Общая характеристика информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:10, лекция

Описание работы

Понятие информационная технология (ИТ) возникло в последние десятилетия ХХв. Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средствами вычислительной техники и связи.
ИТ направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, ускорения научно-технического прогресса общества.

Файлы: 1 файл

Характеристика информационных технологий Понятие информационной .doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)
  • ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, что экономит другие виды ресурсов – сырье, энергию, полезные ископаемые, материалы и оборудование, людские ресурсы, социальное время;
  • ИТ раньше были средством повышения персональной продуктивности сотрудников, а сегодня становятся силой , помогающей компании получить и сохранить преимущества в конкурентной борьбе;
  • ИТ  реализуют наиболее важные, интеллектуальные функции социальных процессов;
  • ИТ влияют  не только на функционирование отдельных компаний, но и на экономику в целом. Они превращаются в социальное явление, определяющее, как выглядит общество в мировом масштабе;
  • ИТ обеспечивают информационное взаимодействие  людей, что способствует распространению массовой информации. Они быстро ассимилируются культурой общества, снимают многие социальные, бытовые и производственные проблемы, расширяют внутренние и международные экономические и культурные связи, влияют на миграцию населения по планете;
  • ИТ занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, в развитии системы образования, культуры, новых (экранных) форм искусства, в популяризации шедевров мировой культуры, истории развития человечества;
  • ИТ играют ключевую роль в процессах получения, накопления, распространения новых знаний
  • ИТ позволяют реализовать методы информационного моделирования глобальных процессов, что обеспечивает возможность прогнозирования многих природных ситуаций, экологических катастроф, крупных технологических аварий, повышенной социальной и политической напряженности;
  • Профессиональные знания включаются посредством ИТ в наукоемкие изделия и продаются на мировом рынке. Идет торговля невидимым продуктом: знаниями, культурой. Происходит навязывание стереотипа поведения. Именно поэтому в информационном обществе стратегическими ресурсами становятся информация, знание, творчество.
  • Информационные  технологии оказывают огромное влияние посредством дистанционного обучения, компьютерных игр, компьютерных видеофильмов и др.
  • Социальное влияние информационных технологий будет заключаться в синтезе западной и восточной мысли.

Информационные технологии обеспечивают пользователю:

      • повышение персональной продуктивности;
      • информационное взаимодействие с другими людьми;
      • развитие творческих способностей;
      • экономию времени;
      • получение и распространение знаний.

Информационные технологии обеспечивают компаниям:

  • повышение эффективности работы предприятия;
  • получение и сохранение преимуществ в конкурентной борьбе;
  • расширение внутренних и международных экономических связей;
  • прогнозирование поведения рынка;
  • поиск способов выхода их кризиса.

 

Лекция 2.  Информационные технологии в государственном управлении

 

2.1. Направления информатизации государственного управления

Существует основной Федеральный закон в области информационных технологий — «Об информации, информатизации и защите информации» (№ 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.).

Основные определения из этого закона:

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий – программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для ЭВМ; средства вычислительной техники и связи; словари, и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектирования информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.

Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. 

Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных в пределах, установленных упомянутым законом.

Национальный информационный ресурс – это ресурс, находящийся в собственности или распоряжении или владении и пользовании всех юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией РФ.

Государственные информационные ресурсы находятся в ведении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и в их совместном ведении.

Федеральные информационные ресурсы — государственные ресурсы, находящиеся в распоряжении федерального органа власти.

Информационное обеспечение государственного управления — это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.

 

2.2. Государственные информационные ресурсы России

Рассмотрим основное содержание Концепции управления государственными информационными ресурсами.

