Разработка автоматизированной информационной системы по планированию себестоимости производства растениеводческой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является разработать автоматизированную информационную систему по планированию себестоимости производства растениеводческой продукции (на примере: овса, гороха, сахарной свеклы, картофеля и многолетних трав на сено).
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
- изучить понятие и виды современных корпоративных информационных систем;
- посмотреть преимущества и недостатки внедрения; подготовить пояснительную записку;
- спроектировать формы входных, промежуточных и выходных документов;

Файлы: 1 файл

Kursovoy_proekt.doc

— 981.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2. Основные сложности при внедрении КИС

 

Невнимание руководства к проекту, а также отсутствие реальной управляемости в компании - основные факторы провалов в большинстве неудачных проектов внедрения.

К преимуществам внедрения КИС следует отнести:

  1. получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений компании;
  2. повышение эффективности управления компанией;
  3. сокращение затрат рабочего времени на выполнение рабочих операций;
  4. повышение общей результативности работы за счет более рациональной ее организации.

Что касается основных причин неудач при внедрении КИС, респонденты - поставщики решений отметили следующие (в порядке убывания частоты упоминаний):

  1. неготовность компании к изменениям;
  2. недостаточный уровень управленческих знаний у руководящих специалистов заказчика;
  3. отсутствие у заказчика реальной потребности в системе;
  4. внедрением занимается только собственный ИТ-отдел;
  5. размытость целей и задач проекта, нечеткая формулировка заказчиком своих потребностей;
  6. отсутствие или слабая поддержка проекта руководством компании;
  7. сокращение бюджета в ходе внедрения.

Из перечисленных причин неудачных внедрений большая часть относится к проблеме менеджмента и готовности предприятия к принципиальным изменениям не только на уровне использования информационной системы, но и на уровне организационной структуры и бизнес-процессов.

 

    1. Обзор современных КИС

 

В ходе эволюции систем автоматизации управления предприятиями можно выделить четыре основных исторически сложившихся класса КИС, соотношение между которыми в самом общем виде представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные исторически сложившиеся классы систем управления предприятиями

 

Системы MRP (Material Requirements Planning) – это системы планирования требований на материалы, позволяющие оптимально загружать производственные мощности, и при этом закупать именно столько материалов и сырья, сколько необходимо для выполнения текущего плана заказов и именно столько, сколько возможно обработать за соответствующий цикл производства[5].

Основная идея MRP систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве. Главная задача MRP I — обеспечить гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов (комплектующих) в любой момент в рамках периода планирования наряду с возможным уменьшением текущих запасов, а следовательно, разгрузкой складов.

Основные недостатки MRP систем:

  • значительный объем вычислений и предварительной обработки данных
  • нечувствительность к кратковременным изменениям спроса
  • большое количество отказов из-за большой размерности системы и ее комплексности.
  • Преимущества MRP 1
  • MRP1 оперирует данными не о прошлом потреблении, а о будущих потребностях.
  • Снижение объема запасов, т. е. экономия финансов, площадей, персонала и т.д.
  • Повышение скорости оборачиваемости запасов.
  • Отсутствие задержек, вызванных нехваткой материалов.
  • Уменьшение количества срочных заказов.

Системы MRP II (Manufacturing Resource Planning) – это системы планирования производственных ресурсов. Основная цель - учитывать и анализировать все коммерческие и производственные события в производстве: всё то, что происходит в данный момент и всё то, что запланировано на будущее. Как только в производстве допущен брак, как только изменена программа производства, как только в производстве утверждены новые технологические требования, система мгновенно реагирует на произошедшее, указывает на проблемы, которые могут быть результатом этого, и определяет, какие изменения надо внести в производственный план, чтобы избежать этих проблем или свести их к минимуму.

Суть концепции MRP II состоит в том, что планирование производства строится на основе некоторого циклического алгоритма, представленного на рисунке 3.

