Разработка и реализация уроков информатики направленных на развитие алгоритмического мышления учащихся 9 «Г» классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

XXI век называют эрой информационных технологий. Какие бы задачи ни решал сейчас ученый или специалист, для него очень важно уметь грамотно обрабатывать информацию: искать, отбирать, анализировать и использовать ее. Именно поэтому ему не обойтись без знания информатики. Применение ЭВМ позволяет теперь переложить часть этой обработки на автоматические устройства, способные работать без участия человека, со скоростью в миллионы раз превышающей скорость обработки информации человеком.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ …7
1.1 Общее понятие о мышлении 7
1.2 Компоненты и свойства алгоритмического мышления 11
1.3 Значение алгоритмического мышления в процессе обучения 16
1.4 Методические аспекты развития алгоритмического мышления
на уроках информатики 20
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ
КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 38
2.1 Анализ условий и опыта работы учителей МОУ СОШ №2
г. Свободного по развитию алгоритмического мышления у
учащихся средних классов на уроках информатики 38
2.2 Диагностика уровня развития алгоритмического мышления
учащихся 9 «Г» класса 40
2.3 Разработка и реализация уроков информатики направленных
на развитие алгоритмического мышления учащихся 9 «Г»
классов 45
2.4 Контрольный этап 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Файлы: 1 файл

ГУЖВИНСКАЯ.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Наступление третьего этапа  и влечет за собой проникновение  в информатику элементов философии, лингвистики, психологии, семантики, семиотики  и т.д. А это, в свою очередь, влечет за собой изменение в целом  методики обучения, появляется необходимость разработки новых частных методик и технологий.

Таким образом, все изменения, которые происходят с методической системой обучения информатике –  это следствие перехода от индустриального  к информационному обществу. Информационное общество – это качественно иные отношения, это новое содержание деятельности членов общества и, следовательно, – новое содержание образования. Изменение содержания образования влечет за собой изменение средств и методов обучения и организации учебного процесса.

Четвертый момент: революционность времени еще выражается в появлении новых педагогических технологий, способствующих внедрению передовых средств и методов в обучении. Прежде всего, это касается технологий развивающего обучения. Самым популярным, на сегодняшний день, является технология, в основе которой лежит содержательное обобщение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Данная технология затрагивает, в основном, внешние качества ребенка, не используя богатый внутренний мир человека. Эти проблемы были решены в личностно - ориентированной технологии, где при изложении любого теоретического материала используют субъектный опыт школьника (И.С. Якиманская). Прогрессивные подходы предложены в методологии эвристического обучения, когда ученики, совместно с учителем, выстраивают собственную образовательную траекторию (А. В. Хуторской).

Выбор той или иной технологии обусловлен, прежде всего, личностью  самого педагога, нельзя искусственно навязывать человеку те или иные методы работы, пусть даже и достаточно прогрессивные. Необходимо пропустить через себя любые предлагаемые технологии, чтобы в процессе деятельности действия учителя выглядели естественно (были личностно окрашены), без физического и психологического напряжения. Но определенные требования к деятельности учителя информатики все же существуют, что может быть выражено в принципах: организационных, деятельностных, содержательных и т.д. Мы рассмотрим основные моменты организации учебной деятельности на уроках информатики, свойственные развивающему обучению.

К основным организационным  принципам при обучении информатике относятся:

1. Принцип мотивации учебной  деятельности. Для хорошего усвоения  материала необходимо наличие  внутренней мотивации у школьника  на получение качественных знаний, при этом, учитель формирует среду и создает условия для формирования внешней (по отношению к ученику) мотивации. Причем, внешняя мотивация является основой для построения учебного процесса.

2. Принцип целенаправленного  планирования собственной учебной  деятельности. Поэтапное формирование алгоритмического мышления, как одна из педагогических задач учителя информатики, должна перерасти в данную компетентность. Умелое планирование собственной учебной деятельностью позволит в дальнейшем эффективно планировать и выстраивать собственную жизнь.

3. Принцип самоконтроля  и ответственности за свои  учебные достижения. Немаловажным  фактором развития личности является  формирование ответственности каждого  за результаты своей деятельности, которая должна перерасти к ответственности  в профессиональной деятельности.

4. Принцип системного  анализа учебного процесса (принцип  рефлексии на собственную деятельность). Этот принцип обусловлен необходимостью  соотнесения цели своей деятельности  и полученного или получаемого  результата, когда идет анализ проблем возникающих в процессе обучения.

5. Принцип системного анализа своих учебных достижений (принцип рефлексии на учебные достижения). Всесторонний анализ позволяет выявить и определить наиболее эффективные пути достижения поставленной цели, и закрепить способы деятельности, дающие положительный постоянный результат).

