Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:29, контрольная работа
И право совершенно естественным образом упорядочивает возникающие отношения. Общественные отношения по поводу информации, или иначе, информационные отношения становятся также предметом научного исследования правоведов.
Начало правовых разработок в этой сфере положил Венгеров А.Б.[1], который исследовал правовую природу информации и информационных отношений в период автоматизации управления народным хозяйством в нашей стране.
Дальнейшее усовершенствование средств вычислительной техники позволило поставить вопрос о всеобщей компьютеризации и на ее основе информатизации российского общества (80-90-е годы). Перед правом в свою очередь стояли проблемы правового обеспечения этих процессов[2].
Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике…………………………………………….…….
3
Литература …………………………………………………………….…
13
По степени охвата задач управления
различают следующие АИТ:
По классу реализуемых технологических
операций выделяют такие АИТ:
По типу пользовательского интерфейса
различают АИТ пакетные, диалоговые,
сетевые.
По способу построения сети бывают АИТ
локальные, многоуровневые, распределенные.
По обслуживаемым предметным областям
выделяют АИТ в бухгалтерском учете, в
банковской деятельности, в налогообложении,
в страховом деле, в казначействе и других
сферах.
Развитие рыночных отношений привело
к появлению новых видов предпринимательской
деятельности и прежде всего к созданию
фирм, занятых информационным бизнесом,
разработкой информационных технологий,
их совершенствованием, распространением
компонентов ИТ. 10
Повышение требований к оперативности
информационного обмена и управления
привело к созданию систем организационного
управления объектами, какими являются,
например, банковские, налоговые и другие
службы. Наглядно классификация ИТ представлена
в Приложении 3,4.
Барьеры, препятствующие развитию рынка
ИТ, можно условно разделить на законодательные
проблемы, общие для всей отрасли, факторы,
сдерживающие рост внутреннего рынка,
факторы, ограничивающие рост экспорта,
а также институциональные проблемы.
1. Неразвитость
базового законодательства в сфере ИТ
сдерживает развитие как спроса, так и
предложения на рынке ИТ. Действующие
федеральные законы "Об информации,
информатизации и защите информации",
"Об участии в международном информационном
обмене", Закон Российской Федерации
"О средствах массовой информации"
и некоторые другие создавались более
10 лет назад. За это время возникла необходимость
согласования содержащихся в них правовых
норм с положениями российского гражданского
законодательства, с учетом возможностей
новых информационных технологий, а также
задач по борьбе с антиобщественными явлениями
при их использовании.
2. Барьеры, сдерживающие развитие внутреннего
рынка, обусловлены во многом низким спросом
на ИТ со стороны основных групп потребителей:
государства, населения, предприятий.
Спрос на ИТ со стороны государственных
органов и бюджетных организаций ограничен
из-за отсутствия необходимого объема
финансирования масштабных государственных
программ и проектов информатизации, нехватки
квалифицированных и образованных пользователей,
а также специалистов в сфере ИТ, недостаточной
эффективности проведения конкурсов на
выполнение государственных заказов.
Высокие сроки и сложность ускоренной
амортизации компьютерного оборудования
для государственных органов и бюджетных
учреждений является важным препятствием
для модернизации существующей технической
базы в сфере ИТ.
По данным 2010 года, в России на 100 человек
приходится около тридцати компьютеров.
Показатель довольно низкий, если учесть,
что в Европе ПК обеспечены 70-80 человек
из ста. Общее же количество постоянных
интернет-пользователей составляет 50 млн
человек, и Россия по этому показателю
входит в первую десятку стран-лидеров.
Однако качество связи и ее распространенность
на всей территории страны, к сожалению,
пока остаются не на самом высоком уровне.21
3. Проблемы, ограничивающие развитие экспорта
в сфере ИТ. Для таможенного оформления
экспорта продукции ИТ в соответствии
с существующим законодательством предоставляется
около двадцати документов, что приводит
к задержкам в оформлении экспорта и росту
административных расходов компаний,
стимулируя увод экспортных операций
в сфере ИТ за рубеж, например, через открытие
офисов в другой стране. Развитию экспорта,
кроме вышеназванных факторов, также мешает
отсутствие информации у иностранных
компаний об услугах, предоставляемых
российскими предприятиями отрасли ИТ,
и в большинстве случаев невозможность
проведения ими оценки качества российских
компаний в соответствии с международными
системами сертификации.
4. К проблемам институционального характера
относятся: низкий уровень развития механизмов
привлечения финансирования, недостаточный
уровень развития и доступности телекоммуникационной
инфраструктуры, несоответствие системы
подготовки профессиональных кадров в
сфере ИТ мировым стандартам, а также отсутствие
эффективных механизмов применения законодательства
о защите интеллектуальной собственности.
