Методика подготовки к единому государственному экзамену по информатике ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:45, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: единый государственный экзамен по информатике, как объективная оценка подготовки выпускников школ.
Предмет исследования: методика организации подготовки к экзамену по информатике, выявление ошибок в решении задач.
Задачи:
Проанализировать нормативную документацию и итоги ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Рассмотреть учебную пособия и литературу на предмет соответствия кодификатору.
Рассмотреть методики подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Содержание работы

Введение
3
Особенности экзамена по информатике и ИКТ
6
Характеристика контрольно–измерительных материалов
6
Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ за 2009г
14
Анализ кодификатора на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике и ИКТ
20
Методика подготовки к единому государственному
экзамену по информатике и ИКТ
23
Подготовка к сдаче ЕГЭ в 11-м классе. Преподавание
элективного курса по информатике и ИКТ "Готовимся к
ЕГЭ"
23
Методические рекомендации по решению задач
31
Заключение
82
Литература

Файлы: 1 файл

diplom+Kozhajjkina.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

За время про ведения  ЕГЭ наблюдается заметный прогресс в ответах учащихся, связанных  с «западавшими» ранее темами. Тем не менее, следует по-прежнему уделять повышенное внимание темам: "Основы логики", "Технология обработки графической и звуковой информации", "Технология обработки информации в электронных таблицах", "Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных" и "Телекоммуникационные технологии".

Источником большого количества ошибок является слабая математическая подготовка выпускников. Значительное количество заданий оказываются  выполненными неправильно только из-за арифметических ошибок. Учащиеся плохо  знают таблицу значений функции 2N для первых 10 аргументов. При расчете задач на пропускную способность канала связи учащиеся не пользуются двоичными логарифмами, а вместо этого перемножают числа «в столбик», делая при этом ошибки. Часто ошибки допускаются при нахождении остатка при делении целых чисел, при построении углов в 30, 60, 120 градусов и так далее. Все вышеперечисленные умения должны формироваться при изучении математики в основной школе, однако их слабая сформированность сказывается на результатах экзамена по информатике и ИКТ за курс средней (полной) школы в силу высокой роли межпредметных связей в курсе информатики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. АНАЛИЗ КОДИФИКАТОРА НА ПРЕДМЕТ СООТВЕТСТВИЯ С УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ И ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

 

Анализируя кодификатор  на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике можно сделать следующие выводы:

  • В программе группы авторов под руководством И.Г.Семакина [22] полностью отсутствует тема «Основы логики». Тема «Сложение и вычитание в разных системах счисления» представлена лишь частично (для двоичных чисел). Не затрагиваются разделы «Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации», «Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации), а также не изучается «Теория игр» на развитие умений построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию. В принципе по программе группы авторов под руководством Семакина подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике возможно, при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме (факультативы, элективные курсы, кружки) .
  • В программе группы авторов под руководством А.Г.Гейна [1]отсутствуют элементы содержания:

Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала.

Знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков. Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети.

  • В программе под редакцией  Н.Д. Угриновича отсутствуют темы[26]: Работа с массивами. Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры. Основы логики. Возможности информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации). Технологии программирования. Подготовить учащихся к ЕГЭ на максимальном уровне нельзя, исправить положение можно при введении элективных курсов «Подготовка к ЕГЭ» в 11 классе - 34 часа, «Математические основы информатики» в 10 классе - 68 часов.
  • Темы, отсутствующие в примерной программе полностью:

Локальные и глобальные переменные Преобразование логических выражений. Построение таблиц истинности и логических схем.

Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов  чертежа.

  • Тема, отсутствующая в примерной программе частично:

Технологии программирования.

 

 Используя примерную  программу, успешно подготовить  учащихся к ЕГЭ не представляется возможным, так как кодификатор не полностью соответствует примерной программе.

На сегодняшний  день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться  к ЕГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий. Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ЕГЭ.

Профильный  характер экзамена не позволяет подготовиться  к нему при наличии лишь базового курса информатики, предполагающего 1 час занятий в неделю. В ряде школ учителя выбирают форму дополнительной, послеурочной подготовки выпускников, выбравших данный предмет. Другим вариантом подготовки является выбор профиля информационной направленности с последующим набором ряда элективных курсов, позволяющих подготовиться к ЕГЭ «в сетке часов».

Для достижения хороших  результатов важна техническая  подготовка и методическая подготовка учащихся. Не секрет, что в регионах, где проводится ЕГЭ, в течение  последнего года дети не учатся, а лишь готовятся к сдаче ЕГЭ.

В связи с введением  ЕГЭ более широко стали применять тестовые формы контроля по всем курсам информатики (при подготовке к ЕГЭ необходимо научить школьников технике сдачи теста), используя многообразный дополнительный материал, который накапливается и обновляется ежегодно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ учащихся занимающихся по базовому курсу

 

    1. Подготовка к сдаче ЕГЭ в 11-м классе.  
      Преподавание элективного курса по информатике и ИКТ "Готовимся к ЕГЭ "

 

Практическая часть работы проходила на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна» Татищевского района Саратовской области.