Рисунок 3. Алгоритм производственного планирования по стандарту MRP II

 

На этапе бизнес планирования определяется миссия компании: её ниша на рынке, оценка и определение прибылей, финансовые ресурсы. Фактически, определяется, что компания собирается произвести и продать, и оценивает, какое количество средств необходимо инвестировать в разработку и развитие продукта, чтобы выйти на планируемый уровень прибыли. Выходом является бизнес-план.

На этапе планирования спроса формируется оценка объема и динамики продаж, чтобы был выполнен установленный бизнес-план.

Планирование продаж и производства преобразует бизнес-план и план спроса в планы продаж основных видов продукции (как правило, от 5-ти до 10-ти). Далее план продаж по видам продукции преобразуется в объёмный или объёмно-календарный план производства видов продукции. Для каждого вида изделия составляется своя собственная программа производства. Совокупность производственных программ для всех видов выпускаемых изделий, представляет собой производственный план предприятия в целом.

После этого этапа производится оценка, выполним ли полученный план, и если нет, то осуществляется возврат на начальный этап и планирование начинается заново. Формирование плана-графика выпуска продукции преобразует план производства в график выпуска продукции, представляющий собой среднесрочный объёмно-календарный план, задающий количества конкретных изделий (или партий) со сроками их изготовления.

В планировании потребностей в материальных ресурсах определяются в количественном выражении и по срокам потребности в материальных ресурсах, необходимых для обеспечения графика выпуска продукции. Входными данными являются спецификации изделий (состав и количественные характеристики комплектующих конкретного изделия) и размер текущих материальных запасов. А результатом работы является расписание закупки и/или внутреннего производства всех необходимых материалов и комплектующих.

В планировании потребностей в мощностях план производства преобразуется в конечные единицы загрузки рабочих мощностей (станков, рабочих, лабораторий и т.д.). Входными данными являются маршрутизация выпускаемых изделий и текущие заказы.

После этого этапа производится оценка, осуществим ли производственный план, и если нет, то осуществляется возврат на формирование план-графика выпуска продукции или на более поздние этапы алгоритма и планирование начинается заново.

Управление заказами клиентов выполняет сопоставление реальных потребностей клиентов с планами выпуска продукции.

В управлении на уровне производственного цеха формируются оперативные планы-графики длительностью от нескольких дней до месяца.

При оценке исполнения, по сути, оценивается реальное исполнение всех вышеперечисленных планов с тем, чтобы внести корректировки во все предыдущие циклы планирования. При этом можно обсуждать и решать возникающие проблемы с поставщиками комплектующих материалов, дилерами и партнерами, изменять отдельные планы, оказавшиеся невыполнимыми и подлежащие пересмотру.

С каждого из трёх последних этапов можно вернуться к любому из этапов планирования производственного процесса.

Преимущества MRP II:

  • улучшение обслуживания заказчиков за счет своевременного исполнения поставок;
  • сокращение цикла производства и цикла выполнения заказа, следовательно, более гибкая реакция на спрос;
  • сокращение незавершенного производства, т.к. работа не будет выдаваться, пока не потребуется “точно ко времени” для удовлетворения конечного спроса;
  • значительное сокращение запасов, что позволяет более экономно использовать складские помещения и сокращает расходы на хранение;
  • сбалансированность запасов – уменьшение дефицита и устаревших запасов;
  • повышение производительности, т.к. людские ресурсы и материалы будут использоваться в соответствии с заказами с меньшими потерями.

По существу, эти преимущества позволят одновременно добиться улучшения исполнения поставок, сокращения запасов, длительности циклов, текущих затрат и получить более высокую прибыль[5].

Следующий этап развития КИС представлен системами ERP (Enterprise Resources Planning) – это системы комплексного планирования ресурсов предприятия. Если системы MRP II используются для планирования исключительно ресурсов производства, то системы ERP занимаются планированием всех ресурсов предприятия (управление персоналом, заказами, финансами и т.д.). В рамках концепции ERP возможно управление корпорацией (и не только промышленной). Для этого реализовано управление дочерними предприятиями. Возможности, заложенные в стандарте MRP II, были распространены на предприятия, работающие в различных областях деятельности. Это представлено на рисунке 4.

