Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:07, курсовая работа
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Знание своего предмета не дает возможности хорошего обучения. Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Однако необходимо пробуждение познавательного интереса. Это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и потребности в самообразовании. Многие убеждены, что если детям интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Многие учителя редко задумываются над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников.
Глава I Теоретические основы внеклассной работы по информатике в школе 5
§1 Задачи, особенности и формы внеклассной работы по информатике 5
§2 Особенности кружковых и факультативных занятий по информатике 9
§3 Школьные олимпиады и конкурсы по информатике 13
Глава 2 Организация кружковой работы 16
§4 Организационно-правовое обеспечение деятельности школьного кружка 16
§5 Повышение роли кружковой работы в условиях введения ФГОС. 19
§6 Разработка программы внеурочной деятельности по информатике 21
Заключение 24
Библиографический список 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Физико-математический факультет
Кафедра информатики и вычислительной техники
Курсовая работа по методике преподавания информатике
на тему Методика подготовки дидактических материалов для школьного кружка по информатике
Работа выполнена
студентом 5 курса, группы ИиМ, очной формы обучения, специальности «информатика и математика»
Яндайкиной Инной Петровной
Научный руководитель – Максимова Л.Г., к. п. н., доцент
Чебоксары
2012
Содержание
Введение
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Знание своего предмета не дает возможности хорошего обучения. Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Однако необходимо пробуждение познавательного интереса. Это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и потребности в самообразовании. Многие убеждены, что если детям интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Многие учителя редко задумываются над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников.
Информатика – молодая, интенсивно развивающаяся наука. Ее фундаментальные основы необходимо закладывать уже в начальной школе. Именно поэтому, во многих школах изучение информатики начинается с первого класса. В этом возрасте основным видом деятельности является игра. Общаясь с объектами реальности и их моделями, школьники не только знакомятся с основами логики и теории алгоритмов, но и обогащают свои знания по другим предметам школьной программы.
Для закрепления интереса школьников к предмету информатики кроме уроков необходимо проводить и внеклассные мероприятия. Традиционно каждый год, проходят олимпиады по программированию, а также конкурсы программ созданных учениками. Это праздники логического и абстрактного мышления, аккуратности, проницательности и фантазии.
Внеурочная деятельность по информатике организуется в общеобразовательном учреждении, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Актуальность работы заключается в том, что внеклассные мероприятия углубляют знания, повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Цель исследования: изучение методов организации кружковых занятий по информатике в школе.
Объект исследования: учебный процесс во время кружковых занятий по информатике.
Предмет исследования: виды, методы, содержание, нормативная база организации кружковых занятий по информатике.
Задачи исследования:
Воспитание ответственного отношения к учебе, интереса к занятиям, увлеченности наукой проводятся в основном на уроке. Но учитель ограничен рамками школьной программы. Удовлетворение запросов и интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету осуществляются в значительной степени через внеклассную работу.
В задачи внеклассной работы по информатике входят:
1. Выявление творческого потенциала и способностей ребенка, независимо от оценок по предмету. (Важно привить понятие о компьютере как инструменте, необходимом почти в любой области человеческой деятельности).
2. Повышение интереса, увлечение учащихся предметом.
3. Стимулирование поисково-познавательной деятельности (показать, что информатика сложна только для тех, кто не хочет и не желает вообще ничего делать).
4. Углубление знаний теоретических основ информатики, программирования, знакомство и работа с программным обеспечением.
5. Популяризация и изучение достижений в области информационных технологий.
6. Привитие учащимся навыков работы с компьютером и программным обеспечением, интереса к исследовательской работе.
7. Воспитание интереса к чтению как обычной, так и электронной научно-популярной литературы, формирование умений и навыков в работе с ними.
8. Научить работать в коллективе.
9. Сократить расстояние между учителем и учеником в общении.
10. Работа в кабинете информатики.
11. Профессиональная ориентация учащихся.
Внеклассные занятия
оказывают положительное
Особенности внеклассной работы по информатике:
1. По своему
содержанию она строго не
2. Если обычные
уроки планируются по 45 минут,
то внеклассные занятия в
3. Если классно-урочная
форма требует постоянного
4. Внеклассная
работа характеризуется
5. Особенностью
внеклассной работы по
6. Другой особенностью
внеклассной работы по
7. Немаловажным
фактором внеклассной работы
по информатике является
Однако внеклассная работа имеет и общие черты с классной:
1. В обоих
видах работы в процессе
2. Оба вида
работы как две части единого
учебно-воспитательного
Формы внеклассной
работы по предметам в школе
Накоплен огромный опыт внеклассной работы по различным дисциплинам. Умелое сочетание опыта внеклассной работы со спецификой предмета информатики обеспечат успех проведения внеклассных занятий по информатике. Формы внеклассной работы классифицируются по разным признакам: охвату учащихся, времени проведения, систематичности, дидактической цели и т.д. По систематичности можно выделить эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации (работающие, по крайней мере, в течение учебного года).
К первому виду относятся:
1. Подготовка
и проведение школьных
2. Летние компьютерные лагеря.
3. Выпуск стенной газеты.
4. Проведение викторин, вечеров, КВН по информатике.
5. Проведение тематических конференции и семинаров по информатике.
Ко второму виду внеклассных занятий относятся:
1. Разнообразные
по формам, задачам кружки и
факультативные занятия по
2. Школьные научные общества.
3. Организация различных форм заочного и дистанционного обучения учащихся [8].
Приведенное деление внеклассных мероприятий, как свидетельствует практика школ, имеет условный характер: в живой внеклассной работе нередко одни формы порождают другие, разветвляются на несколько новых форм. Например, хорошо работающий кружок может выступить организатором вечера или инициатором выпуска стенной газеты по информатике.
Индивидуальная работа есть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке материала для стенгазеты, вечера, конференции, викторине, в обучении заочных или дистанционных школах и т. д.
Массовая работа выражается в проведении вечеров, конференций, конкурсов и олимпиад. Разнообразие форм внеклассной работы делает ее интересной.
Таким образом, в этом параграфе рассмотрены задачи, особенности и формы внеклассной работы по информатике. По систематичности выделяют эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации [1].
Работа кружков по информатике является основной формой внеклассных занятий по информатике, по содержанию связана с программой школьного курса информатики. Их работа строится в соответствии с логикой пропедевтического курса при активном использовании межпредметных связей.
Кружок ставит
перед собой цели: адаптировать ребёнка
к компьютерной среде, развивать
коммуникативные умения, формировать
творческое воображение и
Особенно актуальной в условиях школы является организация предметного кружка по информатике для младших подростков. Объясняется это тем, что с 5-го класса начинается изучение информатики как обязательного предмета, но учебная нагрузка 1 час в неделю недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в общении с компьютером, дать ему возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому кружок по информатике, организованный по принципу добровольности, не регламентированный необходимостью выставления оценки, проходящий в непринуждённой по сравнению с уроком атмосфере позволяет, не только организовать досуг детей, но и решать задачи пропедевтического курса, интенсивно влияя на развитие практических умений и навыков работы на компьютере [3].
Для младших
подростков занятия проводятся на курсе
«Конструирование», который предполагает
создание с помощью роботландских
программ-конструкторов
Информация о работе Методика подготовки дидактических материалов для школьного кружка по информатике