Разработка и реализация уроков информатики направленных на развитие алгоритмического мышления учащихся 9 «Г» классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

XXI век называют эрой информационных технологий. Какие бы задачи ни решал сейчас ученый или специалист, для него очень важно уметь грамотно обрабатывать информацию: искать, отбирать, анализировать и использовать ее. Именно поэтому ему не обойтись без знания информатики. Применение ЭВМ позволяет теперь переложить часть этой обработки на автоматические устройства, способные работать без участия человека, со скоростью в миллионы раз превышающей скорость обработки информации человеком.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ …7
1.1 Общее понятие о мышлении 7
1.2 Компоненты и свойства алгоритмического мышления 11
1.3 Значение алгоритмического мышления в процессе обучения 16
1.4 Методические аспекты развития алгоритмического мышления
на уроках информатики 20
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ
КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 38
2.1 Анализ условий и опыта работы учителей МОУ СОШ №2
г. Свободного по развитию алгоритмического мышления у
учащихся средних классов на уроках информатики 38
2.2 Диагностика уровня развития алгоритмического мышления
учащихся 9 «Г» класса 40
2.3 Разработка и реализация уроков информатики направленных
на развитие алгоритмического мышления учащихся 9 «Г»
классов 45
2.4 Контрольный этап 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Файлы: 1 файл

ГУЖВИНСКАЯ.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.1

Имя учащегося

Количество правильных ответов

Контрольная группа

Первая задача

Вторая задача

Третья задача

10

Сергей Н.

2

0

2

11

Яна Л.

1

0

2

12

Иван П.

3

3

2

Экспериментальная группа

Первая задача

Вторая задача

Третья задача

1

Ксения А.

5

4

5

2

Татьяна А.

4

4

4

3

Андрей Б.

2

1

2

4

Никита В.

1

2

2

5

Настя В.

2

3

3

6

Владислав Г.

3

3

2

7

Юрий Г.

3

4

3

8

Роман Д.

3

3

3

9

Владислав И.

1

2

1

10

Анна К.

2

2

3

11

Эльчин М.

5

5

4

12

Яна С.

2

2

1


 

Исходя из полученных данных, мы можем предположить, что  у учащихся данного класса не достаточно развитый уровень алгоритмического мышления. Стоит заметить, что количество правильно выполненных заданий в обеих группах почти одинаково. Один учащийся из контрольной группы и двое из экспериментальной группы выполнили большую часть заданий к трем задачам. Многие учащиеся не справились даже с половиной задания, хотя мы разбирали на примере ход выполнения задания. Данные из таблицы 2.1 мы представили в виде диаграммы (рисунок 2.1)

Рисунок 2.1. Распределение учащихся в группах по количеству правильных ответов по результатам первой части эксперимента

 

2.3 Разработка и реализация уроков информатики

направленных  на развитие алгоритмического мышления

 учащихся  средних классов

 

 

После проведения первого этапа эксперимента, мы приступили ко второму этапу эксперимента. Контрольная группа обучалась в соответствии с программой. Учащиеся начали изучать тему «Алгоритмы». В экспериментальной группе мы проводили специально разработанные уроки в соответствие с основными компонентами алгоритмического стиля мышления, предложенные Н.В. Софроновой. На каждом уроке мы подробно рассматривали компоненты алгоритмического мышления, а так же изучали новый материал в соответствие с календарно-тематическим планом.

На формирующем этапе  нами были разработаны и проведены  уроки информатики, позволяющие развить алгоритмическое мышление у учащихся  9 «Г» класса.

Урок № 1.

Тема: «Алгоритмическая структура «ветвление»» (Приложение 2)

Цель: изучить новый материал, и закрепить его на наглядных примерах.

Задачи  урока:

1. Образовательная – дать представление о понятии ветвления.

2. Развивающая – развивать усидчивость.

3. Воспитательная – формировать чувство толерантности, воспитать дисциплинированность на уроке, привить умение слушать, анализировать и сопоставлять

План урока:

  1. Орг. Момент
  2. Повторение
  3. Изучение нового материала
  4. Домашнее задание
  5. Итог урока.

