Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «информационная деятельность человека» предмета «информа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) будет эффективна при выполнении следующих педагогических условий:
Разработан электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» с использованием СДО Moodle;
Организация урочной и внеурочной самостоятельной работы учащихся основана на базе деятельностного подхода;
Реализован дифференцированный подход на основе первичной диагностики уровня владения навыками работы в сети Интернет.

Файлы: 1 файл

Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела Информационная.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась в естественных условиях с учащимися десятого класса МОУ СОШ №7.

Экспериментальная работа, проведенная с учащимися МОУ СОШ №7, обеспечила переход из ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» на качественно более высокий уровень. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования. Это говорит о том, что изучение раздела «Информационная деятельность человека» по нашей методике способствует более эффективному овладению учащимися ЗУН в рамках данного раздела.

Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности разработанной методики, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена.

Мы считаем, что проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют о решении всех поставленных задач.

Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении разработки методики использования технологии электронного обучения при изучении других разделов предмета «Информатика и ИКТ».

 

Список используемой литературы

технология электронный обучение образование

  1. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения; введ. 01.07. 2002. - ИПК Издательство стандартов, 2002.
  2. Агафонов С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агафонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2003, 336 с.
  3. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. 2002, №2
  4. Антонова С.Г. Современная учебная книга / С.Г Антонова, Л.Г. Тюрина. - М., 2001.
  5. Быков Ю.А. Мультимедийный компьютерный практикум Методы изучения структуры материалов / Ю.А. Быков, С.Д. Карпухин, М.К. Бойченко и [др.] // Тез. докл. 5-ая Всерос. конф. по проблемам науки и высшей школы «Фундаментальные исследования в технических университетах». - СПб, 2001.
  6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: 2001.
  7. Вербицкий А.А. Психологические особенности вкючения взрослых в образовательную деятельность / А.А. Вербицкий, Н.П. Сахарова // Новые знания. – 1999. №2.
  8. Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Т. Воген. - Пер. с англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997.
  9. Вымятнин В.М. Дистанционное образование и его технологии / В.М. Вымятин, В. П. Демкин, В.Ф. Нявро. - Томск. 1998.
  10. Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В. П. Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002.
  11. Демкин В.П. Психолого-педагогические особенности ДО / В.П, Демкин, Т.В. Руденко, Н.В. Серкова // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 124-128.
  12. Демкин В.П. Технологии дистанционного обучения / В.П. Демкин, Г.В. Можаева. - Томск, 2002.
  13. Ермаков А.В. Электронная промышленность / А.В. Ермаков, В.К. Адамчук, С.И. Федосеенко. - 1993. 10. С. 14-20.
  14. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Загвязинский.  – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  15. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования/ В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 64 с.
  16. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально – педагогического исследования / В. И. Загвязинский.  – Тюмень, 1995. – 98 с.
  17. Загидуллин Р.Р. Концептуальные вопросы дистанционного образования / Р.Р. Загидуллин, В.Ц. Зориктуев // Информационные технологии, № 5, 1997.
  18. Закер К. Microsoft Press. ASP.NET для профессионалов / К. Закер. – М.: Питер, 2008.
  19. Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки / Г.Л. Ильин. – М.: 2003.
  20. Информационные технологии в образовании и науке. Научно-технический отчет (УДК 378, ГРНТИ 14.35.07, 14.01.85.Шифр П.И.516). - Томск, 1998.
  21. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В. Кларин. – М.: 2007.
  22. Князева М.Д. Система Дистанционного Обучения /М.Д. Князева, С.Н. Трапезников. - ИОЦ Москва.
