Шпаргалка по "Основам информационных технологий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам информационных технологий"

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Рынок информационных продуктов  и услуг

 

Как и при  использовании традиционных видов  ресурсов, продуктов и услуг необходимо знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти  вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов  и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) − система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный  рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного  обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

• центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

• службы телекоммуникации и передачи данных;

• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

• коммерческие фирмы;

• информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие на их основе задачи.

Компонентами  информационного рынка являются:

- техническая  и технологическая составляющая. Это современное информационное  оборудование, мощные компьютеры, развитая  компьютерная сеть и соответствующие  им технологии переработки информации. В настоящее время широкое  распространение получают современные мировые технические достижения, такие как: возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок; технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды; электронная почта в глобальной компьютерной сети, в которую вовлечены миллионы пользователей;

- нормативно-правовая  составляющая. Это юридические документы:  законы, указы, постановления, которые  обеспечивают цивилизованные отношения  на информационном рынке. Например законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", " О правовой охране топологий интегральных схем";

- информационная  составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. Например, "Российская энциклопедия информации и телекоммуникации", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей;

- организационная  составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Например, трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений.

 

.Правовое  регулирование на информационном  рынке

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В настоящее время принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:

• "Об информации, информатизации и защите информации".

• "Об авторском праве и смежных правах".

• "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

• "О правовой охране топологий интегральных схем".

Рассмотрим  основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации", который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.

В законе определены цели и основные направления государственной  политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает  условия для включения государства  в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

• как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

• как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Закон закладывает  юридические основы гарантий прав граждан  на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической  реформы — формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.

Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

В последние годы мир, в котором мы живем, стремительно меняется. К важнейшим изменениям в современном мире можно отнести: микросхемы и компьютеры; повсеместные, мобильные телекоммуникации; генная инженерия; электронно-интегрированные, работающие в реальном времени, глобальные финансовые рынки; взаимосвязанная капиталистическая экономика, господствующая на всей планете; преобладание городского населения; всеобщее осознание экологической проблематики. Все это черты нового мира – мира информационной эпохи, в которой все более актуальными становятся новые информационные технологии.

В широком смысле слово технология - это способ освоения человеком материального мира с  помощью социально организованной деятельности, которая включает три  компоненты: информационную (научные принципы и обоснование), материальную (орудие работы) и социальную (специалисты, имеющие профессиональные навыки). Эта триада составляет сущность современного понимания понятия технологии.

Понятие информационной технологии появилось с возникновением информационного общества, основой социальной динамики в котором являются не традиционные материальные, а информационные ресурсы: знания, наука, организационные факторы, интеллектуальные способности, инициатива, творчество и т.д. К сожалению, это понятие настолько общее и всеохватывающее, что до сих пор специалисты не пришли к четкой, формализованной формулировке. Наиболее удачным определением понятия информационной технологии дано академиком Глушковым В.М., который трактовал ее как человеко-машинную технологию сбора, обработки и передачи информации, которая базируется на использовании вычислительной техники. Эта технология быстро развивается охватывая все виды общественной деятельности: производство, управление, науку, образование, финансово - банковские операции, медицину, быт и др.

Информационная  технология — технология, использующая совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Важное значение в информационных технологиях имеют телекоммуникации. Под телекоммуникацией понимается дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

АИТ можно классифицировать

  • по способу реализации,
  • по степени охвата задач управления,
  • по классу реализуемых технологических операций,
  • по типу пользовательского интерфейса,
  • по способу построения сети,
  • по обслуживаемым предметным областям и пр.

По способу  реализации в АИС выделяют традиционные и новые информационные технологии.  

 

По степени  охвата задач управления различают следующие АИТ:

  • электронная обработка экономических данных;
  • автоматизация функций управления;
  • поддержка принятия решений;
  • электронный офис;
  • экспертная поддержка.

По классу реализуемых  технологических операций выделяют такие АИТ:

  • работа с текстовым редактором;
  • работа с табличным процессором;
  • работа с СУБД.
  • работа с графическими объектами; 
  • мультимедийные системы; 
  • гипертекстовые системы.

По типу пользовательского  интерфейса различают АИТ пакетные, диалоговые, сетевые.  

 

По способу построения сети бывают АИТ локальные, многоуровневые, распределенные.  

По обслуживаемым предметным областям выделяют АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.

5 Выбор вариантов внедрения информационной технологии в фирме

При внедрении информационной технологии в фирму необходимо выбрать одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации.

Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы. Информационная технология приспосабливается к организационной структуре, и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна, так как затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется.

Основной недостаток такой стратегии — необходимость  непрерывных изменений формы представления информации, приспособленной к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Любое оперативное решение "вязнет" на различных этапах информационной технологии.

К достоинствам стратегии можно отнести минимальные  степень риска и затраты.

Вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмы. Существующая структура будет модернизироваться.

Данная стратегия  предполагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных  взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами.

К основным ее недостаткам следует отнести:

Ø существенные затраты на первом этапе, связанном  с разработкой общей концепции  и обследованием всех подразделений  фирмы;

Ø наличие психологической  напряженности, вызванной предполагаемыми  изменениями структуры фирмы  и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей.

Достоинствами данной стратегии являются:

Ø рационализация организационной структуры фирмы;

Ø максимальная занятость всех работников;

Ø высокий профессиональный уровень;

Ø интеграция профессиональных функций за счет использования компьютерных сетей.

Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Информационная технология обработки данных

 

 

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам информационных технологий"