В соответствии с
целью и поставленными задачами экспериментальная
работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась
в естественных условиях с учащимися десятого
класса МОУ СОШ №7.
Экспериментальная
работа, проведенная с учащимися МОУ СОШ
№7, обеспечила переход из ЗУН по разделу
«Информационная деятельность человека»
на качественно более высокий уровень.
Об этом свидетельствуют результаты нашего
исследования. Это говорит о том, что изучение
раздела «Информационная деятельность
человека» по нашей методике способствует
более эффективному овладению учащимися
ЗУН в рамках данного раздела.
Статистические расчеты,
полученные в результате экспериментальной
проверки эффективности разработанной
методики, позволили сделать вывод о том,
что основная цель исследования достигнута,
и гипотеза подтверждена.
Мы считаем, что проведенное
исследование и полученные результаты
свидетельствуют о решении всех поставленных
задач.
Дальнейшая работа
может быть продолжена в направлении разработки
методики использования технологии электронного
обучения при изучении других разделов
предмета «Информатика и ИКТ».
Список используемой литературы
технология электронный обучение образование
- ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные
виды и выходные сведения; введ. 01.07. 2002.
- ИПК Издательство стандартов, 2002.
- Агафонов С. В. Средства дистанционного
обучения. Методика, технология, инструментарий
/ С.В. Агафонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман.
– СПб.: «БХВ-Петербург», 2003, 336 с.
- Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное
мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности.
2002, №2
- Антонова С.Г. Современная учебная книга
/ С.Г Антонова, Л.Г. Тюрина. - М., 2001.
- Быков Ю.А. Мультимедийный компьютерный
практикум Методы изучения структуры
материалов / Ю.А. Быков, С.Д. Карпухин, М.К.
Бойченко и [др.] // Тез. докл. 5-ая Всерос.
конф. по проблемам науки и высшей школы
«Фундаментальные исследования в технических
университетах». - СПб, 2001.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей
школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий.
– М.: 2001.
- Вербицкий А.А. Психологические особенности
вкючения взрослых в образовательную
деятельность / А.А. Вербицкий, Н.П. Сахарова
// Новые знания. – 1999. №2.
- Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство
/ Т. Воген. - Пер. с англ. - Минск: ООО «Пупурри»,
1997.
- Вымятнин В.М. Дистанционное образование
и его технологии / В.М. Вымятин, В. П. Демкин,
В.Ф. Нявро. - Томск. 1998.
- Демкин В.П. Принципы и технологии создания
электронных учебников / В. П. Демкин, В.М.
Вымятин. - Томск, 2002.
- Демкин В.П. Психолого-педагогические
особенности ДО / В.П, Демкин, Т.В. Руденко,
Н.В. Серкова // Высшее образование в России.
2000. № 3. С. 124-128.
- Демкин В.П. Технологии дистанционного
обучения / В.П. Демкин, Г.В. Можаева. - Томск,
2002.
- Ермаков А.В. Электронная промышленность
/ А.В. Ермаков, В.К. Адамчук, С.И. Федосеенко.
- 1993. 10. С. 14-20.
- Загвязинский В.И. Теория обучения:
Современная интерпретация: Учебное пособие
для студентов высших педагогических
учебных заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 192 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика
дидактического исследования/ В. И. Загвязинский.
– М.: Педагогика, 1982. – 64 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика
социально – педагогического исследования
/ В. И. Загвязинский. – Тюмень, 1995. –
98 с.
- Загидуллин Р.Р. Концептуальные вопросы
дистанционного образования / Р.Р. Загидуллин,
В.Ц. Зориктуев // Информационные технологии,
№ 5, 1997.
- Закер К. Microsoft Press. ASP.NET для профессионалов
/ К. Закер. – М.: Питер, 2008.
- Ильин Г. Л. Проективное образование и
реформация науки / Г.Л. Ильин. – М.: 2003.
- Информационные технологии в образовании
и науке. Научно-технический отчет (УДК
378, ГРНТИ 14.35.07, 14.01.85.Шифр П.И.516). - Томск,
1998.
- Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры
и модели / М.В. Кларин. – М.: 2007.
- Князева М.Д. Система Дистанционного
Обучения /М.Д. Князева, С.Н. Трапезников.
- ИОЦ Москва.
- Код М. Реляционные Базы Данных / М. Код.
– М.: Питер 2004.
- Кыверялг, А.А. Методы исследования в
профессиональной педагогике/ А. А. Кыверялг.
– Таллин: Валгус, 1980. – 334с.
- Лемех Р.М. Совершенствование методических
подходов к организации дистанционного
обучения в условиях функционирования
информационной среды / Р.М. Лемех - М, 2005.
- Можаева Г.В. Как подготовить мультимедиа
курс? (Методическое пособие для преподавателей).
/ Г.В. Можаева, И.В. Тубалова. - Томск: Том.ун-та,
2002.
- Норенков И.П. По WWW-страницам учебных
серверов / И.П. Норенков // Информационные
технологии, № 3, 1997.
- Околесов О. П. Системный подход к построению
электронного курса для дистанционного
обучения / О.П. Околесов// Педагогика. -1999.
