Роль информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

С помощью современных технологических решений люди могут направлять свои предложения и жалобы. Граждане и коммерческие организации имеют больше возможностей для обращения по поводу введения необоснованных правил и процедур. А наличие данных о таких обращениях позволяет выявлять ошибки и нарушения. Информационные потоки, проходящие через интернет, приближают власть к гражданам. При этом процессы управления становятся менее формальными и более ориентированными на диалог, чем при традиционных способах взаимодействия. В свою очередь с помощью средств электронного участия (e-participation) люди могут активнее участвовать в местном самоуправлении. Они имеют возможность лучше понять реализуемые задачи и установки, их вклад в эти процессы будет полнее, и они смогут оказывать влияние на направление и характер развития условий жизни.
Таким образом, целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности организаций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления.
1.1. Информационная структура современного процесса управления.
1.2 Информационные ресурсы в государственном управлении.
Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами.
2.1 Информационные технологии.
2.2 Роль информации в политике.
2.3 Связи с общественностью как сектор информационно-аналитической деятельности в управленческом процессе.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.74 Кб (Скачать файл)

Общественно-политическая информация представлена в «Аналитических обзорах», «Оперативной информации». База данных этих подсистем содержит аналитические  обзоры информационного управления и пресс-службы Администрации Президента РФ, Аналитического центра при Президенте РФ, библиотеки Администрации Президента, Управления Президента РФ по работе с  обращениями граждан, Центра экономических  реформ при правительстве РФ. Сюда же входит научно-техническая информация Росинформресурса, текущие сводки Госкомстата, информация МВД РФ (оперативные сводки, борьба с преступностью, криминальное состояние в России), общие сводки ИТАР-ТАСС, оперативная информация МЧС, отклики региональной прессы на действия правительства по вопросам экономики.

Телекоммуникационный обмен  информацией системы «Почта»  с внешними абонентами происходит путем  приема и оперативной передачи сообщений.

Система «Контур» имеет локальный  оптоволоконный доступ к информации и устанавливается в соответствии с функциональными обязанностями  работников аппарата высших органов  власти и управления. Содержит такие  информационно-поисковые подсистемы, как: «Документы СНГ», «Социально-экономический мониторинг», «Чрезвычайные ситуации», «Регион», «Социальная сфера» и др. Базы данных указанных подсистем содержат тематический набор слайдов о социально-экономическом положении страны, ее развитии в региональном разрезе, о приватизации, валютном и денежном рынках, митингах, забастовках, беженцах, безработице.

К базам данных систем «Почта»  и «Контур» подключены все высшие органы власти и управления субъектов  РФ, представители Президента на местах. В свою очередь, из субъектов Федерации  через информационно-поисковые системы  налажено поступление региональной нормативно-правовой информации, аналитической  информации о развитии регионов, оценке и анализе общественно-политической ситуации, о социально-экономическом  мониторинге, а также обзоров  региональных СМИ, оперативной и  другой информации. При этом обеспечивается невмешательство в объемы, характер и структуру информации, поступающей  из субъектов Федерации.

Необходимость применения информационно-поисковых  систем в госаппарате была вызвана  следующим рядом причин:

  • • большой объем информации и постоянное его изменение привел к тому, что поиск необходимой информации для целей управления прежними методами стал делом длительным и трудоемким;
  • • сложился чрезвычайно широкий круг потребителей информации в аппарате и ее использовании в практической деятельности;
  • • возникла острая необходимость в оперативном получении точной и исчерпывающей информации;
  • • возросла потребность в интеграции информационных ресурсов.

Таким образом, актуальным стал фактор улучшения доступа всех работников госаппарата к информации, что  возможно только при условии развития информационных технологий и средств  телекоммуникаций.6

2.1 Информационные  технологии

 

Разработка информационных систем, внедрение информационных технологий и обеспечение их деятельности в  госаппарате были возложены на ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной  связи и информации) в соответствии с Указом Президента РФ от 21 февраля  1994 г. «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации». Если в начале 90-х годов главным направлением было обеспечение государственных органов оперативной связью, информатизация и компьютеризация системы власти и гражданского общества, то с переходом к новому столетию упор был сделан на формирование национальной информационной структуры, сохранение и развитие информационных ресурсов, а также выход в мировую информационную систему Интернет, участие в "международном информационном обмене и деятельности Европейской Комиссии, направленной на формирование информационного общества в Европе. Дальнейшая глобализация и технологизация политического процесса еще более остро обозначила проблему информационных технологий и их использование в государственном управлении.

Термин «информационные  технологии» — один из новейших в политологической науке. Он включает в себя понятия «технология» и  «информация», В отечественной политологии  разработка проблем информационных технологий связана с такими именами, как А.И. Пригожий, В.В. Щербина, А.Н. Мелюхин, Ж. Тощенко, Т.В. Закупень и др.

Государственное управление — это управление в масштабах  общества, призванное создавать и  закреплять законодательно, обеспечивать и гарантировать реализацию условий  для любых видов человеческой деятельности. Оно предполагает использование  некоторых информационно-технологических  приемов и методов. Другими словами, речь идет о создании механизмов рационального  управления развитием и функционированием  политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением  в условиях демократии.

Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Информационные технологии управленческого процесса — это средства организации управленческого труда, направленные на упорядочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации.

Это механизм регулирования  информационных потоков внутри органов  государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой. Информационные технологии способствуют качеству управленческих решений и  связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов.

Информационные технологии управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и принятие решения.7

При исследовании темы «информационные  технологии» целесообразно рассмотреть  такие понятия, как «информационный  поток», «информационные массивы, или  банки, информации», «информационные  каналы прямой и обратной связи».

Информационный поток  — это совокупность сообщений  с одинаковыми или близкими свойствами. Для органов государственной  власти поток управленческой информации — это законы, указы, постановления, распоряжения, сводки и другие документы.

Проблема упорядочивания и совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями, задачами, функциями государственных  структур и требованиями внешней  среды.

Банки информации — это  хранилища документов, сведений, данных. Как правило, они сосредоточены  в архивах, библиотеках, службах  делопроизводства, информационно-поисковых  системах.

Управленческие связи  могут быть реализованы по каналам  прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания обратной связи  являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного  мнения избирателей, вовлечение общественности в процесс принятия решений.

Наибольшую значимость информационные технологии имеют при принятии решений. Решение — это проект изменения  общественных отношений и их упорядочение в конкретных политических ситуациях, который оформляет и согласовывает  интересы участников управленческого  процесса. В зависимости от субъекта, принимающего управленческое решение, а также от уровня отражения в  нем общественных интересов различают:

  • решения центральных органов государственной власти, осуществляемые в форме законов, нормативно-правовых актов (эти решения исходят из общегосударственных интересов и связаны как с определением стратегического курса развития, так и с задачами оперативного управления обществом);
  • решения, принимаемые политическими партиями как выражение групповых интересов;
  • решения, принимаемые в системе местной власти как форма согласования общегосударственных и региональных интересов.

Принятие управленческого  решения — основная характеристика динамики управленческого процесса. Оно включает в себя технологические  преобразования актов государственной  власти и конкретные механизмы управления социальными процессами.

Процесс принятия управленческого  решения складывается из следующего ряда управленческих циклов:

  • • сбора информации о состоянии объекта управления,
  • • подготовки и выработки решения,
  • • организации людей и ресурсов на выполнение решений и контроль их исполнения.

Технология процесса формирования решений предусматривает следующие  этапы:

  • • изучение проблемы, ее постановку и анализ;
  • • сбор исходной информации, ее переработку и синтез;
  • • оценка альтернатив и выбор оптимального варианта;
  • • принятие решения.

Инструментом принятия решений  может быть информационно-аналитическая  система. В данном случае она выполняет  информационную, трансформационную  и управляющую функции.

Понятие «информационные  технологии» применимо к процессу управления и исследованию информационных процессов в обществе в целом. Что касается общества, то анализ этого  феномена связан с поиском наиболее эффективных форм использования  всех видов информации и реализацией  различных видов коммуникативных  политик в организации диалога  власти с общественностью. Следует  заметить, что сложившаяся в предшествующую эпоху организационно-технологическая  система управления очень скоро  перестала удовлетворять вызовам  времени и соответствовать новой  политической и экономической ситуации в стране. По мере усложнения социальных связей возникли новые требования по совершенствованию процесса управления, связанные с регулированием, сохранением, поддержанием и эффективностью системы управления.

Использование информационных технологий на уровне федерации и  других ступеней организации управленческого  процесса (в республиках, краях (областях), городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной  информации.

Развитие информационных технологий создает уникальные возможности  для активизации и эффективного развития демократии, экономики, политики, государства и гражданского общества. В частности, реальностью становится виртуальная жизнь в сети (коммерческие сделки, реклама, развлечение и отдых, поиск и получение оперативной информации из информационных источников различных стран мира).

 

2.2 Роль информации в политике

 

Политический аспект использования  информации связан с тем, что любое  государство стремится использовать информацию так, чтобы гарантировать  его безопасность и обеспечить национально-государственные  интересы.

Государство определяет пределы  распространения внешней по отношению  к нему информации на своей территории. Современная ситуация характеризуется, с одной стороны, расширением  гласности и свободы распространения  информации; с другой стороны, необходимостью информационной безопасности. Свободный  обмен информацией предполагает решение двух взаимно противоположных  проблем: обеспечить лучшую информированность  населения, в полном объеме реализовать  права граждан на гласность и  получение общественно значимой информации и обеспечить ее защиту и сохранность.

С начала XX в. конфигурация мировой  и российской информационных систем претерпела радикальную трансформацию. В единую технологическую цепь сложились  такие элементы, как компьютер, телефон, радио, телевидение, космическая связь. Распространение локальных и  глобальных информационных сетей создают  принципиально новое качество трансграничного  информационного обмена. Все это  влияет непосредственным образом на политику, международные отношения, национальную и международную безопасность. Сегодня 120 стран мира ведут работы или завершают отдельные разработки по развитию возможного информационно-компьютерного  воздействия на информационный ресурс потенциального противника.

В условиях перехода социально-политической системы к новому состоянию встает проблема обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности в условиях становления российской государственности на принципах  демократии, законности, открытости информации. В настоящее время при решении  проблем национальной безопасности — политической, экономической, военной, экологической и др. — вес информационных факторов непрерывно растет. Значение информации и обеспечение оперативного доступа к ней в политической борьбе всегда было бесценным и решающим на любых уровнях как внутри государства, так и на международной арене.

Во-первых, это касается системы  принятия политических решений, стратегических и тактических задач управления. Здесь важны качество информации (ее достоверность, своевременность и полнота), используемой для принятия решений органами власти и управления, обеспеченность прав политических партий, общественных движений на свободное выражение своих программ, избирательных платформ через пресс-центры и средства массовой информации, а также регулярное информирование населения о политической и социально-экономической жизни страны.

Информация о работе Роль информационных технологий в государственном управлении