Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:37, дипломная работа
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) будет эффективна при выполнении следующих педагогических условий:
Разработан электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» с использованием СДО Moodle;
Организация урочной и внеурочной самостоятельной работы учащихся основана на базе деятельностного подхода;
Реализован дифференцированный подход на основе первичной диагностики уровня владения навыками работы в сети Интернет.
Рассмотрим каждый из них.
Для курсов электронного самообучения все инструкции должны предоставляться в материалах курса. Нет каких-либо ограничений на то, где и сколько учащийся должен учиться.
Управляемые курсы электронного обучения основываются на вебсодержимом и используют средства совместной работы. Они не привязаны к строгому расписанию занятий, поддерживают дискуссии с другими учащимися, а также общение с ведущим. Задания выдаются путем «вывешивания» их в дискуссионном форуме, где учащиеся могут разместить свою выполненную домашнюю работу.
При проведении электронных курсов, управляемых инструктором, Web-технологии используются для управления традиционными занятиями, но для удаленных учащихся. На этих занятиях используются разнообразные технологии работы в режиме реального времени, такие как проведение видео- и аудиоконференций, чаты, совместное использование приложений, опросы, белые доски и телефон. Задания «вывешиваются» на доске дискуссионного форума, где учащиеся также размещают свои выполненные домашние работы.
Встроенные курсы (внедренные) электронного обучения предоставляют подготовку по требованию. Они обычно внедряются в компьютерные программы, файлы справочной системы, Web - страницы или сетевые приложения. Внедренная программа электронного обучения предназначена для одного учащегося, у которого возникла проблема, которую необходимо решить немедленно (27).
Теленаставничество и дистанционная подготовка. Здесь используются видеоконференции, мгновенный обмен сообщениями, Интернет - телефоны и другие инструменты совместной работы, помогающие учителям руководить развитием своих учеников (27).
В данном параграфе нами был определены основные факторы, влияющие на необходимость применения ЭО в учебном процессе школы. Также, мы рассмотрели существующие в Интернете программы он-лайн обучения. Кроме того, нами были раскрыты понятия «Электронное обучение» и ИОС. Мы раскрыли понятие «электронный курс», а также привели различные классификации и виды электронных курсов.
В настоящее время технологии электронного обучения активно развиваются. Поэтому множество компаний оказывает услуги в области ЭО. Инструменты для создания курсов изначально представляли собой неспециализированные средства для верстки, программирования, дизайна, обработки звука, видео и анимации. Позже, с развитием электронного обучения и увеличением спроса на электронные курсы, появились первые узкоспециализированные средства создания курсов, а в пакеты программ верстки и разработки мультимедийного контента были добавлены функции для создания учебных объектов. При этом, особое внимание уделяется не только возможностям разработки, но и соответствию международным стандартам в области электронного обучения (33).
Большая часть современных систем управления знаниями (СУЗ) и систем управления обучением (СУО) оснащены встроенными средствами создания электронных учебных курсов. Помимо этого существует масса самостоятельных программных средств разработки мультимедийных учебных объектов и целых курсов.
Сравнительным анализом систем дистанционного обучения (СДО) занимались Агафонов С. В., Джалиашвили З. О., Кречман Д. Л. в своей книге «Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий».
