Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:45, дипломная работа
Объект исследования: единый государственный экзамен по информатике, как объективная оценка подготовки выпускников школ.
Предмет исследования: методика организации подготовки к экзамену по информатике, выявление ошибок в решении задач.
Задачи:
Проанализировать нормативную документацию и итоги ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Рассмотреть учебную пособия и литературу на предмет соответствия кодификатору.
Рассмотреть методики подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Введение
3
Особенности экзамена по информатике и ИКТ
6
Характеристика контрольно–измерительных материалов
6
Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ за 2009г
14
Анализ кодификатора на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике и ИКТ
20
Методика подготовки к единому государственному
экзамену по информатике и ИКТ
23
Подготовка к сдаче ЕГЭ в 11-м классе. Преподавание
элективного курса по информатике и ИКТ "Готовимся к
ЕГЭ"
23
Методические рекомендации по решению задач
31
Заключение
82
Литература
Это связано в первую
очередь с тем, что существующая
форма экзамена (бумажные бланки ответов,
невозможность использования
Экзамен проверяет знания и умения выпускников с использованием заданий различного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня содержатся только в первых двух частях работы (среди заданий, предполагающих развернутый ответ, нет заданий базового уровня сложности), задания повышенного и высокого уровня содержатся во всех трех частях экзаменационной работы. При этом задания базового уровня ориентированы на проверку знаний и умений инвариантной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей.
В ЕГЭ используется стобалльная система оценки. Первичные баллы (40-балльная линейная шкала, специфичная для каждого предмета, в том числе и для информатики и ИКТ) переводится в тестовые (в единую для всех предметов 100-балльную нелинейную шкалу). Рособрнадзор ежегодно устанавливает по каждому общеобразовательному предмету минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В 2009 г. Рособнадзором для экзамена по информатике и ИКТ был установлен минимальный уровень в 37 тестовых баллов, что соответствует 9 первичным баллам. [19]
Следует обратить внимание на то, что заданий базового уровня сложности в работе 17, то есть более половины заданий, но их правильное решение позволяет получить только 42,5% первичных баллов (17 из 40), то есть недостаточно высокий для поступления в профильные вузы результат. Верное выполнение экзаменуемым немногим более половины заданий базового уровня позволяет получить минимальное количество баллов ЕГЭ и использовать сертификат о сдаче ЕГЭ для поступления в вузы и ссузы, где требования к уровню освоения информатики невысоки.
Задания повышенного уровня проверяют содержание профильного стандарта по информатике, и в силу этого, ориентированы на оценку подготовки выпускников, изучавших предмет по углубленной программе (их в работе 10 из 32 и содержатся они, как уже было сказано, во всех трех частях экзаменационной работы). Правильное решение этих заданий позволяет выпускнику получить еще 30% первичных баллов.
Пять заданий высокого уровня сложности призваны выделить участников ЕГЭ, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой. Выполнение этих заданий может дать до 27,5% первичных баллов, так как из пяти заданий три относятся к третьей (С) группе и за полное и правильное их решение экзаменуемый может получить два, три или четыре первичных балла соответственно.[19]
Контрольные измерительные материалы проверяют знания и умения в трех уровнях усвоения знаний: воспроизведения, применения знаний в стандартной ситуации и применение знаний в новой ситуации. В КИМ по информатике сознательно не включены задания, проверяющие средствами простого воспроизведения знание терминов, понятий, значений величин, формулировок правил. При выполнении любого из заданий КИМ от выпускника требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящие и применить их в известной либо новой ситуации. Заданий первого вида (требующих воспроизведения знаний) в работе 6 (из общего количества 32 задания), они входят в первую и вторую часть работы. Эти задания решаются в одно-два действия и предполагают формальное выполнение изученного алгоритма или применение правила. Примером задания этого уровня является задание А15 по теме «Технология обработки графической информации», предполагающее определение цвета Web-страницы в 24-битной RGB модели по значениям интенсивности пучков. Задания первого уровня могут быть как базового, так и повышенного уровня сложности.
