Общая характеристика информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:10, лекция

Описание работы

Понятие информационная технология (ИТ) возникло в последние десятилетия ХХв. Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средствами вычислительной техники и связи.
ИТ направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, ускорения научно-технического прогресса общества.

Файлы: 1 файл

Характеристика информационных технологий Понятие информационной .doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.

НАПРИМЕР, внедряемая в Федеральной таможенной службе РФ система электронного декларирования грузов позволяет импортерам заполнять таможенные декларации в электронном виде. В результате среднее время оформления импортируемых грузов на границе сокращается с нескольких часов до 18 минут.

На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней.

Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан:

  • с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на храпение документов;
  • с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;
  • с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).

НАПРИМЕР: В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют от 3 до 4 млрд. человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Применение информационных технологий позволит экономить до 30 млрд. руб. в год.

Большое значение имеет и косвенный эффект от внедрения, включающий:

  • улучшение качества принимаемых решений;
  • повышение доверия граждан к власти;
  • снижение косвенных общественных издержек на содержание органов власти.

Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды:

  • федеральные системы информационного обеспечения;
  • системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов;
  • системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;
  • негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам государственной власти и управления.

Нa федеральном уровне они создаются по решению федеральных органов государственной власти и управления. Системы совместного ведения — по решению федеральных органов и органов власти и управления субъектов Российской Федерации, системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации — соответственно на основании решений органов власти и управления этих субъектов.

 

 

Лекция 3.  Информационные технологии в муниципальном управлении

 

3.1. Системное представление управляемой территории

Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.

В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:

  • местные (в пределах города, городского района);
  • региональные (в пределах области, края, республики, автономного округа);
  • государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).

При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой.

Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.

Как известно, системе для устойчивого функционирования необходима цель. Для оценки достижения цели требуется система показателей. Не менее важным является определение эффективности функционирования системы управления МО.

Критерии могут быть различными. Возможна оценка:

♦ экономического эффекта (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры региональной экономики);

С точки зрения информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти.

Информационной основой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления.

С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих в соответствии с уровнями управления информацию в разной степени обобщенную:

♦ отраслевые информационные системы — муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения);

  • интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);
  • экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).

 

3.2. Понятие муниципальной информационной системы

Муниципальная информационная система представляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в интересах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в организации технологий обработки информации.

Можно выделить следующие направления использования современных информационных технологий в деятельности органов муниципального управления:

  • информационное взаимодействие субъектов муниципального управления;
  • информационно-аналитическая поддержка управленческих решений;
  • обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения информации.

Работа муниципальных органов власти должна обеспечиваться своевременной информационной поддержкой. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработки информации. В состав этих систем входят программы электронного документооборота, а также базы данных, формируемые в органах управления, юридически отвечающих за достоверность и полноту соответствующей информации.

Целью информатизации является создание условий для принятия 
эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой. В соответствии с этим определяются следующие частные цели и основные задачи внедрения МИС.

Обобщенная структура муниципальной информационной системы состоит из следующих компонентов:

♦ ИСЦАА — информационная система центрального аппарата администрации;

  • ИСГД — информационная система городской Думы;
  • ИСТОМУ — информационная подсистема территориальных органов муниципального управления;
  • ИСООМУ — информационная подсистема отраслевых органов муниципального управления;
  • ИСФОМУ — информационная подсистема функциональных органов муниципального управления;
  • МИП — муниципальный интернет-портал;
  • ЦБД — центральная база данных;
  • ЕИП — единое информационное пространство города.

Если учитывать частные и основные задачи МИС, то обобщенную структуру МИС  можно дополнить следующими функционально обособленными комплексами и подсистемами:

  • подсистема бюджетного процесса;
  • подсистема нормативно-правового обеспечения органов местного самоуправления;
  • локальная вычислительная сеть мэрии;
  • подсистема документооборота и делопроизводства;
  • комплекс учета муниципальной собственности;  
  • информационная подсистема «Население»;
  • мониторинговая подсистема социально-экономического развития города;
  • информационно-аналитическая система;
  • геоинформационная система города;
  • государственная автоматизированная система «Выборы»;
  • комплекс взаимодействия с глобальной сетью Интернет;
  • подсистема регистрации юридических лиц и предпринимателей;
  • автоматизированная информационная система городского хозяйства;
  • муниципальная телекоммуникационная сеть.

Использование современных систем автоматизированного стратегического и оперативного управления муниципальным образованием позволит получить весомый экономический эффект.

 

3.3. Общие принципы создания информационной системы города и области (края, республики)

Рассмотрим общие принципы создания информационной системы города и области (края, республики):

  • соответствия структуры ИС структуре управления территорией, методам, моделям подготовки и принятия управленческих решений;
  • распределенной обработки информации;
  • соответствия организационного построения ИС административно-территориальной структуре региона;
  • интеграции (программные компоненты ИС должны быть взаимосвязаны на уровне обмена данными);
  • оптимального сочетания централизации и децентрализации обработки информации;
  • использования унифицированных форматов обмена данными, разработанных на базе международных и российских стандартов. Данным принципом обеспечивается совместимость ведомственных и территориальных информационных систем на всех уровнях управления;
  • использования общей системы классификации и кодирования информации, форм представления информационных ресурсов; соглашений, протоколов;
  • информационной открытости в сочетании с принципом защиты информации от несанкционированного доступа, сохранения конфиденциальности персональных данных и секретности в соответствии с законодательством.

Информационная система города (области, края, республики) представляет собой комплекс сложных программных систем. Любая сложная ИС должна строиться, исходя из принципов:

  • масштабируемости (сохранение работоспособности системы при увеличении числа пользователей и объемов обрабатываемой информации, возможности последующей адаптации к растущим нагрузкам и дополнительным функциям: расширяемость для обеспечения возможности подключения к вновь появляющимся внешним системам);
  • открытости (возможность расширения функционального наполнения системы за счет открытого прикладного программного интерфейса);
  • модульности (деление системы на независимые модули с возможностью простого сопряжения).

 

 

 

Лекция 4. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Использование интегрированных программных пакетов

 

4.1. Информационные технологии управления с точки зрения системного подхода

Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, знаний о природе, обществе и т. п. Объект можно считать системой если он обладает следующими свойствами:

  1. целостность и делимость. Система — это целостная совокупность элементов. С другой стороны, в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). Элемент системы - это часть системы с определенным функциональным назначением. Сложные элементы систем, состоящие из более простых, называют подсистемами;
  2. наличие устойчивых связей (отношений) между элементами и их свойствами, превосходящих по мощности связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему;

3)организация. Это свойство связано со снижением энтропии системы по сравнению с энтропией системообразующих факторов;

4) эмерджентность. Предполагает наличие таких свойств, которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.

Свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда можно сделать следующие выводы:

  • система не сводится к простой совокупности элементов;
  • расчленяя систему на отдельные части, изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Структура системы — это совокупность элементов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной цели системы. Число компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы [12J.

Информация о работе Общая характеристика информационных технологий