Моделирование систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Требуется разработать модели заданной системы, исследовать модели и систему. Тип моделей - Q-схема. Способы расчета - имитационный (в среде GPSS World на языке GPSS).
Система состоит из устройств S1-S4. Внешняя среда представлена источником запросов (узел S0), приемником обслуженных запросов (узел S5).

Содержание работы

1. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ, СИСТЕМЫ (ВАРИАНТ № 6 ). 2
2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. 2
2.1. Построение схемы модели. 2
2.2. Описание параметров системы. 5
2.3. Описание характеристик системы. 8
3. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ В РАЗОМКНУТОМ РЕЖИМЕ. 9
3.1. Построение схемы GPSS-модели. 9
3.2. Построение GPSS-модели 11
3.3. Имитационное моделирование 12
3.4. Анализ исходного состояния. 13
4. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ В ЗАМКНУТОМ РЕЖИМЕ. 15
4.1. Построение схемы GPSS-модели. 15
4.2. Построение GPSS-модели. 22
4.3. Имитационное моделирование. Прогнозирование характеристик. 23
4.4. Анализ исходного состояния. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

мс.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

 

Реализуем  имитационный метод расчета полученной АМ в  системе GPSS World.

Рисунок 10. GPSS-модель сети МО

4.2. Построение GPSS-модели.

Построим GPSS-модель по соответствующей ССМ, ориентированной на язык GPSS.

Текст GPSS модели приведен ниже.

Листинг 3. Текст GPSS модели

GENERATE (Exponential(1,0,170))

Queue U_system  

 

TRANSFER         .4,,Label_3

TRANSFER         .5,,Label_2 

 

queue w_b_1

SEIZE b_1

depart w_b_1

ADVANCE         (Exponential(2,0,25))

RELEASE          b_1

TRANSFER         ,konec

 

Label_2 queue            w_b_2

SEIZE            b_2

depart           w_b_2

ADVANCE         (Exponential(3,0,150))

RELEASE          b_2

TRANSFER         ,konec

 

Label_3 queue            w_b_3

SEIZE            b_3

depart           w_b_3

ADVANCE         (Exponential(4,0,28))

RELEASE          b_3

TRANSFER         0.45,,Label_3

 

queue            w_b_4

SEIZE            b_4

depart           w_b_4

ADVANCE         (Exponential(5,0,31.5))

RELEASE          b_4  

TRANSFER 0.55,,Label_3

 

konec depart           U_system

TERMINATE        1

start           100000

Листинг 4. Статистический отчет выполнения GPSS-модели

FACILITY     ENTRIES  UTIL.   AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY

B_3           162142    0.267      27.974  1   100001    0    0     0      0

B_1            29979    0.044      25.045  1        0    0   0     0      0

B_4            89200    0.166      31.547  1        0    0    0     0      0

B_2            29966    0.266     150.600  1    99999    0    0     0      0

 

QUEUE            MAX CONT. ENTRY ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME   AVE.(-0) RETRY

U_SYSTEM           11    2 100002      0     0.970    164.669    164.669   0

W_B_3               9    0 162142 119227     0.098     10.263     38.774   0

W_B_1               3    0  29979  28612     0.002      1.214     26.622   0

 W_B_4               6    0  89200  74473     0.033      6.282     38.049   0

W_B_2               7    0  29966  22176     0.094     53.164    204.507   0

4.3. Имитационное  моделирование. Прогнозирование  характеристик.

Ниже в таблице 19 представлены результаты аналитического и имитационного (с разной длительностью – 10000, 50000, 100000 заявок) моделирования и вычислена погрешность. При этом за эталон взяты характеристики АМ.