Информационные ресурсы России формируются в организациях и на предприятиях всех форм собственности и подчиненности в ходе их деятельности в хозяйственной, научной, социальной или любой иной сфере. Значительная часть информационных ресурсов России создана на средства государственного бюджета и сосредоточена в государственном секторе. К наиболее значимым государственным информационным ресурсам относятся следующие:

  • библиотечные ресурсы (около 150 тыс. библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек активно используют автоматизированные информационные технологии и базы данных);
  • архивный фонд Российской Федерации общим объемом более 460 млн. ед. хр. В непосредственном ведении Росархива находится свыше 193 млн. ед. хр. и несколько сот баз данных;
  • информационные ресурсы Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федерального и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также ряд государственных предприятий;
  • информационные ресурсы Государственной системы статистики. Это информационные фонды по отраслям статистики, интегрированные базы данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций, первичная статистическая информация;
  • государственные информационные ресурсы правовой информации, сосредоточенные в Минюсте России и ФАС, подведомственных им центрах правовой информации, а также разнообразные ресурсы судебных органов;
  • информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней (различная социальная и управленческая информация).

Информационные ресурсы в области образования аккумулированы не только в библиотеках более 500 российских вузов (общий фонд свыше 300 млн ед. хр.), но и в региональных центрах информации (21), региональных центрах новых информационных технологий (57 краевых, республиканских, областных, городских центров и 13 специализированных центров) и в формируемой Федеральной университетской сети RUNNet.

   Функции государства в области управления информационными ресурсами:

  • создание первичных и производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации;
  • надежное хранение и защита информационных ресурсов;
  • эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений;
  • обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным ресурсам в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами:

  • федеральный уровень;
  • региональный уровень (субъекты Российской Федерации);
  • локальный уровень (организации и предприятия).

 

2.3. Организация информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления

Остановимся на организации информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления. Имеющиеся значительные муниципальные информационные ресурсы, не являясь государственной собственностью, во многих случаях служат основой для создания государственных информационных ресурсов. Государственное регулирование процессов формирования и использования информационных ресурсов на муниципальном уровне должно осуществляться как на законодательной основе, в части предоставления обязательной информации, так и на договорной основе в рамках взаимообмена или приобретения необходимой информации. Большая роль отводится методам экономического стимулирования (избирательного финансирования) информационной деятельности и информационного обеспечения населения.

Управление информационными ресурсами должно строиться на принципах признания права собственности на информационные ресурсы. Безоговорочно признается превалирующее право собственности государства на информационные ресурсы, создаваемые, приобретаемые, накапливаемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.

Ни одно министерство, ведомство или организация федерального уровня, равно как и субъекта Российской Федерации, не может быть собственником создаваемых и накапливаемых за счет средств бюджета информационных ресурсов, а только владельцем или пользователем этих ресурсов. Управление государственными информационными ресурсами как объектом собственности, в силу ст. 114 Конституции Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое назначает федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями реализации от лица государства прав собственника государственного имущества.

Субъектам Российской Федерации передача права распоряжения, владения и пользования государственными информационными ресурсами, равно как и информационными ресурсами совместного ведения осуществляется на основании договоров о разграничении полномочий, передаче собственности или о совместном ведении.

Важнейшей задачей является создание организаций и подразделений, специализирующихся на массовом информационном обслуживании на основе государственных информационных ресурсов. Наиболее перспективным путем решения данной задачи представляется организация взаимодействия с негосударственными (коммерческими и некоммерческими) информационными службами, которые могли бы производить информационные продукты и услуги на основе государственных информационных ресурсов.

Особое значение для управления информационными ресурсами, используемыми в сфере государственного управления, имеет развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС). ИТКС базируется на развитой инфраструктуре информационно-аналитических центров федерального и регионального уровней, обладающих необходимыми информационно-телекоммуникационными и вычислительными ресурсами, развитыми технологиями аналитической обработки информации и средствами обеспечения информационной безопасности.

 

2.4. Эффективность функционирования системы государственного управления.

Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.

Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям:

  • взаимодействие с гражданами и предприятиями;
  • внутренняя работа учреждения;
  • взаимодействия органов власти между собой.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок.

Информация о работе Общая характеристика информационных технологий