Урок начался  с объяснения нового материала. На начальном  этапе урока мы повторили тему прошлого занятия, ребята вспомнили  основные понятия, привели примеры. Далее мы с ребятами обсудили, что такое алгоритм и виды алгоритмов. Этот урок строился на базе знаний детей, которые они получили ранее с учетом введения новых понятий. Они узнали возникновение и назначение языка Паскаль, что это такое «язык Паскаль», а также структуру программы на Паскале, правила записи арифметических выражений и пунктуацию Паскаля. В течение урока разобрали задачу на языке Паскаль. Все ребята активно работали, отвечали на вопросы в течение урока. Считаем, что поставленная перед уроком цель была достигнута.

Урок  № 2.

Тема: «Алгоритмическая структура «выбор»» (Приложение 3)

Цель: Сформировать систему знаний по данной теме.

План урока:

  1. Орг. Момент
  2. Повторение
  3. Изучение нового материала
  4. Домашнее задание
  5. Итог урока.

Урок начался  с повторения прошлой темы урока, путем устных ответов учащихся на задаваемые мною вопросы. Ребята вспомнили основные понятия, привели примеры. Далее урок продолжился изучением уже знакомого для учеников материала. Решали задачи на алгоритмическом языке. Проверяли эти задачи на компьютерах в алгоритмической среде Паскаль. В конце урока мною было задано домашнее задание, на решение задачи написанной на языке Паскаль.

Урок  № 3.

Тема: «Алгоритмическая структура «цикл»» (Приложение 4)

Цель: Сформировать систему знаний по данной теме.

План урока:

  1. Орг. Момент
  2. Повторение
  3. Изучение нового материала
  4. Домашнее задание
  5. Итог урока.

Урок начался  с проверки домашнего задания. Затем  повторили прошлую тему. После этого перешли к изучению новой темы, которая перекликалась с прошлой. В течение всего урока ребятам давалось много материала под запись. После записи всего необходимого учащимся было дано практическое задание, которое они с легкостью выполнили за компьютерами. По итогам практической работы всем ученикам были выставлены оценки.

Урок  № 4.

Тема: «Проект «Выбор. Выставление оценки»» (Приложение 5)

Цель: Формировать систему знаний по данной теме.

Задачи  урока:

1. Образовательная – дать представление о понятии выбор.

2. Развивающая – развить усидчивость.

3. Воспитательная – формировать чувство толерантности, воспитать дисциплинированность на уроке, привить умение слушать, анализировать и сопоставлять.

План урока:

  1. Орг. Момент
  2. Повторение
  3. Изучение нового материала
  4. Домашнее задание
  5. Итог урока.

Урок начался  с повторения прошлых тем. После этого всем ребятам было дано задание составить программу «Выставление оценки». В течение всего урока ребята выполнили практическую работу. По итогам практической работы всем ученикам были выставлены оценки.

Урок  № 5.

Тема: «Зачетная работа по разделу «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование»» (Приложение 6)

Цель: Контроль знаний по пройденному разделу.

Задачи  урока:

1. Образовательная – проверить знания.

2. Развивающая – развить усидчивость.

3. Воспитательная – формировать чувство толерантности, воспитать дисциплинированность на уроке, привить умение слушать, анализировать и сопоставлять.

План урока:

  1. Орг. Момент
  2. Повторение
  3. Изучение нового материала
  4. Домашнее задание
  5. Итог урока

Урок начался  с повторения всего пройденного  материала с начало устно, затем  письменно. И в конце урока  ученики выполнили не большую  практическую работу на компьютерах.

 

2.4   Контрольный  этап

 

 

Заключительная  часть нашего эксперимента состояла в проведении итоговой диагностики во всем классе. Мы снова раздали учащимся карточки с тремя задачами. К каждой задаче прилагается задание из 6 пунктов. 6 пунктов из задания соответствует 6 компонентам алгоритмического мышления, которые были предложены доктором педагогических наук, профессором Н.В. Софроновой. Уровень сложности задач был немного выше, чем в первой части эксперимента. Задачи были также подобраны из ЕГЭ. Учащимся давалось 15 минут на выполнение заданий.

Обработка  и анализ полученных данных: В итоговой диагностике оценка также производится по количеству правильных ответов. Каждая задача оценивалась отдельно. Каждому правильному ответу соответствует один балл. Далее подсчитывается общая сумма баллов, полученная каждым учащимся.

Анализируем результаты, полученные во второй части эксперимента. Ниже приводится таблица 2.2, в которой произведен подсчет баллов по количеству правильных ответов.

 

 

Таблица 2.2. Таблица баллов по количеству правильных ответов

Имя учащегося

Количество правильных ответов

Контрольная группа

Первая задача

Вторая задача

Третья задача

 

2

3

4

5

1

Сергей А.

3

3

3

2

Паша А.

2

2

3

3

Даша Б.

4

3

4

4

Ира В.

5

5

4

5

Никита Г.

3

3

2

6

Таня Г.

3

2

3

7

Денис Д.

4

4

3

8

Никита Д.

4

5

4

9

Андрей К.

6

5

5

10

Сергей Н.

3

2

3

11

Яна Л.

2

3

2

12

Иван П.

4

3

3

Экспериментальная группа

1

Ксения А.

6

5

5

2

Татьяна А.

5

5

4

3

Андрей Б.

4

4

4

4

Никита В.

3

3

4

5

Настя В.

5

4

5

6

Владислав Г.

3

4

4

7

Юрий Г.

4

4

4

8

Роман Д.

5

4

5

9

Владислав И.

4

4

4

10

Анна К.

4

3

4

11

Эльчин М.

6

6

5

12

Яна С.

4

3

4


 

Исходя из полученных данных, мы наблюдаем, что учащиеся экспериментальной группы данного  класса выполнили предложенные задания  лучше контрольной группы. Стоит  сказать, что и контрольной группе количество правильно выполненных заданий увеличилось по сравнению с результатами прошлой работы. Мы можем предположить, что количество правильно выполненных заданий у учащихся экспериментальной группы больше благодаря проведению специально разработанных уроков. Например, в контрольной группе 1 учащийся выполнил все 6 заданий правильно, а в экспериментальной группе таких учащихся двое. В контрольной группе 5 заданий выполнил 1 учащийся, а в экспериментальной группе 5 заданий выполнили трое учащихся. Мы можем сделать вывод, что у учащихся экспериментальной группы уровень алгоритмического мышления повысился больше чем у контрольной. На наш взгляд, эффективнее оказалось обучение по специально разработанным урокам, так как на каждом уроке мы подробно рассматривали один из компонентов алгоритмического мышления и дополнительно решали задачи по рассмотренному на уроке компоненту. Контрольная же группа изучала материал в соответствии с программой. Данные из таблицы 2.2 мы представили в виде диаграммы (рисунок 2.2)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 Распределение учащихся в группах по количеству правильных ответов по результатам второй части эксперимента

Сопоставив результаты диагностик, проведенных в первой и второй частях эксперимента можно сделать  вывод, что в классе наблюдалось  общее повышение уровня развития алгоритмического мышления. Однако учащиеся второй подгруппы достигли наилучших результатов благодаря проведению специально разработанных уроков, направленных на развитие алгоритмического мышления.  В представленных ниже диаграммах (Рисунок 2.3, 2.4) показано изменение уровня развития алгоритмического мышления учащихся за период проведения эксперимента.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 Сравнительная таблица первой и второй части эксперимента в контрольной группе


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4 Сравнительная диаграмма первой и второй части эксперимента в экспериментальной группе

По данным из диаграмм (рисунок 2.3, 2.4) четко видно, что экспериментальная группа преобладает по уровню развития алгоритмического мышления. Важным является то, что в обеих группах уменьшения количества правильно выполненных заданий не наблюдалось.

Для большей  наглядности мы подсчитали общее  количество решенных задач в обеих  группах. Результаты представлены на рисунке 2.5.

Информация о работе Разработка и реализация уроков информатики направленных на развитие алгоритмического мышления учащихся 9 «Г» классов