Таблица 19. Результаты аналитического и имитационного моделирования СМО

 

Харак-тика

Значение характеристики

Погрешность, %

 

АМ

ИМ (10000)

ИМ (50000)

ИМ (100000)

1

2

3

Узел

               

1

ρ1

0.044

0.044

0.044

0.044

0.000

0.000

0.000

 

l1

0.002

0.002

0.002

0.002

0.000

0.000

0.000

 

m1

0.046

0.046

0.046

0.046

0.000

0.000

0.000

 

ω1

1.157

1.103

1.242

1.214

4.706

7.303

4.884

 

u1

26.157

27.200

27.635

26.622

3.986

5.649

1.776

2

ρ2

0.266

0.273

0.263

0.266

2.825

0.942

0.000

 

l2

0.096

0.088

0.099

0.094

8.305

3.157

2.053

 

m2

0.361

0.376

0.357

0.362

3.886

1.278

0.257

 

ω2

54.221

49.343

52.649

53.164

8.996

2.898

1.949

 

u2

204.221

190.777

205.943

204.507

6.583

0.843

0.140

3

ρ3

0.267

0.272

0.269

0.267

2.256

1.128

0.000

 

l3

0.096

0.099

0.099

0.098

2.699

2.699

1.662

 

m3

0.362

0.374

0.368

0.364

3.098

1.543

0.513

 

ω3

10.147

10.372

10.292

10.263

2.216

1.428

1.142

 

u3

38.147

38.424

38.770

38.774

0.726

1.633

1.643

4

ρ4

0.164

0.164

0.166

0.166

0.000

1.343

1.343

 

l4

0.032

0.032

0.032

0.033

0.000

0.000

2.848

 

m4

0.196

0.196

0.199

0.199

0.000

1.610

1.610

 

ω4

6.170

6.094

6.018

6.282

1.238

2.470

1.808

 

u4

37.670

38.281

37.179

38.049

1.621

1.305

1.005

Система

               
 

L

0.227

0.221

0.232

0.227

2.430

2.427

0.000

 

M

0.966

0.991

0.970

0.972

2.618

0.399

0.587

 

W

71.696

66.912

70.201

70.923

6.672

2.085

1.078

 

U

306.196

294.682

309.527

307.952

3.760

1.088

0.574


Выводы: из полученных данных видно, что расхождения в значениях характеристик вполне приемлемы и имеют тенденцию к уменьшению с ростом длительности имитационного моделирования.

4.4. Анализ  исходного состояния.

Анализ характеристик, полученных для исходных данных, показывает:

1) система работает  в установившемся стационарном  режиме, т.к. коэффициенты загрузки всех обслуживающих узлов меньше 1 (ρ1 =0.044; ρ2 =0.266; ρ3 = 0.266; ρ4 = 0.164);

2) узел 1 недогружен;

3) система разбалансирована, т.к. коэффициенты загрузки обслуживающих узлов значительно отличаются  (идеальная балансировка, когда ρ1 = ρ2 = ρ3= ρ4);

5) потенциальное “узкое” место – узел 3.

Т.е. при росте числа  обслуживаемых заявок, (их интенсивностей) именно узел 3 первым достигнет загрузки близкой к полной (с коэффициентом загрузки близким к единице). И он станет ограничивающим фактором в работе системы.

Сеть будет перегружена, т.е. перейдет из устойчивого стационарного режима работы в режим насыщения. В системе возникнет тенденция к бесконечному нарастанию числа потерянных (не обслуженных) заявок с течением времени моделирования.

Вышесказанное означает, что система работает не эффективно и требует настройки, модификации.

Прогнозирование характеристик системы при росте  интенсивностей потоков заявок

Проанализировав схему исследуемой системы легко можно сделать вывод, что узел b3 является  самым загруженным узлом. Следовательно, его параметры имеют очень большое значение в работе системы. Если этот узел будет иметь недостаточное быстродействие, то система будет перенасыщена заявками. Поэтому очень важной задачей является исследование характеристик системы в зависимости от параметров этого узла и выбор для него оптимальных параметров. Поэтому проведем исследование системных характеристик в зависимости от быстродействия узла b3, оставив неизменными интенсивности поступления заявок в систему и остальные характеристики узла.

