Методика подготовки дидактических материалов для школьного кружка по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Знание своего предмета не дает возможности хорошего обучения. Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Однако необходимо пробуждение познавательного интереса. Это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и потребности в самообразовании. Многие убеждены, что если детям интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Многие учителя редко задумываются над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников.

Содержание работы

Глава I Теоретические основы внеклассной работы по информатике в школе 5
§1 Задачи, особенности и формы внеклассной работы по информатике 5
§2 Особенности кружковых и факультативных занятий по информатике 9
§3 Школьные олимпиады и конкурсы по информатике 13
Глава 2 Организация кружковой работы 16
§4 Организационно-правовое обеспечение деятельности школьного кружка 16
§5 Повышение роли кружковой работы в условиях введения ФГОС. 19
§6 Разработка программы внеурочной деятельности по информатике 21
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

В процессе работы выработана технология организации занятий, позволяющая активизировать творческую деятельность младших подростков:

  • Мотивировать важность предстоящего изучения темы, представить изучаемую компьютерную информационную среду и её возможности, направить учащихся на поиск информации для реализации учебного проекта, реализованного средствами изучаемой среды.
  • Обсудить с учащимися выбранные темы проектов и помочь организоваться в рабочие группы, наблюдать и проводить индивидуальные консультации с учащимися, советовать, направлять процесс анализа. Используются традиционные формы общения и общение посредством локальной сети класса.
  • Организовать деятельность учащихся по оформлению учебного проекта и проведению внутрикомандного конкурса, для выбора лучших работ.
  • Помочь создать сопроводительную документацию, содержащую описание задачи и рекомендации по её использованию на школьных уроках, совместно с учащимися проверить работоспособность приложения, провести коллективный самоанализ проекта и его самооценку.
  • Организовать перекрёстную проверку работ (проводится по группам, количество учащихся в которых определяется количеством проверяемых работ и их объёмом). По каждой работе выставляется средняя оценка, полученная при проверке несколькими группами. Перекрёстные проверки являются эффективным методическим приёмом для проведения этапа рефлексии, который предполагает самооценку результата и хода выполнения действий, оценку самого себя в деятельности с учётом оценки других [1].

Сбалансированная  система взаимодействия обязательного  и дополнительного образования школьников по информатике способствует эффективному решению задач, стоящих перед пропедевтическим этапом, обеспечивает становление уверенности школьников в своих возможностях посредством такой организации деятельности, которая содержит в себе возможность создания ситуации успеха. Переживание успеха позволяет школьнику преодолеть своё неумение, незнание, даёт возможность поверить в свои силы [14].

Факультативы  – небольшие специальные курсы, знакомящие учащихся (в основном старшеклассников) с некоторыми областями современной математики (программирование, вычислительная математика, векторная алгебра и линейное программирование, мат. логика и др.).

Особенности факультативных занятий:

1. Факультативный курс представляет собой систему нескольких тем, частично связанных между собой. Каждая из них предназначена для развития основных идей школьной информатики, ее понятий, методов. Следовательно, факультативные занятия важно соотносить с основным курсом информатики, можно, например, отработать навыки решения задач с помощью ЭВМ. Для осуществления такой связи необходимо:

1) систематизировать материал (факультативная тема должна изучаться после материала в основном курсе);

2) последовательно развертывать теорию;

3) рассматривать дополнительные методы для решения задач, т.е., основной курс информатики и вычислительной техники служит источником тем для углубленной разработки факультативных занятий по предмету [7].

Взаимосвязью  основного и факультативного  курсов необходимо воспользоваться  для развития мышления школьников. И необходимо, чтобы связь эта была двусторонней.

2. Преемственность в отношении ко многим формам внеклассной и внешкольной работы по информатике. Т.е., факультативы по информатике дополняют кружки, занятия компьютерных клубов, заочных школ по программированию новым содержанием, новыми подходами к его раскрытию, связностью изложения, и др.