СДО можно условно разбить на следующие группы, согласно таблице 7 (61):
Таблица 7 - Группы СДО
Название группы |
Описание |
Перечень систем | |
Полный набор инструментов |
системы, имеющие полный набор инструментов для доступа к материалу обучения, группового обучения и оценки знаний |
BlackBoard 5.5 Desire2Learn eCollege AU+ Educator InterLearn SME 3.1.2 Janison Toolbox 5.81 Jones e-education V2004 The Learning Manager 3.2 |
WebCT 3.7 Campus Edition WebCT 3.8 Campus Edition WebCT Vista 1.2 NauLearning |
Полный комплект инструментов дизайна |
системы с инструментами для создания курсов, редактирования внешнего вида системы и создания шаблонов |
ATour 1.3 ATour 1.4 The Learning Manager 3.2 BlackBoard 5.5 BlackBoard 6 Coursemanager Desire2Learn eCollege AU+ Educator Embanet hosting BlackBoard Embanet hosting IntraLearn ILIAS InterLearn SME 3.1.2 Campus Solution 1.03 Jones e-education V2004 |
Jenzabar Internet LON-CAPA 1.0 LON-CAPA 1.1 Moodle 1.1 Unicon Academus WebCT 4.1 Campus Edition WebCT Vista 1.2 WebCT Vista 2.1 NauLearning Bazaar 7 ANGEL 5.6 ANGEL 6.0 |
Системы с открытым кодом |
системы, разработанные и распространенные под лицензиями, позволяющими модифицировать исходный код программы |
Claroline 1.2.0 Claroline 1.4 ClassWeb 2.0 Coursemanager CourseWork Eledge 1.2 |
LRN ATour 1.3 ATour 1.4 Bazaar 7 Bodington CHEF |
Наиболее популярные системы |
системы, имеющие наибольшее распространение среди пользователей (по данным (2)) |
ANGEL 6.0 BlackBoard 5.5 BlackBoard 6 eCollege AU+ WebCT 4.1 Campus Edition |
Продолжение таблицы 7
Полная поддержка работы преподавателя. |
системы, поддерживающие функции управления курсами, помощь преподавателю, оценивание, управление студенческими потоками. |
ANGEL 5.6 ANGEL 6.0 Anlon 4.1 ATour 1.3 ATour 1.4 BlackBoard 5.5 BlackBoard 6 Desire2Learn eCollege AU+ Embanet hosting ANGEL Embanet hosting BlackBoard Embanet hosting WebCT ETUDES Jenzabar Internet Campus Solution 1.03 Jones e-education V2004 Teknical Virtual Campus The Learning Manager 3.2 |
LON-CAPA 1.0 LON-CAPA 1.1 Manhattan Virtual Classroom 2.1 WebCT 3.6 Standart Edition WebCT 3.7 Campus Edition WebCT 3.8 Campus Edition WebCT 4.0 Campus Edition WebCT 4.1 Campus Edition WebCT Vista 1.2 WebCT Vista 2.1 NauLearning Bazaar 7 |
Для удобства при проведении сравнительного анализа выберем в каждой группе по одному представителю (5 систем из пяти групп).
В первой группе выбираем BlackBoard 5.5, так как среди остальных эта система имеет более полный набор инструментов для доступа к обучающему материалу, группового обучения и оценки учеников.
Во второй группе выбираем Moodle 1.1, так как это очень известная система ДО, имеющая богатый набор инструментов для создания курсов, редактирования внешнего вида системы и создания шаблонов.
В третьей группе выбираем Bazaar 7 – систему с полным открытым кодом.
В четвертой группе выбираем ANGEL 6.0, так как она является более популярной системой по сравнению с другими системами в своей группе (по данным (65)).
В пятой группе выбираем NauLearning. В своей группе NauLearning очень хорошо поддерживает работу преподавателя (управление курсами, помощь преподавателю, оценивание, управление студенческими потоками).
Для проведения анализа выделим критерии 3 и зададим веса для критериев. Веса определены методом экспертных оценок специалистов в области ДО. Оценки выбраны при анализе таблицы характеристик пяти систем. Полная таблица имеет длину 28 страниц, мы выбрали наиболее значимые для нашей дипломной работы критерии. Перемножив оценки и веса соответствующих критериев, получим результат, приведенный в таблице 8 (65):
Таблица 8 - Сравнение представителей систем дистанционного обучения
Системы |
Angel 6.0 |
Bazaar 7 |
Black Board 5.5 |
Moodle 1.1 |
NauLearning |
Веса критериев |
критерии | ||||||
Форумы |
7 |
7 |
5 |
7 |
6 |
3 |
Внутренняя почта |
6 |
6 |
0 |
0 |
6 |
3 |
Записные книжки и журналы |
5 |
5 |
0 |
5 |
4 |
2 |
Чат |
6 |
3 |
5 |
6 |
6 |
4 |
Видеосервисы |
5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
Классная доска |
5 |
0 |
5 |
0 |
1 |
5 |
Планировщик/прогресс |
6 |
5 |
5 |
7 |
6 |
4 |
Координирование/справка |
6 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
Поиск по курсу |
4 |
3 |
5 |
6 |
5 |
5 |
Синхронизация с оффлайн работой |
3 |
0 |
4 |
0 |
3 |
5 |
Групповая работа |
4 |
5 |
3 |
7 |
4 |
4 |
Самооценивание |
7 |
6 |
5 |
8 |
7 |
8 |
Портфолио студента |
5 |
6 |
5 |
7 |
6 |
5 |
Идентификация |
8 |
8 |
7 |
8 |
8 |
10 |
Разрешения курса |
8 |
7 |
6 |
8 |
5 |
7 |
Поддержка регистрации |
4 |
5 |
6 |
6 |
5 |
3 |