Подготовка к ЕГЭ, как  и подготовка к экзамену в традиционной форме, требует обобщающего повторения и систематизации имеющихся знаний. Наиболее успешный способ подготовки — подготовка с использованием тематических контрольных материалов и вариантов, аналогичных используемых на экзамене.

Подготовка ЕГЭ является актуальной как для учащихся, так  и для учителей. В нашей школе для этой цели введен элективный курс “Готовимся к ЕГЭ по информатике” Н.Н.Самылкиной, С.В.Русакова, А.П.Шестакова, С.В.Баданиной. В учебном пособии представлены тестовые задания по базовому курсу информатики и ИКТ с ориентацией на принятый в 2004г. государственный образовательный стандарт для базового уровня. Все задания позволяют проверить знания и умения выпускника школы по информатике и ИКТ в объеме обязательного минимума содержания основной образовательной программы базового уровня. Форма представления заданий и ответов полностью соответствует требованиям ЕГЭ.

Задания сгруппированы  и представлены в разделах, тематика которых полностью соответствует  названиям и содержанию групп  в Государственном образовательном  стандарте для базового уровня. Большая часть заданий в пособии соответствует уровню А, остальная часть — уровням В и С. В конце каждого раздела даны ответы на все задания, а для повышенного и высокого уровней заданий дополнительно приведены решения и пояснения.

Планирование при подготовке к ЕГЭ может быть рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме (вместе с учителем осваивается весь курс за короткий промежуток времени) или систематические аудиторные занятия за продолжительный период времени (вместе с учителем осваивается весь курс по 1 или 2 часа в неделю за полугодие или год) возможен вариант краткосрочных обязательных аудиторных занятий, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят самостоятельно в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем (в очном или дистанционном режиме). [3]

Данный элективный курс максимально учитывает потребности  учителей и учащихся. Во-первых, наиболее полно позволяет реализовать  задачи, решаемые подобными элективными  курсами. Предлагаемый в данном курсе  материал учитывает интересы и склонности учащихся не только в области информатики, но и в области педагогических измерений, поскольку это способствует пониманию учащимися целей экзамена, механизма их достижения, особенностей контрольных измерительных материалов, корректной интерпретации результатов выполнения отдельных заданий и экзамена в целом. Во-вторых, именно вопросы контроля качества в образовании могут вызвать интерес в качестве будущей профессиональной деятельности у учащихся и повысить тестовую культуру педагогов.

 Курс состоит из двух разделов. В разделе I раскрываются общие вопросы, такие как: почему тесты считаются объективными измерителями, критерии качества тестового материала, некоторые правила работы с тестовым материалом, что такое контрольные измерительные материалы (КИМ), структура КИМ по информатике, особенности каждой части КИМ. Дополнительно к данному разделу можно использовать материалы приложений с нормативными документами. [3]

В разделе II предлагается материал в виде тематических блоков для лекций и практических занятий по темам, проверяемым на едином государственном экзамене, и практикума. Тематическая группировка всех заданий и целенаправленная работа с каждым блоком поможет отработать с учащимися тему на соответствующем уровне сложности.

Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме, разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку. Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение материала, на уровне, немного превышающем базовый, поскольку учитывается профильная направленность курса. Особенность изложения теории в том, что это не краткий справочный материал, а систематизация теории, являющейся основой для продолжения образования по информатике.

В ходе работы используются фрагменты, а после целиком бланки ответов, используемых на едином государственном экзамене. В конце курса предлагается выполнить варианты экзаменационных работ по информатике и на основании результатов выставляется итоговая отметка по элективному курсу.

 

Тематическое планирование (34 ч)

Раздел I: Лекционный материал. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике (2) ч)

1. Основные задачи, решаемые  в ходе эксперимента по введению  ЕГЭ в России

2. Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике

Отражение специфики  содержания и структуры учебного предмета “Информатика и ИКТ” в  контрольных измерительных материалах.

Комплект контрольных  измерительных материалов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом).

3. Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса

Задания с развернутым  ответом, их место и назначение в  структуре КИМ. Типология основных элементов содержания и учебно-познавательной деятельности, проверяемых заданиями  со свободным развернутым ответом. Типология заданий со свободным развернутым ответом, проверяющих выделенные элементы содержания и учебно-познавательной деятельности.

Раздел II. Тематические блоки и тренинг по заданиям и  вариантам (32 ч)

1. Тематический блок  “Информация и ее кодирование” (5ч)

Содержательное обобщение  изученного материала. Проверяемый  материал с указанием качественного  уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для  тренинга с использованием заданий  с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.

2. Тематические блоки  “Алгоритмизация и программирование”  и “Технология программирования”  (9 ч)

Содержательное обобщение  изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с развернутой формой ответа, используемых в части С.

3. Тематический блок  “Моделирование и компьютерный  эксперимент” представлен в варианте  одним заданием на проверку  умения считывать данные с  графика или таблицы. В настоящее  время деятельность по формализации  и моделированию является частью технологии программирования.

4. Тематические блоки  “Основные устройства информационных  и коммуникационных технологий”  и “Программные средства информационных  и коммуникационных технологий”  (4ч)

Содержательное обобщение  изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.

Информация о работе Методика подготовки к единому государственному экзамену по информатике ИКТ