через чат, web-форум и гостевую книгу (49).

В последнее время Интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

1) Техническое развитие  Интернет-технологий, позволяющих более  дешевыми и удобными средствами  имитировать любую учебную модель;

2) Простота подключения  к сети Интернет;

3) Относительно низкая  стоимость подключения.

Наиболее эффективно с помощью дистанционного обучения можно решать следующие задачи: приобщение учителей из регионов к опыту и разработкам ведущих специалистов страны в области новых технологий в образовании. Затем учителя смогут передать полученные знания, разработки и опыт своим ученикам. При этом не надо будет выезжать за пределы своего города - разработки ведущих специалистов доступны посредством связи через Интернет. Это позволит ускорить передачу передового опыта и значительно расширит степень его распространения и внедрения в образовательный процесс (47).

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия, представленные в таблице 3 (48):

 

Таблица 3 - Факторы и условия ДО

Необходимо

Достаточно

наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к Интернет у потенциальных дистанционных учеников

тщательно разработанный высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия

наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования

инструкция локальным координаторам и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока

наличие хорошей подготовки дистанционных уроков

локальный координатор добросовестно выполняет свои функции, делает все возможное для помощи учителю, чей урок он проводит

наличие подготовленных локальных координаторов

учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом

систематическое проведение дистанционных занятий

связь учителя с локальным координатором через Интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами

моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности

проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы


 

Очень часто дистанционные уроки применяются по отношению к тем учащимся, которые пропускают занятия по болезни, или в отношении детей-инвалидов.

Однако, дистанционные занятия нельзя применять для обучения некоторым особым видам творческой деятельности (игре на музыкальных инструментах, танцам, пению, живописи, и др.), там, где обязательно требуется непосредственный контакт ученика и учителя.

Для проведения дистанционных уроков в реальном времени (синхронно) удобно использовать чат (для групповых занятий). Для индивидуальных занятий можно использовать ICQ. При асинхронной форме проведения дистанционных уроков эффективно использованиеапп E-mail (можно пересылать документы как от учителя к ученику, так и обратно) (48).

Техническая реализация системы дистанционного обучения представляет собой достаточно сложный программно-аппаратный комплекс. С программным обеспечением работает несколько категорий пользователей: учителя, школьники, авторы учебных курсов (19).

Для каждой из категорий пользователей системы должен быть реализован свой пользовательский интерфейс.

Основными компонентами программного продукта для дистанционного обучения являются:

  • средство(а) разработки учебного контента (Authoring tools);
  • система управления обучением (LMS);
  • система обмена информацией между участниками учебного процесса;
  • система доставки учебного контента (как правило вэб-сайт).

Компоненты системы могут взаимодействовать с внешними информационными системами школы. В качестве объекта взаимодействия может выступать система учета школьников.

На схеме 1 описаны механизмы взаимодействия компонентов системы, а также роли пользователей (18).

 

Схема 1 - Механизмы взаимодействия компонентов системы

 

На схеме 2 показана примерная схема взаимодействия компонентов системы на уровне программного обеспечения (13). Для каждой конкретной системы схема может несколько отличаться.

 

Схема 2 - Взаимодействие компонентов системы на уровне ПО

 

Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Однако как показывают исследования, минимум 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалы в любой форме. Это означает, что абсолютное большинство людей способны эффективно обучаться электронным способом, естественно при условии наличия адекватного учебного контента (содержания курсов) (59).

На сайте «Педсовет.org» рассматривалось место ДО в школьном образовании (57). На рисунке 1 показано отношение учителей и родителей школьников к ДО в школе.

 

Рисунок 1 - ДО в школе

 

Как видно, большинство респондентов дало положительный ответ на вопрос «Нужно ли ДО в школе», кроме того, три четверти опрошенных видят положительное влияние ДО на образовательный процесс школы.