Автоматическое тестирование и оценивание |
9 |
6 |
7 |
9 |
8 |
10 |
Управление курсом |
8 |
6 |
5 |
7 |
6 |
8 |
Помощь преподавателю |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
Онлайн аттестация |
8 |
6 |
7 |
8 |
6 |
5 |
Мониторинг действий студента |
9 |
6 |
6 |
9 |
7 |
4 |
Шаблоны курсов |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
7 |
Управление учебным планом |
8 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
Изменение внешнего вида |
7 |
6 |
5 |
6 |
4 |
6 |
Средства преподавательского дизайна |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
Соответствие преподавательским стандартам |
6 |
7 |
6 |
7 |
6 |
5 |
Требования к клиентскому браузеру |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
Требования для баз данных |
8 |
8 |
8 |
8 |
6 |
5 |
Программное обеспечение сервера |
7 |
6 |
6 |
7 |
6 |
5 |
Windows сервер |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
4 |
Расходы |
1 |
8 |
8 |
8 |
3 |
9 |
Программные продукты с открытым кодом |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
9 |
Итого: |
1160 |
1124 |
1025 |
1234 |
1022 |
В результате анализа можно сделать вывод, что лучшей системой ДО является Moodle. Она имеет почти все достоинства, необходимые для полнофункциональной системы ДО. Таким образом, СДО Moodle выбрана нами для дальнейшего использования в рамках данной работы как наиболее эффективная для использования в учебном процессе школы.
По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими СДО, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули (36).
Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между учителем и учащимся, так и между самими учащимися. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как учителем, так и учащимися. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации учителя и учащегося: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем (5).
Кроме того, СДО Moodle соответствует основным международным стандартам, таким как: AICC, SCORM, IMS.
Давайте рассмотрим особенности этих стандартов.
Стандарт AICC - поддерживается многими СДО и средствами разработки электронных курсов. Текущее развитие стандарта происходит в области формализации взаимодействия систем управления обучением и систем создания учебных модулей, что в будущем позволит использовать значительное большее количество учебных курсов. Учебные курсы, совместимые со стандартом могут использоваться любой совместимой СДО независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы (34).
Стандарт SCORM - основан на стандарте XML. В его основе лежат наработки, предложенные другими разработчиками. В их числе модель данных Computer Managed Instruction (AICC) и стандарт формирования метаданных IEEE P1484 (IMS) (37).
Стандарт IMS. Основные направления разработки IMS – метаданные, упаковка содержания, совместимость вопросов и тестов, а также управление содержанием.
Отличительной частью IMS является стандартизация способов описания тестовых заданий и результатов тестирования (35).
Таким образом, в данном параграфе на основе выделенных критериев мы провели сравнительный анализ известных систем ДО. Нами была выбрана наиболее подходящая система дистанционного обучения для учебного процесса школы – СДО Moodle.
В первой главе мы теоретически обосновали целесообразность использования ЭО при изучении раздела «Информационная деятельность человека», при этом сделали основные выводы:
1) В условиях
внедрения информационных и
2) В эпоху широкого
распространения ПК и высокой
популярности сети Интернет
3) В ходе исследования
был проведен сравнительный
4) Рассмотрены
основные международные
§ 2.1. Описание методики использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля)
Прежде, чем подходить к представлению методики использования СДО Moodle, необходимо дать определение понятию «методика». В современной научно-педагогической литературе данное понятие рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле методика – это отрасль педагогической науки, предметом которой является сложный педагогический феномен, интегрирующий процессы обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития, образования-самообразования личности. Методика как наука исследует закономерности функционирования различных методических систем. Понимание методики в узком смысле этого слова связано с конкретной педагогической деятельностью, имеющей в своей основе целенаправленный комплекс методов, приемов и средств, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем (З. А. Абасов, В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова и др.).