Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «информационная деятельность человека» предмета «информа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) будет эффективна при выполнении следующих педагогических условий:
Разработан электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» с использованием СДО Moodle;
Организация урочной и внеурочной самостоятельной работы учащихся основана на базе деятельностного подхода;
Реализован дифференцированный подход на основе первичной диагностики уровня владения навыками работы в сети Интернет.

Файлы: 1 файл

Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела Информационная.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Мы провели диагностику (приложение А, Б, В) проверку ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» у двух групп - контрольной и экспериментальной. Результаты диагностики можно увидеть в таблицах 13 и 14.

 

Таблица 13 - Результаты первоначальной диагностики контрольной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности критериев

Уровень

1

3

5

6

1

Андреев Валентин

1

0

0

1

низкий

2

Бобылева Дарья

0

1

0

0

низкий

3

Богаткина Ксения

0

1

1

1

низкий

4

Веденеева Яна

1

0

0

0

низкий

5

Волгина Анна

2

1

0

1

средний

6

Андреев Валентин

0

0

0

1

низкий

7

Павлов Антон

0

1

1

0

низкий


 

Таблица 14 - Результаты первоначальной диагностики экспериментальной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности критериев

Уровень

1

3

5

6

1

Гараева Римма

0

0

0

0

низкий

2

Зуева Екатерина

1

1

1

1

средний

3

Киржацкий Владислав

0

1

0

0

низкий

4

Киселев Михаил

1

0

1

0

низкий

5

Коптякова Екатерина

0

0

1

1

низкий

6

Мамзикова Светлана

1

1

1

1

средний

7

Сурменева Евгения

0

0

0

1

низкий


 

Диагностика показала, что ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» у контрольной и экспериментальной группы были практически одинаковыми. Более наглядно это показано на рис. 11.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 11 - Результаты проверки ЗУН контрольной и экспериментальной группы до начала эксперимента

 

Обобщенные результаты выявленных уровней ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» у контрольной и экспериментальной группы показывают, что у абсолютного большинства учащихся уровень ЗУН низкий, а учащиеся, которые бы показали отличные результаты, отсутствуют.

ЗУН учащиеся экспериментальной группы были подвержены диагностике (приложение В) на предмет того, могут ли учащиеся быть вовлечены в работу по нашей методике. Полученные результаты представлены в таблице 15.

 

Таблица 15 - Результаты экспериментальной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Сумма баллов

Результат

1

Гараева Римма

17

ЗУН каждого учащегося позволяет провести обучение с использованием СДО Moodle

2

Зуева Екатерина

19

3

Киржацкий Владислав

20

4

Киселев Михаил

17

5

Коптякова Екатерина

20

6

Мамзикова Светлана

18

7

Сурменева Евгения

19


 

 

На следующем этапе экспериментальной проверки эффективности разработанной методики контрольная и экспериментальная группы изучали раздел «Информационная деятельность человека»: экспериментальная группа обучалась дистанционно, с использованием СДО Moodle, а контрольная обучалась традиционным способом.

После изучения раздела «Информационная деятельность человека» учащиеся были протестированы на уровень полученных ЗУН. Обобщенные результаты выявленных уровней ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» представлены в таблицах 16 и 17.

 

Таблица 16 - Результаты контрольной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности критериев

Уровень

1

2

3

4

5

6

1

Андреев Валентин

1

1

0

1

0

1

средний

2

Бобылева Дарья

0

1

1

1

0

0

низкий

3

Богаткина Ксения

0

1

1

0

1

1

средний

4

Веденеева Яна

1

0

0

1

0

0

низкий

5

Волгина Анна

2

1

1

2

0

1

высокий

6

Андреев Валентин

0

0

0

0

0

1

низкий

7

Павлов Антон

0

2

1

1

1

0

высокий


Таблица 17 - Результаты экспериментальной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности критериев

Уровень

1

2

3

4

5

6

1

Гараева Римма

1

1

2

1

1

2

средний

2

Зуева Екатерина

2

1

1

1

1

1

средний

3

Киржацкий Владислав

2

2

1

1

1

2

высокий

4

Киселев Михаил

1

1

1

1

2

2

средний

5

Коптякова Екатерина

1

1

1

1

0

1

средний

6

Мамзикова Светлана

2

1

2

2

1

2

высокий

7

Сурменева Евгения

1

1

2

2

1

2

высокий


 

Количественная оценка уровня ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» осуществлялась нами по среднему показателю, определяемому по формуле:

 

  (5)

 

где a, b, c – процентно выраженное количество учащихся, находящихся на низком,  среднем и высоком уровнях обученности.