Неразвитость венчурного финансирования
сдерживает появление и развитие новых
ИТ-компаний, внедрение и коммерциализацию
новых ИТ-продуктов.
Недостаточный уровень развития и доступности
телекоммуникационной инфраструктуры
тормозит развитие малых и средних предприятий
отрасли, препятствует их выходу на мировой
рынок и развитию отношений с зарубежными
партнерами.
Несоответствие системы профессиональной
подготовки специалистов в сфере ИТ ведущим
международным стандартам приводит к
дефициту кадров необходимой квалификации,
особенно специалистов среднего звена
и руководителей проектов информатизации,
невозможности эффективной конкуренции
российских специалистов со специалистами
других стран.
Отсутствие эффективных механизмов применения
законодательства в области защиты прав
интеллектуальной собственности ведет
к потере доходов российских производителей
и является важным препятствием для создания
в России крупными международными компаниями
собственных центров исследований и разработки.
Предприятия отрасли ИТ не в состоянии
самостоятельно решить перечисленные
проблемы. В этих целях необходимо проведение
скоординированной государственной политики,
направленной на устранение названных
барьеров и обеспечение государственной
поддержки развития рынка ИТ в России.
Как показывает опыт ряда таких стран
как Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия
и Китай стимулирование развития отрасли
ИТ предполагает приоритетное развитие
направлений, имеющих высокий экспортный
потенциал, а также привлечение ведущих
мировых производителей в сфере ИТ для
размещения на территории страны своих
научно-исследовательских и производственных
центров.
При этом необходимо также обеспечить
государственную поддержку развития внутреннего
рынка на основе стимулирования спроса
со стороны государства, населения и предприятий
всех отраслей экономики для обеспечения
масштабного внедрения и использования
ИТ в социально-экономической сфере и
государственном управлении и решения
задачи модернизации страны.
Обеспечение государственной поддержки
данных направлений кроме специальных
мер, предполагает также совершенствование
базового законодательства в сфере ИТ
и формирование институциональных основ
развития отрасли.
Основные направления действий:
Реализация мероприятий государственной
поддержки развития отрасли информационных
технологий в России должна осуществляться
по четырем основным направлениям:
- совершенствование законодательства;
- развитие внутреннего рынка;
- развитие экспорта;
- институциональное развитие.
- мероприятия по совершенствованию законодательства22.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «Об информации, информатизации
и защите информации» от 27 июля 2006 года
N 149-ФЗ .
Абросимов А.Г., Бородинова М.А, учебно-методический
комплекс по курсу «теория экономических
информационных систем»./Изд-во Самарск.
Гос. Экон. Акад., 2003.-140с.
Алешин Л.И. Информационные технологию
- М.:Литера, 2008. – 424 с.
Алехина Г.В. Информационные технологии
в экономике и управлении / Московский
международный институт эконометрики,
информатики, финансов и права. - М.: 2004.
- 236 с.
Барановская Т. П., Лойко В. И. и др. «Информационные
системы и технологии в экономике: Учебник»
- М: Финансы и статистика, 2006
Бекетов Н.В. Основные направления государственной
поддержки инновационного развития экономики
России // Информационные ресурсы России:
Научный журнал. - 2009. №10
Божко В.П., Власов Д.В., Гаспариан М.С. Информационные
технологии в экономике и управлении:
Учебно-методический комплекс. – М.: Изд.
центр ЕАОИ. 2008. – 120 с.
Васюхин О. В., Варзунов А. В. Информационный
менеджмент: краткий курс. Учебное пособие.
– СПбГУ ИТМО, 2010. – с.248
А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко
Информационные технологии в экономике
и управлении. Учеб. пособие // Изд-во КноРус,
2008.
Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В.Информационные
технологии: Учебное пособие для ссузов.
- 2007, 256 с.
Левкович А.О. Формирование рынка информационных
услуг. Издательство: «Издательство деловой
и учебной литературы», 2005. – с. 335
Роднин К. Перспективы информатизации
общества. – М.: Российская академия наук.
Серия: Информация, наука, общество, 2006.
Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные
технологии. - Учебное пособие для ссузов.
2007, 256 с.
Саффиулина З. А. информация: ценность
и оценка: Научно-практичсекое пособие.
М.: Либерея-бибинформ, 2006.-224 с.
Ю.Ф. Симионов. Информационные технологии
в экономике. Серия «Высшее образование».,
2003 – 352 с.
Ситарян С.А. Внешнеэкономические проблемы
перехода России на инновационный путь
развития. – М.: Наука, 2006. – 252 с.
Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные
технологии в экономике. М.: ЮНИТИ, 2008, 400
с.
Уткин В.Б. Информационные системы и технологии
в экономике: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- 355 с.
