Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 08:45, реферат
Любая организация, претендующая работать на международных рынках, должна проводить работу по совершенствованию качества своей продукции и получению соответствующих сертификатов качества, которые и формируют мнение потребителей о качестве выпускаемой продукции.
Одним из таких элементов государственного механизма управления качеством являются стандарты. Их созданию предшествует изучение патентов и данных о качестве продукции, соответствие требованиям рынка, к тому же в стандарты включены итоги научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
Введение 3
1 Назначение и состав стандартов ИСО 9000 4
1.1 Стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 года 5
1.2 Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года 5
1.3 Новые версии стандартов ИСО серии 9000 6
1.3.1 Назначение стандарта ИСО 9000:2005 7
1.3.2 Назначение стандарта ИСО 9001:2008 7
1.3.3 Назначение стандарта ИСО 9004:2000 9
2 Цели использования стандартов ИСО 9000 10
3 Стандарты ИСО 9000 в системе менеджмента качества 11
Заключение 16
Библиографический список 17
Содержание
Проблема качества продукции - одна из наиболее важных проблем в современной экономике и техническом развитии. Она является составной частью любого производственного процесса и поэтому существует ряд причин, которые потребовали к этому аспекту особого внимания. Прежде всего - это высокие темпы научно-технического прогресса (появление новых изделий, усложнение конструкций, освоение новых технических систем, разработка новых методов переработки и т.д.). Кроме того, на международном рынке всё большее внимание приходится уделять возросшей конкуренции, что в свою очередь заставляет уделять особое внимание уровню цен и качеству предлагаемых товаров. Поскольку требования к продукции в зависимости от ее назначения могут быть различными, то и качество одной и той же продукции будет оцениваться по-разному.
Объектами управления качеством является система управления, производственный процесс, персонал, маркетинговая деятельность и т д.
Любая организация, претендующая работать на международных рынках, должна проводить работу по совершенствованию качества своей продукции и получению соответствующих сертификатов качества, которые и формируют мнение потребителей о качестве выпускаемой продукции.
Одним из таких элементов государственного механизма управления качеством являются стандарты. Их созданию предшествует изучение патентов и данных о качестве продукции, соответствие требованиям рынка, к тому же в стандарты включены итоги научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
Стандарты ИСО находятся как бы на пересечении двух направлений: развития менеджмента качества и защиты прав потребителя на информацию.
В мировой практике сформировалось целое направление, направленное на улучшение качества продукции и получило название "управление качеством". Разработаны международные стандарты управления качеством серии ИСО (ISO) - это ISO 9000, ISO 14000, GMP.
В данной работе мы подробнее рассмотрим стандарты ИСО 9000, их аспекты и значение в развитии менеджмента.
Мировой опыт управления качеством объединен в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых международной организацией по стандартизации в марте 1987г. и обновленных в 1994г. Принципиально новым положением версии 1994 г. является определение четырех ключевых аспектов качества: качество, обусловленное спросом на продукцию и проектированием продукции, соответствием продукции проекту и определяемое материально-техническим обеспечением. В пересмотренной версии 1994 года вошло 16 стандартов, включая новые версии ранее выпущенных стандартов. Они отражают прогресс в области управления качеством и практический опыт применения стандартов ИСО 9000 от 1987 года. Стандарты этой версии включают три отдельные группы:
базовые стандарты - ИСО (9001,9002,9003,9004). Эта группа включает данные стандарты с учетом их новой редакции, регулирующие контрактные и неконтрактные ситуации.
стандарты поддержки (оказывают помощь: в выполнении деятельности, связанной с инспекцией системы качества предприятия, в определении терминов, области применения различных стандартов (ИСО 9000/1), базовых характеристик системы метрологического обеспечения качества поставщика)
методические руководства (документы по оказанию помощи в практическом применении базовых стандартов (ИСО 9000/1, 9000/2, 9000/3, 9000/4), в применении стандарта ИСО 9004/1 для системы качества в сфере услуг (9004/2), управления качеством перерабатываемых материалов (9004/3) и непрерывного улучшения качества внутри организации (9004/4)).
