Разработка и реализация уроков информатики направленных на развитие алгоритмического мышления учащихся 9 «Г» классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

XXI век называют эрой информационных технологий. Какие бы задачи ни решал сейчас ученый или специалист, для него очень важно уметь грамотно обрабатывать информацию: искать, отбирать, анализировать и использовать ее. Именно поэтому ему не обойтись без знания информатики. Применение ЭВМ позволяет теперь переложить часть этой обработки на автоматические устройства, способные работать без участия человека, со скоростью в миллионы раз превышающей скорость обработки информации человеком.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ …7
1.1 Общее понятие о мышлении 7
1.2 Компоненты и свойства алгоритмического мышления 11
1.3 Значение алгоритмического мышления в процессе обучения 16
1.4 Методические аспекты развития алгоритмического мышления
на уроках информатики 20
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ
КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 38
2.1 Анализ условий и опыта работы учителей МОУ СОШ №2
г. Свободного по развитию алгоритмического мышления у
учащихся средних классов на уроках информатики 38
2.2 Диагностика уровня развития алгоритмического мышления
учащихся 9 «Г» класса 40
2.3 Разработка и реализация уроков информатики направленных
на развитие алгоритмического мышления учащихся 9 «Г»
классов 45
2.4 Контрольный этап 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Файлы: 1 файл

ГУЖВИНСКАЯ.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.5 Сравнительная диаграмма количества решенных задач

Выводы по 2 главе.

Представленные  данные говорят о том, что у  большинства учащихся 9-го «Г» класса уровень развития алгоритмического мышления повысился. Однако, уровень  развития алгоритмического мышления во второй подгруппе на уроках информатики повысился в большей степени чем у первой подгруппы, благодаря использования специально разработанных уроков. Проведенные уроки благоприятно сказались на уровне развития алгоритмического мышления. Необходимо добавить, что работу по развитию алгоритмического мышления следует продолжать применять, чтобы достичь устойчивых результатов не только в информатике, а также по другим предметам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Внедрение компьютерной техники во все сферы жизни  человека требует от него определенных знаний полученных в курсе информатики и ИКТ. В настоящее время учебный курс информатики изучается во всех средних учебных заведениях, вузах и колледжах. При этом тенденция к распространению этого курса в сфере образования продолжает расти. Причина  заключается в том, что сегодня в обществе существует достаточно серьезная и устойчивая социальная потребность в изучении информатики, а главное — в использовании информационных технологий в повседневной деятельности.

В процессе исследования данной темы мы установили, что курс обучения алгоритмике и программированию рассчитан не только на обучение и изучение главных аспектов работы с компьютером и программирования, но и на развитие различных стилей мышления учащегося: логический, алгоритмический, объектный, объектно-ориентированный. Существует множество различных методик преподавания курсов алгоритмики и программирования, но все они рассчитаны на человека, способного мыслить алгоритмически верно.

Решение любой  задачи практической или теоретической  подразумевает использование определенного алгоритма решения той или иной задачи, исход которой определяет умение мыслить алгоритмически и понимать, что выполнение действий алгоритма напрямую зависит от понимания сути поставленной задачи.

Проанализировав использованную литературу, мы выявили главную цель курса алгоритмики в средних классах: развитие алгоритмического подхода к решению задач, формирование представлений об информационной картине мира, практическое освоение компьютера. И его главную задачу: развитие алгоритмического, логического (комбинаторного) мышления учащихся. Результат достигается путём практического овладения учащимися технологий постановки и решения задач.

Полученные  данные говорят о том, что у большинства учащихся 9-го «Г» класса уровень развития алгоритмического мышления повысился. Однако, уровень развития алгоритмического мышления во второй подгруппе на уроках информатики повысился в большей степени чем у первой подгруппы, благодаря использованию специально разработанных уроков. Проведенные уроки благоприятно сказались на уровне развития алгоритмического мышления. Необходимо добавить, что работу по развитию алгоритмического мышления следует продолжать применять, чтобы достичь устойчивых результатов не только в информатике, а также по другим предметам.

 Таким образом, цель работы: изучение алгоритмического стиля мышления учащихся средних классов достигнута,  задачи:

1) анализ научно – методической литературы по теме исследования;

2) выявление основных методических приемов развития

алгоритмического  мышления на уроках информатики;

3) выявление возможностей развития алгоритмического мышления на уроках информатики.

Выдвинутая гипотеза: Развитие алгоритмического мышления  учащихся на уроках информатики будет эффективным, если:

  • материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • учащиеся явятся активными участниками в разработке задач на

        развитие алгоритмического мышления;

  • учитель владеет знаниями по развитию мышления, нашла свое подтверждение.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.
  2. Атахов, Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995.
  3. Ваграменко, Я.А «Педагогический виртуальный университет: основные задачи, принципы построения, структура информационных ресурсов» / Я.А. Ваграменко, Б.И. Зобов, А.П. Осипов // Педагогическая информатика, 2002. – №7. – с.55-60.
  4. Василевский, А. Б. Обучение решению задач по математике. Минск, 1988.
  5. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.  Выготский – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224 с.
  7. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев – М: ООО «Изд-во «Вербум-М», 2003. – 432 с.
  8. Гусева, О.Л. Одна задача - два решения / Е.В. Гусев, Н.Н. Миронова // Информатика и образование, 2000. – №8. – с. 15-19.
  9. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  10. Дубровина, И.В. Психология, 1999 г.
  11. Единый государственный экзамен 2008. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007 – 120 с.
  12. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П. Я. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
  13. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов / И. Ю. Гусева. – СПб.: Тригон, 2008. – 120 с.
  14. Ершов, А.П. Компьютеризация школы и математическое образование / А.П. Ершов // Информатика и образование, 1992. №5-6.с.3-12.
  15. Завалишина, Д.Н. О механизмах оперативного мышления / Д.Н. Завалишина, В.Н. Пушкин / Вопросы психологии, 1964. – №3. – с.87. 
  16. Звонкин, А.К. Алгоритмика 5-7 класс.
  17. Информатика. Задачник - практикум в 2 т. Т.1 / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. – 180 с.
  18. Информатика: энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д.А. Поспелов. М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 408 с.
  19. Касаткин, В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя / В.Н. Касаткин. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
  20. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  21. Колягин, Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи.
  22. Кострикина, Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. М., 1991
  23. Кормэн, Т.Х. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Х. Кормэн, Ч. И. Лейзерсон, Р. Л. Ривест. – М.: МЦНМО, 2000. – 960 с.
  24. Корнеева, Т.Б. Методологические основы создания элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» на профильном уровне // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-4.htm.
  25. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н.И. Чуприковой. – М.: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 1998. – 416 с.
  26. Котов, В. М. Информатика: методы алгоритмизации: 10-11 классы / В. М. Котов, О. И. Мельников. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 221 с.
  27. Людмилов, Д. С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике. Пермь, 1975.
  28. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  29. Менчинская, Н.А. Мышление в процессе обучения, 1989 г.
  30. Методика преподавания инфо<span class="dash041

Информация о работе Разработка и реализация уроков информатики направленных на развитие алгоритмического мышления учащихся 9 «Г» классов