-№ 6. -С. 50-56.
- Орчаков О. А. Проектирование дистанционных
курсов: Пособие для преподавателей и
методистов / О.А. Орчаков, А.А. Калмыков.
- М.: МНЭПУ, 2002. 50с.
- Петровская Т. С. Информационно-образовательная
среда: Подготовка учебных материалов.
Методические указания / Т.С. Петровская,
В.В. Середа. - Томский политехнический
университет. Томск, издательство ТПУ,
2005. 37с.
- Петровская Т.С. Современный подход в
разработке системы оценивания качества
обучения в дистанционном образовании.
Высокие интеллектуальные технологии
и генерация знаний в образовании и науке:
ХII Международной научно-методической
конференции / Т.С. Петровская, В.В. Середа.
- Спб., издательство Политехнического
университета, 2005. с.71-74.
- Пидкасистый П. И. Компьютерные технологии
в системе дистанционного обучения / П.И.
Пидкасистый, О.Б. Тыщенко // Педагогика.
- 2000. - №5. -С. 7-12.
- Позднеев Б.М. Качество – это соответствие
стандартам / Б.М. Позднеев // Качество образования.
– 2009. №1-2 – С. 46-49
- Позднеев Б.М. Разработка национальных
и международных стандартов в области
электронного обучения / Б.М. Позднеев
// «Информатизация образования и науки»,
№2 – 2009, С. 3-12
- Позднеев Б.М. Стандартизация и сертификация
– основа гарантий качества в сфере e-learning
/ Б.М. Позднеев // Высшее образование в
России. – 2008. - №11. – С. 40-44
- Позднеев Б.М. Перспективы подготовки
и переподготовки инженерных кадров на
основе технологии e-learning / Б.М. Позднеев,
Ю.А. Косульников, М.В. Сутягин // «Высшене
образование в Росии» №7 – 2009. С. 3-12
- Позднеев Б.М. Разработка международных
стандартов по информационным технологиям
в обучении, образовании и подготовке
/ Б.М. Позднеев, М.В. Сутягин // Вестник МГТУ
«Станкин». М.: МГТУ «Станкин», №2 (6), 2009.
– 120 с.
- Полат Е. С. Дистанционное обучение: каким
ему быть? / Е.С. Полат, А.Е. Петрова // Педагогика.
- 1999. -№7. -С. 29-34.
- Преподавание в сети Интернет: Учебное
пособие. - М: Высшая школа, 2003. 792 с.
- Сборник избранных трудов под редакцией
проф. Сухомлина В.А. «Современные информационные
технологии и ИТ образование» IV международная
научно-практическая конференция. МГУ
им. Ломоносова факультет вычислительной
математики и кибернетики. - М.: 2009
- Усов В.Л. Дистанционное инженерное образование
на базе Интернет / В.Л. Усов. - М.: Машиностроение,
2000. - 64 с.
- Усова, А.В. Формирование у учащихся умений
самостоятельно проводить наблюдения
и опыты/ А.В. Усова, А.А. Бобров. – Челябинск,
1983.
- Фёдоров И.Б. Высшее профессиональное
образование: Мировые тенденции: (Социальный
и философский аспекты) / И.Б. Фёдоров, С.П,
Еркович, С.В, Коршунов.- М.: Издательство
МГТУ, 1998.-368с.
- Феофанова Е.О. Концептуальные аспекты
подготовки курсов дистанционного обучения
на основе компетентностного подхода.
Технологии информационного общества
/ Е.О. Феофанова // Четвертая Всероссийская
объединенная конференция «Технологии
информационного общества - Интернет и
современное общество» (IST/IMS-2001): доклад.
– Санкт-Петербург, 2010.
- Формы и методы активизации творческой
деятельности студентов в процессе обучения:
Межвуз. Сб. / Под ред В. И. Васильева. –
Петрозаводск, 2008. - 157 с.
- Хуторской А. В. Журнал «Компьютерра»
№36 от 18.09.2002.
- Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум
по дистанционному обучению / А.В. Хуторский.
- ИОСО РАО, М., 2000, 304 с.
- Хуторской А. В. На урок - в интернет! Всероссийский
конкурс «Дистанционный учитель года».
// Под ред. А.В.Хуторского. ИОСО РАО, М.,
2000, 299 с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика:
Учебник для вузов. Cерия «Учебник нового
века» / А.В. Хуторский. - Санкт-Петербург:
«Питер», 2001, 544с.
- Хуторской А. В., докт. пед. наук, академик
Международной педагогической академии,
директор Центра дистанционного образования
«Эйдос», г.Москва.
- «Энциклопедия пользователя Internet» на
CD-ROM фирмы «Demos».
Интернет-ресурсы:
- Edu tools [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.edutools.info/
- E-learning soft. Введение в электронное обучение
[электронный ресурс]. - Режим доступа:http://elearningforce.ru/vvedenie-v-elektronnoe-obuchenie.html
- Аналитический обзор международных тенденций
развития высшего образования, №5 (январь-июнь
2003 г.). Издание Центра проблем развития
образования Белорусского государственного
университета [электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://charko.narod.ru/index15.html.
