Методика подготовки к единому государственному экзамену по информатике ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:45, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: единый государственный экзамен по информатике, как объективная оценка подготовки выпускников школ.
Предмет исследования: методика организации подготовки к экзамену по информатике, выявление ошибок в решении задач.
Задачи:
Проанализировать нормативную документацию и итоги ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Рассмотреть учебную пособия и литературу на предмет соответствия кодификатору.
Рассмотреть методики подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Содержание работы

Введение
3
Особенности экзамена по информатике и ИКТ
6
Характеристика контрольно–измерительных материалов
6
Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ за 2009г
14
Анализ кодификатора на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике и ИКТ
20
Методика подготовки к единому государственному
экзамену по информатике и ИКТ
23
Подготовка к сдаче ЕГЭ в 11-м классе. Преподавание
элективного курса по информатике и ИКТ "Готовимся к
ЕГЭ"
23
Методические рекомендации по решению задач
31
Заключение
82
Литература

Файлы: 1 файл

diplom+Kozhajjkina.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет 
имени Н.Г. Чернышевского

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Факультет педагогики, психологии и начального образования

Кафедра информационных систем и технологий в обучении

Специальность 050202

Информатика

 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНФОРМАТИКЕ  ИКТ

Дипломная работа

 

студентки 5 курса заочного отделения

КОЖАЙКИНОЙ  АЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

 

 

Научный руководитель       М.В. Храмова

 к.п.н., доцент

 

Заведующий кафедрой       В.Н.Голубцов

к.ф.-м.н., доцент

 

 

 

 

Саратов

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

3

  1. Особенности экзамена по информатике и ИКТ

6

    1. Характеристика контрольно–измерительных материалов

6

    1. Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ за 2009г

14

    1. Анализ кодификатора на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике и ИКТ

20

  1. Методика подготовки к единому государственному

           экзамену по информатике и ИКТ

23

    1. Подготовка к сдаче ЕГЭ в 11-м классе. Преподавание

                    элективного курса по информатике  и ИКТ "Готовимся к

                    ЕГЭ"

23

    1. Методические рекомендации по решению задач

31

Заключение 

82

Литература 

84

Приложение А

87


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

В числе инновационных форм, определяющих объективную оценку качества подготовки выпускников школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Его сторонники и противники на протяжении нескольких лет обсуждают вновь созданный механизм итоговой аттестации, характеризуя положительные и отрицательные стороны, внося коррективы в идущий процесс модернизации.

Единый государственный  экзамен позволяет объединить государственную итоговую аттестацию и вступительные экзамены в учреждения высшего и среднего профессионального образования, представляет собой «форму независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы (контрольные измерительные материалы), выполнение которых позволяет установить уровень учебных достижений обучающихся по освоению федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». [15]

Экзамен по информатике  и ИКТ в форме ЕГЭ проводится в течение последних 6-х лет. Его назначение — оценить общеобразовательную подготовку по информатике и ИКТ выпускников ХI классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. [16]

Результаты экзамена только показывают, что сдать этот экзамен можно лишь в случае полного изучения всех тем, вошедших в кодификатор содержания. Учителя школ повсеместно заявляют о недостатке времени на подготовку к ЕГЭ по информатике и ИКТ в школе.

Причины негативного отношения, как со стороны учителей, родителей, так и самих школьников таковы:

1) Готовясь к ЕГЭ, дети не учатся мыслить, так как весь процесс подготовки сводится к механическому прорешиванию однотипных задач.

2) Большинство заданий в контрольно-измерительных тестах относятся не к базовому курсу школьной программы, а к углубленному. Тем самым, резко обозначилась проблема отсутствия преемственности на различных ступенях образования.

Кстати, именно последняя  проблема является наиболее актуальной в ЕГЭ по информатике и ИКТ, решение которой видится в повышении уровня преподавания информатики в школах, что целиком и полностью зависит от учителей. А без качественного и количественного анализа статистических данных по результатам ЕГЭ явно не обойтись.

Для эффективного результата совместных действий всех участников ЕГЭ необходимо четко отработать технологию и организацию проведения инновационной формы экзамена в каждом субъекте Федерации, в каждой муниципальной территории, в каждой школе.

Таким образом, обозначился ряд противоречий сопровождающий процесс подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ: нехватка времени на подготовку учащихся, занимающихся по базовому курсу с одной стороны; и расширение списка ВУЗов, принимающих результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ с другой стороны.

Необходимы методики, позволяющие в полной мере подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ в условиях ограниченного времени базового курса. Разрешением данных противоречий и является цель работы: выбор эффективных методик по подготовке к ЕГЭ.