Задания второго вида (требующие умений применять свои знания в стандартной ситуации), входящие во все три части экзаменационной работы, предусматривают использование комбинации правил или алгоритмов, совершение последовательных действий, однозначно приводящих к верному результату. Предполагается, что экзаменуемые в процессе изучения школьного курса информатики приобрели достаточный опыт в решении подобных задач. К этому виду, в частности, относится задание базового уровня сложности А14 по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», которое требует от участника ЕГЭ моделирования результата сортировки или фильтрации базы данных по указанной совокупности признаков. Заданием такого вида является и одно из заданий третьей части работы (задание С2), требующее формальной записи изученного в школе алгоритма обработки массива на языке программирования либо естественном языке. Это задание относится к высокому уровню сложности. Большая часть заданий экзаменационной работы (17 из 32) относятся ко второму виду; правильное их выполнение позволяет получить 18 из 40 первичных баллов.
Задания третьего вида, проверяющие умения применять свои знания в новой ситуации, входят во вторую и третью часть работы (всего 9 заданий из 32, верное выполнение их дает максимально 16 первичных баллов из 40). Они предполагают решение выпускниками творческой задачи: какие изученные правила и алгоритмы следует применить, в какой последовательности это следует сделать, какие данные использовать. К этому типу относятся текстовые логические задачи, задания на поиск и устранение ошибок в алгоритмах, на самостоятельное написание программ.
Представленная структура и содержание экзаменационной работы позволяет получить объективную оценку учебных достижений выпускника по информатике и ИКТ. Статистический анализ совокупных результатов выполнения экзамена выпускниками подтверждает высокую надежность измерения (0,9 по формуле коэффициента альфа при минимально требуемом значении 0,85), хорошую дифференцирующую способность КИМ для оценки достижений экзаменуемых с различным уровнем подготовки. Последнее свойство КИМ по информатике характеризуется равномерным (близким к нормальному) распределением участников по количеству набранных баллов (рис 1).
Рис1. Плотность распределения учащихся, набравших соответствующий тестовый балл в мае – июне 2009 г. Информатика и ИКТ. [14]
Таким образом, мы пришли к выводу, что при подготовке учащихся к экзамену следует обратить внимание на то, что в демонстрационной версии экзамена 2010 года задача А16 сформулирована по-новому. Как и в 2009 году, проверяется знание формул вычисления суммы и среднего арифметического, но в отличие от прошлого года в ячейках стоят достаточно большие числа. При решении задач напрямую возможны серьезные арифметические ошибки. Следует разъяснить учащимся, как эта задача может быть решена с помощью приблизительных (оценочных) вычислений. При организации подготовки выпускников к единому государственному экзамену следует использовать тренировочные материалы, соответствующие тем, которые используются на реальном экзамене.
Современные тенденции в развитии педагогических измерений подкрепляют вывод о том, что необходимо продумать пути включения информационных технологий в процедуру приема и сдачи Единого государственного экзамена по информатике, обеспечив равные условия для всех участников образовательного процесса, независимо от используемых программных и аппаратных решений.
1.2.Основные результаты единого государственного экзамена по информатике и ИКТ в 2009
Единый государственный экзамен по информатике в 2009 году сдавали 69125 человек, что по количеству участников почти в семь раз, а по числу регионов в два раза больше, чем в 2008 году (10347 выпускника общеобразовательных учреждений из 36 регионов). В 2007 году экзамен по информатике сдавали 2694 человек из 13 регионов, так что рост числа участников от года к году идет стремительно. Тем не менее, ЕГЭ по информатике сдавали только 6,9% выпускников, что еще раз подтверждает профильный характер экзамена, сдаваемого только абитуриентами вузов по соответствующим специальностям. [19]
По результатам экзамена 2009 года минимальную границу не преодолели 11,6% сдававших экзамен. Самые высокие результаты (81-100 баллов) продемонстрировали 5,4% участников. Среди них 100 баллов получили 62 человека (0,09% участников экзамена).
Результаты экзамена в целом показали преемственность с результатами экзаменов 2006-2008 годов, несмотря на то, что впервые в экзамене участвовали выпускники всех регионов. При сохранении преемственности структуры экзаменационной работы сохраняется и относительное соотношение сложности заданий, и различия в результатах выполнения отдельных заданий между выпускниками с разными уровнями подготовки. Это говорит об устойчивости результатов экзамена и, следовательно, о надежности экзаменационной работы в целом.