  23. Код М. Реляционные Базы Данных / М. Код. – М.: Питер 2004.
  24. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике/ А. А. Кыверялг.  – Таллин: Валгус, 1980. – 334с.
  25. Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды / Р.М. Лемех - М, 2005.
  26. Можаева Г.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей). / Г.В. Можаева, И.В. Тубалова. - Томск: Том.ун-та, 2002.
  27. Норенков И.П. По WWW-страницам учебных серверов / И.П. Норенков // Информационные технологии, № 3, 1997.
  28. Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения / О.П. Околесов// Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 50-56.
  29. Орчаков О. А. Проектирование дистанционных курсов: Пособие для преподавателей и методистов / О.А. Орчаков, А.А. Калмыков. - М.: МНЭПУ, 2002. 50с.
  30. Петровская Т. С. Информационно-образовательная среда: Подготовка учебных материалов. Методические указания / Т.С. Петровская, В.В. Середа. - Томский политехнический университет. Томск, издательство ТПУ,  2005. 37с.
  31. Петровская Т.С. Современный подход в разработке системы оценивания качества обучения в дистанционном образовании. Высокие интеллектуальные технологии и генерация знаний в образовании и науке: ХII Международной научно-методической конференции / Т.С. Петровская, В.В. Середа. - Спб., издательство Политехнического университета, 2005. с.71-74.
  32. Пидкасистый П. И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / П.И. Пидкасистый, О.Б. Тыщенко  // Педагогика. - 2000. - №5. -С. 7-12.
  33. Позднеев Б.М. Качество – это соответствие стандартам / Б.М. Позднеев // Качество образования. – 2009. №1-2 – С. 46-49
  34. Позднеев Б.М. Разработка национальных и международных стандартов в области электронного обучения / Б.М. Позднеев // «Информатизация образования и науки», №2 – 2009, С. 3-12
  35. Позднеев Б.М. Стандартизация и сертификация – основа гарантий качества в сфере e-learning  / Б.М. Позднеев // Высшее образование в России. – 2008. - №11. – С. 40-44
  36. Позднеев Б.М. Перспективы подготовки и переподготовки инженерных кадров на основе технологии e-learning / Б.М. Позднеев, Ю.А. Косульников, М.В. Сутягин // «Высшене образование в Росии» №7 – 2009. С. 3-12
  37. Позднеев Б.М. Разработка международных стандартов по информационным технологиям в обучении, образовании и подготовке / Б.М. Позднеев, М.В. Сутягин // Вестник МГТУ «Станкин». М.: МГТУ «Станкин», №2 (6), 2009. – 120 с.
  38. Полат Е. С. Дистанционное обучение: каким ему быть? / Е.С. Полат, А.Е. Петрова // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.
  39. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие. - М: Высшая школа, 2003. 792 с.
  40. Сборник избранных трудов под редакцией проф. Сухомлина В.А. «Современные информационные технологии и ИТ образование» IV международная научно-практическая конференция. МГУ им. Ломоносова факультет вычислительной математики и кибернетики. - М.: 2009
  41. Усов В.Л. Дистанционное инженерное образование на базе Интернет / В.Л. Усов. - М.: Машиностроение, 2000. - 64 с.
  42. Усова, А.В. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты/ А.В. Усова, А.А. Бобров.  – Челябинск, 1983.
  43. Фёдоров И.Б. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты) / И.Б. Фёдоров, С.П, Еркович, С.В, Коршунов.- М.: Издательство МГТУ, 1998.-368с.
  44. Феофанова Е.О. Концептуальные аспекты подготовки курсов дистанционного обучения на основе компетентностного подхода. Технологии информационного общества / Е.О. Феофанова // Четвертая Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества - Интернет и современное общество» (IST/IMS-2001): доклад. – Санкт-Петербург, 2010.
  45. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Межвуз. Сб. / Под ред В. И. Васильева. – Петрозаводск, 2008. - 157 с.
  46. Хуторской А. В. Журнал «Компьютерра» №36 от 18.09.2002.
  47. Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторский. - ИОСО РАО, М., 2000, 304 с.
  48. Хуторской А. В. На урок - в интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». // Под ред. А.В.Хуторского. ИОСО РАО, М., 2000, 299 с.
  49. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. Cерия «Учебник нового века» / А.В. Хуторский. - Санкт-Петербург:  «Питер», 2001, 544с.
  50. Хуторской А. В., докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования «Эйдос», г.Москва.
  51. «Энциклопедия пользователя Internet» на CD-ROM фирмы «Demos».

