Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

И право совершенно естественным образом упорядочивает возникающие отношения. Общественные отношения по поводу информации, или иначе, информационные отношения становятся также предметом научного исследования правоведов.
Начало правовых разработок в этой сфере положил Венгеров А.Б.[1], который исследовал правовую природу информации и информационных отношений в период автоматизации управления народным хозяйством в нашей стране.
Дальнейшее усовершенствование средств вычислительной техники позволило поставить вопрос о всеобщей компьютеризации и на ее основе информатизации российского общества (80-90-е годы). Перед правом в свою очередь стояли проблемы правового обеспечения этих процессов[2].

Содержание работы

Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике…………………………………………….…….

3
Литература …………………………………………………………….…
13

Файлы: 1 файл

информ.технологии - копия.docx

— 96.77 Кб (Скачать файл)

10. Государственное вмешательство  в сферу информации направлено, с одной стороны, на поддержание  информационной прозрачности отдельных  областей общественной жизни,  а с другой, - ограничение доступа к определенным видам информации, открытие доступа к которым повлекут за собой нанесение ущерба обладателям такой информации.

5. Практическая значимость  исследования заключаются, прежде всего, в том, что оно имеют важное научно-познавательное значение и может расширить теоретико-правовые представления об информационных отношениях, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью.

Разработанные автором теоретические  положения могут быть использованы при проведении учебных занятий  по предпринимательскому праву со студентами юридических учебных заведений, на курсах повышения квалификации. Они нашли свою реализацию при  разработке методических материалов по предпринимательскому праву.

Основные теоретические положения, содержащиеся в диссертационном  исследовании, были использованы автором  в процессе активной работы над проектами  законов.

Во втором параграфе - «Предпринимательство и начало формирования информационного права. Основные понятия и категории» автор знакомит с современными взглядами на информационное право. Обращается внимание на сложность теоретической проработки основополагающих принципов любой формирующейся отрасли права. А также показывает насколько важно решение основных проблем информационного права для единообразного правового регулирования информационного обеспечения предпринимательства,

В рамках исследуемого материала под информационным правом понимается совокупность норм, регулирующих информационные отношения публично-правового и частно-правового характера, которые возникают при осуществлении сбора, обработки, получения, хранения, поиска и распространения информации.

Также исследуются понятия информационного  права, которые составляют его основу и закреплены в действующем законодательстве. Речь идет, прежде всего, о таких  понятиях как: «информация», «документированная информация», «право на информацию», «информационная  безопасность», « государственная  тайна» и др. Автором подчеркивает необходимость анализа наиболее общих понятий информационного  права для рассмотрения сущности информационных отношений, возникающих  в сфере предпринимательства.

Во второй главе - «Правовое регулирование информационных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью» - отмечается, что спектр информационных отношений, возникающих в обществе достаточно широк и разнообразен. Однако, во-первых, не все из них требуют правового вмешательства, а во- вторых, в работе выявляются лишь основные группы информационных правоотношений, связанных с предпринимательской деятельностью.

Первый параграф - «Виды  информационных отношений, возникающих  в связи с предпринимательской  деятельностью» содержит подробный анализ предпринимательского законодательства, который позволяет выделить информационные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, публично-правового и частноправового характера.

Здесь рассматриваются следующие  публично-правовые информационные отношения: а) межгосударственные информационные отношения в сфере экономики; б) отношения, возникающие по поводу предоставления хозяйствующими субъектами информации уполномоченным государственным  органам, в соответствии с установленной  нормативными актами обязанностью; в) отношения, возникающие между государственными органами в связи с регулированием предпринимательской деятельности; г) отношения, возникающие по поводу предоставляемой государственными органами и собираемой в силу их компетенции информации, необходимой хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности; д) отношения между хозяйствующими субъектами по поводу обязательного предоставления информации о своей деятельности путем публичного опубликования.

Частно-правовые информационные отношения также весьма не однородны. Их, в свою очередь можно разделить на коммерческие и некоммерческие информационные отношения.

