Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:10, лекция
Понятие информационная технология (ИТ) возникло в последние десятилетия ХХв. Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средствами вычислительной техники и связи.
ИТ направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, ускорения научно-технического прогресса общества.
Информационные технологии обеспечивают пользователю:
Информационные технологии обеспечивают компаниям:
Лекция 2. Информационные технологии в государственном управлении
2.1. Направления информатизации государственного управления
Существует основной Федеральный закон в области информационных технологий — «Об информации, информатизации и защите информации» (№ 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.).
Основные определения из этого закона:
Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.
Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий – программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для ЭВМ; средства вычислительной техники и связи; словари, и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектирования информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.
Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.
Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных в пределах, установленных упомянутым законом.
Национальный информационный ресурс – это ресурс, находящийся в собственности или распоряжении или владении и пользовании всех юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией РФ.
Государственные информационные ресурсы находятся в ведении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и в их совместном ведении.
Федеральные информационные ресурсы — государственные ресурсы, находящиеся в распоряжении федерального органа власти.
Информационное обеспечение государственного управления — это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.
2.2. Государственные информационные ресурсы России
Рассмотрим основное содержание Концепции управления государственными информационными ресурсами.
Информационные ресурсы России формируются в организациях и на предприятиях всех форм собственности и подчиненности в ходе их деятельности в хозяйственной, научной, социальной или любой иной сфере. Значительная часть информационных ресурсов России создана на средства государственного бюджета и сосредоточена в государственном секторе. К наиболее значимым государственным информационным ресурсам относятся следующие:
Информационные ресурсы в области образования аккумулированы не только в библиотеках более 500 российских вузов (общий фонд свыше 300 млн ед. хр.), но и в региональных центрах информации (21), региональных центрах новых информационных технологий (57 краевых, республиканских, областных, городских центров и 13 специализированных центров) и в формируемой Федеральной университетской сети RUNNet.
Функции государства в области управления информационными ресурсами:
В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами:
2.3. Организация информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления
Остановимся на организации информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления. Имеющиеся значительные муниципальные информационные ресурсы, не являясь государственной собственностью, во многих случаях служат основой для создания государственных информационных ресурсов. Государственное регулирование процессов формирования и использования информационных ресурсов на муниципальном уровне должно осуществляться как на законодательной основе, в части предоставления обязательной информации, так и на договорной основе в рамках взаимообмена или приобретения необходимой информации. Большая роль отводится методам экономического стимулирования (избирательного финансирования) информационной деятельности и информационного обеспечения населения.
Управление информационными ресурсами должно строиться на принципах признания права собственности на информационные ресурсы. Безоговорочно признается превалирующее право собственности государства на информационные ресурсы, создаваемые, приобретаемые, накапливаемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.
Ни одно министерство, ведомство или организация федерального уровня, равно как и субъекта Российской Федерации, не может быть собственником создаваемых и накапливаемых за счет средств бюджета информационных ресурсов, а только владельцем или пользователем этих ресурсов. Управление государственными информационными ресурсами как объектом собственности, в силу ст. 114 Конституции Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое назначает федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями реализации от лица государства прав собственника государственного имущества.
Субъектам Российской Федерации передача права распоряжения, владения и пользования государственными информационными ресурсами, равно как и информационными ресурсами совместного ведения осуществляется на основании договоров о разграничении полномочий, передаче собственности или о совместном ведении.
Важнейшей задачей является создание организаций и подразделений, специализирующихся на массовом информационном обслуживании на основе государственных информационных ресурсов. Наиболее перспективным путем решения данной задачи представляется организация взаимодействия с негосударственными (коммерческими и некоммерческими) информационными службами, которые могли бы производить информационные продукты и услуги на основе государственных информационных ресурсов.
Особое
значение для управления информационными
ресурсами, используемыми в сфере государственного
управления, имеет развитие информационно-
2.4. Эффективность функционирования системы государственного управления.
Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.
Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям:
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок.
Информация о работе Общая характеристика информационных технологий