Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:11, дипломная работа
Для организации эффективной работы ИТ-отдела в компаниях малого и среднего бизнеса необходимо специализированное ПО, разработанное с учетом особенностей небольших ИТ отделов.
Задачей дипломного проекта была разработка ПО для организации работы небольших ИТ-отделов. Для этого необходимо:
Провести анализ и выявить особенности работы ИТ-отделов в компаниях малого и среднего бизнеса.
Рассмотреть существующие методологии и подходы к организации ИТ инфраструктуры.
1.Введение 4
2. Общая часть проекта 6
2.1 Особенности компаний с небольшими ИТ отделами 6
2.1.1 Особенности небольших ИТ-отделов. 6
2.1.2 Различия между крупными и небольшими ИТ-отделами. 7
2.1.3 Организации эффективной работы ИТ-отдела. 7
2.1.4 Особенности решения задач по организации эффективной работы ИТ-отдела в компаниях малого и среднего бизнеса. 8
2.2 Методологии и подходы к организации ИТ инфраструктуры. 8
2.2.1 Существующие подходы к управлению ИТ отделом. 8
2.2.2 Выбор подхода к управлению ИТ для разрабатываемого ПО 12
2.2.3 Применение ITIL в компаниях малого и среднего бизнеса 14
2.2.4 Служба Service Desk 16
2.2.5 Процесс управления инцидентами (Incident Management) в компаниях малого и среднего бизнеса. 17
2.2.6 Процесс управления проблемами (Problem Management) в компаниях малого и среднего бизнеса. 22
2.2.7 Процессы управление изменениями и релизами (change management, release management) 23
3. Специальная часть проекта 26
3.3 Разработка программного обеспечения для организации работы ИТ подразделения в компаниях малого и среднего бизнеса. 26
3.3.1 Обзор существующего ПО 26
3.3.2 Сравнение и выбор ПО. 33
3.3.3 STTS 35
3.3.4 Служба Service Desk. 36
3.3.4 Русификация STTS на основе рекомендаций ITIL. 39
3.3.5 Реализация процесса управления инцидентами (Incident Management) 40
3.3.6 Реализация процесса управления проблемами (Problem Management) 52
3.3.7 Выводы 55
4. Охрана труда. 56
4.1 Введение 56
4.2 Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияние на пользователей. 57
4.3 Методы и средства защиты пользователей от воздействия на них опасных и вредных факторов. 61
Выводы 70
Заключение 71
Список литературы 72
FITS (Framework for ICT Technical Support) основан на библиотеке ITIL, но переработан под нужды школ. FITS является набором инструментов разработанных для помощи техническому штату школы, в управлении и поддержки ICT в структурированной и эффективной форме.
Среди множества рассмотренных методов, рекомендаций и стандартов по управлению ИТ инфраструктурой, таких как: ITIL v2, ITIL v3, CobIT, CMMI, ISO/IEC 20000, ISO/IEC 38500, ASL, MSM, ISPL и FITS для разработки ПО за основу решено взять ITIL. ПО для организации ИТ процессов на основе принципов библиотеки ITIL позволит решить поставленные задачи в компаниях малого и среднего бизнеса.
Несмотря на то, что ITIL изначально направлен на организацию работы ИТ подразделений в крупных компаниях, с достаточно большими ИТ отделами, он является наиболее известным и авторитетным собранием лучших практик. Учитывая особенности небольших ИТ отделов, можно достичь полезных и наглядных результатов в улучшении качества предоставляемых сервисов и сокращению затрат на них и увеличению скорости реакции на возникающие инциденты.
Остальные методы для разработки ПО ориентированного на компании с небольшим ИТ-отделом не подходят по разным причинам:
В небольших ИТ-отделах необходимо, чтобы весь спектр задач был охвачен небольшим штатом сотрудников. В большинстве случаев, число ролей больше чем число сотрудников в организации.
Объединить и приспособить различные процессы в рамках небольшой организации можно:
Каждая функция ITSM состоит из составляющих ее задач. ITIL объясняет, как они взаимодействуют друг с другом. Но часть из них для небольших организаций должна быть пересмотрена и сокращена. Некоторые аспекты ITSM одинаковы для различных организаций, но часть из них наиболее заметны в небольших организациях. К примеру, индивидуальные качества отдельных сотрудников (их знания и опыт). Важно построить решение, которое соответствует требованиям организаций с небольшими ИТ-отделами.
