Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа
В задачи организации дополнительных занятий по информатике и ИКТ входят:
• углубление знаний учащихся по теоретическим основам информатики, программирования, изучение архитектуры ЭВМ и сетей, знакомство и работа с программным обеспечением;
• популяризация достижений в области современных ИКТ;
• развитие интереса к чтению научно-популярной литературы по информатике и ИКТ;
• развитие интереса к научно-исследовательской работе;
• профессиональная ориентационная работа с учащимися.
Введение 3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности школьников на дополнительных занятиях 6
§ 1. Психолого-педагогические особенности организации исследовательской деятельности школьников 6
§ 2. Особенности организации дополнительных занятий по информатике 15
§ 3. Организация проектной деятельности учащихся 20
ГЛАВА II. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников по теме «Моделирование» на дополнительных занятиях 27
§ 1. Структура учебной деятельности при изучении компьютерного моделирования 27
§ 2. Разработка дополнительных занятий по теме «Моделирование» 39
1. Дополнительное занятие на тему «Компьютерная модель движения тела, брошенного под углом к горизонту» 39
2. Дополнительное занятие на тему «Разработка проекта «Диапазон углов», компьютерный эксперимент» 43
3. Дополнительное занятие на тему «Компьютерная модель развития популяций » 46
§ 3. Разработка методических материалов для проведения конференции «Вычисление числа π» 51
Заключение 62
Список литературы 63
В процессе формирования опыта исследовательской деятельности в организации учебно-воспитательного процесса ведущая роль принадлежит проблемному обучению, которое, будучи самостоятельной технологией обучения, одновременно является основой всех развивающих и творческих технологий.
В процессе исследования были выявлены условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. К психологическим условиям мы отнесли следующие:
К педагогическим условиям относятся:
1. Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей, руководителей исследовательской деятельности учащихся.
2. Повышение уровня
знаний и интеллектуальной
Основная особенность исследования в образовательном процессе-то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.
Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Основной целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности школьника, ее самоопределения и самореализации.
В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
– выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской работы;
– обеспечить овладение учащимися методами научного познания в процессе исследовательской деятельности;
– сформировать у учащихся мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
– дать школьникам полноценные, хорошо ими осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
– помочь развитию творческого мышления школьников;
– способствовать формированию у школьников интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
– сформировать у учеников умения и навыки ведения исследовательской работы;
– приобщить учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
– сформировать у них умения самостоятельно, творчески мыслить;
– развить коммуникативные способности;
– создать условия для расширения среды общения и получения информации;
– помочь в выборе профессии и т.д.
Решающее значение во всей работе
имеет представление
Среди форм организации исследовательской деятельности учащихся А.И. Савенков выделяет экспресс-исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследования – кратковременное исследование по предложенной педагогом тематике. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.
Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Их методическая сторона может быть поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:
§ 2. Особенности организации дополнительных занятий по информатике
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Как глобальные цели образования, так и специфика предмета «Информатика и ИКТ» ставят перед учителем информатики цель подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Для этого необходимо:
Воспитание ответственного отношения к учебе, интереса к занятиям, увлеченности наукой проводится в основном на уроке. Но учитель ограничен школьной программой и временем. Удовлетворение запросов и интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету, воспитание увлеченности наукой осуществляется в значительной степени через внеклассную и внешкольную работу. В данной работе дополнительные занятия рассматриваются как развивающий досуг по информатике.
В задачи организации дополнительных занятий как развивающего досуга по информатике и ИКТ входят:
• углубление знаний учащихся
по теоретическим основам
• популяризация достижений в области современных ИКТ;
• развитие интереса к чтению научно-популярной литературы по информатике и ИКТ;
• развитие интереса к
научно-исследовательской
• профессиональная ориентационная работа с учащимися.
Развивающий досуг оказывает положительное влияние и на классные занятия, так как учащиеся — члены кружков более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают работу с компьютером. Развивающий досуг провоцирует и самостоятельное изучение информатики и ИКТ.
По сравнению с классно-
1. По содержанию внеклассная
работа строго не
2. Внеклассные и внешкольные мероприятия (в зависимости от содержания и формы проведения) могут идти от 5-10 минут (занимательные переменки) до 1,5-2 часов (конференция, КВН и др.).
3. Для внеклассной
и внешкольной работы учащиеся
могут объединяться в группы
без учета возрастного
4. Организация развивающего
досуга школьников характеризуе
5. Особенностью организации
6. Немаловажным фактором
1. В обоих видах работы в процессе обучения школьников соблюдаются одни и те же дидактические принципы: научность, сознательность и активность учащихся, наглядность, индивидуальный подход, связь обучения с практикой.
2. Оба вида работы как две части единого учебно-воспитательного процесса содействуют не только формированию знаний, умений, навыков, но и подготовке будущего гражданина, способного свободно ориентироваться в обществе с высокоразвитыми информационными технологиями.
Формы организации развивающего досуга школьников по информатике и ИКТ
классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по времени проведения, по месту, по систематичности, по дидактической цели и т. д. По систематичности можно выделить эпизодические мероприятия и постоянно действующие внеклассные и внешкольные организации (работающие по крайней мере в течение учебного года).
Например, к эпизодическим мероприятиям относятся:
• школьные олимпиады по информатике (районные, городские);
• школьное издательство (выпуск стенной газеты);
• викторины, вечера, КВНы по информатике;