 Объект исследования: единый государственный экзамен по информатике, как объективная оценка подготовки выпускников школ.

Предмет исследования: методика организации подготовки к экзамену по информатике, выявление ошибок в решении задач.

Задачи:

  1. Проанализировать нормативную документацию и итоги ЕГЭ по информатике и ИКТ.
  2. Рассмотреть учебную пособия и литературу на предмет соответствия кодификатору.
  3. Рассмотреть методики подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

 

Дипломная работа состоит из введения, двух частей и приложения. В первой части рассматривается характеристика контрольно-измерительных материалов и анализ экзамена по информатике и ИКТ прошлых лет. Во второй части работы — методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике.

Практическая апробация  работы велась на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна» Татищевского района Саратовской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОСОБЕННОСТИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

 

1.1 . ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

ЕГЭ по информатике и  ИКТ является формой государственного контроля результатов обучения и  позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования (2004 г.) и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (1999 г.). Вместе с тем ЕГЭ выполняет функции профильного экзамена с целью отбора абитуриентов для зачисления в учреждения среднего специального и высшего профессионального образования. [16]

ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы — контрольных измерительных материалов. Для записи ответов используются специальные бланки, результаты выполнения заданий обрабатываются автоматизировано, с использованием электронно-вычислительных машин.

Содержание, формат и  организация экзамена определяются утверждаемым ежегодно комплексом документов. В 2010 г. разработка контрольно-измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по информатике и ИКТ регламентируется следующими документами:

  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по информатике и ИКТ;
  • Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по информатике и ИКТ;
  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена 2010 года по информатике и ИКТ.

Рассмотрим модель экзамена по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ 2009 и 2010 годов. Структура варианта 2009 г. в целом соответствовала структуре работ 2006-2008 годов, хотя в распределении заданий по частям имелись определенные изменения: два задания с выбором ответа были заменены на аналогичные задания с кратким ответом. [16]

КИМ 2009 г. разрабатывались  на основе обязательного минимума содержания 1999г. (данная нормативная основа была заложена кодификаторе элементов содержания КИМ ЕГЭ 2009 г.). Экзаменационная модель в 2010 году не меняется. Вместе с тем кодификатор 2010 года полностью основан на государственном образовательном стандарте 2004 г. При этом содержание заданий работы 2010 года соответствует работе 2009г., но коды содержания задания и требований к уровню подготовки определяются уже по кодификатору 2010 года.

Экзаменационная работа 2009 и 2010 годов содержит 32 задания и состоит из трёх частей. В каждой из частей сгруппированы задания одного типа. Первая часть работы (А) включает 18 заданий с выбором ответа из четырех предложенных; вторая часть (B) — 10 заданий с краткой формой ответа, предполагающих самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Третья часть (С) содержит 4 задания, требующие запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке. Разбиение заданий на группы определяется только формой записи ответа и вызвано технологической особенностью экзамена: использованием различных бланков для разных типов заданий. [19]

Общее время, отводимое  на выполнение работы, составляет 4 часа, из которых полтора часа рекомендуется потратить на задания первой и второй части, а оставшиеся 2,5 часа — на задания с развернутым ответом. [23]

В работе содержатся задания  по 10 темам курса информатики, представляющим основное содержание предмета, хотя удельный вес заданий по определенным темам отличается от доли часов, отводимых на эти темы в учебных программах. (См. таб.1.)

Таблица 1. Распределение заданий по разделам и темам курса информатики и ИКТ

Название раздела (темы)

Число заданий

Максимальный  первичный балл

Удельный вес  темы

В первичном  балле

В базовом курсе

В профильном курсе

1

Информация  и её кодирование 

7

7

17,5%

18,50%

6,00%

2

Алгоритмизация  и программирование

9

13

32,5%

 

28,00%

3

Основы логики

5

5

12,5%

 

4,00%

4

Моделирование и компьютерный эксперимент 

1

1

2,5%

18,50%

10,00%

5

Программные средства информационных и коммуникационных технологий

1

1

2,5%

11,50%

7,00%

6

Технология  обработки графической и звуковой информации

1

1

2,5%

4,50%

 

7

Технология обработки информации в электронных таблицах

2

2

5%

11,50%

 

8

Технология  хранения, поиска и сортировки информации в базах данных

1

1

2,5%

7,00%

5,00%

9

Телекоммуникационные  технологии

3

3

7,5%

14,50%

5,00%

10

Технология  программирования

2

6

15%

 

12,50%

Итого

32

40

100%

86%

77,50%

Информация о работе Методика подготовки к единому государственному экзамену по информатике ИКТ