Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:45, дипломная работа
Объект исследования: единый государственный экзамен по информатике, как объективная оценка подготовки выпускников школ.
Предмет исследования: методика организации подготовки к экзамену по информатике, выявление ошибок в решении задач.
Задачи:
Проанализировать нормативную документацию и итоги ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Рассмотреть учебную пособия и литературу на предмет соответствия кодификатору.
Рассмотреть методики подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Введение
3
Особенности экзамена по информатике и ИКТ
6
Характеристика контрольно–измерительных материалов
6
Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ за 2009г
14
Анализ кодификатора на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике и ИКТ
20
Методика подготовки к единому государственному
экзамену по информатике и ИКТ
23
Подготовка к сдаче ЕГЭ в 11-м классе. Преподавание
элективного курса по информатике и ИКТ "Готовимся к
ЕГЭ"
23
Методические рекомендации по решению задач
31
Заключение
82
Литература
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики, психологии и начального образования
Кафедра информационных систем и технологий в обучении
Специальность 050202
Информатика
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНФОРМАТИКЕ ИКТ
Дипломная работа
студентки 5 курса заочного отделения
КОЖАЙКИНОЙ АЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Научный руководитель М.В. Храмова
к.п.н., доцент
Заведующий кафедрой В.Н.
к.ф.-м.н., доцент
Саратов
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
|
6 |
|
6 |
|
14 |
|
20 |
экзамену по информатике и ИКТ |
23 |
элективного курса по ЕГЭ" |
23 |
|
31 |
Заключение |
82 |
Литература |
84 |
Приложение А |
87 |
ВВЕДЕНИЕ
В числе инновационных форм, определяющих объективную оценку качества подготовки выпускников школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Его сторонники и противники на протяжении нескольких лет обсуждают вновь созданный механизм итоговой аттестации, характеризуя положительные и отрицательные стороны, внося коррективы в идущий процесс модернизации.
Единый государственный экзамен позволяет объединить государственную итоговую аттестацию и вступительные экзамены в учреждения высшего и среднего профессионального образования, представляет собой «форму независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы (контрольные измерительные материалы), выполнение которых позволяет установить уровень учебных достижений обучающихся по освоению федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». [15]
Экзамен по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ проводится в течение последних 6-х лет. Его назначение — оценить общеобразовательную подготовку по информатике и ИКТ выпускников ХI классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. [16]
Результаты экзамена только показывают, что сдать этот экзамен можно лишь в случае полного изучения всех тем, вошедших в кодификатор содержания. Учителя школ повсеместно заявляют о недостатке времени на подготовку к ЕГЭ по информатике и ИКТ в школе.
Причины негативного отношения, как со стороны учителей, родителей, так и самих школьников таковы:
1) Готовясь к ЕГЭ, дети не учатся мыслить, так как весь процесс подготовки сводится к механическому прорешиванию однотипных задач.
2) Большинство заданий в контрольно-измерительных тестах относятся не к базовому курсу школьной программы, а к углубленному. Тем самым, резко обозначилась проблема отсутствия преемственности на различных ступенях образования.
Кстати, именно последняя проблема является наиболее актуальной в ЕГЭ по информатике и ИКТ, решение которой видится в повышении уровня преподавания информатики в школах, что целиком и полностью зависит от учителей. А без качественного и количественного анализа статистических данных по результатам ЕГЭ явно не обойтись.
Для эффективного результата совместных действий всех участников ЕГЭ необходимо четко отработать технологию и организацию проведения инновационной формы экзамена в каждом субъекте Федерации, в каждой муниципальной территории, в каждой школе.
Таким образом, обозначился ряд противоречий сопровождающий процесс подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ: нехватка времени на подготовку учащихся, занимающихся по базовому курсу с одной стороны; и расширение списка ВУЗов, принимающих результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ с другой стороны.
Необходимы методики, позволяющие в полной мере подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ в условиях ограниченного времени базового курса. Разрешением данных противоречий и является цель работы: выбор эффективных методик по подготовке к ЕГЭ.
Объект исследования: единый государственный экзамен по информатике, как объективная оценка подготовки выпускников школ.
