Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:10, контрольная работа
Требуется разработать модели заданной системы, исследовать модели и систему. Тип моделей - Q-схема. Способы расчета - имитационный (в среде GPSS World на языке GPSS).
Система состоит из устройств S1-S4. Внешняя среда представлена источником запросов (узел S0), приемником обслуженных запросов (узел S5).
1. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ, СИСТЕМЫ (ВАРИАНТ № 6 ). 2
2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. 2
2.1. Построение схемы модели. 2
2.2. Описание параметров системы. 5
2.3. Описание характеристик системы. 8
3. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ В РАЗОМКНУТОМ РЕЖИМЕ. 9
3.1. Построение схемы GPSS-модели. 9
3.2. Построение GPSS-модели 11
3.3. Имитационное моделирование 12
3.4. Анализ исходного состояния. 13
4. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ В ЗАМКНУТОМ РЕЖИМЕ. 15
4.1. Построение схемы GPSS-модели. 15
4.2. Построение GPSS-модели. 22
4.3. Имитационное моделирование. Прогнозирование характеристик. 23
4.4. Анализ исходного состояния. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Реализуем имитационный метод расчета полученной АМ в системе GPSS World.
Рисунок 10. GPSS-модель сети МО
Построим GPSS-модель по соответствующей ССМ, ориентированной на язык GPSS.
Текст GPSS модели приведен ниже.
Листинг 3. Текст GPSS модели
GENERATE (Exponential(1,0,170)
Queue U_system
TRANSFER .4,,Label_3
TRANSFER .5,,Label_2
queue w_b_1
SEIZE b_1
depart w_b_1
ADVANCE (Exponential(2,0,25))
RELEASE b_1
TRANSFER ,konec
Label_2 queue w_b_2
SEIZE b_2
depart w_b_2
ADVANCE (Exponential(3,0,150))
RELEASE b_2
TRANSFER ,konec
Label_3 queue w_b_3
SEIZE b_3
depart w_b_3
ADVANCE (Exponential(4,0,28))
RELEASE b_3
TRANSFER 0.45,,Label_3
queue w_b_4
SEIZE b_4
depart w_b_4
ADVANCE (Exponential(5,0,31.5))
RELEASE b_4
TRANSFER 0.55,,Label_3
konec depart U_system
TERMINATE 1
start 100000
Листинг 4. Статистический отчет выполнения GPSS-модели
FACILITY ENTRIES UTIL. AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY
B_3 162142 0.267 27.974 1 100001 0 0 0 0
B_1 29979 0.044 25.045 1 0 0 0 0 0
B_4 89200 0.166 31.547 1 0 0 0 0 0
B_2 29966 0.266 150.600 1 99999 0 0 0 0
QUEUE MAX CONT. ENTRY ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0) RETRY
U_SYSTEM 11 2 100002 0 0.970 164.669 164.669 0
W_B_3 9 0 162142 119227 0.098 10.263 38.774 0
W_B_1 3 0 29979 28612 0.002 1.214 26.622 0
W_B_4 6 0 89200 74473 0.033 6.282 38.049 0
W_B_2 7 0 29966 22176 0.094 53.164 204.507 0
Ниже в таблице 19 представлены результаты аналитического и имитационного (с разной длительностью – 10000, 50000, 100000 заявок) моделирования и вычислена погрешность. При этом за эталон взяты характеристики АМ.
