Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:37, дипломная работа
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) будет эффективна при выполнении следующих педагогических условий:
Разработан электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» с использованием СДО Moodle;
Организация урочной и внеурочной самостоятельной работы учащихся основана на базе деятельностного подхода;
Реализован дифференцированный подход на основе первичной диагностики уровня владения навыками работы в сети Интернет.
Мы провели диагностику (приложение А, Б, В) проверку ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» у двух групп - контрольной и экспериментальной. Результаты диагностики можно увидеть в таблицах 13 и 14.
Таблица 13 - Результаты первоначальной диагностики контрольной группы
№ п/п |
Ф.И.О. |
Уровень сформированности критериев |
Уровень | |||
1 |
3 |
5 |
6 | |||
1 |
Андреев Валентин |
1 |
0 |
0 |
1 |
низкий |
2 |
Бобылева Дарья |
0 |
1 |
0 |
0 |
низкий |
3 |
Богаткина Ксения |
0 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
4 |
Веденеева Яна |
1 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
5 |
Волгина Анна |
2 |
1 |
0 |
1 |
средний |
6 |
Андреев Валентин |
0 |
0 |
0 |
1 |
низкий |
7 |
Павлов Антон |
0 |
1 |
1 |
0 |
низкий |
Таблица 14 - Результаты первоначальной диагностики экспериментальной группы
№ п/п |
Ф.И.О. |
Уровень сформированности критериев |
Уровень | |||
1 |
3 |
5 |
6 | |||
1 |
Гараева Римма |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
2 |
Зуева Екатерина |
1 |
1 |
1 |
1 |
средний |
3 |
Киржацкий Владислав |
0 |
1 |
0 |
0 |
низкий |
4 |
Киселев Михаил |
1 |
0 |
1 |
0 |
низкий |
5 |
Коптякова Екатерина |
0 |
0 |
1 |
1 |
низкий |
6 |
Мамзикова Светлана |
1 |
1 |
1 |
1 |
средний |
7 |
Сурменева Евгения |
0 |
0 |
0 |
1 |
низкий |
Диагностика показала, что ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» у контрольной и экспериментальной группы были практически одинаковыми. Более наглядно это показано на рис. 11.
Рисунок 11 - Результаты проверки ЗУН контрольной и экспериментальной группы до начала эксперимента
Обобщенные результаты выявленных уровней ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» у контрольной и экспериментальной группы показывают, что у абсолютного большинства учащихся уровень ЗУН низкий, а учащиеся, которые бы показали отличные результаты, отсутствуют.
ЗУН учащиеся экспериментальной группы были подвержены диагностике (приложение В) на предмет того, могут ли учащиеся быть вовлечены в работу по нашей методике. Полученные результаты представлены в таблице 15.
Таблица 15 - Результаты экспериментальной группы
№ п/п |
Ф.И.О. |
Сумма баллов |
Результат |
1 |
Гараева Римма |
17 |
ЗУН каждого учащегося позволяет провести обучение с использованием СДО Moodle |
2 |
Зуева Екатерина |
19 | |
3 |
Киржацкий Владислав |
20 | |
4 |
Киселев Михаил |
17 | |
5 |
Коптякова Екатерина |
20 | |
6 |
Мамзикова Светлана |
18 | |
7 |
Сурменева Евгения |
19 |
На следующем этапе экспериментальной проверки эффективности разработанной методики контрольная и экспериментальная группы изучали раздел «Информационная деятельность человека»: экспериментальная группа обучалась дистанционно, с использованием СДО Moodle, а контрольная обучалась традиционным способом.
После изучения раздела «Информационная деятельность человека» учащиеся были протестированы на уровень полученных ЗУН. Обобщенные результаты выявленных уровней ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» представлены в таблицах 16 и 17.
