Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

И право совершенно естественным образом упорядочивает возникающие отношения. Общественные отношения по поводу информации, или иначе, информационные отношения становятся также предметом научного исследования правоведов.
Начало правовых разработок в этой сфере положил Венгеров А.Б.[1], который исследовал правовую природу информации и информационных отношений в период автоматизации управления народным хозяйством в нашей стране.
Дальнейшее усовершенствование средств вычислительной техники позволило поставить вопрос о всеобщей компьютеризации и на ее основе информатизации российского общества (80-90-е годы). Перед правом в свою очередь стояли проблемы правового обеспечения этих процессов[2].

Содержание работы

Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике…………………………………………….…….

3
Литература …………………………………………………………….…
13

Файлы: 1 файл

информ.технологии - копия.docx

— 96.77 Кб (Скачать файл)
  •  
    по способу реализации,
  •  
    по степени охвата задач управления,
  •  
    по классу реализуемых технологических операций,
  •  
    по типу пользовательского интерфейса,
  •  
    по способу построения сети,
  •  
    по обслуживаемым предметным областям и пр.

 
 По степени охвата задач управления различают следующие АИТ:

  •  
    электронная обработка экономических данных;
  •  
    автоматизация функций управления;
  •  
    поддержка принятия решений;
  •  
    электронный офис;
  •  
    экспертная поддержка.

 
По классу реализуемых технологических  операций выделяют такие АИТ:

  •  
    работа с текстовым редактором;
  •  
    работа с табличным процессором;
  •  
    работа с СУБД.
  •  
    работа с графическими объектами; 
  •  
    мультимедийные системы; 
  •  
    гипертекстовые системы.

 
По типу пользовательского интерфейса различают АИТ пакетные, диалоговые, сетевые.  
 
 По способу построения сети бывают АИТ локальные, многоуровневые, распределенные.  
 
 По обслуживаемым предметным областям выделяют АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.  
 
Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и прежде всего к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов ИТ. 10 
 
Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления привело к созданию систем организационного управления объектами, какими являются, например, банковские, налоговые и другие службы. Наглядно классификация ИТ представлена в Приложении 3,4.

    1. РОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 
Барьеры, препятствующие развитию рынка  ИТ, можно условно разделить на законодательные проблемы, общие для всей отрасли, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, факторы, ограничивающие рост экспорта, а также институциональные проблемы. 
 
1. Неразвитость базового законодательства в сфере ИТ сдерживает развитие как спроса, так и предложения на рынке ИТ. Действующие федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, с учетом возможностей новых информационных технологий, а также задач по борьбе с антиобщественными явлениями при их использовании. 
 
2. Барьеры, сдерживающие развитие внутреннего рынка, обусловлены во многом низким спросом на ИТ со стороны основных групп потребителей: государства, населения, предприятий. 
 
Спрос на ИТ со стороны государственных органов и бюджетных организаций ограничен из-за отсутствия необходимого объема финансирования масштабных государственных программ и проектов информатизации, нехватки квалифицированных и образованных пользователей, а также специалистов в сфере ИТ, недостаточной эффективности проведения конкурсов на выполнение государственных заказов. Высокие сроки и сложность ускоренной амортизации компьютерного оборудования для государственных органов и бюджетных учреждений является важным препятствием для модернизации существующей технической базы в сфере ИТ. 
 
По данным 2010 года, в России на 100 человек приходится около тридцати компьютеров. Показатель довольно низкий, если учесть, что в Европе ПК обеспечены 70-80 человек из ста. Общее же количество постоянных интернет-пользователей составляет 50 млн человек, и Россия по этому показателю входит в первую десятку стран-лидеров. Однако качество связи и ее распространенность на всей территории страны, к сожалению, пока остаются не на самом высоком уровне.21 
 
3. Проблемы, ограничивающие развитие экспорта в сфере ИТ. Для таможенного оформления экспорта продукции ИТ в соответствии с существующим законодательством предоставляется около двадцати документов, что приводит к задержкам в оформлении экспорта и росту административных расходов компаний, стимулируя увод экспортных операций в сфере ИТ за рубеж, например, через открытие офисов в другой стране. Развитию экспорта, кроме вышеназванных факторов, также мешает отсутствие информации у иностранных компаний об услугах, предоставляемых российскими предприятиями отрасли ИТ, и в большинстве случаев невозможность проведения ими оценки качества российских компаний в соответствии с международными системами сертификации. 
 
