Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 03:20, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию электронной торговли ООО «Эльдорадо».
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) исследовать теоретические аспекты организации электронной коммерции на товарном рынке;
2) провести анализ организационной структуры предприятия и финансово-хозяйственных показателей;
3) оценить процесс организации электронной торговли предприятия;
4) выявить проблемы и направления совершенствования электронной торговли предприятия;
5) оценить эффективность предложенных мероприятий
B2B (Business to Business) – «бизнес для бизнеса», межкорпоративный сегмент электронной коммерции подразумевает электронное взаимодействие двух юридических лиц. В современном понимании это организация комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством электронных коммуникационных сетей (Интернета, Интранета, мобильных и других сетей связи). Компания может проводить тендеры, торги, заключать контракты, получать, оплачивать счета, опубликовывать документы и проводить множество других операций в электронном виде.
B2B-системы различаются по
Сегодня основой построения межкорпоративного бизнеса в Интернете нередко является электронная торговая площадка (B2B-площадка) – место, где заключаются сделки купли-продажи между предприятиями – покупателями и продавцами. Кроме непосредственной возможности опубликовать заявки на покупку/продажу товаров и услуг участники площадок платно или бесплатно получают множество дополнительных услуг: новости и аналитику, мини-сайт, импорт каталога товаров непосредственно из учетной системы предприятия, маркетинговые услуги (реклама, рассылка по электронной почте и т. д.), финансовые услуги – онлайновые платежные системы, заявки на финансовые продукты (страхование, кредитование, лизинг и т. п.) и др.
B2G (Business – to – Government, бизнес – правительство)
– система электронного
В последнее время все чаще встречается понятие «электронное правительство», переход к которому начинается с использования Интернета различными государственными организациями. Направления развития этой модели предусматривают использование электронных технологий в налоговой, таможенной сферах (подача и обработка электронных налоговых и таможенных деклараций), системе государственных закупок (проведение тендеров на электронных торговых площадках), социальной сфере (мониторинг и осуществление социальных программ), информационном обеспечении деятельности государственных служб и некоторых других [11, с. 115].
В настоящее время из 191 государства члена Организации Объединенных Наций (ООН) в Интернете присутствует 173.
Процедуры государственных закупок отличаются от тех, к которым привыкло большинство поставщиков, работающих на межкорпоративном секторе электронной торговли. Рынок государственных закупок – это не совсем частнокапиталистический рынок, где конкуренция продавцов и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим стимулом. Этому способствует тот факт, что государственный чиновник не похож на типичного субъекта рынка: ему проще приобретать товары у одного, возможно давно знакомого ему поставщика. У чиновника практически нет стимулов для тщательного отбора выгодных для государства предложений. Более того, при отсутствии четкой регламентации процесса закупок этот сектор государственной деятельности нередко становиться питательной средой для злоупотреблений и коррупции.
Менее распространенными схемами ведения бизнеса в Сети являются такие группы как С2С (Consumer-to-Consumer) – «потребитель для потребителя» и C2B (Consumer-to-Business) – «потребитель для бизнеса».
Компонент С2С направлена на ведение электронной коммерции, при котором главными действующими лицами являются сами потребители, одновременно являющиеся и распределителями продукта, в то время как сама компания остается в стороне, а большинство покупок производится «по совету друг друга».
Наиболее распространенными продуктами при этом являются автомобили, предметы коллекционирования и подержанные компьютеры, а наиболее популярной формой осуществления сделок является аукцион.
С2С имеет место в случае, когда одни потребители продают товары другим потребителям. Потребители могут легко заключать сделки между собой и развивать свое присутствие он-лайн с помощью третьего лица - провайдера.
Таким ведущим провайдером в США является ebay.com, который революционизировал концепцию С2С, предоставив хостинг торговли напрямую между потребителями в формате аукциона в Интернете. В России одним из ведущих компаний в этой области является molotok.ru. Данное направление позволяет людям, испытывающим те или иные ограничения, заключать сделки в любой удобный для них момент; в итоге уменьшаются накладные расходы, что, в свою очередь, экономит средства конечного потребителя.
Вторая схема взаимодействия предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать стоимость товаров и услуг, предлагаемых компаниями. Этот вид электронной торговли наименее развит по сравнению с остальными. Потребитель - предприятие (С2В) имеет место, когда потребители назначают свою цену на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями, и является наименьшим по объему и самым неразвитым сектором электронной торговли. Самым ярким примером С2В является американская компания Priceline.com, которая позволяет покупателям назначать цену, по которой они хотели бы купить тот или иной товар или услугу. Priceline.com действует в качестве брокера, который находит поставщика, желающего продать товар по такой цене.
Модель С2В в условиях российского рынка не имеет самостоятельного значения. Ее элементы используются некоторыми сетевыми каталогами товаров и услуг для расширения сервиса. Идея этой модели достаточно проста: есть сайт-каталог, на котором большое количество продавцов (юридических лиц) выставляют свои товары. При этом физические лица, посетители сайта, могут оставить на нем заявку на приобретение какого-либо из предлагаемых товаров по цене не выше такой-то. Заявка доступна всем юридическим лицам, зарегистрированным в каталоге. Если кто-то из продавцов находит для себя приемлемой предлагаемую в заявке цену, он связывается через каталог с покупателем, и они совершают сделку купли-продажи.
Как показывает практика, свои перспективы имеют все формы электронной торговли. В электронной торговле ведущие темпы роста сохраняются за сектором В2В.