Интернет-ресурсы:

  1. Edu tools [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.edutools.info/
  2. E-learning soft. Введение в электронное обучение [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://elearningforce.ru/vvedenie-v-elektronnoe-obuchenie.html
  3. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования, №5 (январь-июнь 2003 г.). Издание Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://charko.narod.ru/index15.html.
  4. Дистанционное обучение - в школе? // Интернет-журнал «Эйдос». - 2004. - 3 августа [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0803-01.htm.
  5. Дистанционное обучение [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.kharkov.ua/teaching/differencirovannoye-obucheniye.html
  6. Интернет-ресурс «Педсовет.org» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/topic183.html.
  7. Информационный портал «Дистанционное обучение» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dtraining.web-3.ru/introduction/history/
  8. Информационный портал «Дистанционное обучение» [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.distance-learning.ru/db/el/F22094CD6B7BF526C3256C24004F2A8F/doc.html.
  9. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (в редакции от 24.05.2000) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okp1.htm
  10. От e-learning к we-learning. История E-Learning (онлайн обучение) и чему мы научились [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrm.ru/db/hrm/7AEF6F1BAA65FA81C325764A006112BA/vid/article/article.html
  11. Преимущества Moodle [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd
  12. Свободная энциклопедия «Википедия» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/E-learning.
  13. Свободная энциклопедия «Википедия»: Дистанционное обучение[электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wapedia.mobi/ru/Дистанционное_обучение

Размещено на http://www.allbest.ru/

  1. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://edutools.h12.ru/compare/
  2. Технология создания электронных средств обучения [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html
  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/osnash/06.doc 
  4. ЦДО «i-Школа» [электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.home-edu.ru/
  5. ЦДО «Заочная школа «АБИТУРИЕНТА»» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?unit=2/z_sch_a.
  6. ЦДО «Эйдос» [электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.eidos.ru/
  7. «Центр развития электронного обучения» [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.distancelearning.com.

 

Приложение А

 

Инструкция

Пожалуйста, ответьте на вопросы, вписав ответы в специально выделенные места анкеты.

Бланк анкеты

Фамилия, имя ________________________________________________

Возраст_________ Класс/Группа___________

Дата проведения ____________________________

1. Есть ли у Вас дома компьютер? ____________________________

2. Как давно Вы работаете за компьютером? ____________________

3. Подключен ли Ваш компьютер к

- локальной сети?______________________

- Интернет?___________________________

4. Чем чаще всего Вы занимаетесь за компьютером? (проставьте напротив каждого пункта – часто, постоянно, редко, никогда)

- играю __________________________________

- общаюсь __________________________________

- работаю с текстом ________________________

- рисую __________________________________

- работаю в Интернет ________________________

- развлекаюсь в  Интернет ___________________

- смотрю фильмы _____________________________

- другое (напишите  свои занятия за компьютером) ________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сколько времени Вы проводите за компьютером каждый день? ______________________________________________________________

 

Приложение Б

 

Диагностический опросник

 

Таблица Б.1 - Вопросы

№ п/п

Вопрос

Ответ

(да - нет)

1

Умеете ли Вы работать с приложением MS Word?

 

2

Умеете ли Вы работать с приложением MS Excel?

 

3

Умеете ли Вы работать с приложением MS PowerPoint?

 

4

Умеете ли Вы работать с приложением MS Publisher?

 

5

Имеете ли Вы навыки работы в Интернет (поиск информации, навигация по сайтам)?

 

6

Имеете ли Вы навыки общения в Интернет (чат, блог и т.д.)?

 

7

Имеете ли Вы навыки помещения в Интернет каких-либо файлов (документы, фото, видео и т.д.)?

 

8

Знаете ли Вы общие правила регистрации на сайтах?

 

9

Знаете ли Вы основные правила общения в Интернет?

 

10

Знаете ли Вы принципы работы в СДО?

 

 

Обработка результатов опросника приведена в таблице Б.2:

 

Таблица Б.2 - Обработка результатов

№ вопроса

Балл

Да

Нет

1

3

0

2

3

0

3

2

0

4

1

0

5

2

0

6

1

0

7

3

0

8

3

0

9

2

0

10

3

0

Итоги

Сумма баллов

Результат

17-23

ЗУН ученика позволяют провести обучение с использованием СДО Moodle

0-16

Рекомендуется провести дополнительные занятия по освоению выделенных ЗУН


Размещено на http://www.allbest.ru/

1 УИ – учебное издание

2 ЭИ – электронное издание

3 Крите́рий (гр. kriterion - признак для суждения) — признак, основание, мерило оценки чего-либо.

4 целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов (12).

5 описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария.

6 объединение нескольких средств представления информации в одной системе.

 


Информация о работе Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «информационная деятельность человека» предмета «информа