Разработка методических материалов для проведения конференции «Вычисление числа π»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

В задачи организации дополнительных занятий по информатике и ИКТ входят:
• углубление знаний учащихся по теоретическим основам информатики, программирования, изучение архитектуры ЭВМ и сетей, знакомство и работа с программным обеспечением;
• популяризация достижений в области современных ИКТ;
• развитие интереса к чтению научно-популярной литературы по информатике и ИКТ;
• развитие интереса к научно-исследовательской работе;
• профессиональная ориентационная работа с учащимися.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности школьников на дополнительных занятиях 6
§ 1. Психолого-педагогические особенности организации исследовательской деятельности школьников 6
§ 2. Особенности организации дополнительных занятий по информатике 15
§ 3. Организация проектной деятельности учащихся 20
ГЛАВА II. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников по теме «Моделирование» на дополнительных занятиях 27
§ 1. Структура учебной деятельности при изучении компьютерного моделирования 27
§ 2. Разработка дополнительных занятий по теме «Моделирование» 39
1. Дополнительное занятие на тему «Компьютерная модель движения тела, брошенного под углом к горизонту» 39
2. Дополнительное занятие на тему «Разработка проекта «Диапазон углов», компьютерный эксперимент» 43
3. Дополнительное занятие на тему «Компьютерная модель развития популяций » 46
§ 3. Разработка методических материалов для проведения конференции «Вычисление числа π» 51
Заключение 62
Список литературы 63

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)
  1. Применение нетрадиционных методик в обучении.

В процессе формирования опыта исследовательской деятельности в организации учебно-воспитательного процесса ведущая роль принадлежит проблемному обучению, которое, будучи самостоятельной технологией обучения, одновременно является основой всех развивающих и творческих технологий.

  1. Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения.
  2. Спецкурсы по основам исследовательской деятельности. (факультативы, творческие семинары).
  3. Индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов.

В процессе исследования были выявлены условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. К психологическим условиям мы отнесли следующие:

  1. Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности.
  2. Работа школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и обсуждении результатов диагностики.

К педагогическим условиям относятся:

1. Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей, руководителей исследовательской деятельности учащихся.

2. Повышение уровня  знаний и интеллектуальной инициативы  учащихся посредством работы  в НОУ, участия в разработке  различных проектов, творческих конкурсах и др.

  1. Применение нетрадиционных методов в обучении.
  2. Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения.
  3. Спецкурсы по основам исследовательской деятельности.
  4. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по предметам преподавателями ВУЗов.

Основная особенность  исследования в образовательном  процессе-то, что оно является учебным. Это означает, что его главной  целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Не менее важные ограничения  накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий  общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте.

Таким образом, научно-исследовательская  деятельность учащихся – это процесс  совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Основной целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности школьника, ее самоопределения и самореализации.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

– выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской работы;

– обеспечить овладение учащимися методами научного познания в процессе исследовательской деятельности;

– сформировать у учащихся мотивацию, потребность в такого рода деятельности;

– дать школьникам полноценные, хорошо ими осознанные, оперативно и гибко используемые знания;

– помочь развитию творческого мышления школьников;

– способствовать формированию у школьников интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);

– сформировать у учеников умения и навыки ведения исследовательской работы;

– приобщить учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;

– сформировать у них умения самостоятельно, творчески мыслить;

– развить коммуникативные способности;

– создать условия для расширения среды общения и получения информации;

– помочь в выборе профессии и т.д.

Решающее значение во всей работе имеет представление исследования. Наличие стандартов представления  является характерным атрибутом  исследовательской деятельности и  выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Среди форм организации исследовательской  деятельности учащихся А.И. Савенков выделяет экспресс-исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследования – кратковременное исследование по предложенной педагогом тематике. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.

Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Их методическая сторона может быть поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

  • ребенок выделяет и ставит проблему;
  • предлагает возможные варианты решения;
  • собирает материал;
  • делает обобщения;
  • готовит проект (доклад, макет и др.);
  • защищает проект.

 

§ 2. Особенности организации дополнительных занятий по информатике

В Стратегии  модернизации образования отмечается, что важными целями образования  стали:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование высокого уровня правовой культуры;
  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В новой образовательной  парадигме учащийся становится субъектом  познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Как глобальные цели образования, так и специфика предмета «Информатика и ИКТ» ставят перед учителем информатики  цель подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Для этого необходимо:

  • Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Воспитание ответственного отношения к учебе, интереса к  занятиям, увлеченности наукой проводится в основном на уроке. Но учитель ограничен  школьной программой и временем. Удовлетворение запросов и интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету, воспитание увлеченности наукой осуществляется в значительной степени через внеклассную и внешкольную работу. В данной работе дополнительные занятия рассматриваются как развивающий досуг по информатике.

В задачи организации  дополнительных занятий как развивающего досуга по информатике и ИКТ входят:

• углубление знаний учащихся по теоретическим основам информатики, программирования, изучение архитектуры  ЭВМ и сетей, знакомство и работа с программным обеспечением;

• популяризация достижений в области современных ИКТ;

• развитие интереса к  чтению научно-популярной литературы по информатике и ИКТ;

• развитие интереса к  научно-исследовательской работе;

• профессиональная ориентационная работа с учащимися.

Развивающий досуг оказывает  положительное влияние и на классные занятия, так как учащиеся — члены  кружков более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают  работу с компьютером. Развивающий  досуг провоцирует и самостоятельное изучение информатики и ИКТ.

По сравнению с классно-урочной  формой внеклассная работа по информатике  и ИКТ (в частности дополнительные занятия) имеет ряд особенностей:

1. По содержанию внеклассная  работа строго не регламентирована государственной программой. Однако на внеклассных занятиях материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Это означает, что при подборе заданий и материала для внеклассных и внешкольных занятий непосредственная связь с уровнем подготовки учащихся желательна, но не обязательна. Надо отталкиваться только от общего уровня развития учащихся. Внеклассная работа позволяет широко использовать при проведении занятий и мероприятий межпредметные связи.

2. Внеклассные и внешкольные  мероприятия (в зависимости от содержания и формы проведения) могут идти от 5-10 минут (занимательные переменки) до 1,5-2 часов (конференция, КВН и др.).

3. Для внеклассной  и внешкольной работы учащиеся  могут объединяться в группы  без учета возрастного признака, обучаясь либо в одном классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы организации досуга школьников, может меняться.

4. Организация развивающего  досуга школьников характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, викторины, вечера, олимпиады, кружки, заочные и дистанционные формы обучения.

5. Особенностью организации дополнительных занятий по информатике и ИКТ является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

6. Немаловажным фактором развивающего  досуга по информатике и ИКТ  является перспектива развития информационных технологий, которое предполагает использование ИКТ в профессиональной деятельности как в будущем, так и в обычной, повседневной деятельности уже сегодня. Однако развивающий досуг и классно-урочная форма обучения имеют общие черты:

1. В обоих видах работы в  процессе обучения школьников  соблюдаются одни и те же  дидактические принципы: научность,  сознательность и активность  учащихся, наглядность, индивидуальный  подход, связь обучения с практикой.

2. Оба вида работы как две  части единого учебно-воспитательного процесса содействуют не только формированию знаний, умений, навыков, но и подготовке будущего гражданина, способного свободно ориентироваться в обществе с высокоразвитыми информационными технологиями.

Формы организации развивающего досуга школьников по информатике и ИКТ

классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по времени проведения, по месту, по систематичности, по дидактической  цели и т. д. По систематичности можно  выделить эпизодические мероприятия  и постоянно действующие внеклассные и внешкольные организации (работающие по крайней мере в течение учебного года).

Например, к эпизодическим мероприятиям относятся:

• школьные олимпиады по информатике (районные, городские);

• школьное издательство (выпуск стенной газеты);

• викторины, вечера, КВНы по информатике;

Информация о работе Разработка методических материалов для проведения конференции «Вычисление числа π»