Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:02, дипломная работа
Целью исследования является определение роли информационных технологий в современном редакционно-издательском процессе.
Поставленная цель предопределила следующий ряд исследовательских задач:
1. Изучение сущностных характеристик современного редакционно-издательского процесса, его основных этапов и их модернизации;
2. Рассмотрение понятия, свойств и классификаций информационных технологий путем определения функциональных особенностей программ Adobe Photoshop, Illustrator, InDesing и Corel;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Особенности современного редакционно-издательского процесса 5
1.1 Сущностные характеристики редакционно-издательского процесса 5
1.2 Этапы редакционно-издательского процесса и их модернизация на рубеже ХХ-ХХI веков 9
2 Информационные технологии и современное программное обеспечение 25
2.1 Информационные технологии: понятия, свойства и классификация 25
2.2 Функциональные особенности программ Adobe Photoshop,
Adobe Illustrator, Adobe InDesing и Corel Draw 33
3 Влияние информационных технологий в редакционно-издательском процессе ООО «Просвещение – Юг» 44
3.1 Структура издательства «Просвещение-Юг» 44
3.2 Использование информационных технологий
в редакционно-издательском процессе ООО «Просвещение-Юг» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список использованных источников 62
Приложения
Договор с автором. Заключению договора с автором предшествует предварительная и порой занимающая немало времени работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утверждение плана-проспекта издания, при необходимости – его рецензирование. Как правило, любое предприятие заинтересовано в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и одаренными авторами, работающими в области, которой посвящена выпускаемая им литература. Со временем каждое предприятие формирует свой круг авторов, с которыми оно работает постоянно.
Заключение договора с автором происходит после того, как утверждается план-проспект рукописи. Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т. е. автора и издателя.
Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.
Договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.
В любом случае, до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют. Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками.
Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, представляющим его интересы. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.
План-проспект издания. Прежде чем заключить договор с автором, ему предлагается представить план-проспект будущего произведения, который издается в лаконичном, сжатом виде и раскрывает содержание подразделов произведения, позволяя предприятию не только полнее представить себе его состав и тематическое содержание, но и структуру, а также глубину и широту охвата темы. Квалифицированно подготовленный план-проспект включает в себя также число и характер иллюстраций, определяет состав приложений и аппарата издания (указатели, примечания и комментарии и др.).
Конечно, план-проспект для произведений художественной литературы не требуется. Здесь обходятся обычно согласованием между автором и издательством темы и объема произведения, иногда оговариваются главные герои и основные сюжетные линии, что характерно главным образом для заказных изданий, произведений, продолжающих начатые серии и т. д. Для другой литературы написание и утверждение плана-проспекта является обязательным этапом в работе над книгой.
Рецензирование.
Рецензия – это критический разбор и оценка того или иного произведения, которая может быть внутрииздательской и внешнеиздательской. Первая выполняется штатным сотрудником издательства, вторая заказывается специалистам, не работающим в издательстве. И в том, и в другом случае рецензент помогает издательству ответить на главные вопросы, касающиеся произведения:
Издательство может согласиться или не согласиться с рецензентом – в любом случае рецензия помогает издательству вернее оценить содержание готовой рукописи, ее место на рынке аналогичной литературы и перспективы реализации, а значит в какой-то мере и экономическую эффективность проекта.
В серьезных изданиях фамилия рецензента указывается на обороте титульного листа книги.
Работа с авторским оригиналом начинается с приема произведения автора. Готовое произведение автор должен представить в срок, определенный договором. На первом этапе издательство принимает рукопись на основании оценки ее соответствия действующим нормативным документам, касающихся текстовых оригиналов и оригиналов иллюстраций. Основными такими документами являются ОСТ 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования» и ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические условия».
Авторским текстовым оригиналом называется текстовая часть произведения, подготовленная автором (коллективом авторов) для передачи в издательство для последующей редакционно-издательской обработки. Он служит основой для изготовления издательского текстового оригинала. Авторские оригиналы иллюстраций представляют собой плоские графические или фотографические изображения, предназначенные для полиграфического воспроизведения.
В зависимости от исполнения авторские текстовые оригиналы делятся на: машинописные, а также печатные для переиздания без изменений (повторные), печатные для переизданий с изменениями, распечатки с кодированных оригиналов (подготовленных на компьютере), рукописные.