Рис.1 ITIL
Основной частью ITIL являются десять базовых процессов, обеспечивающих поддержку и предоставление ИТ сервисов.
Для организации эффективной работы ИТ-отдела в компаниях малого и среднего бизнеса решено внедрить самые необходимые и значимые процессы
ITIL:
Кроме того, в структуре процессов ITSM крайне важную роль играет служба поддержки пользователей — Service Desk, которую также необходимо внедрить.
Неотъемлемой частью процессной организации по ITSM является Service Desk — подразделение (в терминологии ITIL «функция»), обеспечивающее единую и единственную точку входа для всех запросов конечных пользователей и клиентов и унифицированную процедуру обработки запросов. Зачастую внедрение процессного подхода к предоставлению услуг начинается именно с внедрения Service Desk.
Структура Service Desk и выделяемые им взаимосвязи определяются количеством и важностью предоставляемых услуг, а так же структурными и функциональными особенностями организации. Но если в организации происходят изменения, пользователи продолжают работать с Service Desk так же как и раньше, сохраняя сложившиеся правила без изменений.
В обязанности сотрудников Service Desk входит:
При этом все сотрудники компании должны обладать знаниями достаточными для понимания корректной отработки заявок.
Цель процесса управления инцидентами — скорейшее восстановление нормального функционирования сервиса в соответствии с Соглашением об уровне услуг (SLA) и минимизация воздействия отказа на жизнедеятельность бизнеса. [20]
Инцидент - незапланированное прерывание ИТ-услуги или снижение качества ИТ-услуги. Сбой конфигурационной единицы, который еще не повлиял на услугу, также является инцидентом.
Service Level Agreement (SLA) - соглашение между поставщиком ИТ-услуг и заказчиком. SLA описывает ИТ-услугу, документирует целевые показатели уровня услуги, указывает зоны ответственности сторон: поставщика ИТ услуги и заказчика. Один SLA может распространяться на множество ИТ-услуг или множество заказчиков.
Внедрение процесса управления инцидентами и Service Desk позволит:
Внутри компании и среди ее клиентов необходимо выделять «супер пользователей» (Local System Administrators (LSA)) из пользовательского штата (рис.9). Суперпользователь – пользователь, который имеет дополнительную подготовку и компетенции, и используется в качестве коммуникационного канала связи между пользователями и Service Desk, что позволит: [21]
Для более производительной работы LSA должен вести учет инцидентов, которые открывались и были решены. Для выполнения данной задачи необходимо чтобы LSA имели доступ к данным инцидентам.
Рис.2 LSA
Исходя из этого в ПО необходимы следующие возможности:
- При открытии
инцидента должна быть
- LSA должны иметь доступ к решенным ранее инцидентам.
- Необходимы
фильтры позволяющие
Рис.3 Service Desk
Вероятно, у
небольшой компании не будет возможности
оправдать укомплектование
Приоритет - термин, используемый для понимания относительной важности инцидента или проблемы. Приоритет базируется на влиянии и срочности и используется для определения требуемого времени обработки.
Процедуры не должны
быть сложными для восприятия клиентов.
Нет необходимости в сложной
структуре классификации
Инциденты должны оцениваться по степени воздействия на функционирование бизнеса, который они поддерживают, а не по сложности их решения.
Например: не работающий принтер - обычный инцидент для решения с точки зрения ИТ отдела. Однако для бизнеса это может быть крайне критичным инцидентом в конце месяца, когда необходимо сдавать отчетность. Необходимо подробно описать уровни каждого приоритета для точного определения значимости каждого отдельного инцидента.
Для компаний малого и среднего бизнеса решено использовать упрощенную систему приоритезации инцидентов, состоящую из трех уровней.
Эскалация - деятельность, направленная на получение дополнительных ресурсов, когда это необходимо для достижения показателей уровня услуги или ожиданий заказчиков.
Существует
два типа эскалации: функциональная
эскалация и иерархическая
Цель процесса управления проблемами - минимизация воздействия инцидентов и проблем на жизнедеятельность бизнеса, предупреждение и уменьшение количества инцидентов (недопущение проблем в будущем).
В процессе работы будут возникать проблемы, требующие изучения. (серьезные инциденты, схожие между собой, наблюдающиеся с определенной тенденцией)
Внедрение данного процесса позволит:
Для процесса управления
проблемами в компаниях малого и среднего
бизнеса нет необходимости содержать
отдельных сотрудников. В связи с этим
обязанности по управлению данным процессом
могут взять на себя имеющиеся сотрудники
ИТ отдела.