Эффективность исследования определялась по коэффициенту эффективности предлагаемой методики, который вычислялся по формуле:

 

КЭ = Ср(э)/Ср(к),  (6)

 

где Ср(э) - значение среднего показателя у экспериментальной группы;

Ср(к) - значение среднего показателя у контрольной группы.

Количественная оценка уровня ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» показана в таблице 18:

 

Таблица 18 - Уровень ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» контрольной и экспериментальной группы

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Разница результатов

Уровни

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Низкий

3

42

0

0

- 42

Средний

2

29

4

58

+ 29

Высокий

2

29

3

42

+ 13

Ср.

1,87

2,42

 

КЭ

1,29411

 

 

Результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в таблице 18, показывают, что наблюдается заметная разница уровня обученности учащихся в экспериментальной и контрольной группе. Так, в экспериментальной группе число учащихся, обладающих высоким уровнем ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» увеличилось на 13 %; кроме того, в экспериментальной группе количество учащихся со средним уровнем ЗУН на 29% больше; важно отметить и то, что в экспериментальной группе отсутствуют учащиеся, обладающие низким уровнем обученности по разделу «Информационная деятельность человека». Более наглядно полученные данные представлены на диаграмме (см. рис. 12).

 

Рисунок 12 - Результаты

Анализируя  данные таблиц 16, 17 и 18 можно говорить о различии уровня обученности  контрольной и экспериментальной групп по разделу «Информационная деятельность человека». Коэффициент эффективности  разработанной методики, равный 1,29411 говорит об эффективности методики преподавания раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля)  с использованием технологии электронного обучения.

 

Выводы по Главе II

В ходе выполненной экспериментальной работы были достигнуты представленные ниже результаты.

1. Разработана  методика использования технологии  электронного обучения при изучении  раздела «Информационная деятельность  человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).

2. С помощью  СДО Moodle разработан и реализован электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» на основе разработанной методики.

3. Экспериментально  проверена эффективность разработанной методики использования технологии электронного обучения при изучении предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).

Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности разработанной методики, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена:  изучение раздела «Информационная деятельность человека» с помощью технологии электронного обучения позволило повысить уровень обученности учащихся 10-11 классов.

 

Заключение

 

Дипломная работа посвящена теоретическому обоснованию, разработке и экспериментальной проверке эффективности методики использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).

В ходе исследования был решен комплекс задач, а именно:

  1. Проанализировано состояние проблемы использования дистанционного обучения в российских школах; раскрыто понятие и описаны педагогические возможности технологии электронного обучения;
  2. Проанализированы существующие системы разработки электронных курсов, среди которых выбрана наиболее эффективная для использования в учебном процессе школы.

Раскрыто понятие и описаны педагогические возможности электронных курсов (на базе СДО Moodle);

  1. Разработана методика преподавания раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» с использованием технологии электронного обучения;

Кроме того, раскрыто понятие и описаны педагогические возможности технологии электронного обучения. Мы выяснили, что специально организованная целенаправленная самостоятельная работа учащихся в сети дает высокий педагогический результат. Такую самостоятельную работу удобно проводить в ходе реализации телекоммуникационных учебных проектов. При этом было отмечено удобство использования электронных курсов (на базе СДО Moodle) в качестве средств обучения.

  1. Разработан и реализован электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» на базе выбранной СДО;
  2. Экспериментально проверена эффективность применения методики преподавания раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) с использованием технологии электронного обучения на примере темы «Информационное общество».

Информация о работе Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «информационная деятельность человека» предмета «информа