К деятельностным принципам  относятся следующие:

1. Принцип осознания условия и содержания учебной задачи.

2. Принцип осознания двух независимых результатов от процесса решения учебной задачи: первый результат – осознание цели выполнения данной учебной задачи как результата своей учебной деятельности (например, освоен новый способ мышления, новый способ решения задачи и т.д.), второй результат - получен правильный или неправильный ответ.

3. Принцип осознания способа выполнения отдельных действий и системы способов выполнения задачи в целом (абстрагирование, теоретическое мышление, системный анализ, формализация, моделирование, сравнительный анализ и т.д.).

4. Принцип системного анализа хода решения задачи.

5. Принцип поиска альтернативных решений.

6. Принцип поиска оптимального решения.

7. Принцип сотрудничества, заключающийся во взаимопомощи учащихся в процессе решения, в формировании умения школьника сформулировать препятствие, проблему, почему не «получается» процесс решения. Развитие проистекает не столько от решения собственно задачи, сколько от сотрудничества. Термин «сотрудничество» определяет  характер помощи, которую учитель может оказывать ученику при затруднении.

К основным содержательным принципам при обучении информатики относятся:

1. Принцип системности,  который говорит о том, что  нельзя выхватывать из той  или иной системы обучения  отдельные задания и принципы  и затем свидетельствовать о  том, что система «не работает».  Использование отдельных принципов той или иной системы может привести к обратному результату.

2. Принцип высокого  уровня трудности учебных задач.  Этот принцип нельзя понимать  буквально, только как увеличение  сложности задачи. Здесь имеется  в виду, что каждая последующая задача должна быть для конкретного ученика труднее предыдущей, которую он самостоятельно решил. Трудность задачи не должна превышать возможностей учащегося, но должна быть на «пределе» его возможностей, так как именно в преодолении трудностей происходит развитие. Без напряжения интеллектуальных и духовных сил человека развития не происходит.

3. Принцип соблюдения  меры трудности. Этот принцип  неразрывно связан с предыдущим  принципом, несоблюдение которого  может принести большой вред  и вызвать стрессовое состояние, депрессию, которая обычно проявляется в тревожном состоянии, слезливости «без причины», ощущении «выжатого лимона», в нетерпении, раздражительности, недоверии к окружающим, заниженной самооценке, охлаждении к учебе и т.д.

4. Принцип ведущей роли теоретических знаний – это важнейший принцип развивающего обучения в старшем школьном возрасте, который, однако, не означает сплошное изучение теорий, формулирование законов и т.д. Это означает, что учащиеся ведут наблюдение за учебным материалом и учебным процессом, целенаправленно и осознано выделяют своим вниманием связи и зависимости в самом учебном материале. Учитель подводит учеников к пониманию отдельных закономерностей, раскрытию существенных связей и отношений между элементами изучаемого материала, что, как показывает практика, является одним из любимых элементов учебной деятельности школьников. Если сосредоточить внимание школьников лишь на усвоении правил и законов без выработки «навыков теоретического обобщения – значит, задерживать их развитие».

5. Принцип организации  осознания процесса учения, что  означает целенаправленные усилия  учителя на осознание не только  объекта познания, но и процесса  познания. Соблюдение этого принципа  способствует формированию правильного  взаимоотношения учащихся с окружающей действительностью.

6. Принцип ускорения, который означает, что если учителю удастся реализовать все принципы развивающего обучения, то проявляется как бы дополнительный эффект – ускорение процесса обучения учащихся. Происходит это вследствие освоения способов деятельности (в том числе мыслительной, умственной), а не просто освоения отдельных знаний (фактов, событий и пр.). Здесь происходит смещение акцентов, когда внимание обращено именно формирование способов деятельности, чем целенаправленного формирования элементов знания. Такой подход многократно увеличивает эффект обучения.

7. Принцип сотрудничества  и доверия – это совершенно  обязательный принцип развивающего  обучения, несоблюдение которого  сводит на нет усилия педагога. Общение – это один из видов  человеческой деятельности, в процессе  которого происходит развитие человека. «Личность школьника формируется не путем усвоения правил поведения – он может их принять и не принять, не путем наказания и оценок – он может к ним приспособиться, «в реальных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается». В общении в учебном процессе складываются и проявляются чувства совести, чести, порядочности, благородства, доброты, сочувствия и уважения друг к другу.

Развивающий эффект урока (обучения в целом) может быть весьма различным.  В одном случае – развитие является, второстепенны результатом обучения, когда весь ход урока подчинен задаче усвоения знаний, умений и навыков. Это и происходит обычно в процессе традиционного обучения. В процессе заучивания или освоения навыков происходит непроизвольный процесс развития. Так, например, если цель урока изучить главные понятия информатики, такие как «информация», «объект», «структура», «система» или «алгоритм», которые являются не конкретными, а обобщающими понятиями, развитие мышления происходит самостоятельно.

Существует  мнение, что организация развивающего обучения – сложная задача. Нет, не сложнее организации традиционного  урока, если учитель понимает, что  надо делать. Развивающее обучение – это непременное условие организации образовательного процесса в информационном обществе.

Целью общеобразовательного курса «Информатика» является не только формирование определенных знаний, умений и навыков – с такой  задачей прекрасно справляются  учителя информатики, использующие обычные традиционные методики и технологии, нас интересует, прежде всего, развитие школьника.

Насколько скоро  в целях обучения информатике  заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления, то есть мышления теоретического, то тогда мы обязаны четко определить для себя объект педагогического воздействия (личность и ее мышление) и найти профессиональные средства воздействия именно на личность, на ее психологические характеристики, а не только на способы формирования знаний, умений и навыков. Учителю следует понимать и все время помнить, что мышление не есть что-то совершенно самостоятельное и независимое, а есть элемент целостной системы «личности».

Также важно  понимать и учитывать в процессе обучения информатики, что мышление – это умственный процесс, процесс  интерпретации того, что воспринято. Это значит, что даже одинаково  воспринятое понимается по-разному, то есть в процессе мышления происходит интерпретация воспринятого в зависимости от целого ряда факторов: возраста, образования, мировоззрения, жизненного опыта и т.д. В соответствии с типологической моделью К.Г. Юнга, мышление представляет собой одну из базовых функций, используемых личностью для психологической ориентации в пространстве и во времени. Мышление тесно связано с «чувством», которое относится к разряду рациональных функций личности, при этом мышление является ведущей функцией, а чувство – подчиненной.

Не будем  глубоко погружаться в психологию, возьмем лишь из нее важное для настоящего методического пособия: мышление есть деятельность, которая делится на активную мыслительную деятельность и пассивную мыслительную деятельность,  каждая из которых выполняет свою важную функцию. Активная мыслительная деятельность (мышление) есть волевое действие, когда личность подвергает содержание своих представлений волевому акту суждения, в котором проявляется мировоззрение и менталитет личности. Пассивная мыслительная деятельность совершается как бы сама по себе и есть как бы непроизвольно случившийся факт. В процессе пассивного мышления на уровне подсознания формируются и проявляются понятийные связи, формируются суждения, которые подчас могут противоречить осознанному пониманию чего-либо, противоречить намерению и цели личности. Проявляется это в виде сомнений, колебаний, «внутреннего диалога» и т.д.

Мы можем  целенаправленно управлять только активной мыслительной деятельностью, под которой будем понимать активное мышление, в смысле целенаправленного  «связывания» представлений при помощи понятий, то есть  акт осознанного формирования суждения.  Будем иметь в виду и введенные К. Г. Юнгом понятия «направленное» и «фантазирующее мышление» для описания разнообразных форм умственной деятельности и различных способов, с помощью которых психическое выражает самое себя.

Письменная  или устная речь – это и объекты  нашего внимания со своими свойствами и признаками и процессы ввода/вывода информации. Способы представления (ввода/вывода) информации в данном контексте не ограничиваются устной и письменной речью – все виды искусства являют собой великое разнообразие способов представления информации, или здесь имеются в виду  все возможные виды явного выражения представлений человека о мире, в котором он живет и о чувствах, которые он испытывает.

Учителю информатики  на современном этапе развития содержания и методической системы обучения информатике необходимо четко уяснить  для себя: что я, учитель информатики, хочу изменить в ходе своих уроков информатики, как хочу организовать урок, какие задачи подберу, что скажу ученикам, какие задания дам на дом, как организую взаимодействие учащихся между собой и т.д., чтобы целенаправленно воздействовать не только на их знания, умения и навыки в области информационных технологий или программирования, а чтобы воздействовать на их развитие, то есть на мышление. Что и как следует делать на уроке, чтобы изменить способы мышления, и как потом убедиться, что в процессе этого осознанного воздействия на личность посредством вышеперечисленных приемов и способов произошли именно те, планируемые изменения мышления, а не просто, чтобы изменилось количество знаний, умений и навыков.

Информация о работе Разработка и реализация уроков информатики направленных на развитие алгоритмического мышления учащихся 9 «Г» классов