Предмет исследования: методика организации подготовки к экзамену по информатике, выявление ошибок в решении задач.
Задачи:
Дипломная работа состоит из введения, двух частей и приложения. В первой части рассматривается характеристика контрольно-измерительных материалов и анализ экзамена по информатике и ИКТ прошлых лет. Во второй части работы — методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике.
Практическая апробация работы велась на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна» Татищевского района Саратовской области.
1.ОСОБЕННОСТИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
1.1 . ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-
ЕГЭ по информатике и
ИКТ является формой государственного
контроля результатов обучения и
позволяет установить уровень освоения
участниками ЕГЭ федерального компонента
государственных
ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы — контрольных измерительных материалов. Для записи ответов используются специальные бланки, результаты выполнения заданий обрабатываются автоматизировано, с использованием электронно-вычислительных машин.
Содержание, формат и организация экзамена определяются утверждаемым ежегодно комплексом документов. В 2010 г. разработка контрольно-измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по информатике и ИКТ регламентируется следующими документами:
Рассмотрим модель экзамена по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ 2009 и 2010 годов. Структура варианта 2009 г. в целом соответствовала структуре работ 2006-2008 годов, хотя в распределении заданий по частям имелись определенные изменения: два задания с выбором ответа были заменены на аналогичные задания с кратким ответом. [16]
КИМ 2009 г. разрабатывались на основе обязательного минимума содержания 1999г. (данная нормативная основа была заложена кодификаторе элементов содержания КИМ ЕГЭ 2009 г.). Экзаменационная модель в 2010 году не меняется. Вместе с тем кодификатор 2010 года полностью основан на государственном образовательном стандарте 2004 г. При этом содержание заданий работы 2010 года соответствует работе 2009г., но коды содержания задания и требований к уровню подготовки определяются уже по кодификатору 2010 года.
Экзаменационная работа 2009 и 2010 годов содержит 32 задания и состоит из трёх частей. В каждой из частей сгруппированы задания одного типа. Первая часть работы (А) включает 18 заданий с выбором ответа из четырех предложенных; вторая часть (B) — 10 заданий с краткой формой ответа, предполагающих самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Третья часть (С) содержит 4 задания, требующие запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке. Разбиение заданий на группы определяется только формой записи ответа и вызвано технологической особенностью экзамена: использованием различных бланков для разных типов заданий. [19]
Общее время, отводимое на выполнение работы, составляет 4 часа, из которых полтора часа рекомендуется потратить на задания первой и второй части, а оставшиеся 2,5 часа — на задания с развернутым ответом. [23]
В работе содержатся задания по 10 темам курса информатики, представляющим основное содержание предмета, хотя удельный вес заданий по определенным темам отличается от доли часов, отводимых на эти темы в учебных программах. (См. таб.1.)
Таблица 1. Распределение заданий по разделам и темам курса информатики и ИКТ
№ |
Название раздела (темы) |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Удельный вес темы | ||
В первичном балле |
В базовом курсе |
В профильном курсе | ||||
1 |
Информация и её кодирование |
7 |
7 |
17,5% |
18,50% |
6,00% |
2 |
Алгоритмизация и программирование |
9 |
13 |
32,5% |
28,00% | |
3 |
Основы логики |
5 |
5 |
12,5% |
4,00% | |
4 |
Моделирование и компьютерный эксперимент |
1 |
1 |
2,5% |
18,50% |
10,00% |
5 |
Программные средства информационных и коммуникационных технологий |
1 |
1 |
2,5% |
11,50% |
7,00% |
6 |
Технология
обработки графической и |
1 |
1 |
2,5% |
4,50% |
|
7 |
Технология обработки информации в электронных таблицах |
2 |
2 |
5% |
11,50% |
|
8 |
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных |
1 |
1 |
2,5% |
7,00% |
5,00% |
9 |
Телекоммуникационные технологии |
3 |
3 |
7,5% |
14,50% |
5,00% |
10 |
Технология программирования |
2 |
6 |
15% |
12,50% | |
Итого |
32 |
40 |
100% |
86% |
77,50% |
Информация о работе Методика подготовки к единому государственному экзамену по информатике ИКТ