4. К проблемам институционального характера относятся: низкий уровень развития механизмов привлечения финансирования, недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры, несоответствие системы подготовки профессиональных кадров в сфере ИТ мировым стандартам, а также отсутствие эффективных механизмов применения законодательства о защите интеллектуальной собственности. 
 
Неразвитость венчурного финансирования сдерживает появление и развитие новых ИТ-компаний, внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов. 
 
Недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры тормозит развитие малых и средних предприятий отрасли, препятствует их выходу на мировой рынок и развитию отношений с зарубежными партнерами. 
 
Несоответствие системы профессиональной подготовки специалистов в сфере ИТ ведущим международным стандартам приводит к дефициту кадров необходимой квалификации, особенно специалистов среднего звена и руководителей проектов информатизации, невозможности эффективной конкуренции российских специалистов со специалистами других стран. 
 
Отсутствие эффективных механизмов применения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности ведет к потере доходов российских производителей и является важным препятствием для создания в России крупными международными компаниями собственных центров исследований и разработки. 
 
Предприятия отрасли ИТ не в состоянии самостоятельно решить перечисленные проблемы. В этих целях необходимо проведение скоординированной государственной политики, направленной на устранение названных барьеров и обеспечение государственной поддержки развития рынка ИТ в России. 
 
Как показывает опыт ряда таких стран как Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия и Китай стимулирование развития отрасли ИТ предполагает приоритетное развитие направлений, имеющих высокий экспортный потенциал, а также привлечение ведущих мировых производителей в сфере ИТ для размещения на территории страны своих научно-исследовательских и производственных центров. 
 
При этом необходимо также обеспечить государственную поддержку развития внутреннего рынка на основе стимулирования спроса со стороны государства, населения и предприятий всех отраслей экономики для обеспечения масштабного внедрения и использования ИТ в социально-экономической сфере и государственном управлении и решения задачи модернизации страны. 
 
Обеспечение государственной поддержки данных направлений кроме специальных мер, предполагает также совершенствование базового законодательства в сфере ИТ и формирование институциональных основ развития отрасли. 
 
Основные направления действий: 
 
Реализация мероприятий государственной поддержки развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям: 
 
- совершенствование законодательства; 
 
- развитие внутреннего рынка; 
 
- развитие экспорта; 
 
- институциональное развитие. 
 
- мероприятия по совершенствованию законодательства22.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ . 
 
Абросимов А.Г., Бородинова М.А, учебно-методический комплекс по курсу «теория экономических информационных систем»./Изд-во Самарск. Гос. Экон. Акад., 2003.-140с. 
 
Алешин Л.И. Информационные технологию - М.:Литера, 2008. – 424 с. 
 
Алехина Г.В. Информационные технологии в экономике и управлении / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2004. - 236 с. 
 
Барановская Т. П., Лойко В. И. и др. «Информационные системы и технологии в экономике: Учебник» - М: Финансы и статистика, 2006 
 
Бекетов Н.В. Основные направления государственной поддержки инновационного развития экономики России // Информационные ресурсы России: Научный журнал. - 2009. №10 
 
Божко В.П., Власов Д.В., Гаспариан М.С. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 120 с. 
 
Васюхин О. В., Варзунов А. В. Информационный менеджмент: краткий курс. Учебное пособие. – СПбГУ ИТМО, 2010. – с.248 
 
А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко Информационные технологии в экономике и управлении. Учеб. пособие // Изд-во КноРус, 2008. 
 
Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В.Информационные технологии: Учебное пособие для ссузов. - 2007, 256 с. 
 