Таблица 16 - Результаты контрольной группы
№ п/п |
Ф.И.О. |
Уровень сформированности критериев |
Уровень | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
1 |
Андреев Валентин |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
средний |
2 |
Бобылева Дарья |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
низкий |
3 |
Богаткина Ксения |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
средний |
4 |
Веденеева Яна |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
низкий |
5 |
Волгина Анна |
2 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
высокий |
6 |
Андреев Валентин |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
низкий |
7 |
Павлов Антон |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
высокий |
Таблица 17 - Результаты экспериментальной группы
№ п/п |
Ф.И.О. |
Уровень сформированности критериев |
Уровень | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
1 |
Гараева Римма |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
средний |
2 |
Зуева Екатерина |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
средний |
3 |
Киржацкий Владислав |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
высокий |
4 |
Киселев Михаил |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
средний |
5 |
Коптякова Екатерина |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
средний |
6 |
Мамзикова Светлана |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
высокий |
7 |
Сурменева Евгения |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
высокий |
Количественная оценка уровня ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» осуществлялась нами по среднему показателю, определяемому по формуле:
(5)
где a, b, c – процентно выраженное количество учащихся, находящихся на низком, среднем и высоком уровнях обученности.
Эффективность исследования определялась по коэффициенту эффективности предлагаемой методики, который вычислялся по формуле:
КЭ = Ср(э)/Ср(к), (6)
где Ср(э) - значение среднего показателя у экспериментальной группы;
Ср(к) - значение среднего показателя у контрольной группы.
Количественная оценка уровня ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» показана в таблице 18:
Таблица 18 - Уровень ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» контрольной и экспериментальной группы
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Разница результатов | |||
Уровни |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% | |
Низкий |
3 |
42 |
0 |
0 |
- 42 |
Средний |
2 |
29 |
4 |
58 |
+ 29 |
Высокий |
2 |
29 |
3 |
42 |
+ 13 |
Ср. |
1,87 |
2,42 |
|||
КЭ |
1,29411 |
Результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в таблице 18, показывают, что наблюдается заметная разница уровня обученности учащихся в экспериментальной и контрольной группе. Так, в экспериментальной группе число учащихся, обладающих высоким уровнем ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» увеличилось на 13 %; кроме того, в экспериментальной группе количество учащихся со средним уровнем ЗУН на 29% больше; важно отметить и то, что в экспериментальной группе отсутствуют учащиеся, обладающие низким уровнем обученности по разделу «Информационная деятельность человека». Более наглядно полученные данные представлены на диаграмме (см. рис. 12).
Рисунок 12 - Результаты
Анализируя данные таблиц 16, 17 и 18 можно говорить о различии уровня обученности контрольной и экспериментальной групп по разделу «Информационная деятельность человека». Коэффициент эффективности разработанной методики, равный 1,29411 говорит об эффективности методики преподавания раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) с использованием технологии электронного обучения.
В ходе выполненной экспериментальной работы были достигнуты представленные ниже результаты.
1. Разработана
методика использования
2. С помощью СДО Moodle разработан и реализован электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» на основе разработанной методики.
3. Экспериментально проверена эффективность разработанной методики использования технологии электронного обучения при изучении предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).
Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности разработанной методики, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена: изучение раздела «Информационная деятельность человека» с помощью технологии электронного обучения позволило повысить уровень обученности учащихся 10-11 классов.
Дипломная работа посвящена теоретическому обоснованию, разработке и экспериментальной проверке эффективности методики использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).
В ходе исследования был решен комплекс задач, а именно:
Раскрыто понятие и описаны педагогические возможности электронных курсов (на базе СДО Moodle);
Кроме того, раскрыто понятие и описаны педагогические возможности технологии электронного обучения. Мы выяснили, что специально организованная целенаправленная самостоятельная работа учащихся в сети дает высокий педагогический результат. Такую самостоятельную работу удобно проводить в ходе реализации телекоммуникационных учебных проектов. При этом было отмечено удобство использования электронных курсов (на базе СДО Moodle) в качестве средств обучения.