Методика подготовки дидактических материалов для школьного кружка по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Знание своего предмета не дает возможности хорошего обучения. Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Однако необходимо пробуждение познавательного интереса. Это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и потребности в самообразовании. Многие убеждены, что если детям интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Многие учителя редко задумываются над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников.

Содержание работы

Глава I Теоретические основы внеклассной работы по информатике в школе 5
§1 Задачи, особенности и формы внеклассной работы по информатике 5
§2 Особенности кружковых и факультативных занятий по информатике 9
§3 Школьные олимпиады и конкурсы по информатике 13
Глава 2 Организация кружковой работы 16
§4 Организационно-правовое обеспечение деятельности школьного кружка 16
§5 Повышение роли кружковой работы в условиях введения ФГОС. 19
§6 Разработка программы внеурочной деятельности по информатике 21
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, система  внеурочной деятельности школьников по информатике должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности [4].

§5 Повышение роли кружковой работы в условиях введения ФГОС.

Внеурочная  деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и т.д.

Вместе с  тем необходимо учитывать опыт организации  образовательного процесса сложившийся  в системе дополнительного образования  по развитию мотивации личности к  познанию и творчеству школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации  «Об образовании» образовательное  учреждение самостоятельно в осуществлении  образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Для использования  возможности учреждений дополнительного  образования, культуры, спорта и других организаций образовательному учреждению целесообразно заключать договор о реализации внеурочной деятельности школьников. При этом необходимо учитывать п. 1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (Постановление от 3 апреля 2003 г. № 27) о наполняемости групп.

Образовательное учреждение может реализовывать  часы, отведенные на внеурочную деятельность и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.

Внеурочная  деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Механизм финансирования реализации внеурочной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об  образовании» в соответствии с нормативами, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об  образовании» разработка и утверждение  образовательных программ относится  к компетенции образовательного учреждения.

Основная образовательная  программа общего образования реализуется  образовательным учреждением через  учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в  федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).

Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной образовательной программы, то в соответствии с п. 6.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и требованиями к финансовым условиям ФГОС (п.24 приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) она подлежит финансированию.

Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей.

Формы организации  образовательного процесса, чередование  учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной  программы общего образования определяет образовательное учреждение.

§6 Разработка программы внеурочной деятельности по информатике

Общие правила  разработки программ внеурочной деятельности:

  1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
  2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1-4 классы), младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).
  3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
  4. Программа содержит:
    • введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
    • перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
    • описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
    • характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.
  1. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
  1. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
  2. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объёмом 340 ч) для каждого класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающим 340 ч) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать [6].

 

Заключение

Цель работы была достигнута. Все задачи выполнены.

Кружковые и  факультативные занятия способствуют формированию исследовательских навыков у учащихся. Проведение олимпиад и конкурсов развивает интерес к предмету. И эти мероприятия помогают выявить у детей склонности к данному предмету и развитие их способностей.

Будучи органически  связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие  от нее строится по принципу добровольности, а ее создание отвечает личным интересам  школьника. Такой подход дает возможность  всесторонне учитывать запросы учащихся, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий.

В данной курсовой работе были раскрыты основные методы и формы организации внеклассных  работ по информатике, а также разработана программа внеурочной деятельности по информатике для учащихся, которую  можно рекомендовать   для использования в образовательных учреждениях. Программа включает в себя: введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

В ходе реализации курсовой работы также были изучены  Федеральные Государственные Стандарты внеурочного образования по информатике, изучены методы и этапы реализации внеурочной деятельности по информатике.

 

Библиографический список

  1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Минск: 1998. – 95 с.
  2. Будно А.Л., Каплан Л.И. Московские олимпиады по информатике. –М.: 1995. – 128 с.
  3. Евсеев Г.А., Симонович С.В. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – М.: 2003. – 182 с.
  4. Евсеев Г.А., Симонович С.В. Занимательный компьютер: книга для детей, учителей и родителей. – М.: 2004. – 28с.
  5. Егорченко И.Ф. Математические абстракции и методическая реальность в обучении информатике учащихся средней школы. – Саранск: 2003. – 167с.
  6. Могилев А.В. и др. Информатика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Могилев А.В., Ханнер Е.К.; под ред. Е.К. Ханнера. – М.: 1999. – 60 с.
  7. Роберт И.В., Романенко Ю.А. Кабинет Информатики. Методическое пособие. – М.: 2002. – 38 с.
  8. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. вузов/ М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: 2003. – 50 с.
  9. Семакин И.Г. Информатика и информационно - коммуникационные технологии. Базовый курс// Учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков. – М.: 2005. – 67 с.
  10. Горский В.А. и др. Примерные программы внеуро<span class="dash

Информация о работе Методика подготовки дидактических материалов для школьного кружка по информатике