Сохраняющаяся структура экзамена и планомерная работа по информированию педагогической общественности сделали свое дело, выпускники пришли на экзамен подготовленными к нему. Экзаменационные задания хорошо дифференцируют учащихся по уровню достижений, качественные различия в результатах выполнения экзамена между определенными на основании статистики процентильными группами хорошо заметны.
По аналитическим данным федерального института педагогических измерений [19] общий уровень подготовки участников ЕГЭ по информатике признается удовлетворительным с учетом специфики преподавания этого предмета в общеобразовательных учреждениях страны. За последние 4 года наметилась явная позитивная тенденция в уровне знаний и умений выпускников, демонстрируемом экзаменуемыми по большинству тем.
Анализ выполнения заданий экзамена выпускниками с различным уровнем подготовки показывает, что существуют определенные проблемы в подготовке выпускников. Так, больше половины участников экзамена не показывают устойчивых знаний и умений по темам «Базы данных» и «Электронные таблицы». Стабильно решают задачи по теме «Работа с массивами» вообще только экзаменуемые с отличным уровнем подготовки. Только 13% из группы выпускников с отличным уровнем подготовки правильно выполняют задание С4 на самостоятельное программирование. Общее число получивших максимальный балл за задание С4 составляет 112 человек (0,2% от всех участников экзамена), еще 329 человек (0,5%) получили 3 балла, то есть в целом выполнили задание, но неэффективно или с отдельными ошибками. Таким образом, только менее одного процента выпускников, пришедших на профильный экзамен, показывают знание технологии программирования, требуемое большинством профильных вузов. [16]
Информатика дала в 2009 году самый высокий показатель участников ЕГЭ, не достигших минимального уровня – более 11%. Вместе с тем, говорить о достаточном усвоении курса информатики на базовом уровне можно только применительно к группе с «удовлетворительными» результатами, то есть примерно к половине участников экзамена.
Некоторые темы не усвоены на базовом уровне даже участниками экзамена с хорошей и отличной подготовкой. Это «Базы данных», «Электронные таблицы», «Методы измерения количества информации». Учителям следует обратить на эти темы пристальное внимание.
Проблемной областью продолжает оставаться обучение программированию, в недостаточном объеме реализуемое средней школой (умение программировать является обязательным требованием, предъявляемым вузами к абитуриентам). Задачи с развернутым ответом на программирование, а также на формализованную запись изученных алгоритмов на уровне, соответствующем запросам вузов, выполняет незначительная группа участников экзамена.
По данным руководитель центра непрерывной подготовки IT-специалистов, факультета компьютерных наук и информационных технологий Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Лапшевой Е.Е. в Саратовской области единый государственный экзамен по предмету «Информатика и ИКТ» проходил во второй раз. В 2008 году количество сдававших ЕГЭ по информатике составило 468 человек (2,23% от количества сдающих). Из них 5 человек набрали максимально возможный балл (100). Средний балл по России в 2008 году составил 54,9.
Диаграмма показывает успешность выполнения заданий части А выпускниками Саратовской области в 2009 году. (см.рис. 2)
Из диаграммы видно, что процент выполнения заданий части А колеблется от 25,5% (задание А2) до 87,3% (задание А12).
Как видно из рис.2 наибольшую сложность вызвали задачи повышенной сложности A2 и А6, а также задача высокого уровня сложности А18. Рассмотрим их подробнее во второй части.
Рис 2. Процент выполнения заданий части А
Рис. 3 показывает успешность выполнения заданий части В выпускниками Саратовской области в 2009 году.
Рис 3. Процент выполнения заданий части B
Из диаграммы видно, что процент выполнения заданий части В колеблется от 31% (задание В1) до 74% (задание В5).
Задания Части 3 (С) относятся к повышенному и высокому уровням. Предполагаемый процент выполнения заданий части С — менее 40%.
Задание С1 проверяет умения прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки. Это задание повышенной сложности. Максимальное количество первичных баллов, которые можно получить, выполнив это задание – 3.
Рис 4. Процент выполнения части C.
Из рис. 3 видно, что более половины экзаменующихся в Саратовской области не приступали к данному заданию или не получили за него ни одного первичного балла.
Проблема несоответствия результатов обучения программированию нормативным требованиям, замеченная еще в период эксперимента в 2005-2008 гг., в 2009 году, с переходом экзамена в штатный режим, стала абсолютно очевидной.
Информация о работе Методика подготовки к единому государственному экзамену по информатике ИКТ