Таблица 19. Результаты аналитического и имитационного моделирования СМО
Харак-тика |
Значение характеристики |
Погрешность, % | ||||||
АМ |
ИМ (10000) |
ИМ (50000) |
ИМ (100000) |
1 |
2 |
3 | ||
Узел |
||||||||
1 |
ρ1 |
0.044 |
0.044 |
0.044 |
0.044 |
0.000 |
0.000 |
0.000 |
l1 |
0.002 |
0.002 |
0.002 |
0.002 |
0.000 |
0.000 |
0.000 | |
m1 |
0.046 |
0.046 |
0.046 |
0.046 |
0.000 |
0.000 |
0.000 | |
ω1 |
1.157 |
1.103 |
1.242 |
1.214 |
4.706 |
7.303 |
4.884 | |
u1 |
26.157 |
27.200 |
27.635 |
26.622 |
3.986 |
5.649 |
1.776 | |
2 |
ρ2 |
0.266 |
0.273 |
0.263 |
0.266 |
2.825 |
0.942 |
0.000 |
l2 |
0.096 |
0.088 |
0.099 |
0.094 |
8.305 |
3.157 |
2.053 | |
m2 |
0.361 |
0.376 |
0.357 |
0.362 |
3.886 |
1.278 |
0.257 | |
ω2 |
54.221 |
49.343 |
52.649 |
53.164 |
8.996 |
2.898 |
1.949 | |
u2 |
204.221 |
190.777 |
205.943 |
204.507 |
6.583 |
0.843 |
0.140 | |
3 |
ρ3 |
0.267 |
0.272 |
0.269 |
0.267 |
2.256 |
1.128 |
0.000 |
l3 |
0.096 |
0.099 |
0.099 |
0.098 |
2.699 |
2.699 |
1.662 | |
m3 |
0.362 |
0.374 |
0.368 |
0.364 |
3.098 |
1.543 |
0.513 | |
ω3 |
10.147 |
10.372 |
10.292 |
10.263 |
2.216 |
1.428 |
1.142 | |
u3 |
38.147 |
38.424 |
38.770 |
38.774 |
0.726 |
1.633 |
1.643 | |
4 |
ρ4 |
0.164 |
0.164 |
0.166 |
0.166 |
0.000 |
1.343 |
1.343 |
l4 |
0.032 |
0.032 |
0.032 |
0.033 |
0.000 |
0.000 |
2.848 | |
m4 |
0.196 |
0.196 |
0.199 |
0.199 |
0.000 |
1.610 |
1.610 | |
ω4 |
6.170 |
6.094 |
6.018 |
6.282 |
1.238 |
2.470 |
1.808 | |
u4 |
37.670 |
38.281 |
37.179 |
38.049 |
1.621 |
1.305 |
1.005 | |
Система |
||||||||
L |
0.227 |
0.221 |
0.232 |
0.227 |
2.430 |
2.427 |
0.000 | |
M |
0.966 |
0.991 |
0.970 |
0.972 |
2.618 |
0.399 |
0.587 | |
W |
71.696 |
66.912 |
70.201 |
70.923 |
6.672 |
2.085 |
1.078 | |
U |
306.196 |
294.682 |
309.527 |
307.952 |
3.760 |
1.088 |
0.574 |
Выводы: из полученных данных видно, что расхождения в значениях характеристик вполне приемлемы и имеют тенденцию к уменьшению с ростом длительности имитационного моделирования.
Анализ характеристик, полученных для исходных данных, показывает:
1) система работает в установившемся стационарном режиме, т.к. коэффициенты загрузки всех обслуживающих узлов меньше 1 (ρ1 =0.044; ρ2 =0.266; ρ3 = 0.266; ρ4 = 0.164);
2) узел 1 недогружен;
3) система разбалансирована, т.к. коэффициенты загрузки обслуживающих узлов значительно отличаются (идеальная балансировка, когда ρ1 = ρ2 = ρ3= ρ4);
5) потенциальное “узкое” место – узел 3.
Т.е. при росте числа обслуживаемых заявок, (их интенсивностей) именно узел 3 первым достигнет загрузки близкой к полной (с коэффициентом загрузки близким к единице). И он станет ограничивающим фактором в работе системы.
Сеть будет перегружена, т.е. перейдет из устойчивого стационарного режима работы в режим насыщения. В системе возникнет тенденция к бесконечному нарастанию числа потерянных (не обслуженных) заявок с течением времени моделирования.
Вышесказанное означает, что система работает не эффективно и требует настройки, модификации.
Прогнозирование
характеристик системы при
Проанализировав схему исследуемой системы легко можно сделать вывод, что узел b3 является самым загруженным узлом. Следовательно, его параметры имеют очень большое значение в работе системы. Если этот узел будет иметь недостаточное быстродействие, то система будет перенасыщена заявками. Поэтому очень важной задачей является исследование характеристик системы в зависимости от параметров этого узла и выбор для него оптимальных параметров. Поэтому проведем исследование системных характеристик в зависимости от быстродействия узла b3, оставив неизменными интенсивности поступления заявок в систему и остальные характеристики узла.
