Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

И право совершенно естественным образом упорядочивает возникающие отношения. Общественные отношения по поводу информации, или иначе, информационные отношения становятся также предметом научного исследования правоведов.
Начало правовых разработок в этой сфере положил Венгеров А.Б.[1], который исследовал правовую природу информации и информационных отношений в период автоматизации управления народным хозяйством в нашей стране.
Дальнейшее усовершенствование средств вычислительной техники позволило поставить вопрос о всеобщей компьютеризации и на ее основе информатизации российского общества (80-90-е годы). Перед правом в свою очередь стояли проблемы правового обеспечения этих процессов[2].

Содержание работы

Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике…………………………………………….…….

3
Литература …………………………………………………………….…
13

Файлы: 1 файл

информ.технологии - копия.docx

— 96.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 №  стр.

  1. Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике…………………………………………….…….

 

3

Литература …………………………………………………………….…

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые проблемы использования  информационных технологий в экономике.

 

 

 

 

И право совершенно естественным образом упорядочивает возникающие  отношения. Общественные отношения  по поводу информации, или иначе, информационные отношения становятся также предметом  научного исследования правоведов.

Начало правовых разработок в этой сфере положил Венгеров А.Б.[1], который исследовал правовую природу информации и информационных отношений в период автоматизации управления народным хозяйством в нашей стране.

Дальнейшее усовершенствование средств  вычислительной техники позволило  поставить вопрос о всеобщей компьютеризации  и на ее основе информатизации российского  общества (80-90-е годы). Перед правом в свою очередь стояли проблемы правового  обеспечения этих процессов[2].

Однако с принятием  Конституции РФ 1993 года, а также  под влиянием международных актов, принятых в области прав человека и гражданина, в России провозглашается  право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, как одно из неотъемлемых прав человека, В то же время устанавливается недопустимость сбора, хранения, использования и  распространения информации о частной  жизни лица (или иначе данный вид информации называют «персональные данные») без его согласия, и ограничивается доступ к сведениям, содержащим государственную тайну.

Данные нормы стали основополагающими  принципами правового регулирования  в области информации, основой  формирующегося информационного законодательства. При этом с одной стороны, провозглашается  свобода доступа к открытой информации, а с другой, в законодательстве дается определение таких видов  информации, доступ к которым должен быть ограничен, и обеспечение их надлежащей правовой защиты.

Очевидно, что в процессе становления  и развития новой отрасли законодательства (в данном случае информационного), должна учитываться общая стратегия  современного российского общества. А она, по мнению Алексеева С.С., предполагает его «быструю технологическую модернизацию, создание развитой экономики, обеспечивающей национальное благополучие, престиж и целостность государства, формирование гражданского общества»[3].

Основными чертами такого общества будут являться приоритет и абсолютный характер в правовой системе прирожденных, неотъемлемых, фундаментальных прав человека и их прямое и преобладающее  юридическое действие, а также  развитое частное право, независимое  и сильное правосудие. В этой связи, особое звучание приобретает закрепление правового механизма удовлетворения информационных потребностей в публичной и частной сферах, при соблюдении информационных прав граждан, закрепленных в Конституции.

До сих пор не подвергались систематизированному изучению правовая природа существующих в настоящее время информационных отношений, связанных с предпринимательской  деятельностью. Необходимость такого исследования очевидна, поскольку возникающие  отношения далеко не равнозначны, различаются  как по субъектному составу, содержанию, а также мерами применяемой ответственности. Предложенный в работе опыт систематизации информационных отношений в отдельно взятой сфере может быть использован  для дальнейших правовых исследований.

Анализ информационных отношений  позволил сделать вывод, что в  современный период нет единообразия по вопросу о том, в каком порядке  и на каких условиях может предоставляться  информация, собираемая за счет бюджета.

Если говорить о частной сфере  предпринимательства, то удовлетворение возрастающих информационной потребностей становится под силу лишь хозяйствующим субъектам, профессионально осуществляющим информационную деятельность. Тем самым начинает формироваться информационный рынок, где информация, наряду с другими информационными товарами, активно вовлекается в хозяйственный оборот. А также назревает необходимость правовыми средствами обеспечить функционирование такого специфического рынка.