3. Факультативные занятия представляют большие возможности подготовки к олимпиадам (пользовательским, по языкам программирования), выступлениям на вечерах [10].

Методы обучения на факультативных занятиях. При выборе методов и приемов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать  содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или  иным разделам программы факультатива.

На факультативах  по информатике могут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий: лекции, практические работы, обсуждение заданий по дополнительной литературе, доклады учеников, написание  рефератов, экскурсии. 

При проведении лекции допустимы беседы с учащимися, обсуждение по ходу рассказа вопросов, заинтересовавших школьников. Большую пользу приносит подготовка учениками рефератов. Выполнение такого рода работы необходимо для развития навыков самообразования, удовлетворения индивидуальных интересов учащихся.

Необходимо  при этом, чтобы подготовленные рефераты заслушивались всеми и обсуждались  в обязательном порядке. Для рефератов  необходимо подбирать темы, по которым  имеется легкий доступ к литературе. Наибольшее значение здесь имеют журналы "Информатика и образование", "Мир ПК", "Компьютер Пресс" газета "Информатика" (приложение к газете "1 сентября"). План реферата можно предложить составить ученику самостоятельно, но можно и помочь ему в этом. Для проведения практических работ учитель составляет рекомендации, с помощью которых определяется цель работы, задания для учащихся, порядок выполнения практической работы. Задания целесообразно подбирать дифференцированно, а при подведении итогов можно показать результаты деятельности всей группы в целом.

Таким образом, кружковые и факультативные занятия  способствуют формированию творческого  воображения, исследовательских навыков, а также углубленному изучению отдельных  вопросов учебной программы, которые  вызывают интерес у учащихся [13].

§3 Школьные олимпиады и конкурсы по информатике

Олимпиады возникли в Древней Греции как состязания в ловкости, силе, красоте. Первая олимпиада  состоялась к 776 г. до н.э. Различного рода состязания проводились не только в  спорте. Хорошо известна любовь к состязаниям в решении задач, как на Руси, так и во многих других странах мира.

В России конкурсы по решению  задач начали проводиться с 1886 г. Первая олимпиада по программированию была проведена в 1980 г. С тех пор  олимпиады по информатике проводятся ежегодно. Предметные олимпиады проводятся в несколько туров: школьные, районные, городские, республиканские, общероссийские. Завершающий тур  международный [15].

Одной из целей проведения олимпиад является развитие интереса к предмету, привлечение учащихся к занятиям в кружках. Другая цель - выявление у учащихся склонностей к данному предмету и развитие их способностей. Несмотря на то, что олимпиады по информатике аналогичны по своей сути всем другим предметным олимпиадам, тем не менее, организация и проведение их с технической точки зрения значительно сложнее. Во-первых, требуется досрочно большое количество персональных компьютеров; во-вторых, необходимо соответствующее программное обеспечение; в-третьих, вся техника и программное обеспечение должны бесперебойно функционировать; и последнее, составление задач, проведение олимпиады и проверка работ участников намного сложнее и могут быть осуществлены только квалифицированными специалистами в области информатики и вычислительной техники.

Проведение олимпиад предполагает соответствующую подготовку учащихся. Поэтому в каждой школе должны работать предметные кружки. Также систематически должна проводиться индивидуальная работа с наиболее сильными, одаренными учащимися. Для проведения олимпиад создаются оргкомитет и жюри. Они обеспечивают всю подготовительную работу, предшествующую непосредственно проведению олимпиады, обеспечивают подбор заданий, проверка работ участников, присуждают призы. При подборе заданий целесообразно придерживаться такого принципа, при котором часть заданий должна быть посильна для большинства участников. Такие задания вселяют уверенность в свои силы, не отпугивают учащихся от занятий информатикой. На сегодняшний день школьные олимпиады проводятся по программированию и информационным технологиям. При подборе заданий можно использовать материалы, опубликованные в журнале «Информатика и образование», газете «Информатика» и других изданиях [2].