В настоящее время существует несколько моделей дистанционного обучения:

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные требования и предназначенное для учащихся, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

Вторая модель - обучение на базе одного учебного заведения. Это система обучения для школьников, которые обучаются заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом).

Четвертая модель - автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых школьники могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются  в создании мультимедийных курсов.

Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ, видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий (28).

Наиболее распространенными являются виды дистанционного обучения, основанные на:

  1. Интерактивном телевидении: основное достоинство данного вида в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя;
  2. Компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций): предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет;
  3. Сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет: предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника (32).

В дистанционном обучении, в силу иной мотивационной системы учащегося, главное - показать, как полученные знания могут быть реализованы на практике. Поэтому курсы разрабатываются таким образом, чтобы учащийся не столько запомнил и воспроизвел информацию, сколько связал ее с реальными жизненными ситуациями.

Дистанционное обучение делает упор на комбинацию видов учебной деятельности прикладного характера, побуждающих учащегося творчески и активно осваивать информацию. В самом общем виде изучение дистанционного курса представляет собой интенсивную и регулярную комбинированную работу над предлагаемыми текстами, решение задач, выполнение письменных работ, участие в дискуссиях, а также прохождение серии контрольных мероприятий (21).

В ДО основной содержательно-организационной единицей является тема. Если в традиционных формах организации обучения тема - это часть содержания, то в ДО это и фрагмент содержания дисциплины, и аналог занятия. Причем это занятие, объединяющее несколько разнородных видов учебной деятельности. По этой причине учебным планом ДО регламентируется не количество аудиторных часов, а количество тем (71).

Таким образом, в данном параграфе:

  • рассмотрено место дистанционного обучения в российской системе образования, представлены различные трактовки этого понятия;
  • показаны механизмы взаимодействия компонентов системы ДО;
  • рассмотрены виды и модели ДО;
  • показаны четыре основных технологии ДО.

 

§ 1.2. Использование технологии электронного обучения в российских школах

 

Понятие «электронное обучение» (ЭО) сегодня употребляется наряду со старым термином «дистанционное обучение». ЭО - более узкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

ЭО радикально изменило индустрию обучения. В 2000 и 2001 произошли два значимых сдвига: в качестве новой компьютерной платформы появился интернет, и в США началась рецессия. Эти два фактора вместе создали мощный фокус на процессе перевода обучающих программ и материалов из категории «под руководством инструктора» в «онлайн» (25).

Сегодня ЭО находится на высокой ступени развития, поэтому на рынке представлено множество форм онлайн обучения и образования. Существуют такие формы как «Быстрое онлайн обучение» (с помощью PowerPoint и Flash технологий), моделирование работы с приложениями, моделирование бизнес-процессов, использовать анимированных персонажей, аудио, видео, и еще много других интерактивных элементов учебного процесса (22).

Во многих средних школах Интернет активно используется для раздачи материалов для занятий, общения между инструкторами и учениками, а также для распространения ключевых тренинговых инструментов.

Первоначальные концепции электронного обучения претерпели некоторые изменения. В первые несколько лет компании стремились как можно скорее разместить в сети существующие слайды и учебные материалы. Сегодняшние программы ЭО очень сильно разнятся с обучением под руководством инструктора: они демонстрируются и работают как фильмы в режиме реального времени, онлайновые видео игры, и виртуальные опыты с полным погружением (61).

Электронное обучение, по одному из определений, - это обучение с использованием компьютеров и компьютерных сетей. В отличие от дистанционного обучения (например, с отправкой материалов по почте), ЭО использует все преимущества современных настольных ПК: графику, звук, трехмерные сцены и анимации, виртуальные тренажеры и т.д. В отличие от компьютерного обучения (CBT, computer-based training, когда пользователь работает один на один с ПК), электронное обучение подразумевает использование сетевых возможностей: передачу результатов обучения руководителю, возможности совместной работы, консультаций и обсуждения, обмен опытом, поддержку преподавателя, и многое другое (53).

Информация о работе Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «информационная деятельность человека» предмета «информа