Назначение и состав обеспечивающей части ИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Функциональные системы ориентированы на выполнение конкретных функций по сбору, обработке, анализу и представлению конкретной экономической информации, обеспечивающие системы – на поддержку выполнения таких функций, а также обеспечение функционирования системы в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ЧАСТЬ ИС 4
Информационное обеспечение 4
Техническое обеспечение 5
Математическое обеспечение 6
Программное обеспечение 6
Организационное обеспечение 7
Правовое обеспечение 8
Лингвистическое обеспечение 9
ВЫВОД 10
ЛИТЕРАТУРА 11

Файлы: 1 файл

Назначение и состав обеспечивающей части ИС.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

Обеспечивающая  часть ИС        4

Информационное  обеспечение         4

Техническое обеспечение          5

Математическое  обеспечение         6

Программное обеспечение         6

Организационное обеспечение         7

Правовое обеспечение          8

Лингвистическое обеспечение         9

Вывод           10

Литература          11

 

 

Введение

 

Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работников различного ранга информацией для реализации ими функций управления.

Информационные  системы организуют управление и  принятие решений и существенно  повышают качество, полноту, точность, достоверность и своевременность  принимаемых решений. Функции информационных систем реализуются двумя классами задач: информационными и технологическими.

Информационные  задачи обеспечивают переработку и  представление информации, которые  непосредственно используются в  процессах управления и принятия решений человеком. Технологические задачи связаны с актуализацией баз данных, поддержанием их в целостном состоянии, эксплуатацией, настройкой информационной системы.

Информационные  системы в зависимости от целевого назначения подразделяют на функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Функциональные  системы ориентированы на выполнение конкретных функций по сбору, обработке, анализу и представлению конкретной экономической информации, обеспечивающие системы – на поддержку выполнения таких функций, а также обеспечение  функционирования системы в целом.

 

 

Обеспечивающая  часть ИС

 

Общую структуру  информационной системы можно рассматривать  как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Обеспечивающая  часть ИС состоит из информационного, технического, математического, программного, организационного, правового, лингвистического и др. обеспечений.

 

Информационное обеспечение

Назначение  подсистемы информационного обеспечения  состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное  обеспечение – совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации (единой системы классификации и кодирования информации унифицированных систем документации, схем информационных потоков), циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных.

Включает в  себя показатели, справочные данные, классификаторы и кодификаторы информации, унифицированные  системы документации, информацию на носителях и т.д.

Для создания информационного  обеспечения необходимо:

˗ ясное понимание  целей, задач, функций всей системы управления организацией;

˗ выявление  движения информации (представленной для анализа в виде схем информационных потоков) от момента возникновения  и до ее использования на различных  уровнях управления;

˗ совершенствование  системы документооборота;

˗ наличие и использование системы классификации и кодирования;

˗ владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

˗ создание массивов информации на машинных носителях, что  требует наличия современного технического обеспечения.

В рамках информационного  обеспечения различают внемашинное  и внутримашинное информационное обеспечение. Внутримашинная информационная база содержится на носителях и состоит из файлов. Внемашинная информационная база воспринимается человеком без технических средств – наряды, акты, накладные и т.п.

 

Техническое обеспечение

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических  средств составляют:

˗ компьютеры любых  моделей;

˗ устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

˗ устройства передачи данных и линий связи;

˗ оргтехника и  устройства автоматического съема информации;

˗ эксплуатационные материалы и др.

Предварительный выбор технических средств, организация  их эксплуатации, технологический процесс  обработки данных, технологическое  оснащение оформляются документацией.

Документацию можно условно разделить на три группы:

˗ общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

˗ специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

˗ нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

 

Математическое обеспечение

Все методы формализации задач управления, в том числе  и те, на основе которых строится рациональная эксплуатация технического обеспечения информационных систем, принято называть математическим обеспечением.

Математическое  обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем). К средствам математического обеспечения относятся:

˗ средства моделирования  процессов управления;

˗ типовые задачи управления;

˗ методы математического  программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

Математическое  обеспечение является составной  частью программного обеспечения ИС. Прикладные и обеспечивающие программы  формируются, прежде всего, на базе математических методов.

 

Программное обеспечение

Программное обеспечение – совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

В состав программного обеспечения  входят общесистемные, специальные  программные продукты и техническая  документация, такие как операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, системы управления базами данных и т.п.).

В зависимости от функций, выполняемых программным обеспечением, можно выделить общесистемное (базовое) программное обеспечение и прикладное (специальное) программное обеспечение.

К общесистемному (базовому) программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Прикладное (специальное) программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

 

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами, а также между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие  функции:

˗ анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

˗ подготовку задач  к решению на компьютере, включая  техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

˗ разработку управленческих решений по составу и структуре  организации, методологии решения  задач, направленных на повышение эффективности  системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных.

 

Правовое обеспечение

Правовое  обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью  правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового  обеспечения входят законы, указы, постановления  государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение  этапов разработки информационной системы  включает нормативные акты, связанные  с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое  обеспечение этапов функционирования информационной системы включает: статус информационной системы; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др.

 

Лингвистическое обеспечение

Лингвистическое обеспечение – это совокупность языковых средств, используемых на различных стадиях создания и эксплуатации информационной системы для повышения эффективности разработки и обеспечения общения человека с ЭВМ. Лингвистическое обеспечение – это совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в информационной системе.

Лингвистическое обеспечение включает в себя:

˗ информационные языки для описания структурных  единиц информационной базы;

˗ языки управления и манипулирования данными;

˗ языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;

˗ систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы, и т.п.

 

Вывод

Обеспечивающая часть необходима для успешной работы функциональных подсистем и состоит из описания различных видов обеспечения. Различают  следующие виды обеспечения:

  • информационное обеспечение — совокупность реализованных, решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления;
  • техническое обеспечение — комплекс технических средств, применяемых для функционирования автоматизированной информационной технологии управления;
  • математическое обеспечение — совокупность используемых экономико-математических методов, моделей и алгоритмов;
  • программное обеспечение — совокупность общесистемного и прикладного программного обеспечения;
  • организационное обеспечение — совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования системы управления;
  • правовое обеспечение- совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании автоматизированных информационных технологий управлений (АИТУ) и юридический статус результатов ее функционирования;
  • лингвистическое обеспечение — совокупность информационных языков, методов индексирования, а также лингвистической базы (словарей, тезаурусов, рубрикаторов) и методов ее ведения.

Комплекс технических средств  и информационное обеспечение являются общими для всех задач, решаемых в  системах управления. Остальные виды обеспечения используются применительно  к конкретным задачам и конкретным АИТУ и, как правило, их в самостоятельные подсистемы не выделяют. 
Литература

 

  1. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 216 с. - (Серия «Высшее образование»).

 

  1. Информационные технологии в экономике. Авторы: Моисеенко Е.В., Лаврушина Е.Г. – Владивосток: ВГУЭС, 2005

Информация о работе Назначение и состав обеспечивающей части ИС