 

Глава 2 Организация кружковой работы

§4 Организационно-правовое обеспечение деятельности школьного кружка

Кружки (секции) организуются в целях формирования единого воспитательного пространства,  реализации процесса становления личности в разнообразных видах деятельности.

Порядок комплектования кружков (секций):

1. Комплектование кружков (секций) производится сроком до конца сентября текущего года, но в течение года может проводиться дополнительный набор в кружки (секции).

2. За учащимися сохраняется место в кружке (секции) в случае болезни или прохождения санаторно-курортного лечения.

3. Списочный  состав кружков (секций) составляет  от 10 человек.

4. Каждый обучающийся  имеет право заниматься в кружках (секциях) разной направленности, а также изменять направление обучения [12].

Положение о кружке.  

1. Общие положения. 

1.1 Кружок является основным видом объединения воспитанников школы для освоения ими выбранного вида деятельности.

1.2 Руководит кружком учитель (руководитель кружка), назначенный приказом директора школы.

1.3 Кружок может быть составной частью более крупного объединения воспитанников (клуб, студия и т.д.).

1.4   Настоящее положение разработано на основании устава школы и регламентирует деятельность кружка. При необходимости на основании данного Положения может быть разработано и утверждено директором положение конкретного кружка.

2. Организация деятельности.

2.1 Кружок открывается при наличии желающих заниматься, программы и плана работы кружка на учебный год.

2.2 Для работы могут использоваться типовые и унифицированные программы, а так же авторские программы, утвержденные экспертным советом управления образования.

2.3 Цели, задачи и содержание деятельности кружка определяются руководителем кружка в соответствии с программой.

2.4 Списочный состав кружка утверждается директором школы.

2.5 Расписание занятий утверждается директором школы, с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников, их возрастных особенностей и установленных санитарно – гигиенических норм. 

2.6 Во время каникул кружок работает по специальному расписанию. С членами кружка проводятся экскурсии, походы, утренники, вечера и т.д.

2.7 В работе кружка могут участвовать совместно с воспитанниками их родители (без включения их в основной состав) при наличии условий и согласия руководителя кружка.

3. Ответственность.

3.1 Работа кружка оценивается положительно при условии:

- стабильности контингента;

- успешного выполнения  воспитанниками программы кружка;

- активного участия  воспитанников в мероприятиях  школы, района, области.

3.2 При отсутствии компонентов, обязательных для открытия кружка, указанных в пункте 2.1., кружок закрывается.

3.3 Контроль за деятельностью кружка осуществляет заместитель директора по воспитательной работе [17].

Этапы организации  внеурочной деятельности

При организации  внеурочной деятельности школьников по информатике, и по другим предметам, как правило, выделяют три основных этапа:

Первый  этап - диагностический. На этом этапе необходимо определить интересы, способности и склонности школьников и с учетом полученных результатов формировать у них интерес к одному из направлений информатике или ее приложений для дальнейшего изучения или применения в жизни.

Второй  этап – образовательный. На данном этапе организации внеурочной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:

    • получение необходимых знаний, умений и навыков работы с информацией и информационными технологиями для выбранного направления деятельности;
    • развитие информационной культуры школьников, освоению ими умений рациональной работы с информацией;
    • На данном этапе проводятся обучающие курсы, организуются кружки и факультативы, направленные на расширение и углубление знаний и умений школьников в выбранном направлении деятельности по информатике.

Третий  этап - деятельностно-оценочный.

На данном этапе  осуществляется выполнение заданий с помощью информационных технологий. Для данного этапа целесообразно использовать виды учебных внеурочных занятий: проект, соревнование, игра, семинар.

На данном этапе  организации внеурочной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:

    • выполнение заданий на основе полученных знаний, умений, навыков;
    • формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и осуществлять ее корректировку.
    • различные формы отчета, рефлексия.

Второй и  третий этапы могут проводиться  параллельно. То есть изучение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков и их применение для решения поставленных задач средствами информационных технологий может происходить параллельно.

Информация о работе Методика подготовки дидактических материалов для школьного кружка по информатике