Роль информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

С помощью современных технологических решений люди могут направлять свои предложения и жалобы. Граждане и коммерческие организации имеют больше возможностей для обращения по поводу введения необоснованных правил и процедур. А наличие данных о таких обращениях позволяет выявлять ошибки и нарушения. Информационные потоки, проходящие через интернет, приближают власть к гражданам. При этом процессы управления становятся менее формальными и более ориентированными на диалог, чем при традиционных способах взаимодействия. В свою очередь с помощью средств электронного участия (e-participation) люди могут активнее участвовать в местном самоуправлении. Они имеют возможность лучше понять реализуемые задачи и установки, их вклад в эти процессы будет полнее, и они смогут оказывать влияние на направление и характер развития условий жизни.
Таким образом, целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности организаций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления.
1.1. Информационная структура современного процесса управления.
1.2 Информационные ресурсы в государственном управлении.
Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами.
2.1 Информационные технологии.
2.2 Роль информации в политике.
2.3 Связи с общественностью как сектор информационно-аналитической деятельности в управленческом процессе.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.74 Кб (Скачать файл)

Российский Университет Дружбы Народов

Кафедра макроэкономического регулирования и планирования

 

 

Курсовая работа

Тема: «Роль информационных технологий в государственном управлении».

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Аймалова  Аделя Тагировна, ЭЭ-401

Научный руководитель:

 Д.э.н.,проф. Нуреев Рустем Махмутович

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2011

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления.

1.1. Информационная структура современного процесса управления.

1.2 Информационные ресурсы в государственном управлении.

Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами.

2.1 Информационные  технологии.

2.2 Роль информации в политике.

2.3 Связи  с общественностью как сектор информационно-аналитической деятельности в управленческом процессе.

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Настоящая работа посвящена вопросам развития информационных технологий и их роли в развитии современного управления.

Слово "информация" стало явным  фаворитом в словаре современности. Осмысление информации как важнейшего свойства объективного мира привело  к становлению и развитию теории информации, приданию понятию "информация" общенаучного статуса. Цивилизационный  сдвиг, характеризуемый выделением информации в ведущий фактор развития социума, не вызывает сомнений сегодня. Множатся приметы новой формы  социальной организации - информационного общества, явившегося результатом развития информационного типа технологии. Интеллектуализация и информатизация производства и управления формируют новый тип экономики.

Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии основных сфер жизнедеятельности  современного общества и государственного управления обусловила перевод в  последнее время вопросов использования  информационных технологий в разряд приоритетных направлений государственной  политики Российской Федерации.

Осознание роли информации в усложнившемся процессе управления обществом в целом и отдельными его подсистемами - важный шаг, сделанный  социальными науками в XX веке. Информация является предметом управленческого  труда, так было и будет всегда. Оперируя информацией, субъект социального  управления реализует сущность управления, которая в наиболее общем виде может быть определена как "направляющее, организующее и регулирующее воздействие  на общественные процессы" . Управление осуществляется, как известно, посредством  системы действий циклического характера. Сбор и обработка информации- этап, который начинает фазу цикла, являясь  одновременно завершающим этапом предыдущей фазы цикла. На начальном этапе акцент делается на информацию о состоянии  проблемной ситуации, на заключительном этапе - на информацию о результатах  реализации управленческого решения. 1

По всему миру муниципальные  и региональные органы власти внедряют новые технологии, которые способствуют реализации таких благих целей современного управления, как открытость, прозрачность, подотчетность, вовлечение граждан  в процессы управления и демократия. Сведения о распределении бюджетных  средств и о расходах, данные о производительности труда, судебные процедуры, а также другие официальные документы, созданные государственными структурами и хранящиеся у них, теперь доступны обществу через интернет. Современные технологии также помогают государственным учреждениям делать публичные сообщения и отслеживать различные процедуры, например, подачу заявок на получение лицензий.

С помощью современных технологических  решений люди могут направлять свои предложения и жалобы. Граждане и  коммерческие организации имеют  больше возможностей для обращения  по поводу введения необоснованных правил и процедур. А наличие данных о  таких обращениях позволяет выявлять ошибки и нарушения. Информационные потоки, проходящие через интернет, приближают власть к гражданам. При  этом процессы управления становятся менее формальными и более  ориентированными на диалог, чем при  традиционных способах взаимодействия. В свою очередь с помощью средств  электронного участия (e-participation) люди могут  активнее участвовать в местном  самоуправлении. Они имеют возможность  лучше понять реализуемые задачи и установки, их вклад в эти  процессы будет полнее, и они смогут оказывать влияние на направление  и характер развития условий жизни. 2

Таким образом, целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в  управленческой деятельности организаций. 
Задачи работы: 
• изучить информационное обеспечение процесса управления; 
• рассмотреть влияние компьютеризации на внутриорганизационные коммуникации; 
• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий в государственное управление; 
• рассмотреть перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления ; 
 
Глава I. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления.

 

Информационные технологии играют все более заметную роль в  современном мире — без них  невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке  и других сферах жизни как государства  в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеса  позволяет осуществлять международную  интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами  ускорения темпов развития. Если вначале XX в. господствовал принцип «Винтовка  рождает власть», то сегодня можно  говорить о том, что «информация  рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния  общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более  превалирующее значение в сравнении  с обеспечением общества энергией и  капиталами. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в  сборе, передаче, переработке и использовании  информации.

Опыт России последних  лет показал, что важно учитывать  «общественность» в ее интерпретации  в русле западноевропейской и  русской национальной традиций. В  процессе взаимодействия власти и общественности необходимо использовать средства массовой информации, которые определяют уровень  сознания и населения всей страны, подвигают его на конкретные действия, добиваются согласия на те или иные программы правительства. Поддерживают определенные стандарты политического  поведения, обеспечивают движение от события  к информации и далее к символу. Поле деятельности политической общественности находится в области управления общественным мнением. Возможность  гласного, публичного высказывания людей  в СМИ и влияния на политическую элиту составляет суть той общественности, которая выступает в качестве лидеров мнений.

В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения  эффективности государственного и  муниципального управления. Внедрение  информационных технологий в сферы  государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.  
1.1. Информационная структура современного государственного управления

 

Информационная структура  — одна из наиболее актуальных и  технологически сложных проблем  современного государственного управления. Информационная структура, выступая каркасом системы государственного управления, влияет на состояние субъекта и объекта, реализацию основных функций, выбор  форм и методов связей с общественностью. Субъект управления - структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции  руководства и воздействия на объект с целью перевода его в  новое состояние, — использует государственную  информацию как основной ресурс управленческого  воздействия. Объект управления — структурированная социальная общность, также использует информацию, прежде всего социальную и широкодоступную, и функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное субъектно-объектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.

В прежней управленческой системе тоталитарного общества традиционно доминировала и преобладала  информационная структура, которая  складывалась под воздействием господствующей государственной идеологии и  характеризовалась безоговорочной верой чиновника любого ранга  и гражданского населения в истинность ее положений. Одностороннее идеологическое видение действительности приводило  к складыванию внутренне противоречивой системы информирования, размывающей  почву целостного осмысления социально-политических процессов. Это приводило к неизбежному  одностороннему отбору фактов и сведений аппаратом управления и возникновению  фатальных ошибок. Что касается гражданского населения, то замалчивание неугодных  фактов, дезинформация и приукрашивание реальной социально-экономической  ситуации порождало двойственность общественного сознания, когда в  мыслях было одно, на словах другое, а  в реальной деятельности — третье.

Особенность современной  политической ситуации состоит в  том, что осуществляется переход  от жестко централизованной структуры  к разделению власти на несколько  ветвей, от единственной государственной  идеологии к политическому плюрализму, от старой «человеческой» технологии устного и письменного слова  к широкому использованию информационных технологий, формированию современной  информационной структуры государственного управления.3

 

1.2 Информационные ресурсы в государственном управлении

Государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность аппарата предполагает позитивную, организующую и творческую деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Они осуществляют на правовой основе хозяйственную, социально-культурную и административно-политическую функции. Эффективная реализация вышеназванных  функций невозможна без разветвленной, гибкой и динамичной информационной структуры. Для того чтобы разделение власти было защищено от злоупотреблений, ошибок и дилетантизма, необходим  баланс в обладании информацией  и социальными знаниями. Поэтому  начиная с 1993 г. Администрация Президента, Правительство и двухпалатный Парламент Российской Федерации концентрируют материальные, финансовые и административные ресурсы и направляют их на формирование информационной структуры государственного управления. Создание информационной инфраструктуры страны осложняется такими факторами, как географическая протяженность, недостаточно развитая инфраструктура, переходное состояние экономики, распад старой системы ценностей и низкая компьютерная грамотность населения.

 

Современная информационная структура России включает в себя информацию, информационные ресурсы, программные  средства вычислительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы, банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии, высокопрофессиональный персонал, обеспечивающий их создание и использование.

Информация, циркулирующая  в аппарате власти федерального и  регионального уровней, — это  сложный и многообразный тип  информации. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характеризуется  изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием  и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан.

Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три  группы:

1) информация, циркулирующая  внутри органов государственной  власти;

2) информационные потоки  между органами управления разного  уровня;

3) информационные потоки  между органами управления и  объектами управления во внешней  информационной среде.

Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести информационно-аналитические центры, управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой информации.

Сегодня в системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам  на федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных  видов экспертизы — правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.4

К аналитической деятельности большинство экспертов федеральных  аналитических служб относят  те процессы и процедуры интеллектуальной деятельности, которые имеют признаки творчества, позволяющего создавать  новую информацию, выявлять скрытые  проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения. Все это позволяет сократить  перебор управленческих решений  и время принятия позитивных решений.

Специалисты информационно-аналитических  служб в региональных администрациях вкладывают в понятие «аналитическая деятельность» самое разное содержание:

  • информатизацию управленческих процессов;
  • освоение компьютера для машинописных работ;
  • создание справочно-информационных систем и технологий.

Все информационно-аналитические  службы регионов можно разделить  на три класса:

Службы первого класса занимаются упорядочением информационных ресурсов и создают для этого  соответствующие справочные массивы (правовая информация, письма жителей  региона, различные справки и  документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).

Службы второго класса занимаются аналитической обработкой, используя базы данных («пресса», «статистика», «реформы», создают муниципальные  информационные системы).

Информация о работе Роль информационных технологий в государственном управлении