- Дистанционное обучение - в школе? // Интернет-журнал
«Эйдос». - 2004. - 3 августа [электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0803-01.htm.
- Дистанционное обучение [электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://science.kharkov.ua/teaching/differencirovannoye-obucheniye.html
- Интернет-ресурс «Педсовет.org» [электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/topic183.html.
- Информационный портал «Дистанционное
обучение» [электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://dtraining.web-3.ru/introduction/history/
- Информационный портал «Дистанционное
обучение» [электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.distance-learning.ru/db/el/F22094CD6B7BF526C3256C24004F2A8F/doc.html.
- Общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93 (в редакции от 24.05.2000) [электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okp1.htm
- От e-learning к we-learning. История E-Learning (онлайн
обучение) и чему мы научились [электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrm.ru/db/hrm/7AEF6F1BAA65FA81C325764A006112BA/vid/article/article.html
- Преимущества Moodle [электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd
- Свободная энциклопедия «Википедия»
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/E-learning.
- Свободная энциклопедия «Википедия»:
Дистанционное обучение[электронный ресурс].
- Режим доступа: http://wapedia.mobi/ru/Дистанционное_обучение
Размещено
на http://www.allbest.ru/
- Средства дистанционного обучения. Методика,
технология, инструментарий [электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://edutools.h12.ru/compare/
- Технология создания электронных средств
обучения [электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html
- Требования к оснащению образовательного
процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального
компонента государственного стандарта
общего образования «Информатика и ИКТ»
[электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/osnash/06.doc
- ЦДО «i-Школа» [электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.home-edu.ru/
- ЦДО «Заочная школа «АБИТУРИЕНТА»» [электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?unit=2/z_sch_a.
- ЦДО «Эйдос» [электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.eidos.ru/
- «Центр развития электронного обучения»
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.distancelearning.com.
Приложение А
Инструкция
Пожалуйста, ответьте
на вопросы, вписав ответы в специально
выделенные места анкеты.
Бланк анкеты
Фамилия, имя ________________________________________________
Возраст_________ Класс/Группа___________
Дата проведения ____________________________
1. Есть ли у Вас дома
компьютер? ____________________________
2. Как давно Вы работаете
за компьютером? ____________________
3. Подключен ли Ваш
компьютер к
- локальной сети?______________________
- Интернет?___________________________
4. Чем чаще всего Вы
занимаетесь за компьютером? (проставьте
напротив каждого пункта – часто, постоянно,
редко, никогда)
- играю __________________________________
- общаюсь __________________________________
- работаю с текстом ________________________
- рисую __________________________________
- работаю в Интернет ________________________
- развлекаюсь в
Интернет ___________________
- смотрю фильмы _____________________________
- другое (напишите
свои занятия за компьютером)
________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сколько времени
Вы проводите за компьютером каждый день?
______________________________________________________________
Приложение Б
Диагностический
опросник
Таблица Б.1 - Вопросы
№ п/п |
Вопрос |
Ответ
(да - нет) |
1 |
Умеете ли Вы работать с приложением MS Word? |
|
2 |
Умеете ли Вы работать с приложением MS Excel? |
|
3 |
Умеете ли Вы работать с приложением MS PowerPoint? |
|
4 |
Умеете ли Вы работать с приложением MS Publisher? |
|
5 |
Имеете ли Вы навыки работы в Интернет
(поиск информации, навигация по сайтам)? |
|
6 |
Имеете ли Вы навыки общения в Интернет
(чат, блог и т.д.)? |
|
7 |
Имеете ли Вы навыки помещения в Интернет
каких-либо файлов (документы, фото, видео и т.д.)? |
|
8 |
Знаете ли Вы общие правила регистрации
на сайтах? |
|
9 |
Знаете ли Вы основные правила общения
в Интернет? |
|
10 |
Знаете ли Вы принципы работы в СДО? |
|
Обработка результатов
опросника приведена в таблице Б.2:
Таблица Б.2 - Обработка
результатов
№ вопроса |
Балл |
Да |
Нет |
1 |
3 |
0 |
2 |
3 |
0 |
3 |
2 |
0 |
4 |
1 |
0 |
5 |
2 |
0 |
6 |
1 |
0 |
7 |
3 |
0 |
8 |
3 |
0 |
9 |
2 |
0 |
10 |
3 |
0 |
Итоги |
Сумма баллов |
Результат |
17-23 |
ЗУН ученика позволяют провести обучение с использованием СДО Moodle |
0-16 |
Рекомендуется провести дополнительные
занятия по освоению выделенных ЗУН |
Размещено на http://www.allbest.ru/
1 УИ – учебное издание
2 ЭИ – электронное издание
3 Крите́рий (гр. kriterion - признак для суждения)
— признак, основание, мерило оценки чего-либо.
4 целенаправленная, личностно-ориентированная,
методически выстроенная последовательность
педагогических методов и технологий
для достижения педагогических целей
и приемов (12).
5 описание информационных технологий,
используемых для реализации педагогического
сценария.
6 объединение нескольких средств представления
информации в одной системе.