ERP-система – это набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированную информационную среду (ИИС) для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия. Основой ИИС являются именно ERP-системы [3].

Преимущество ERP-систем состоит в том, что они более универсальны, поскольку могут с равным успехом использоваться как на промышленных предприятиях, так и в банках, страховых компаниях, образовательных учреждениях, то есть в организациях с принципиально различной спецификой работы[6].

Назначение ERP-системы — достичь согласованности в работе различных подразделений компании, что позволяет значительно снизить административные издержки и устранить проблему интеграции данных для разных приложений, поскольку все предприятие работает с единой системой.

Рисунок 4. Развитие концепции ERP из стандарта MRP II

 

По сравнению с системами MRP II в системах ERP появились развитые средства управления финансами и персоналом, развитые средства поддержки принятия решений, средства конфигурирования и интеграции с приложениями других типов. В системах ERP появились механизмы управления, предназначенные не только для компаний, функционирующих в одной стране, но и для транснациональных корпораций, включая поддержку нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учета и отчетности.

Предложенная в 2000 году аналитиками Gartner Group концепция систем ERP II в своей основе содержат идею выхода за рамки задач по оптимизации и автоматизации процессов внутри предприятия, присущих концепции ERP. Новая парадигма предполагает более глубокую и богатую модель взаимодействия между компаниями. Позволяет предприятию "разделять" свою информацию и на этой основе сотрудничать с другими компаниями в рамках совместной коммерции.

Используемые в составе ERP II средства электронного бизнеса являются своего рода "клеем", объединяющим предприятия в глобальной экономике. Концепция ERP II позволяет работать в рамках электронного бизнес сообщества.

Общая схема систем ERP II представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Общая схема системы ERP II

 

ERP II - Оптимизации управления ресурсами предприятий. В ERP II-системы включены функциональные компоненты электронного бизнеса:

  1. SRM (Supplier Relationship Management) - система управления взаимоотношениями с поставщиками (снабжение) для закупок ресурсов;
  2. CRM (Customer Relationship Management) - система управления связями с клиентами для сбыта и реализации продукции;
  3. SCM (Supply Chain Management) - система управления логистическими цепочками для доставки ресурсов или продукции;
  4. BI (Business Intelligence) - система бизнес-аналитики для формирования аналитических отчетов и оценки бизнес-процессов;
  5. PLM (Product Lifecycle Management) - система управления жизненным циклом продукта;
  6. HRM (Human Resource Management) - система управления человеческими ресурсами;
  7. Financials - система управления финансами со стороны различных участников процесса (финансового директора, менеджера, инвестора, сотрудника);
  8. Mobile Business (мобильный бизнес) - система обеспечения прозрачности местоположения участников бизнеса в мировом масштабе;
  9. KM (Knowledge Management) - система управления знаниями о бизнесе (извлечение знаний из накопленных фактов); и др[3].

Виды комплексных систем управления предприятием:

  • R/3 фирмы SAP
  • Система «Галактика»
  • 1С: Управление предприятием
  • Парус
  • Oracle E-Bisiness Suite
  • Microsoft Business Solutions Axaptra
  • BaanERP

Компания SAP - германская компания, производитель программного обеспечения для организаций. Самый известный продукт компании - ERP-система SAP R/3, ориентированная на крупные и средние предприятия. Буква R из R/3 является начальной буквой слова «Realtime» и означает немедленную проводку и актуализацию данных, которые в рамках интеграции немедленно доступны всем заинтересованным отделам предприятия. Цифра 3 означает, что в системе реализована архитектура клиент/сервер приложений/система управления базами данных (трёхзвенная модель)[10].

Система SAP R/3 состоит из набора прикладных модулей, которые поддерживают различные бизнес-процессы компании и интегрированы между собой в масштабе реального времени:

Информация о работе Разработка автоматизированной информационной системы по планированию себестоимости производства растениеводческой продукции