С 1 января 2001 года в действие вступила версия ISO 9000: 2000. Новая версия уже не включает в себя альтернативных моделей обеспечения качества, подлежащих сертификации. С 2001 года сертифицировать по ISO 9000 можно лишь полномасштабную систему качества. Стандарты ИСО 9000: 2000 значительно сокращены в сравнении с версией 1994 г., более просты в пользовании.
В основу новой версии стандартов ИСО серии 9000 положен процессный подход при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем удовлетворения их требований.
Рассмотрим более подробно некоторые стандарты.
На основании данных анализа применения первой версии стандартов ИСО серии 9000 выявился ряд недостатков первой версии. В частности, были выявлены сложности с применением этих стандартов к целому ряду производств со специфическими видами выпускаемой продукции, а также к предприятиям, предоставляющим услуги. Кроме того, возникла необходимость расширения требований системы качества. Поэтому к 1994 году был завершен пересмотр стандартов серии и вышла новая версия ИСО серии 9000.
В состав серии в 1994 году вошло 16 стандартов. Кроме стандартов уже существовавших в серии (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004) были разработаны вспомогательные стандарты и стандарты, дающие рекомендации по разработке и применению отдельных элементов системы качества. Начиная с версии 1994 года, в состав серии ИСО 9000 стали входить и стандарты с номерами, выходящими за пределы этой серии.
Новая версия стандартов расширила состав требований, входящих в модели систем качества. Стандарт ИСО 9001 стал содержать 20 элементов системы качества, реализация каждого из которых позволяла организации считать, что система качества внедрена и работоспособна. Стандарты ИСО 9002 и ИСО 9003 содержали те же требования, только для элементов, которые выходили за рамки соответствующей модели, указывалась их неприменимость.
Следует отметить, что как в первой версии стандартов, так и в версии 1994 года применялся функциональный подход к системе качества. Исходя из этого подхода каждый элемент системы качества, представленный в стандарте, рассматривался как отдельная (самостоятельная) функция по обеспечению, управлению или улучшению качества.
В версии стандартов 2000 года был пересмотрен подход к построению и управлению системой качества. Начиная с этой версии, работа организации, в том числе и работа системы качества, рассматривается с точки зрения процессов этой организации.
Версия стандартов 2000 года предусматривает 4 группы процессов, связанных с системой менеджмента качества:
— Процессы управленческой деятельности руководства;
— Процессы обеспечения ресурсами;
— Процессы жизненного цикла продукции;
— Процессы измерения, анализа и улучшения.
Также в этой версии стандартов произошло объединение трех моделей систем качества в единую модель. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были объединены в один стандарт ИСО 9001:2000. С вступлением в силу этого стандарта все организации могли выстраивать систему качества по единой модели вне зависимости от вида выпускаемой продукции и услуг, а также этапов жизненного цикла производства. В том случае, если какие-либо этапы жизненного цикла производства продукции на предприятии не применялись, разрешено было делать исключения из требований стандарта. За счет этого модель системы качества стала более «гибкой» и универсальной.
Существенные изменения произошли и в составе вспомогательных стандартов, а также стандартах представляющих руководящие указания. Кроме того, в стандартах версии 2000 года предусматривалась связь требований менеджмента качества с другими системами менеджмента, такими как системы экологического менеджмента, системы управления промышленной безопасностью, системы управления качеством пищевых продуктов. Таким образом, у предприятий и организаций появилась возможность строить на базе системы управления качеством интегрированные системы менеджмента.
Новые версии стандартов ИСО серии 9000 не претерпели существенных изменений по сравнению с версией 2000 г. Состав пересмотренных и обновленных стандартов на начало 2009 года незначительный. Из основополагающих стандартов следует отметить изменения в следующих стандартах:
ИСО 9000:2005 - "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь".
ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»
ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды». Этот стандарт заменил собой стандарт ИСО 10011 часть 1, часть 2 и часть3. В новой версии стандарта более точно определены требования к процессу аудита, квалификации аудиторов, порядку и виду документации аудита. Существенным изменением в данном стандарте стало его применение для аудита систем экологического менеджмента. Ранее (в стандарте ИСО 10011) руководящие указания относились только к системе менеджмента качества.
Многие изменения, сделанные в новых версиях стандартов ИСО серии 9000, направлены на более тесную интеграцию системы менеджмента качества с другими системами менеджмента.
Также, после 2000 года в составе стандартов ИСО серии 9000 появился ряд новых стандартов, имеющих статус руководящих указаний. Эти стандарты поясняют отдельные вопросы, связанные с построением и развитием системы менеджмента качества (например, руководящие указания по оценке удовлетворенности потребителей или руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и др.).
1.3.1 Назначение стандарта ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
Стандарт ИСО 9000:2005 предназначен для установления единого понимания терминов и понятий используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества.
Система менеджмента качества на современном уровне развития представляет собой идеологию управления организацией, а не просто организационно техническую систему или набор взаимосвязанных управленческих методов и технологий. В основе любой идеологии лежат постулаты или принципы, от которых эта идеология отталкивается. Именно на основе таких принципов строится вся теоретическая и практическая база. Стандарты ИСО серии 9000 являются практической базой идеологии менеджмента качества. Поэтому в стандарте ИСО 9000:2005 кроме терминов и определений даются основные принципы менеджмента качества, на основе которых построены требования системы качества и методы реализации этих требований.
Стандарт ИСО 9000:2005 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения – определяет заинтересованных лиц, которым могут понадобиться положения стандарта.
Раздел 2 Основные положения системы менеджмента качества – приводятся пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дается объяснение процессного подхода, используемого в стандартах ИСО серии 9000, определяется назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр.
Раздел 3 Термины и определения – приводится пояснение терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000.
Приложение А – приводится методология, использованная при разработке стандарта.
Приложение B – содержит алфавитный указатель терминов.
Приложение С Библиография - список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9000:2005.
По сравнению с предыдущим изданием стандарта (ИСО 9000:2000), в версии 2005 года в стандарт было добавлено несколько определений, а также введены поясняющие замечания, позволяющие принять во внимание более поздние документы этой серии и выстроить их в один ряд с ИСО 9000.
1.3.2 Назначение стандарта ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»
Стандарт ИСО 9001:2008 (предыдущая редакция - ИСО 9001:2000) предназначен для разработки и внедрения систем менеджмента качества предприятий с целью последующей сертификации или для заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств.
Требования, содержащиеся в стандарте ИСО 9001:2008 являются общими и предназначены для применения ко всем организациям независимо от вида деятельности, размера организации и поставляемой продукции (услуг). Стандарт определяет, что необходимо делать для внедрения системы качества, но не определяет как это делать. Именно за счет такого подхода требования стандарта являются универсальными и применимыми к любой организации. Методы, как реализовать то или иное требование стандарта предприятие выбирает само, исходя из своих потребностей и возможностей.
Стандарт ИСО 9001:2008 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения – описывает общие положения стандарта и его применение в организациях. Также определяет те случаи, когда предприятие, разрабатывающее и внедряющее систему качества, может сделать исключение из реализации требований стандарта.
Раздел 2 Нормативные ссылки – даются ссылки на стандарты серии ИСО 9000
Раздел 3 Термины и определения – приводятся термины и определения, используемые в стандарте.
Раздел 4 Система менеджмента качества – определяет общие требования к системе менеджмента качества, управлению документаций и записями по качеству.
Раздел 5 Ответственность руководства – определяет требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. Требования данного раздела предъявляются к высшему руководству организации и к системе административного управления.
Раздел 6 Менеджмент ресурсов – определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.
Раздел 7 Процессы жизненного цикла – определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.
Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение – определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и выпускаемой продукции (оказываемым услугам).