Исходные параметры:

m3 = 28.

Известно, что в системе  действуют закон с прямой зависимостью. Следовательно, чем больше значение параметра m, тем больше быстродействие узла. При уменьшении m быстродействие уменьшается, а коэффициент использования также уменьшается. Это можно увидеть в листинге, приведенном ниже

Листинг 5 - Статистический отчет выполнения GPSS-модели

FACILITY       ENTRIES  UTIL.   AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY

B_3            79787    0.337      35.990  1        0    0    0     0      0

 B_2            15081    0.398     224.954  1        0    0    0     0      0

 

Теперь можно сделать  следующие выводы: при увеличении быстродействия «центрального» узла  возрастает его загруженность, а вместе с ней возрастают размеры очереди к этому узлу, возрастает среднее количество заявок в системе, время ожидания и время пребывания заявок в системе. Следовательно, при разработке реальной системы необходимо очень ответственно подойти к выбору быстродействия соответствующего устройства: если оно будет недостаточным, система захлебнется, что может отрицательно повлиять на производственный процесс, а если выбрать его слишком большим, то соответствующее дорогостоящее оборудование будет простаивать.

Исходя из полученных загрузок устройств можно сделать  вывод, что система сбалансирована (т. к. загрузки <1).

Прогнозирование характеристик  системы при росте интенсивностей потоков заявок.

Изменим общую интенсивность поступления заявок с сохранением заданного соотношения интенсивностей отдельных потоков. Фиксируем значения 1 узловой и 1 системной  характеристик. Строим график зависимости их значений от значений интенсивностей потока заявок.

Таблица 20. Зависимости значений характеристик

от интенсивности потока заявок

m

λ

Длина очереди к устройству b3

Среднее времени пребывания в системе

6

0.167

0.003

9.357

10

0.100

0.010

16.048

20

0.050

0.053

35.543

24

0.042

0.083

44.896

28

0.036

0.124

55.307

36

0.028

0.301

85.528

50

0.020

1.044

185.678

60

0.017

3.479

449.136


 Строим графики зависимости их значений от числа обработанных заявок.

Рисунок 11. Зависимость длины очереди к устройству b3

от интенсивности поступления заявок

Рисунок 12. Зависимость среднего времени пребывания

в системе от интенсивности поступления заявок

При высокой интенсивности поступления заявок загрузка узла b3 приближается к критической, а при низкой интенсивности поступления заявок загрузка узла b3 очень мала. Наилучшими являются интенсивности, заданные в системе и  близкие к ним.

Заключение

В ходе данной контрольной работы для исследования конкретного объекта были построены два типа его моделей: имитационная (на языке моделирования GPSS), а так же аналитическая (для примерной оценки).

Модель, построенная на языке GPSS играет роль эталона, т.е. характеристики, полученные на этой модели считаем характеристиками реального объекта. Эти эталонные характеристики служат для оценки адекватности аналитической модели объекту. Тут же, было выяснено, что для данного объекта точные характеристики можно получить только путем экспериментов с имитационной моделью. Аналитическая модель обеспечивает получение достоверных характеристик только при изменении некоторых параметров объекта, таких как законы генерации и обработки, при использовании исходных законов генерации и обработки значительно растёт погрешность по сравнению с расчетными данными и она становится неадекватной объекту. Имитационная модель строится более сложно, но она позволяет исследовать объект при практически любых значениях его параметров.

В ходе выполнения контрольной работы было выявлено, что наиболее подходящим средством для моделирования систем являются специализированные языки программирования, т.е. например GPSS. Аналитические модели также не дают хороших результатов, так как в них делается много допущений и получается, что модель будет не полностью соответствовать исследуемой системе. Исходя из выше перечисленных данных, можно сделать вывод, что задание по моделированию Q-схемы выполнено полностью.

 


Информация о работе Моделирование систем