Исходные параметры:
m3 = 28.
Известно, что в системе действуют закон с прямой зависимостью. Следовательно, чем больше значение параметра m, тем больше быстродействие узла. При уменьшении m быстродействие уменьшается, а коэффициент использования также уменьшается. Это можно увидеть в листинге, приведенном ниже
Листинг 5 - Статистический отчет выполнения GPSS-модели
FACILITY ENTRIES UTIL. AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY
B_3 79787 0.337 35.990 1 0 0 0 0 0
B_2 15081 0.398 224.954 1 0 0 0 0 0
Теперь можно сделать следующие выводы: при увеличении быстродействия «центрального» узла возрастает его загруженность, а вместе с ней возрастают размеры очереди к этому узлу, возрастает среднее количество заявок в системе, время ожидания и время пребывания заявок в системе. Следовательно, при разработке реальной системы необходимо очень ответственно подойти к выбору быстродействия соответствующего устройства: если оно будет недостаточным, система захлебнется, что может отрицательно повлиять на производственный процесс, а если выбрать его слишком большим, то соответствующее дорогостоящее оборудование будет простаивать.
Исходя из полученных загрузок устройств можно сделать вывод, что система сбалансирована (т. к. загрузки <1).
Прогнозирование характеристик
системы при росте
Изменим общую интенсивность поступления заявок с сохранением заданного соотношения интенсивностей отдельных потоков. Фиксируем значения 1 узловой и 1 системной характеристик. Строим график зависимости их значений от значений интенсивностей потока заявок.
Таблица 20. Зависимости значений характеристик
от интенсивности потока заявок
m |
λ |
Длина очереди к устройству b3 |
Среднее времени пребывания в системе |
6 |
0.167 |
0.003 |
9.357 |
10 |
0.100 |
0.010 |
16.048 |
20 |
0.050 |
0.053 |
35.543 |
24 |
0.042 |
0.083 |
44.896 |
28 |
0.036 |
0.124 |
55.307 |
36 |
0.028 |
0.301 |
85.528 |
50 |
0.020 |
1.044 |
185.678 |
60 |
0.017 |
3.479 |
449.136 |
Строим графики зависимости их значений от числа обработанных заявок.
Рисунок 11. Зависимость длины очереди к устройству b3
от интенсивности поступления з
Рисунок 12. Зависимость среднего времени пребывания
в системе от интенсивности поступления заявок
При высокой интенсивности поступления заявок загрузка узла b3 приближается к критической, а при низкой интенсивности поступления заявок загрузка узла b3 очень мала. Наилучшими являются интенсивности, заданные в системе и близкие к ним.
В ходе данной контрольной работы для исследования конкретного объекта были построены два типа его моделей: имитационная (на языке моделирования GPSS), а так же аналитическая (для примерной оценки).
Модель, построенная на языке GPSS играет роль эталона, т.е. характеристики, полученные на этой модели считаем характеристиками реального объекта. Эти эталонные характеристики служат для оценки адекватности аналитической модели объекту. Тут же, было выяснено, что для данного объекта точные характеристики можно получить только путем экспериментов с имитационной моделью. Аналитическая модель обеспечивает получение достоверных характеристик только при изменении некоторых параметров объекта, таких как законы генерации и обработки, при использовании исходных законов генерации и обработки значительно растёт погрешность по сравнению с расчетными данными и она становится неадекватной объекту. Имитационная модель строится более сложно, но она позволяет исследовать объект при практически любых значениях его параметров.
В ходе выполнения контрольной работы было выявлено, что наиболее подходящим средством для моделирования систем являются специализированные языки программирования, т.е. например GPSS. Аналитические модели также не дают хороших результатов, так как в них делается много допущений и получается, что модель будет не полностью соответствовать исследуемой системе. Исходя из выше перечисленных данных, можно сделать вывод, что задание по моделированию Q-схемы выполнено полностью.