19. Илья Массух, заместитель министра связи
и массовых коммуникаций» Российская
Бизнес-газета"№777 (44)
20. "Информационные технологии и связь»
Порталы государственных услуг http://www.itcsme.ru/
21. Российская Бизнес-газета" №785 (3)
http://www.rg.ru/gazeta/biznes
22. Информационный портал РЕСУРС http://www.eito.com/
Рейтинговое агентство. http://www.raexpert.ru/
23. Российская служба ИТ-новостей http://www.itrn.ru/
КОНЦЕПЦИЯ
развития правового регулирования
в сфере информационных технологий
(Проект)
1. Введение
Информационные
технологии (ИТ) стали одним из ведущих
факторов прогресса цивилизации, а их
повсеместное использование сформировало
новую сферу общественных отношений. Информационные
технологии оказывают воздействие на
самые различные стороны социального
и экономического развития, государственного
управления, повседневной жизни людей.
Они, наряду с телекоммуникационными технологиями,
составляют основу процессов информатизации,
движения к информационному обществу.
В Российской Федерации развитие и эффективное
использование ИТ является одним из приоритетных
направлений государственной политики.
С возникновением новых общественных
отношений, связанных с использованием
информационных технологий, особую значимость
приобретает правовое регулирование,
обеспечивающее устойчивое и динамичное
развитие этой сферы. Значительное количество
правовых актов и активный нормотворческий
процесс, возрастающий общественный интерес
к данной проблематике обуславливают
необходимость системного анализа
действующего законодательства с целью
выявления пробелов и противоречий,
а также определения
Актуальность проблемы развития законодательства в сфере ИТ определяется также существенным влиянием соответствующих правовых норм на эффективность правового регулирования во всех сферах жизни общества. Любая деятельность человека, как правило, сопровождается обработкой, передачей и использованием информации. В то же время любой нормативный акт, регулирующий правоотношения в какой-либо области общественной жизни, обязательно затрагивает информационные связи участников этих отношений. Расходы государства и бизнеса на информационное обеспечение своей деятельности, на создание и эксплуатацию дорогостоящих информационных систем, растут с каждым годом. При этом возникают правовые отношения, связанные с необходимостью более точного определения специфики создаваемых объектов комплексного характера (информационные базы; регистры, кадастры, реестры и классификаторы; интернет-ресурсы и сетевые интерактивные услуги) и организации их надлежащего учета. В гражданском обороте в настоящее время находятся большие объемы разнообразных информационных продуктов, их производители и пользователи заинтересованы в законодательной защите своих прав на эти продукты.
Теоретические и методологические основы государственного регулирования в сфере ИТ целесообразно сосредоточить в едином документе концептуального характера, определяющем вектор развития законодательства и государственной политики в данной области. Настоящая Концепция развития правового регулирования в сфере информационных технологий разработана для решения этой задачи.
Концепция отражает состояние законодательства,
определяет цели и принципы, а также
приоритетные направления совершенствования
правового регулирования в
В приложении к Концепции приводятся предложения по разработке нормативных правовых актов в сфере информационных технологий.
2. Цели и принципы развития
правового регулирования в
Целью правового
регулирования отношений, связанных
с информационными
Правовое обеспечение
– принятие
новых законодательных и иных
нормативных правовых актов, заполняющих
пробелы в регулировании;
– внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты в целях их адаптации к требованиям современного развития сферы ИТ;
–
участие в выработке
Принципы
правового регулирования в
Важнейшими общими принципами развития законодательства в сфере ИТ являются верховенство закона, а также системность и согласованность правовых норм. Это означает как обязательность точного и безусловного исполнения норм законодательства всеми участниками информационных правоотношений, так и необходимость своевременной кодификации и актуализации законодательства, принятия новых правовых актов с учетом анализа действующих нормативных правил и их взаимного согласования. Наряду с системной целостностью законодательства, его структурной упорядоченностью необходимо учитывать устойчивость (стабильность) регулирования, исключающую поспешные и малообоснованные изменения в действующем законодательстве. Принципом общего характера является также последовательная гармонизация правового регулирования, обеспечение соответствия российского законодательства общемировой практике регулирования соответствующих правоотношений.
К принципам правового
Соответствие нормативных
3. Основные направления
совершенствования и развития правового
регулирования в сфере информационных
технологий
Фундаментом
для развития законодательства в
сфере информационных технологий является Конституция
Российской Федерации, содержащая
более 30 нормативных правил, устанавливающих
основные права и обязанности участников
информационных правоотношений. Так, закрепляются
конституционные права на свободу информации
(ст. 29), на неприкосновенность частной
жизни, включая тайну переписки и сообщений
(ст. 23); обязанность органов власти обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами
и материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы (ст. 24); гарантии свободы
творчества и охраны интеллектуальной
собственности (ст. 44).
Правовые механизмы и
Информация о работе Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике