Роль информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

С помощью современных технологических решений люди могут направлять свои предложения и жалобы. Граждане и коммерческие организации имеют больше возможностей для обращения по поводу введения необоснованных правил и процедур. А наличие данных о таких обращениях позволяет выявлять ошибки и нарушения. Информационные потоки, проходящие через интернет, приближают власть к гражданам. При этом процессы управления становятся менее формальными и более ориентированными на диалог, чем при традиционных способах взаимодействия. В свою очередь с помощью средств электронного участия (e-participation) люди могут активнее участвовать в местном самоуправлении. Они имеют возможность лучше понять реализуемые задачи и установки, их вклад в эти процессы будет полнее, и они смогут оказывать влияние на направление и характер развития условий жизни.
Таким образом, целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности организаций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления.
1.1. Информационная структура современного процесса управления.
1.2 Информационные ресурсы в государственном управлении.
Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами.
2.1 Информационные технологии.
2.2 Роль информации в политике.
2.3 Связи с общественностью как сектор информационно-аналитической деятельности в управленческом процессе.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.74 Кб (Скачать файл)

Службы третьего класса разрабатывают  аналитические и экспериментальные  технологии, обслуживающие чрезвычайные ситуации, а также избирательные кампании.

В информационном обеспечении  государственной власти наибольшая значимость принадлежит информационно-аналитическим  службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формулируют информационные потребности  руководства для управления. От работы информационно-аналитических центров  зависит наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом  власти или отдельным работником, учет специфики видов информации, свойственной отдельным звеньям  управления, установление оснований  и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку  информации.

В современной системе  государственного управления существенно  изменилось отношение к аналитическим  службам на федеральном и региональном уровнях. Расширяется само понимание  сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы —  правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и  др.

Специалисты для информационно-аналитических  центров готовятся в Институте  проблем управления РАН и проходят стажировку в Аналитическом центре при Президенте РФ и Центре экономической  конъюнктуры.

В задачи информационно-аналитических  центров входит:

  • информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, экологической, криминогенной ситуации в регионе;
  • анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управленческого процесса;
  • поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и регионального управления, а также методов их решения;
  • экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;
  • подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обоснование;
  • подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

Рассмотреть место информационно-аналитической  службы в системе современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении  эффективной и аналитической  поддержки работы Совета Федерации.

Верхняя палата российского  парламента — Совет Федерации  не принимает законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Федерации с Государственной Думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким образом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата сформирована из действующих руководителей субъектов Федерации, т.е. из практиков, постоянно сталкивающихся в своих регионах со всем многообразием социально-экономических, политических и иных проблем. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласованные с ними решения федерального уровня получают дополнительную опору при реализации ее в регионах России.

Совет Федерации также  участвует в программах взаимодействия с парламентами других стран и  с международными организациями.

В связи с этим основной задачей аналитической деятельности становится обеспечение всех функций  Совета Федерации — в части  формирования как внутренней, так  и внешней социально-экономической  государственной политики.

Особенно важной является задача аналитического обеспечения  членов Совета Федерации объективной  и полной информацией, необходимой  для принятия взвешенного решения  с учетом интересов Российской Федерации. Можно выделить следующие значимые виды информации:

  • о положении в сфере, регулируемой законопроектом;
  • о выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в Государственной Думе;
  • • насколько учтены позиции и интересы субъектов Федерации в окончательной редакции законопроекта;
  • • к каким последствиям, как позитивным, так и негативным, может привести его реализация.

Информационно-аналитическое  управление Совета Федерации ведет  работу по нескольким направлениям:

  • • готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;
  • • оперативно распространяет информацию по наиболее злободневным вопросам;
  • • активно участвует во всех парламентских слушаниях;
  • • организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации;
  • • разрабатывает информационно-аналитические доклады по наиболее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономики, развития федерализма, совершенствования базовых, системообразующих законов;
  • • делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации

В частности, информационно-аналитическое  управление Совета Федерации участвовало  в организации и информационно-аналитическом  обеспечении Петербургского экономического форума, проведенного по инициативе Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи  государств-участников Содружества  Независимых Государств. Управление разработало все необходимые  информационно-аналитические материалы, тематику «круглых столов». К столетнему юбилею заседаний Всемирной парламентской  ассамблеи (сентябрь 1998 г.) управлением была подготовлена информация, которая позволила мировой общественности наиболее полно представить всю многогранную деятельность Совета Федерации и его роль в жизни России (Жиров, 3-4).

Деятельность информационно-аналитических  центров тесно связана с пресс-службами — новым и не менее значимым для процесса государственного управления элементом информационной структуры.

информационный  технология управление общественность

 

Глава 2. Информационно-аналитическое  обеспечение процесса государственного управления пресс-службами.

 

Пресс-службы являются самостоятельными подразделениями различных органов  власти. Они действуют при Президенте, правительстве, парламенте и в регионах. Пресс-служба Президента является самостоятельным  подразделением Администрации Президента. Руководитель Пресс-службы приравнивается по должности к начальнику управления Президента Российской Федерации.

Пресс-служба правительства  входит в состав такого структурного подразделения Аппарата правительства, как Управление правительственной  информации, образованное Постановлением правительства от 3 мая 1995 г.

В Государственной Думе проблемами информационной политики занимается Комитет  по информационной политике и связи. Комитет сформирован на основе пропорционального  представительства депутатских  объединений.

В его структуре работают следующие подкомитеты:

  • • по печати и экономической поддержке СМИ;
  • • по связи и информатике;
  • • по телевидению и радио.

Пресс-служба — структурное  подразделение аппарата Государственной  Думы на правах управления. Есть свой пресс-центр и у Совета Федерации. Пресс-центр возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Председателем Совета Федерации. Руководитель пресс-центра является также пресс-секретарем Председателя Совета Федерации. Примером региональной информационно-организационной структуры управления можно назвать Департамент по делам печати и информации правительства Москвы, Управление по связям с общественностью и прессой правительства Санкт-Петербурга и др.

Пресс-служба Государственной  Думы состоит из следующих подразделений:

  • • отдел средств массовой информации в составе,
  • • сектор парламентских корреспондентов,
  • • сектор анализа СМИ,
  • • отдел информационного взаимодействия в составе,
  • • сектор оперативной информации,
  • • сектор информационных изданий,
  • • сектор информационного обеспечения.

Телерадиослужба (на правах отдела) в составе 4 секторов и одной  группы.

В задачи пресс-службы входит:

  • • подготовка и распространение в средствах массовой информации официальных сообщений о важнейших мероприятиях в Государственной Думе;
  • • объективное информирование субъектов РФ, населения страны, зарубежной общественности о парламентской деятельности через издания и телерадиослужбу;
  • • аккредитация представителей отечественных и зарубежных СМИ, освещающих деятельность парламента;
  • • взаимодействие с пресс-службами Президента, Совета Федерации, правительства, а также с информационными службами и организациями в вопросах взаимного информационного обеспечения и распространения решений органов государственной власти по различным аспектам экономической, социальной, международной, культурной политики.

В практическую деятельность пресс-службы входит организация пресс-конференций, брифингов, информационных встреч фракций, комитетов, депутатских групп, осуществление  оперативного сбора и экспресс-анализ материалов центральной и региональной печати, российских и зарубежных информационных агентств, а также сообщений с  мест, участие в организации информационного  освещения проводимых Думой международных  мероприятий.

Основные задачи Управления правительственной информации фактически идентичны тем, которые выполняют  пресс-службы парламента.

В целом для большинства  развитых пресс-служб законодательной, представительной и исполнительной власти федерального и регионального  уровней характерны следующие функции  и задачи:

  • • разъяснение того, что сказала или сделала администрация;
  • • анализ последствий постановлений, указаний, решений и т.д., принятых администрацией;
  • • систематическая работа со средствами массовой информации (газеты, радио, телевидение);
  • • неформальные контакты с главными редакторами и ведущими журналистами;
  • • написание и опубликование статей;
  • • подготовка и озвучивание докладов, сообщений, рассылка пресс-релизов, опровержение негативной информации;
  • • работа с общественными организациями, политическими партиями и движениями;
  • • взаимодействие с лидерами «общественного мнения»;
  • • работа с предприятиями региона (реформирование, перераспределение собственности, налоги и др.);
  • • выявление «точек роста» плохих и критических ситуаций, тенденций;
  • • структурирование и формальное описание текущих или латентных проблем и ознакомление с ними администрации и общественности;
  • • владение методами психологических, социологических, политологических, демографических и других исследований объекта управления;
  • • прогнозирование падения авторитета власти;
  • • формирование позитивного имиджа администрации;
  • • умение работать в чрезвычайных, кризисных ситуациях;
  • • руководство избирательными кампаниями и получение положительных результатов.

Кроме всего вышеперечисленного, работникам пресс-служб необходимо быть психологически готовыми к восприятию отрицательных событий, просчетов  в действиях администрации, собственных  ошибок, а также к несправедливым обвинениям со стороны общественности и средств массовой информации.

Специфика работы пресс-служб  в системе государственного управления связана с высокой и ответственностью и повышенной требовательностью  и оперативностью при обработке  и предоставлении информации лицам, принимающим решения (ЛПР). Работа пресс-служб, равно как и эффективная деятельность информационно-аналитических центров, во многом зависит от возможностей пользования информационно-поисковыми системами.

Создание и совершенствование  работы информационно-поисковых систем (ИПС) является одним из важнейших  направлений в информационном обеспечении  органов государственной власти и управления. Они обеспечивают управленческий процесс, отвечают реальным потребностям госаппарата, повышают качество и удобство работы, уменьшают ворох ненужных бумаг, повышают аналитические и управленческие возможности его работников.

Сегодня в органах государственной  власти и управления Российской Федерации  действуют крупномасштабные информационно-поисковые  системы, которые дают возможность  рассылать информацию по электронной  почте, осуществлять информационный обмен  с регионами, подключаться к информационным фондам других ведомств, осуществлять обмен информацией с зарубежными сетями.5

Администрация Президента, палаты Федерального Собрания, Аппарат  правительства и органы высшей судебной власти страны имеют устойчивый обмен  данными с внешними источниками  информации. Их компьютерные проекты  — одни из самых сложных в российской Федерации.

Информационно-справочное обеспечение  высших органов власти осуществляется двумя основными поисковыми системами - «Почта» и «Контур», различающимися базами данных, источниками информации, методами доступа к информации.

Система «Почта» имеет  теледоступ к источникам информации и включает в себя такие информационно-поисковые  системы, как «Право», «Директивные документы», «Гарант». Базы данных этих подсистем содержат нормативно-правовую информацию (более 1 200 документов).

С экономической информацией  работают «Экостат», «Социально-экономическая  статистика», «Регистр промышленных предприятий». Базы данных указанных подсистем  включают в себя справочно-статистическую, социально-экономическую информацию по регионам страны, экспресс-информацию Госкомстата России, экономическую  информацию по СНГ, данные о 24 тысячах  промышленных предприятий России и  выпускаемой ими продукции.

Информация о работе Роль информационных технологий в государственном управлении