Левкович А.О. Формирование рынка информационных услуг. Издательство: «Издательство деловой и учебной литературы», 2005. – с. 335 
 
Роднин К. Перспективы информатизации общества. – М.: Российская академия наук. Серия: Информация, наука, общество, 2006. 
 
Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии. - Учебное пособие для ссузов. 2007, 256 с. 
 
Саффиулина З. А. информация: ценность и оценка: Научно-практичсекое пособие. М.: Либерея-бибинформ, 2006.-224 с. 
 
Ю.Ф. Симионов. Информационные технологии в экономике. Серия «Высшее образование»., 2003 – 352 с. 
 
Ситарян С.А. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития. – М.: Наука, 2006. – 252 с. 
 
Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: ЮНИТИ, 2008, 400 с. 
 
Уткин В.Б. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 355 с. 
 
19. Илья Массух, заместитель министра связи и массовых коммуникаций» Российская Бизнес-газета"№777 (44) 
 
20. "Информационные технологии и связь» Порталы государственных услуг http://www.itcsme.ru/ 
 
21. Российская Бизнес-газета" №785 (3) http://www.rg.ru/gazeta/biznes 
 
22. Информационный портал РЕСУРС http://www.eito.com/ 
 
Рейтинговое агентство. http://www.raexpert.ru/ 
 
23. Российская служба ИТ-новостей http://www.itrn.ru/

 

КОНЦЕПЦИЯ 
развития правового регулирования в сфере информационных технологий  
(Проект)

 

 
1. Введение

 
Информационные  технологии (ИТ) стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, а их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития, государственного управления, повседневной жизни людей. Они, наряду с телекоммуникационными технологиями, составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу. В Российской Федерации развитие и эффективное использование ИТ является одним из приоритетных направлений государственной политики.

С возникновением новых общественных отношений, связанных с использованием информационных технологий, особую значимость приобретает правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое и динамичное развитие этой сферы. Значительное количество правовых актов и активный нормотворческий  процесс, возрастающий общественный интерес  к данной проблематике обуславливают  необходимость системного анализа  действующего законодательства с целью  выявления пробелов и противоречий, а также определения приоритетов  в государственном регулировании.

Актуальность проблемы развития законодательства в сфере ИТ определяется также существенным влиянием соответствующих правовых норм на эффективность правового регулирования во всех сферах жизни общества. Любая деятельность человека, как правило, сопровождается обработкой, передачей и использованием информации. В то же время любой нормативный акт, регулирующий правоотношения в какой-либо области общественной жизни, обязательно затрагивает информационные связи участников этих отношений. Расходы государства и бизнеса на информационное обеспечение своей деятельности, на создание и эксплуатацию дорогостоящих информационных систем, растут с каждым годом. При этом возникают правовые отношения, связанные с необходимостью более точного определения специфики создаваемых объектов комплексного характера (информационные базы; регистры, кадастры, реестры и классификаторы; интернет-ресурсы и сетевые интерактивные услуги) и организации их надлежащего учета. В гражданском обороте в настоящее время находятся большие объемы разнообразных информационных продуктов, их производители и пользователи заинтересованы в законодательной защите своих прав на эти продукты.

Теоретические и методологические основы государственного регулирования  в сфере ИТ целесообразно сосредоточить в едином документе концептуального характера, определяющем вектор развития законодательства и государственной политики в данной области. Настоящая Концепция развития правового регулирования в сфере информационных технологий разработана для решения этой задачи.

Концепция отражает состояние законодательства, определяет цели и принципы, а также  приоритетные направления совершенствования  правового регулирования в сфере  информационных технологий. Указанные  направления соответствуют задачам  развития сферы ИТ, содержащимся в Конституции Российской Федерации (1993 год), посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2000–2004 годов), Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000 год), Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)», международных актах, подписанных Российской Федерацией, включая Хартию глобального информационного общества (Окинава, 2002 год) и Декларацию принципов и План действий первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 год).

В приложении к Концепции приводятся предложения по разработке нормативных  правовых актов в сфере информационных технологий.

 
2. Цели и принципы развития  правового регулирования в сфере  ИТ

 
Целью правового  регулирования отношений, связанных  с информационными технологиями, является создание эффективной правовой основы для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных  интересов в указанной сфере, а также для стимулирования использования  новейших информационных технологий при  решении задач социально-экономического развития и повышения эффективности  государственного управления. Достижение указанной цели требует координации  и согласованности правотворческой  деятельности органов власти, ее соответствия государственной политике Российской Федерации в сфере развития и  использования информационных технологий.

Правовое обеспечение государственной  политики в сфере ИТ должно осуществляться по следующим направлениям:

 
– принятие новых законодательных и иных нормативных правовых актов, заполняющих  пробелы в регулировании;

– внесение изменений и дополнений в действующие законодательные  и иные нормативные правовые акты в целях их адаптации к требованиям  современного развития сферы ИТ;

– участие в выработке международно-правовых документов (включая межгосударственные соглашения) в сфере информационных технологий.

 
Принципы  правового регулирования в сфере  ИТ определяются положениями Конституции Российской Федерации (ст. 29) о праве каждого на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; особенностями правовых отношений, связанных с информацией как отдельным объектом гражданских прав (ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственной политикой, направленной на приоритетное развитие информационных технологий в процессах модернизации экономики и повышения эффективности государственного управления; необходимостью обеспечения информационной безопасности, защиты интеллектуальной собственности и предотвращения правонарушений, совершаемых как в сфере ИТ, так и с их использованием в других сферах.

Важнейшими общими принципами развития законодательства в сфере ИТ являются верховенство закона, а также системность и согласованность правовых норм. Это означает как обязательность точного и безусловного исполнения норм законодательства всеми участниками информационных правоотношений, так и необходимость своевременной кодификации и актуализации законодательства, принятия новых правовых актов с учетом анализа действующих нормативных правил и их взаимного согласования. Наряду с системной целостностью законодательства, его структурной упорядоченностью необходимо учитывать устойчивость (стабильность) регулирования, исключающую поспешные и малообоснованные изменения в действующем законодательстве. Принципом общего характера является также последовательная гармонизация правового регулирования, обеспечение соответствия российского законодательства общемировой практике регулирования соответствующих правоотношений.

К принципам правового регулирования, специфическим для сферы ИТ, относятся презумпция открытости информации (доступ к которой может быть ограничен лишь в соответствии с федеральным законом); обеспечение достоверности, сохранности и эффективного использования информации, являющейся объектом правовых отношений; технологическая нейтральность. Последний из перечисленных принципов подразумевает отказ от законодательного закрепления использования отдельных технологических решений и от создания каких-либо нормативных запретов для развития и (или) применения новых технологий.

Соответствие нормативных правовых актов в сфере ИТ указанным принципам является одним из важнейших факторов эффективности применения соответствующих правовых норм.

 
3. Основные направления совершенствования и развития правового регулирования в сфере информационных технологий

 
Фундаментом для развития законодательства в  сфере информационных технологий является Конституция Российской Федерации, содержащая более 30 нормативных правил, устанавливающих основные права и обязанности участников информационных правоотношений. Так, закрепляются конституционные права на свободу информации (ст. 29), на неприкосновенность частной жизни, включая тайну переписки и сообщений (ст. 23); обязанность органов власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24); гарантии свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности (ст. 44).

Правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию конституционных  норм в сфере информационных отношений, должны быть детализированы в нормах законодательства, включая нормативные  правовые акты органов государственной  власти. Действующие федеральные  законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О средствах массовой информации» и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость их существенной корректировки, согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, учета появления новых информационных технологий, а также необходимость борьбы с антиобщественными явлениями при использовании таких технологий. При этом часть предлагавшихся в действующих законодательных актах подходов к решению проблем информационных правоотношений либо не получила своего подтверждения в реальной практике деятельности хозяйствующих субъектов и органов власти, либо устарела в связи с быстрым развитием информационных технологий.

Информация о работе Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике