Главное достоинство обоих
форматов состоит в возможности размещения
в тексте издания гиперссылок, по которым
осуществляются быстрые переходы как
внутри данного издания, так и во внешние,
по отношению к данному, документы. В частности,
с помощью гиперссылки можно связаться
с автором или издателем по электронной
почте, просмотреть литературные источники,
на которые ссылаются в данном издании,
вызвать иллюстрацию, которая поясняет
смысл некоторого текстового фрагмента
и многое другое.
Большинство электронных газет,
оформлены в HTML-формате. Формат достаточно
компактен и, наряду с текстом, позволяет
включать в издание иллюстрации и мультимедийные
фрагменты. Основу HTML-документов составляют
обычные текстовые файлы, отдельные символы
в которых представлены в ASCII-кодировке.
Эти файлы доступны для просмотра и редактирования
в любом редакторе текстов. Отличием HTML-издания
от обычного текста является то, что в
них присутствуют специальные команды
- теги, которые указывают правила форматирования
документа. Язык HTML и правила составления
HTML-документов и работы с ними, будут детально
описаны в следующей главе. Недостатком
этого формата является чувствительность
к используемым в издании шрифтам: отсутствие
нужного шрифта на пользовательском компьютере
вызывает затруднения при просмотре документа,
связанные с необходимостью замены отсутствующей
шрифтовой гарнитуры.
Другим основным форматом для
электронных газет является PDF (Portable Document
Format), разработанный в 1993 г. фирмой Adobe.
Как говорит само название, он делает документы
«portable», т. е. документы могут просматриваться
независимо от программ, в которых они
подготовлены и независимо от используемых
шрифтов и компьютеров. PDF позволяет преодолеть
этот барьер. Так впервые открылась возможность
распространять на невещественных носителях
(дискетах и компакт-дисках) и через Интернет
выполненные в графическом режиме документы,
в частности, оригинал-макеты изданий.
При этом гарантируется полная идентичность.
Это делает PDF-формат чрезвычайно полезным
не только для художественных и детских
электронных изданий, но и для коммерческих
и рекламных документов. В США PDF-формат
стал основным для распространения правительственных
материалов.[11]
1.6. Место и роль электронных
газет в процессе образования
Тенденцией современного этапа
информатизации образования является
всеобщее стремление к интеграции различных
электронных изданий учебного назначения,
таких как электронные газеты, журналы,
справочники, энциклопедии, обучающие
программы, средства автоматизированного
контроля знаний обучаемых, компьютерные
учебники и тренажеры в единые программно-методические
комплексы, рассматриваемые как образовательные
электронные издания.[8]
В нашем случае мы будем рассматривать
использование электронных газет в образовательном
процессе.
Как мы уже знаем электронная
газета представляет собой совокупность
графической, текстовой, цифровой, речевой,
музыкальной, видео-, фото- и другой информации.
В одной электронной газете могут быть
выделены информационные (или информационно-справочные)
источники, инструменты создания и обработки
информации, управляющие структуры.
Электронная газета может быть
исполнена на любом электронном носителе,
а также опубликовано в электронной компьютерной
сети.
В образовательном процессе электронная
газета используется, как электронное
издание, содержащее систематизированный
материал по соответствующей научно-практической
области знаний, обеспечивающее творческое
и активное овладение студентами и учащимися
знаниями, умениями и навыками в этой области.
Образовательная электронная
газета должна отличаться высоким уровнем
исполнения и художественного оформления,
полнотой информации, качеством методического
инструментария, качеством технического
исполнения, наглядностью, логичностью
и последовательностью изложения. Электронная
газета не может быть редуцирована к бумажному
варианту без потери дидактических свойств.
Благодаря специфике своего
определения, электронная газета существенно
повышает качество визуальной и аудиоинформации,
она становится ярче, красочнее, динамичнее.
Огромными возможностями обладают в этом
плане современные технологии мультимедиа.
Кроме того, при использовании электронных
газет в обучении коренным образом изменяются
способы формирования визуальной и аудиоинформации.
Если традиционная наглядность обучения
подразумевала конкретность изучаемого
объекта, то при использовании компьютерных
технологий становится возможной динамическая
интерпретация существенных свойств не
только реальных объектов, но и научных
закономерностей, теорий, понятий.
Прежде чем переходить к непосредственной
классификации электронной газеты необходимо
выделить основные параметры, характеризующие
электронные газеты, которые в последствие
могли бы лечь в основу критериев для классификации.
При этом возможные значения подобных
параметров требуют как можно более четкой
и заранее фиксированной рубрикации. [1]
В качестве основных подобных
параметров-критериев выделяются:
предметная образовательная
область;
рекомендуемый уровень образования;
рекомендуемый тип образовательного
процесса;
рекомендуемая форма образовательного
процесса;
За основу подобных рубрикаций
могут быть взяты существующие градации,
принятые в системе образования, российских
и зарубежных стандартах и рубрикаторах
(ГРНТИ, ВАК, УДК и др.), практике опубликования
информационных ресурсов в телекоммуникационных
средах.
Публикуемая далее рубрикация типов
электронных газет представляет собой
объединение всех возможных образовательных
информационных ресурсов, предусмотренных
вышеуказанными стандартами и рубрикаторами.
Следует отметить, что фиксация
автором электронной газеты типа и формы
образования носит рекомендательный
характер, поскольку конкретные электронные
газеты, разработанные для одного типа
или формы, могут быть достаточно эффективно
использованы в учебном процессе, характеризуемом
другим набором таких параметров.
Преимущества использования
современных информационных технологий
при разработке и использовании электронных
газет позволяют максимально адаптировать
функционирование таких изданий или ресурсов
не только к индивидуальным особенностям
каждого участника образовательного процесса,
но и к специфике целой аудитории школьников
(или пользователей), что дает разработчикам
электронных газет дополнительные возможности
по рубрикации и классификации. В связи
с этим система параметров электронных
газет должна быть расширена с помощью
одного из возможных значений типа аудитории:
- Школьники
- Абитуриенты,
- Администрация учебных заведений,
- Учителя,
- Родители.
Исходя из указанных выше возможных
параметров-критериев, можно выстроить
многоуровневую классификацию образовательных
электронных газет.
Электронные газеты, предназначенные
для факультативной работы и углублению
знаний по предмету во многом схожи с электронными
газетами, нацеленными на использование
в традиционной системе обучения. Основное
отличие заключается в содержании учебного
материала, который может выходить за
рамки изучаемой темы, установленной стандартом
образования.
Вывод по первой главе
Исходя из вышесказанного можно
подвести итоги:
В данной главе раскрыто понятие
школьной электронной газеты.
Школьная электронная
газета – это периодическое рецензируемое
издание, выкладываемое в сети Интернет,
которая содержит в себе всю необходимую
информацию о школьной жизни в самом широком
смысле, круг интересов ребят, их забот,
поисков, их общие радости и печали, сомнения
и открытия, это своеобразная школьная
летопись. Также школьная электронная
газета является средством повышения
у школьников интереса к учёбе, это своеобразный катализатор
и генератор идей.
В ней печатаются
извещения о различных намечающихся мероприятий
внутри школы, что позволяет школьникам
быть всегда в центре всех событий.
При разработке
школьной электронной газеты ставятся
следующие цели:
- создание условий для активного
участия учащихся в работе по созданию
школьной электронной газеты;
- формирование ключевых компетенций
школьников через вовлечение в работу
в рамках проекта;
- формирование и развитие практики
социального проекта;
- обеспечение условия для успешной
социализации и профессиональной ориентации
учащихся при выборе будущей профессии,
используя навык работы в школьном издании.
Электронная газета может быть
представлена в двух основных формах публикации:
- PDF (Portable Document Format), разработанный фирмой Adobe и представляющий развитие и совершенствование известного издательского формата описания страниц документов Post Script;
- HTML (Hyper Text Markup Language) - гипертекстовый язык разметки страниц с помощью которого создано большое количество электронных документов, в том числе - абсолютное большинство изданий, циркулирующих в среде Интернет. [15]
ГЛАВА ІІ
МОДЕЛЬ ПОРТАЛА ЭЛЕКТРОННОЙ
ГАЗЕТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
В данной главе мы создадим
модель портала электронной газеты по
информатике, для применения его в учебных
целях. При создании модели портала электронной
газеты по информатике мы будем учитывать
те основные моменты, о которых мы говорили
в первой главе, рассмотрим требования
к содержанию и структуре портала электронной
газеты, а так же проведем сравнительный
анализ порталов существующих в сети Интернет.
Портал — это самый неоднозначный
тип сайта. Некоторые считают порталами
только крупнейшие веб - проекты, другие
называют этим словом набор из десятка
страничек. В нашем же случае под порталом
будет пониматься сайт, который содержит
все, что можно: информацию о школе, о фирме,
развернутый каталог товаров и услуг,
интернет-магазин, библиотеку различной
информации и аналитических материалов
из области конкретного предмета.
Содержание - это вся информация,
представленная на сайте. Информационное
наполнение сайта должно привлекать внимание
посетителя и отвечать теме и направлению
сайта. Кроме того, его форма должна соответствовать
аудитории - Web-материалы должны быть ясны,
кратки и действенны в среде Интернет.[1]
2.1. Типы структур
сайтов
Структура и навигационные
функции характеризуют организацию информации
на сайте и возможности перемещения между
его разделами. Хорошая структура и навигация
- это признаки эффективности и организованности
сайта. Они позволяют пользователю сформировать
мысленную модель представленной информации,
определить, где находятся необходимые
сведения и чего можно еще ожидать. Хорошие
навигационные возможности дают возможность
быстро добраться до нужного места и легко
охватить содержание сайта как вглубь,
так и вширь.
Структура сайта должна определяться
еще на первых этапах создания проекта
до начала разработки дизайна.[1]
И в будущем, по мере роста сайта,
веб-мастера должны строго ее придерживаться.
В этом случае можно быть уверенным, что
веб-проект будет больше походить на ухоженный
парк с проложенными повсюду тропинками,
а не на лесную чащу, в которой посетители
вынуждены будут пробираться к цели по
настоящему бурелому. Однако для этого
необходимо разобраться, какие вообще
структуры сайта существуют и для каких
проектов они больше всего подходят. [23]
Линейная структура
Это самая простая структура
сайта. Веб-Страницы идут одна за другой,
и пользователь должен просматривать
их как слайд-шоу.
В линейной структуре не существует
разделения контента на уровни. Все страницы
на таких сайтах равноправны, и их должен
увидеть каждый посетитель. Несмотря на
простоту реализации линейной структуры,
недостатков у нее гораздо больше, нежели
достоинств. А поэтому область ее применения
четко ограничена. Она может использоваться
на имиджевых сайтах-презентациях и в онлайновых
учебных пособиях.
Реализация линейной структуры
не представляет собой абсолютно никакой
сложности. Самый простой вариант сайта
— набор HTML-страниц, с каждой из которых есть ссылка
на последующую предыдущую (естественно,
исключение составляют крайние страницы).
Но и здесь многие веб-мастера умудряются
допускать ошибки. Дело в том, что на каждой
страницы обязательно должно быть какое-то
заглавие и ссылка на первую страницу.
Иначе посетители, попавшие в середину
сайта, например, с поисковой системы,
ничего не поймут и почти наверняка покинут
проект разочарованными. Кроме того, очень
полезно бывает показывать общее число
страниц и как-то выделять номер той из
них, на которой человек находится в данный
момент. Иначе просмотр проекта превратится
для посетителей в путешествие в неизвестность.