Любая форма представления авторского оригинала должна быть обусловлена авторским договором. Одно из важнейших требований, предъявляемых к авторскому оригиналу – его комплектность, т. е. полнота всех его составных частей. В наиболее полном виде он должен содержать:
Если авторский оригинал соответствует приведенным выше требованиям, в издательстве регистрируется срок его поступления, и автор получает расписку в получении его рукописи. После принятия рукописи издательство должно дать автору ответ, принято его произведение к изданию или нет. Факт одобрения фиксируется письменно и утверждается руководством издательства. Далее с одобренной и принятой к изданию рукописью начинает работать редактор. Деятельности редактора в редакционно-издательском процессе посвящена вторая глава нашего дипломного исследования, поэтому мы скажем только то, что работа редактора включат в себя сам процесс редактирования, состоящий из работы над текстом рукописи, редакторской правки, работы над иллюстративным материалом и т. д. Часто рукописи редактируются вне издательства. Характер готовящихся изданий может потребовать привлечения специалистов, которыми издательство не располагает. К тому же нередко в подготовке издания участвуют несколько редакторов, особенно когда речь идет о сложных и ответственных проектах. Может оказаться необходимым научное, специальное, титульное или литературное редактирование. В каждом конкретном случае вопрос привлечения для редактирования авторского оригинала внештатных специалистов решается индивидуально.
Художественное оформление издания включает в себя художественную структуру книги, правильный дизайн текста, удачное оформление иллюстраций, процесс подготовки обложки издания, издательский оригинал и корректуру в процессе верстки.
Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т. е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства. Слагается она из компонентов полиграфического набора (литер, пробельных материалов и др.).
Главной составляющей художественной формы издания является макет книги. Книга должна быть спроектирована. Макет книги в данном случае – это модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании. Особенно важен принципиальный макет художественного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются размеченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос издания – титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллюстрациями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее. Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затекстовых комментариев и примечаний, выходных сведений.
Важнейшим исходным моментом
в процессе макетирования книги
является выбор ее формата, который во
многом зависит от функциональных условий
(карманное издание, кабинетная книга,
настольный справочник и
т. д.) и возможностей типографии, в которой
размещен заказ. Помимо формата есть множество
других компонентов, формирующих книгу
как целое, к ним относятся:
Каждое издание представляет
собой сложное сочетание
Дизайн текста определяют многие его элементы. Основным из них является шрифт, который является средством передачи текста в книге.
Шрифт может быть наборным и рисованным. Последний используется главным образом для оформления таких элементов издания, как обложка, переплет, титульный лист, внутренние заголовки, которые формируют его индивидуальный облик. Для основной же части книги используется наборный шрифт. Выбирая шрифт, необходимо учитывать три его характеристики: гарнитуру, начертание и кегль.
Гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний. Каждая гарнитура имеет свое название.
Для наборных текстов желательно в выбранной гарнитуре использовать обычные, курсивные, полужирные и курсивные полужирные шрифты. Достичь эффективного дизайна можно с помощью всего нескольких шрифтов.
При выборе шрифта необходимо учитывать и тип используемой для печати бумаги. Так, на газетной бумаге, например, плохо будут выглядеть тонкие, изящные шрифты, а тяжелые, контрастные шрифты выглядят слишком «ослепительно» на мелованной бумаге.
Для обеспечения удобочитаемости
издания важен правильный выбор шрифтового
кегля. Размер кегля определяется в пунктах
(1 пункт = 0,376 мм). Поскольку понятия эти
складывались во времена металлического
набора, кеглем считается величина площадки,
на которой размещается буква или знак.
Шрифты каждого кегля получили свое название:
бриллиант (кегль 3 пункта); диамант (кегль
4 пункта); нонпарель (кегль 6 пунктов); миньон
(кегль
7 пунктов); петит (кегль 8 пунктов); боргес
(кегль 9 пунктов); корпус (кегль
10 пунктов); цицеро (кегль 12 пунктов); миттель
(кегль 14 пунктов).
Оптимальная читаемость набора колеблется от 9-го до 14-го кегля, а для художественной литературы предпочтительны 10–12-й кегль. Комфортность чтения зависит и от формата наборной строки, оптимальной считается строка, в которой содержится 50–55 знаков.
Когда определены параметры основного текста, необходимо выбрать стиль для заголовков внутри текста, решить вопрос об использовании постоянного или переменного колонтитула, определить место размещения колонцифры на полосе, выбрать стиль оформления вспомогательных текстов (таблиц, цитат, сносок, стихотворных строк и др.) и подписей к иллюстрациям. Как правило, в последнюю очередь определяется стиль вступительной и заключительной частей книги, при этом особое внимание обращается на оформление титульного листа, который должен отражать общий стиль заголовков и основного текста книги
Информация о работе Роль информационных технологий в современном редакционно-издательском процессе