Информационные потребности могут  быть удовлетворены также путем  обеспечения свободного доступа  к определенной информации, необходимой  для осуществления предпринимательской  деятельности. Но предоставление такой  информации не должно нарушать интересы других лиц. Речь идет об ограничении  доступа к тем видам информации, несанкционированное использование  которых может повлечь за собой  ущерб.

Таким образом, анализ исследуемого материала  позволил сделать вывод о том, что главные правовые проблемы применения ИТ, связаны с правовым регулированием ограничения доступа к отдельным видам информации и установления правового режима «тайны» (коммерческой, служебной, банковской, государственной и др.), а также обеспечения свободного доступа к любой иной, не относящейся к информации ограничейного доступа, а также установления правовых правил функционирования информационного рынка.

Однако всестороннее исследование указанных проблем невозможно без  рассмотрения наиболее общих вопросов, касающихся определения понятий  ИТ, современного правового понимания информационных отношений.

Автор попыталась показать, что широкое  применение ИТ, а именно, автоматизация информационных процессов, простота и быстрота их осуществления, повлекли за собой возникновение постоянно существующих, повторяющихся информационных общественных отношений. Речь идет об отношениях, связанных со сбором, получением, хранением и распространением информации, которые, образуя постоянные комбинации и приобретая массовый характер, дают повод и материал для выработки юридических норм и юридических институтов. Так в свое время изобретение книгопечатания оказало огромное влияние на разработку частно-правового института авторского права, с одной стороны, и публично-правового института - законодательства о печати, с другой стороны[4].

Актуальность исследования определяется тем, что правовые проблемы, возникающие  в связи с применением ИТ, требуют комплексного научного исследования. В рамках данной работы был взят лишь частный случай такого рода проблем, а именно - сфера предпринимательства. Но в то же время автор указывает, что недостаточная правовая проработанность теории информационных отношений в целом препятствует эффективному регулированию разнообразных информационных общественных отношений в России, и в частности, в сфере предпринимательства.

В правовой поддержке формирования развитой экономики, ориентированной прежде всего на широкое использование предпринимательских форм участия в хозяйственном обороте, главная роль отводится предпринимательскому (хозяйственному) праву. И именно на него в современный период ложится задача правового регулирования информационного обеспечения предпринимательской деятельности и создания справедливых правовых условий развития информационного рынка, поскольку информация, являясь связующим звеном многообразия рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, сама выступает в экономическом обороте; э качестве товара.

Актуальность темы обусловлена  необходимостью осмысления и выявления  специфики информационного законодательства, а также направлений и методов  государственного регулирования возникающих  информационных отношений в сфере  предпринимательства.

2. Цели и задачи исследования.

Целью настоящей работы является исследование информационных отношений, возникающих  в сфере предпринимательства, на основе деления права на публичное  и частное, а также изучение правовой специфики функционирования информационного  рынка и правовых форм использования  информации в хозяйственном обороте, методов и направлений государственного воздействия на информационные отношения  в сфере предпринимательства.

Для наиболее полного раскрытия  темы затрагиваются и наиболее общие  вопросы, касающиеся правовой природы  информации и отношений, возникающих  по поводу нее, а также комплексное  и системное изучение норм, касающихся информации, выделение определенных направлений формирования и систематизации информационного законодательства, в рамках предпринимательского права, с учетом общих закономерностей.

3. Методологическая и информационная основа исследования.

Методологической основой исследования послужили общенаучные диалектические методы познания - исторический, системный, сравнительного правоведения.

Комплексный характер темы обусловил  необходимость изучения многочисленной периодической литературы, работ  отечественных и зарубежных специалистов различных направлений (в области  философии, экономики, технических  наук и др.).

Философский аспект информации и информационного  развития общества был изучен по работам  Абдеева Р.Ф., Адрова В.М., Андриановой Т.В., Вернадского В. И., Гвишиани Д.М., Дмитриева Е.В., Заковоротной M.B., Маркина Ю.К., Котова Е.В., X. Ортега-и-Гассета, Ракитова А.И., Урсула А.Д. и др.

В ходе исследования темы была изучена  экономическая литература, раскрывающая структуру информационного рынка  и специфику информации-товара. Главным  образом, изучались работы Айвазяна С.А., Горенбургова М.А., Гулямова С.С Лившиц В.Н., Николаевой Т.П., Рапопорт B.C., Родионова И.И., Славновой А.О., Тамбовцева В.Л., и др.

При анализе правовых аспектов темы автор опиралась на труды ученых-юристов: Агапова А.Б., Алексеева С.С., Бабаева В.К., Батурина Ю.М., Бачило И.Л., Беляцкина С.А., Васильева A.M., Венгерова А.Б., Гервагена Л.Л., Гримма Д., Дозорцева В.А., Еллинека Г., Копылова В.А., Лаптева В.В., Олейник О.М., Рассолова М.М., Рассудовского В.А., Терещенко Л.К., Толстошеева В.В., и др.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующих Положениях, выносимых на защиту:

1. ИТ не являются самостоятельным объектом правового регулирования, а могут рассматриваться как симбиоз (единство) услуг и работ. ИТ - это технологии сбора, поиска, обработки и передачи информации, основанные на средствах вычислительной техники и обеспечивающие доступ к информации, либо с помощью которых создаются информационные продукты и услуги.

2. Широкое применение ИТ ускорило информационные процессы в обществе и повлекло за собой формирование повторяющихся информационных отношений публично-правового и частно-правового характера, т.е. отношения возникающих при осуществлении сбора, обработки, получения, хранения, поиска и распространения информации.

3. Публично-правовые информационные  отношения могут быть рассмотрены  как:

а) межгосударственные в сфере  экономики;

б) возникаюшие по поводу предоставления хозяйствующими субъектами информации уполномоченным государственным органам, в соответствии с установленной нормативными актами обязанностью;

в) возникающие между государственными органами в связи с регулированием предпринимательской деятельности;

г) возникающие по поводу предоставляемой государственными органами и собираемой в силу их компетенции информации, необходимой  хозяйствующим субъектам для  осуществления предпринимательской  деятельности;

д) между хозяйствующими субъектами по поводу обязательного предоставления информации о своей деятельности путем публичного опубликования.

4 Информационное законодательство  является комплексным и состоит  из следующих групп правовых  актов, регулирующих: 1 Деятельность  средств массовой информации  и осуществление права на информацию; 2) установление правового режима  информации, а также ограничение  доступа к определенным видам  информации и защиту информации; 3) информационное обеспечение отдельных  сфер общества; 4) вопросы информационной  безопасности; 5) отдельные виды информационной  деятельности (как профессиональной  деятельности); 6) деятельность государственных органов, управомоченных управлять в информационной сфере; 7) вопросы ответственности за нарушение информационного законодательства.

5. Информация выступает  в хозяйственном обороте в  форме информационного продукта  или информационной услуги.

6. Под информационным продуктом  понимается информация, предоставленная  для удовлетворения конкретных  информационных потребностей потребителей, и осуществление оборота которой не запрещено действующим законодательством.

7. Под информационными  услугами понимаются услуги по  поиску, сбору и обработке информации, осуществление оборота которой  не запрещено действующим законодательством,  а также услуги по обеспечению  доступа к ней конкретных потребителей.

8. Под электронной коммерцией  понимается совокупность сделок  по поводу реализации товаров,  оказания услуг и выполнения  работ посредством открытой компьютерной  сети Интернет.

9. Правовое регулирование  информационного рынка осуществляется  посредством установления требований  к правовому статусу его субъектов,  регламентации правового режима  объектов рынка, а также путем  установления отдельных параметров  и условий осуществления операций  и деятельности на информационном  рынке.

Информация о работе Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике