Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

И право совершенно естественным образом упорядочивает возникающие отношения. Общественные отношения по поводу информации, или иначе, информационные отношения становятся также предметом научного исследования правоведов.
Начало правовых разработок в этой сфере положил Венгеров А.Б.[1], который исследовал правовую природу информации и информационных отношений в период автоматизации управления народным хозяйством в нашей стране.
Дальнейшее усовершенствование средств вычислительной техники позволило поставить вопрос о всеобщей компьютеризации и на ее основе информатизации российского общества (80-90-е годы). Перед правом в свою очередь стояли проблемы правового обеспечения этих процессов[2].

Содержание работы

Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике…………………………………………….…….

3
Литература …………………………………………………………….…
13

Файлы: 1 файл

информ.технологии - копия.docx

— 96.77 Кб (Скачать файл)

Важной является задача приведения нормативной базы в сфере ИТ в соответствие с положениями Федерального закона «О техническом регулировании». Необходимо с этой целью провести анализ действующих правовых актов и определить основные направления их корректировки, разработки новых стандартов и технических регламентов.

В настоящее время наблюдается  недостаточная эффективность применения правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в сфере ИТ. Несмотря на наличие составов преступлений в сфере компьютерной информации (глава 28 Уголовного кодекса Российской Федерации) и административных правонарушений в информационной сфере (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях), правовых норм, позволяющих разграничивать составы компьютерных преступлений (что необходимо для их более точной квалификации, раскрытия и профилактики), недостаточно. Нуждаются в дальнейшей разработке вопросы ответственности за правонарушения, связанные с необоснованными ограничениями доступа к информации.

Отдельной проблемой, причем не только в сфере государственного управления, является признание электронных документов (сообщений) в качестве судебных доказательств. Отсутствует законодательная база, детализирующая принципиальную возможность использования таких доказательств, что требует внесения соответствующих изменений и дополнений в процессуальные кодексы и законы.

При совершенствовании нормативной  базы в сфере ИТ следует устранять противоречия в регулировании вопросов информационных правоотношений, возникающие при принятии законодательных и иных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации. Нарушения, отмеченные в заключениях по результатам юридических экспертиз нормативных правовых актов регионального уровня, включают:

 
– превышение полномочий органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  при принятии ими нормативных  правовых актов;

– нарушения норм Гражданского кодекса  Российской Федерации;

– необоснованное ограничение круга  пользователей (потребителей) информации;

– нарушения законодательства Российской Федерации о лицензировании;

– несоответствие определений основных понятий аналогичным определениям, данным в федеральных законах, и  введение в ряде нормативных правовых актов новых терминов и понятий, отсутствующих в федеральном  законодательстве.

 
Одним из эффективных инструментов гармонизации законодательных актов регионального  уровня с федеральным законодательством  является последовательная унификация терминологии и методологических основ  регулирования федеральных законов, что послужит ясным ориентиром и  стимулирующим фактором для корректировки  правовых актов субъектов Российской Федерации. Также важно более  четко разграничить полномочия федеральных  и региональных органов власти в  сфере информационных технологий.

 
4. Первоочередные меры  по развитию правового регулирования  сферы информационных технологий

 
Совершенствование нормативно-правового регулирования  в сфере ИТ предусматривает следующую этапность в реализации:

 
– внесение изменений в базовые законодательные  акты, относящиеся к информационным правоотношениям, отмена нормативных  правовых актов (их отдельных положений), явившихся неэффективными или противоречащих основополагающим принципам правового регулирования;

– принятие новых нормативных правовых актов, относящихся к законодательству в сфере ИТ;

– принятие подзаконных нормативных  правовых актов, реализующих меры, предусмотренные  федеральными законами;

– решение вопросов о целесообразности и форме корректировки законодательных  актов общего характера, включая  Гражданский кодекс Российской Федерации.

 
К числу  федеральных законов, подлежащих разработке и принятию в первую очередь, следует  отнести законы, обеспечивающие:

 
– единый концептуальный подход к урегулированию базовых вопросов правоотношений, связанных  с использованием информации («О внесении изменений и дополнений в федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене»);

– доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления («О праве на информацию»);

– защиту персональной информации («Об информации персонального характера»);

– регулирование общественных отношений, связанных с развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, включая сеть Интернет («Об электронной торговле», внесение изменений и дополнений в законы «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об электронной цифровой подписи»);

– правовую основу для развития электронного документооборота («Об электронном документообороте»).

 
Разработка  и принятие новых нормативных  правовых актов, корректировка действующей  нормативной базы должны сопровождаться проведением научно-исследовательских  работ, направленных на уточнение основных правовых проблем в сфере ИТ и оптимальных путей их решения, систематическом мониторинге практики применения действующих нормативных правовых актов.

Основные усилия должны быть сосредоточены  на теоретическом осмыслении и практическом разрешении следующих принципиальных вопросов:

 
– возможность, целесообразность и границы применения зарубежного опыта правового  регулирования информационных отношений;

– пути решения новых правовых проблем, появившихся в связи с использованием сети Интернет;

– решение теоретических проблем  правового статуса информации как  объекта гражданских прав, введенного Гражданским кодексом Российской Федерации;

– допустимость и границы применения различных методов регулирования (в том числе саморегулирования) в информационной сфере.

 
Выводы  и рекомендации, полученные в ходе проведения указанных работ, должны быть положены в основу разработок перспективных законодательных  предложений, предусмотренных настоящей  Концепцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информатика: базовый курс/под ред. О.А. Акулов, Н.В. Медведев. – М., 2005.
  2. Основы информатики: Курс лекций/Р.С. Гиляревский – М.: 2003.
  3. ТиторенкоГ.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике, М., 1999.
  4. Мишенин А.И.Теория экономических информационных систем: Учебник. – М., 2003.
  5. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Пятибратова. – М., 2003.
  6. Информатика 3-е изд./А.Н. Степанов – СПб, 2002.
  7. Рагулин П.Г. Информационный технологии. Электронный учебник, Владивосток, 2004.
  8. http://www.mylect.ru/pravo/obsheepravo/562-nformatiommoe-pravo.html?showall=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Венгеров А.Б. Категория "информация" в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право, 1977, № 10. с.70-71; Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978,

[2] Бачило И.Л. О концепции правового обеспечения информатизации России // Законодательные проблемы информатизации общества. Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете. М. 1992. вып.52, с.4.

[3] Алексеев С. С. Основы правовой политики в России Курс лекций. Екатеринбург-Москва, 1995, с.49

[4] Гримм Д. Соотношение между юридическими институтами и конкретными отношениями. М, 1914, с. 7.

[7] Монахов В.И. Информация как предмет информационных споров// НТИ, 1999, №9.

[8] Лобанов Г. Маркетинговые услуги и себестоимость // Хозяйство и право, 1996, №11; Место договора на выполнение маркетинговых исследований в системе гражданско-правовых договоров // Юрист. 1999, № 8; Северин В.А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность // Законодательство. Право для бизнеса, 2000, №1.

[9] Социально- экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса/ Под ред. Плахотной . -М.: Из-во МГУ, 1992.. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: Из-во МГУ, 1993; Николаева Т.П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. Спб., 1999.

[10] Веретенников И.П.. Леонтьев Р.Г. Региональные корпорации в сфере телекоммуникаций: организационный аспект. Владивосток: Дальнаука, 1999.


Информация о работе Правовые проблемы использования информационных технологий в экономике