Во втором параграфе - «Система источников, регулирующих информационные отношения, возникающие в связи с предпринимательской деятельностью» - обращается внимание на место нормативных актов, регулирующие информационные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, в системе информационного законодательства. Для этого автор наиболее подробно останавливается на характеристике информационного законодательства в целом.

Диссертант отмечает значимость конституционных  норм для дальнейшего развития информационного  законодательства.

Информационное законодательство является комплексным и состоит  из следующих групп правовых актов, регулирующих:1) деятельность средств  массовой информации и осуществление  права на информацию; 2) установление правового режиме информации, а также  ограничение доступа к определенным видам информации и защиту информации; 3) информационное обеспечение отдельных  сфер общества; 4) вопросы информационной безопасности; 5) отдельные виды информационной деятельности (как профессиональной деятельности); 6) деятельность государственных органов, управомоченных управлять в информационной сфере; 7) вопросы ответственности за нарушение информационного законодательства.

Диссертантом отмечается, что судебная практика в сфере применения информационного  законодательства играет еще незначительную роль. Все информационные споры можно разделить на публично-правовые и часто-правовые[7]. Предметом публично-правовых информационных споров является массовая информация, затрагивающая права и законные интересы граждан, социальные ценности или блага. В настоящее время формируется судебная практика лишь по поводу массовой информации.

В третьей главе - «Основные характеристики российского информационного рынка. Вопросы ею правового обеспечения» раскрываются понятия информационного рынка, информационного товара, правовые формы использования информационных товаров в хозяйственном обороте, а также правовые методы государственного воздействия на информационные отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности.

В первом параграфе «Информационный рынок России. Его правовые черты» исследуется сфера обращения информационных товаров или иначе информационный рынок. Автор обращает внимание на то, что юридических исследований информационного рынка в современный период практически нет. Сравнительно недавно появились отдельные статьи, касающиеся правовой природы договоров, обеспечивающих информационный рынок[8].

Основываясь на экономических разработках, касающихся становления информационного  рынка в России[9], можно выделить три вида информационных товаров: электронно-вычислительная техника, средства телекоммуникации и информационные продукты и услуги.

Диссертант исследует особенности  хозяйственного оборота информационных продуктов и услуг. Информационным продуктом признается информация, представленная для удовлетворения конкретных потребностей пользователей, и осуществление  оборота которой допускается  действующим законодательством.

Информационными услугами являются услуги по сбору, обработке и поиску информации, осуществление оборота которой  допускается действующим законодательством, а также услуги по обеспечению  доступа к ней конкретных пользователей. Специфика предоставления информации посредством услуги проявляется  в том, что полное или частичное  потребление услуги связано во времени  с процессом ее предоставления, а  отсюда и невозможность ее перепродажи, хранения накопления.[10]

Отдельно рассматриваются такие  объекты информационного рынка  как электронные продукты и услуги, а также вопросы, касающиеся электронной  коммерции. Под электронной коммерцией в рамках данной диссертационной  работы понимается совокупность сделок по поводу реализации товаров, оказания услуг и выполнения работ посредством  открытой компьютерной сети. Отмечается, что главной отличительной чертой электронной коммерции является способ ее осуществления, т.е. посредством средств электросвязи (сетей).

Во втором параграфе «Правовые формы использования информационных продуктов и услуг в хозяйственном обороте» - отмечается многообразие как закрепленных в действующем законодательстве договорных форм опосредования передачи информации конкретному пользователю на коммерческой основе, так и любых других применяемых на практике. В работе дается сопоставительная характеристика договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоры о передаче ноу-хау и др.

Одним из существенных условий таких  договоров является закрепление  в договоре мер, направленных защиту конфиденциальности передаваемой по договору информации.

Обращается также внимание на то, что информация, содержащаяся в информационном продукте (не говоря уже об услуге) фактически не отчуждаема, что необходимо иметь  в виду при разработке условий  конкретного договора. Это делает затруднительным применение существующих правовых конструкций отчуждения этого  специфического объекта. По сути, информационный продукт можно только предоставить для определенного использования, но не продать, лишившись этого объекта,

В этой связи актуальным является вопрос, насколько применима конструкция  права собственности к такому специфическому объекту как информация. Несмотря на то, что ГК РФ довольно осторожно  подошел к закреплению статуса  информации как объекта гражданских  прав (и не более того) в статье 128, в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 года статья 6 устанавливает  право собственности на информационные ресурсы.

Диссертант подвергает сомнению целесообразность распространения данного вещного  права на объект, вещью не являющийся.

В третьем параграфе - «Основные методы и направления государственного регулирования информационных отношений, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью» - диссертантом отмечается, что главными задачами государственного регулирования в сфере информации, в целом, являются:

формирование и осуществление  информационной политики в государстве;

создание новой информационной инфраструктуры как органов власти, так и всего общества в целом;

создание системы государственных  органов, в компетенцию которых  входит выполнение вышеуказанных задач;

установление правового режима «тайны» для определенных видов  информации, несанкционированное использование  которых может повлечь за собой  ущерб.

Основные положения диссертации  изложены в следующих публикациях:

1. «Гражданско-правовые аспекты  информатизации общества» (в соавт.) // Законодательные проблемы информатизации общества. Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете. М., 1992, вып.52, с.58-68.

2. Тепа incognita компьютерного права // Софтмаркет, 1994, № 22, с.7.

3. Информационные технологии: от  управления риском до страхования  // Софтмаркет, 1994, № 27-28, с.8-9.

4. Введение в компьютерное право. //КомпьютерПресс, 1995, № 1, с.45.

5. Договорные формы использования  информации в хозяйственном обороте. // Труды МГЮА, 2000 (находится в печати).

6. Глава «Правовое регулирование  информационного обеспечения предпринимательской  деятельности» // Предпринимательское  (хозяйственное) право. Т.2. М: Юристъ, 2000 (находится в печати).

 

 

 

 

овременные информационные технологии также называют автоматизированными информационными технологиями (АИТ), подчеркивая роль, которую играют в этих технологиях средства автоматизации. В автоматизированной информационной технологии (АИТ) предприятия все экономические факторы и ресурсы отражаются в единой информационной среде (едином информационном пространстве) в виде совместимых данных. Это позволяет рассматривать, например, процесс принятия решения как построение и исследование информационной модели, показывающей, какие изменения произойдут с ресурсами предприятия при выполнении тех или иных действий. 
 
Современные информационные технологии принято подразделять на следующие виды:

  •  
    Информационная технология обработки данных;
  •  
    Информационная технология управления;
  •  
    Информационная технология поддержки принятия решений;
  •  
    Информационная технология экспертных систем;

 
ИТ в экономике частично включают в себя что-то от каждого из четырех перечисленных видов информационных технологий. Поэтому я рассмотрю вкратце каждый из них, их характеристики и назначение. 
 
Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо струк- 
 
турированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алго- 
 
ритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся опе- 
 
раций труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численнос- 
 
ти работников. 
 
Целью информационной технологии управления является удовлетворение информацион- 
 
ных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.9 
 
Информационная технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных по- 
 
требностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уров- 
 
ней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или спе- 
 
циальных управленческих отчетов.  
 
Как уже отмечалось, понятие информационной технологии не может быть рассмотрено отдельно от технической (компьютерной) среды, т.е. от базовой информационной технологии. Аппаратные (технических) средства, предназначенные для организации процесса переработки данных (информации, знаний), а также аппаратные (технические) средства, предназначенные для организации связи и передачи данных (информации, знаний) называют базовыми информационными технологиями. С появлением компьютеров, у специалистов, занятых в самых разнообразных предметных областях (банковской, страховой, бухгалтерской, статистической и т.д.), появилась возможность использовать информационные технологии. В связи с этим возникла необходимость в определении понятия существовавшей до этого момента традиционной (присущей той или иной предметной области) технологии преобразования исходной информации в требуемую результатную и автоматизированной. Автоматизированная информационная технология (АИТ) включает технические устройства, чаще всего компьютеры, коммуникационную технику, средства организационной техники, программное обеспечение, организационно-методические материалы, персонал, реализующие информационный процесс. АИТ можно классифицировать

Информация о работе Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике