Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа
В задачи организации дополнительных занятий по информатике и ИКТ входят:
• углубление знаний учащихся по теоретическим основам информатики, программирования, изучение архитектуры ЭВМ и сетей, знакомство и работа с программным обеспечением;
• популяризация достижений в области современных ИКТ;
• развитие интереса к чтению научно-популярной литературы по информатике и ИКТ;
• развитие интереса к научно-исследовательской работе;
• профессиональная ориентационная работа с учащимися.
Введение 3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности школьников на дополнительных занятиях 6
§ 1. Психолого-педагогические особенности организации исследовательской деятельности школьников 6
§ 2. Особенности организации дополнительных занятий по информатике 15
§ 3. Организация проектной деятельности учащихся 20
ГЛАВА II. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников по теме «Моделирование» на дополнительных занятиях 27
§ 1. Структура учебной деятельности при изучении компьютерного моделирования 27
§ 2. Разработка дополнительных занятий по теме «Моделирование» 39
1. Дополнительное занятие на тему «Компьютерная модель движения тела, брошенного под углом к горизонту» 39
2. Дополнительное занятие на тему «Разработка проекта «Диапазон углов», компьютерный эксперимент» 43
3. Дополнительное занятие на тему «Компьютерная модель развития популяций » 46
§ 3. Разработка методических материалов для проведения конференции «Вычисление числа π» 51
Заключение 62
Список литературы 63
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
const //начало раздела объявления констант
G = 9.81;
Pi = 3.14;
var //начало раздела объявления переменных
V0:real; //начальная скорость
A:real; //угол бросания
S:real; //расстояние до площадки
L:real; //длина площадки
X:integer; //координата Х
Y:integer; //координата Y
T:real; //время
N:integer; //счетчик
begin
//Ввод начальных значений
V0 := StrToFloat(EditV0.Text);
A := StrToFloat(EditA.Text);
S := StrToFloat(EditS.Text);
L := StrToFloat(EditL.Text);
//рисование траектории
with Image1.Canvas do
begin
while T<5 Do
begin
T:=T+0.005;
Y:=380-Round(30*(V0*Sin(A*Pi/
X := 5+Round(10*(V0*Cos(A*Pi/180)*
Pixels[X,Y]:=clBlack;
end;
MoveTo(0,380); LineTo(500,380); //ось X
MoveTo(5,0); LineTo(5,500); //ось Y
MoveTo(5+Round(10*S),380); MoveTo(5+Round(10*S),379);
LineTo(5+Round(10*(S+L)),379);
//шкала оси X
N:=0;
while N<500 do
begin
N:=N+100;
MoveTo(5+N,380); LineTo(5+N,360);
TextOut(5+N,380,IntToStr(
end;
//шкала оси Y
N:=0;
while N<400 do
begin
N:=N+100;
MoveTo(0,380-N); LineTo(10,380-N);
TextOut(0,380-N,IntToStr(
end;
end;
end;
end.
Вопросы для обсуждения:
1. От чего зависит точность вычислений значений переменных в языке программирования Delphi?
2. Имеет ли физический
смысл вычисление значения
Предполагаемый ответ: Полученная точность расстояния попадания мячика в площадку x = 30,6151364322769 м не имеет физического смысла и определяется типом переменной. Значение переменной типа Real вычисляется с точностью до 15 значащих цифр, однако исходные данные заданы с точность две значащие цифры, поэтому целесообразно результат округлить до трех значащих цифр x = 30,6 м.
2. Дополнительное занятие на тему «Разработка проекта «Диапазон углов», компьютерный эксперимент»
Тип занятия: Лабораторная работа.
Оборудование: компьютеры, дидактический материал.
Цели:
1. Образовательная: разработка проекта «Диапазон углов» Провести компьютерный эксперимент
2. Развивающая:
3. Воспитательная:
Лабораторная работа
Преподаватель объявляет цель лабораторной работы: модернизировать проект, разработанный на прошлом занятии, чтобы для каждого значения скорости бросания получить диапазон значений углов, обеспечивающие попадание мячика в площадку.
1. Разместить на форме:
· три текстовых поля для ввода значений: EditV0 - начальной скорости, EditS - расстояния до площадки и EditL – длины площадки;
· надпись Label1 для вывода диапазона значений углов, при которых происходит попадание мячика в площадку;
· восемь надписей для обозначения переменных и единиц измерения;
· кнопку Button1 для создания событийной процедуры.
Внести программный код событийной процедуры:
const //начало раздела объявления констант
G = 9.81;
Pi = 3.14;
var //начало раздела объявления переменных
V0:real; //начальная скорость
A:integer;//угол бросания
S:real; //расстояние до площадки
L:real; //длина площадки
Х:real; //высота мячика на заданном расстоянии
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
//Ввод начальных значений
V0 := StrToFloat(EditV0.Text);
S := StrToFloat(EditS.Text);
L := StrToFloat(EditL.Text);
//Попадание в площадку
for A:=0 to 90 do
begin
X := Sqr(V0)*Sin(2*A*Pi/180)/G;
if (S<X) And (X<S+L) then
Label1.Caption := Label1.Caption+' ' +IntToStr(A);
end;
end;
end.
Компьютерный эксперимент
Подведение итогов. Обсуждаются результаты эксперимента и выводы.
* (Дополнительное задание). Разработать компьютерную модель явления преломления света в воде.
3. Дополнительное занятие на тему «Компьютерная модель развития популяций »
Тип занятия: Лабораторная работа.
Оборудование: компьютеры, дидактический материал.
Цели:
1. Образовательная: рассмотреть на примере биологическую модель развития популяций Жертва-Хищник с отловом
2. Развивающая:
3. Воспитательная:
3. Лабораторная работа
Построим на языке Delphi компьютерную модель позволяющую исследовать изменение со временем численности популяций с использованием различных моделей: неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом и жертва-хищник.
1. На форму поместить текстовые поля для ввода:
· значений коэффициентов a, b, c и f, влияющих на изменение численности жертв: EditA, EditB, EditC и EditF;
· значений коэффициентов d и e, влияющих на изменение численности хищников: EditD и EditE.
· начальной численности популяций жертв и хищников: EditX и EditY.
· количества рассматриваемых жизненных циклов (лет) EditN.
2. На форму поместить метки для вывода численности популяции через заданное количество лет:
· при неограниченном росте LabelNR;
· при ограниченном росте LabelOR;
· при ограниченном росте с отловом LabelORO;
· в модели жертва-хищник LabelX_Y и LabelY_X.
3. Объявляем переменные:
var
A : real; //коэффициент роста популяции
B : real; //коэффициент уменьшения популяции
C : real; //коэффициент отлова
D : real; //коэффициент уменьшения численности хищников в отсутствие жертв
E : real; //коэффициент увеличения численности хищников в присутствие жертв
F : real; //коэффициент уменьшения численности жертв в присутствие хищников
X : real; //первоначальное количество жертв
Y : real; //первоначальное количество хищников
N : integer; //количество циклов (лет)
I : integer; //счетчик цикла
4. Поместить на форму кнопку Button1 и начать создание событийной процедуры TForm1.Button1Click(). Присвоить переменным значения, вводимые в текстовые поля, с использованием функций преобразования типов данных StrToFloat()и StrToInt():
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
//Ввод данных
A := StrToFloat(EditA.Text);
B := StrToFloat(EditB.Text);
C := StrToFloat(EditC.Text);
D := StrToFloat(EditD.Text);
E := StrToFloat(EditE.Text);
F := StrToFloat(EditF.Text);
X := StrToFloat(EditX.Text);
Y := StrToFloat(EditY.Text);
N := StrToInt(EditN.Text);
end;
5. Поместить на форму графическое поле Image1, в котором будут строиться графики зависимости численности популяций от количества прошедших лет. В событийной процедуре установить ширину линий рисования на холсте равную, например, 3 пикселям:
//Установка ширины линии рисования
Image1.Canvas.Pen.Width := 3;
6. Ввести код модели неограниченного роста, где:
· задается начальная точка графика с использованием метода MoveTo();
· задается цвет графика путем задания значения свойству Color;
· в цикле вычисляется численность популяции и строится график с использованием метода LineTo();
· конечная численность населения выводится на метку LabelNR с использованием функции преобразования типов данных FloatToStr(X):
//Неограниченный рост
Image1.Canvas.MoveTo(0,250);
Image1.Canvas.Pen.Color := clBlack;
For I:=1 to N Do
begin
Image1.Canvas.LineTo(25*I-25,
X := A*X;
end;
LabelNR.Caption := FloatToStr(X);
7. Ввести код модели ограниченного роста:
//Ограниченный рост
X := StrToFloat(EditX.Text);
Image1.Canvas.MoveTo(0,250);
Image1.Canvas.Pen.Color := clDkGray;
For I:=1 to N Do
begin
Image1.Canvas.LineTo(25*I-25,
X := (A-B*X)*X;
end;
LabelOR.Caption := FloatToStr(X);
8. Ввести код модели ограниченного роста с отловом:
//Ограниченный рост с отловом
X:= StrToFloat(EditX.Text);
Image1.Canvas.MoveTo(0,250);
Image1.Canvas.Pen.Color :=clBlue;
For I:=1 to N Do
begin
Image1.Canvas.LineTo(25*I-25,
X := (A-B*X)*X-C;
LabelORO.Caption := FloatToStr(X);
end;
LabelORO.Caption := FloatToStr(X);
9. Ввести код модели жертва-хищник для вычисления численности жертв:
//Жертвы
X := StrToFloat(EditX.Text);
Y := StrToFloat(EditY.Text);
Image1.Canvas.MoveTo(0,250);
Image1.Canvas.Pen.Color :=clGreen;
For I:=1 to N Do
begin
Image1.Canvas.LineTo(25*I-25,
X := (A-B*X)*X-C-F*X*Y;
Y := D*Y+E*X*Y;
end;
LabelX_Y.Caption := FloatToStr(X);
10. Ввести код модели жертва-хищник для вычисления численности хищников:
//Хищники
X := StrToFloat(EditX.Text);
Y := StrToFloat(EditY.Text);
Image1.Canvas.MoveTo(0,250);
Image1.Canvas.Pen.Color :=clRed;
For I:=1 to N Do
begin
Image1.Canvas.LineTo(25*I-25,
X := (A-B*X)*X-C-F*X*Y;
Y := D*Y+E*X*Y;
end;
LabelY_X.Caption := FloatToStr(Y);
11. Запустить проект
и ввести значения
Щелкнуть по кнопке Пуск, графики показывают динамику развития популяций, а в текстовые поля выводятся конечные значения численности популяций.
Проект «Численность популяций» на языке Delphi
12. Модернизировать проект так, чтобы учитывался отлов не только жертв, но и хищников.
§ 3. Разработка методических материалов для проведения конференции «Вычисление числа π»
Особое значение при проведении исследовательской работы является проведений различных мероприятий в не в форме традиционного урока, это могут быть различные мероприятия в форме телевизионных шоу («Что? Где? Когда?», «Брейн – ринг», КВН и т.д.), научно-практические конференции. Конференциям здесь отводится наиболее важная роль, поскольку выступление на конференциях дает школьнику неоценимый опыт публичных выступлений, по форме приближенных к защите доклада на конкурсах различных уровней. Конференции могут быть организованы как конкурс работ учащихся, а могут – как обсуждение какого-то одного вопроса. В этом случае, кроме того, что отмечается лучший доклад, на конференции делается какой-либо вывод, принимаемый после обсуждения.
Нами разработаны материалы для проведения конференции по вычислению значения числа π.
При планировании конференций создается комиссия по подготовке к конференции, которая подбирает литературу и оформляет книжную выставку, распределяет доклады, составляет и оформляет текст объявлений. Над каждым докладом работают 2-3 человека. Один из них готовит текст доклада, второй программное сопровождение доклада, третий подбирает иллюстрации, чертежи. Все вместе подбирают литературу для выставки.
При подготовке к конференции следует в первую очередь наметить вопросы, которые будут предметом обсуждения, и своевременно довести их до сведения участников.
Порядок проведения конференций может быть таким:
1. Вступительное слово учителя с указанием, почему выбрана именно эта тема для обсуждения.
2. Выступление учащихся, компьютерный эксперимент или демонстрация.
3. Заключительное слово учителя.
В качестве примера приведем составляющие некоторых этапов научно-практической конференции «Вычисление значения числа π».
Школьникам предлагается вычислить число π несколькими способами. Приведем описание этих способов и их реализацию в среде программирования Delphi.
Метод прямоугольников (суммирование площадей прямоугольников, вписанных в полукруг)
Пусть А(а;0), В(b;0). Опишем полуокружность на АВ как на диаметре. Разделим отрезок АВ на п равных частей точками х,, х2, ..., хп и восставим из них перпендикуляры до пересечения с полуокружностью. Длина каждого такого перпендикуляра — это значение функции