Использование Интернета позволило многим компаниям самим оформлять заказы и доставку товаров вместо передачи этих функций дистрибьюторам, которые, в свою очередь, сами используют «виртуальную среду», замещая физическое размещение товаров на складах и их движение действиями специалистов по Интернет-технологиям.
Важными элементами инфраструктуры рынка В2В становятся электронные корпоративные площадки и рынки, электронные биржи. Они используются для обеспечения торговли сырьевыми, продовольственными, промышленными, фармацевтическими товарами, разного рода услугами, а также торговли ценными бумагами и иностранной валютой.
Сегмент G2B имеет наибольший удельный вес в общем объеме рынка электронной торговли РФ. Системы G2B (Government-to-Business, Администрация-Бизнес) – обслуживание государственного заказа. В категорию «администрация-бизнес» входят все сделки, заключаемые между компаниями и правительственными организациями. Во многих странах отношения государства с бизнес-сообществом переходят на электронную основу быстрее, чем отношения с гражданами. Создание системы электронных торгов по закупке товаров и услуг для государственных нужд чрезвычайно актуально для России. Развитие электронных торгов для государственных нужд — необходимый шаг на пути становления России в качестве полноправного участника стремительно формирующейся сейчас мировой системы электронной коммерции. В добавление к объявлениям о закупках административные органы могут также предлагать электронный обмен при таких операциях, как, например, возврат налога на добавленную стоимость.
Несколько лет назад Россия вступила на путь переориентации государственных закупок в направлении широкого применения Интернета и современных информационных технологий. Такие сегменты рынка электронной коммерции в РФ как G2С и С2С являются менее распространенными.
1.3.
Тенденции развития
Электронная коммерция в России развивается стремительными темпами. Тем не менее, в этой сфере до сих пор наблюдается отставание на несколько лет от США и европейских стран. Именно благодаря такой ситуации российский рынок онлайн-торговли имеет серьезный потенциал развития, поскольку ежегодный рост «электронного» сегмента показывает впечатляющие темпы.
Электронная коммерция в настоящее время представляет собой самостоятельную область экономики, которая в последнее время бурно развивается. По данным Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли в 2014 году оборот рынка e-commerce в России составил свыше 315 млрд. руб. ИЗ них 230 млрд. руб. – физические товары; 80 млрд. руб. – билеты и цифровые товары.
Рисунок 3 - Динамика роста рынка интернет - торговли, млрд.руб. [29]
Данные Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли:
Таблица 2 - Количество пользователей Интернета [29]
Страна |
Количество пользователей, млн чел. |
В мире |
1 420,316 |
Европа |
373,433 |
Российская Федерация |
50,810 |
Германия |
50,139 |
Франция |
42,349 |
Британия |
37,19 |
Италия |
23,74 |
Из таблицы 2 видно, насколько Россия отстает по количеству пользователей от стран Европы. Но ежегодный прирост пользователей интернета в России составляет более 20% в год. По сравнению с 12% приростом во всем мире Россия является самой быстрорастущей страной по темпам прироста Интернет-аудитории. Аналитическими агентствами прогнозируется дальнейшее увеличение российских интернет-пользователей до 93 млн. в 2014 году.
Из всего оборота российского рынка онлайн-торговли 45% приходится на Москву и Московскую область, 11% - на Санкт-Петербург и область. Третьей столицей рынка электронной коммерции является Екатеринбург. Ростовская область входит в первую пятерку по объему российской онлайн-торговли.
Аналитики прогнозирует, что к 2015 году объем российского рынка электронной коммерции увеличится в 3 раза – до 27 млрд. евро. При этом, продажи через интернет составят 4,5% от всех розничных продаж в России.
Такая динамика в сфере электронной коммерции связана с постоянным ростом количества пользователей интернета. К 2015 году ожидается, что уже 87 млн. россиян будут выходить в сеть по крайней мере, 1 раз в месяц. Кроме того, согласно исследованию MasterCard, количество держателей банковских карт также постоянно растет и будет продолжать увеличиваться. Так, если в 2012 году пользователями пластиковых карт были только 27% россиян, то уже в текущем году эта цифра возросла до 40%.
Несмотря на такие внушительные цифры, проникновение ритейла на российский рынок электронной коммерции еще достаточно слабо. Для сравнения, в Бразилии и Китае доля электронной торговли в общем объеме розничного товарооборота уже сегодня достигла 5%. А в США и Великобритании эта цифра была на уровне 2% еще в 2005-2007 гг. Можно добавить, что почти половина российских Интернет-пользователей (около 48%) сделали свои первые покупки в сети только в последние два года.
Отдельно нужно отметить, что уже сегодня на российском рынке работают достаточно крупные и успешные игроки в разных областях электронной коммерции. Это онлайн-классифайды (Avito), интернет-магазины одежды и обуви (KupiVIP, LaModa), скидочные сервисы (Biglion), он-лайн бронирование гостиниц (booking.com), покупка авиабилетов (AnywayAnyday) и онлайн-ритейлеры (Wikimart).
Как видно из рисунка 4, основными категориями товаров электронной торговли в России являются билеты, бытовая техника, мобильные телефоны, компьютеры, одежда и обувь, книги и товары для детей.
Рисунок 4 - Товарные категории интернет – торговли [30]
По данным исследовательского холдинга «Ромир» в 2013 году наибольший рост онлайн-торговли произошел в следующих категориях:
Информация о работе Особенности организации Интернет-торговли предприятия