Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:29, контрольная работа
И право совершенно естественным образом упорядочивает возникающие отношения. Общественные отношения по поводу информации, или иначе, информационные отношения становятся также предметом научного исследования правоведов.
Начало правовых разработок в этой сфере положил Венгеров А.Б.[1], который исследовал правовую природу информации и информационных отношений в период автоматизации управления народным хозяйством в нашей стране.
Дальнейшее усовершенствование средств вычислительной техники позволило поставить вопрос о всеобщей компьютеризации и на ее основе информатизации российского общества (80-90-е годы). Перед правом в свою очередь стояли проблемы правового обеспечения этих процессов[2].
Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике…………………………………………….…….
3
Литература …………………………………………………………….…
13
10. Государственное вмешательство
в сферу информации направлено,
с одной стороны, на
5. Практическая значимость исследования заключаются, прежде всего, в том, что оно имеют важное научно-познавательное значение и может расширить теоретико-правовые представления об информационных отношениях, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью.
Разработанные автором теоретические положения могут быть использованы при проведении учебных занятий по предпринимательскому праву со студентами юридических учебных заведений, на курсах повышения квалификации. Они нашли свою реализацию при разработке методических материалов по предпринимательскому праву.
Основные теоретические
Во втором параграфе - «Предпринимательство и начало формирования информационного права. Основные понятия и категории» автор знакомит с современными взглядами на информационное право. Обращается внимание на сложность теоретической проработки основополагающих принципов любой формирующейся отрасли права. А также показывает насколько важно решение основных проблем информационного права для единообразного правового регулирования информационного обеспечения предпринимательства,
В рамках исследуемого материала под информационным правом понимается совокупность норм, регулирующих информационные отношения публично-правового и частно-правового характера, которые возникают при осуществлении сбора, обработки, получения, хранения, поиска и распространения информации.
Также исследуются понятия
Во второй главе - «Правовое регулирование информационных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью» - отмечается, что спектр информационных отношений, возникающих в обществе достаточно широк и разнообразен. Однако, во-первых, не все из них требуют правового вмешательства, а во- вторых, в работе выявляются лишь основные группы информационных правоотношений, связанных с предпринимательской деятельностью.
Первый параграф - «Виды информационных отношений, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью» содержит подробный анализ предпринимательского законодательства, который позволяет выделить информационные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, публично-правового и частноправового характера.
Здесь рассматриваются следующие
публично-правовые информационные отношения:
а) межгосударственные информационные
отношения в сфере экономики;
б) отношения, возникающие по поводу
предоставления хозяйствующими субъектами
информации уполномоченным государственным
органам, в соответствии с установленной
нормативными актами обязанностью; в)
отношения, возникающие между
Частно-правовые информационные отношения также весьма не однородны. Их, в свою очередь можно разделить на коммерческие и некоммерческие информационные отношения.
Во втором параграфе - «Система источников, регулирующих информационные отношения, возникающие в связи с предпринимательской деятельностью» - обращается внимание на место нормативных актов, регулирующие информационные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, в системе информационного законодательства. Для этого автор наиболее подробно останавливается на характеристике информационного законодательства в целом.
Диссертант отмечает значимость конституционных норм для дальнейшего развития информационного законодательства.
Информационное
Диссертантом отмечается, что судебная практика в сфере применения информационного законодательства играет еще незначительную роль. Все информационные споры можно разделить на публично-правовые и часто-правовые[7]. Предметом публично-правовых информационных споров является массовая информация, затрагивающая права и законные интересы граждан, социальные ценности или блага. В настоящее время формируется судебная практика лишь по поводу массовой информации.
В третьей главе - «Основные характеристики российского информационного рынка. Вопросы ею правового обеспечения» раскрываются понятия информационного рынка, информационного товара, правовые формы использования информационных товаров в хозяйственном обороте, а также правовые методы государственного воздействия на информационные отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности.
В первом параграфе «Информационный рынок России. Его правовые черты» исследуется сфера обращения информационных товаров или иначе информационный рынок. Автор обращает внимание на то, что юридических исследований информационного рынка в современный период практически нет. Сравнительно недавно появились отдельные статьи, касающиеся правовой природы договоров, обеспечивающих информационный рынок[8].
Основываясь на экономических разработках, касающихся становления информационного рынка в России[9], можно выделить три вида информационных товаров: электронно-вычислительная техника, средства телекоммуникации и информационные продукты и услуги.
Диссертант исследует
Информационными услугами являются услуги
по сбору, обработке и поиску информации,
осуществление оборота которой
допускается действующим
Отдельно рассматриваются
Во втором параграфе «Правовые формы использования информационных продуктов и услуг в хозяйственном обороте» - отмечается многообразие как закрепленных в действующем законодательстве договорных форм опосредования передачи информации конкретному пользователю на коммерческой основе, так и любых других применяемых на практике. В работе дается сопоставительная характеристика договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоры о передаче ноу-хау и др.
Одним из существенных условий таких договоров является закрепление в договоре мер, направленных защиту конфиденциальности передаваемой по договору информации.
Обращается также внимание на то, что информация, содержащаяся в информационном продукте (не говоря уже об услуге) фактически не отчуждаема, что необходимо иметь в виду при разработке условий конкретного договора. Это делает затруднительным применение существующих правовых конструкций отчуждения этого специфического объекта. По сути, информационный продукт можно только предоставить для определенного использования, но не продать, лишившись этого объекта,
В этой связи актуальным является
вопрос, насколько применима
Диссертант подвергает сомнению целесообразность
распространения данного
В третьем параграфе - «Основные методы и направления государственного регулирования информационных отношений, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью» - диссертантом отмечается, что главными задачами государственного регулирования в сфере информации, в целом, являются:
формирование и осуществление информационной политики в государстве;
создание новой информационной инфраструктуры как органов власти, так и всего общества в целом;
создание системы
установление правового режима
«тайны» для определенных видов
информации, несанкционированное
Основные положения
1. «Гражданско-правовые аспекты
информатизации общества» (в
2. Тепа incognita компьютерного права // Софтмаркет, 1994, № 22, с.7.
3. Информационные технологии: от
управления риском до
4. Введение в компьютерное право. //КомпьютерПресс, 1995, № 1, с.45.
5. Договорные формы
6. Глава «Правовое регулирование
информационного обеспечения
овременные информационные
технологии также называют автоматизированными
информационными технологиями (АИТ), подчеркивая
роль, которую играют в этих технологиях
средства автоматизации. В автоматизированной
информационной технологии (АИТ) предприятия
все экономические факторы и ресурсы отражаются
в единой информационной среде (едином
информационном пространстве) в виде совместимых
данных. Это позволяет рассматривать,
например, процесс принятия решения как
построение и исследование информационной
модели, показывающей, какие изменения
произойдут с ресурсами предприятия при
выполнении тех или иных действий.
Современные информационные технологии
принято подразделять на следующие виды:
ИТ в экономике частично включают в себя
что-то от каждого из четырех перечисленных
видов информационных технологий. Поэтому
я рассмотрю вкратце каждый из них, их
характеристики и назначение.
Информационная технология обработки
данных предназначена для решения хорошо
струк-
турированных задач, по которым имеются
необходимые входные данные и известны
алго-
ритмы и другие стандартные процедуры
их обработки. Эта технология применяется
на уровне операционной (исполнительской)
деятельности персонала невысокой квалификации
в целях автоматизации некоторых рутинных
постоянно повторяющихся опе-
раций труда. Поэтому внедрение информационных
технологий и систем на этом уровне существенно
повысит производительность труда персонала,
освободит его от рутинных операций, возможно,
даже приведет к необходимости сокращения
численнос-
ти работников.
Целью информационной технологии управления
является удовлетворение информацион-
ных потребностей всех без исключения
сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием
решений. Она может быть полезна на любом
уровне управления. Эта технология ориентирована
на работу в среде информационной системы
управления и используется при худшей
структурированности решаемых задач,
если их сравнивать с задачами, решаемыми
с помощью информационной технологии
обработки данных.9
Информационная технология управления
идеально подходят для удовлетворения
сходных информационных по-
требностей работников различных функциональных
подсистем (подразделений) или уров-
ней управления фирмой. Поставляемая ими
информация содержит сведения о прошлом,
настоящем и вероятном будущем фирмы.
Эта информация имеет вид регулярных или
спе-
циальных управленческих отчетов.
Как уже отмечалось, понятие информационной
технологии не может быть рассмотрено
отдельно от технической (компьютерной)
среды, т.е. от базовой информационной
технологии. Аппаратные (технических)
средства, предназначенные для организации
процесса переработки данных (информации,
знаний), а также аппаратные (технические)
средства, предназначенные для организации
связи и передачи данных (информации, знаний)
называют базовыми информационными технологиями.
С появлением компьютеров, у специалистов,
занятых в самых разнообразных предметных
областях (банковской, страховой, бухгалтерской,
статистической и т.д.), появилась возможность
использовать информационные технологии.
В связи с этим возникла необходимость
в определении понятия существовавшей
до этого момента традиционной (присущей
той или иной предметной области) технологии
преобразования исходной информации в
требуемую результатную и автоматизированной.
Автоматизированная информационная технология
(АИТ) включает технические устройства,
чаще всего компьютеры, коммуникационную
технику, средства организационной техники,
программное обеспечение, организационно-методические
материалы, персонал, реализующие информационный
процесс. АИТ можно классифицировать
Информация о работе Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике