Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам информационных технологий"
3
Рынок информационных
Как и при использовании традиционных видов ресурсов, продуктов и услуг необходимо знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) − система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный
рынок характеризуется определе
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
• центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
• службы телекоммуникации и передачи данных;
• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
• коммерческие фирмы;
• информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие на их основе задачи.
Компонентами
информационного рынка являются
- техническая
и технологическая
- нормативно-правовая
составляющая. Это юридические документы:
законы, указы, постановления, которые
обеспечивают цивилизованные
- информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. Например, "Российская энциклопедия информации и телекоммуникации", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей;
- организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Например, трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений.
.Правовое
регулирование на
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В настоящее время принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:
• "Об информации, информатизации и защите информации".
• "Об авторском праве и смежных правах".
• "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
• "О правовой охране топологий интегральных схем".
Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации", который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.
Закон создает
условия для включения
• как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
• как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы — формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества.
4
В последние годы мир, в котором мы живем, стремительно меняется. К важнейшим изменениям в современном мире можно отнести: микросхемы и компьютеры; повсеместные, мобильные телекоммуникации; генная инженерия; электронно-интегрированные, работающие в реальном времени, глобальные финансовые рынки; взаимосвязанная капиталистическая экономика, господствующая на всей планете; преобладание городского населения; всеобщее осознание экологической проблематики. Все это черты нового мира – мира информационной эпохи, в которой все более актуальными становятся новые информационные технологии.
В широком смысле
слово технология - это способ освоения
человеком материального мира с
помощью социально
Понятие информационной технологии появилось с возникновением информационного общества, основой социальной динамики в котором являются не традиционные материальные, а информационные ресурсы: знания, наука, организационные факторы, интеллектуальные способности, инициатива, творчество и т.д. К сожалению, это понятие настолько общее и всеохватывающее, что до сих пор специалисты не пришли к четкой, формализованной формулировке. Наиболее удачным определением понятия информационной технологии дано академиком Глушковым В.М., который трактовал ее как человеко-машинную технологию сбора, обработки и передачи информации, которая базируется на использовании вычислительной техники. Эта технология быстро развивается охватывая все виды общественной деятельности: производство, управление, науку, образование, финансово - банковские операции, медицину, быт и др.
Информационная технология — технология, использующая совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Важное значение в информационных технологиях имеют телекоммуникации. Под телекоммуникацией понимается дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
АИТ можно классифицировать
По способу реализации в АИС выделяют традиционные и новые информационные технологии.
По степени охвата задач управления различают следующие АИТ:
По классу реализуемых технологических операций выделяют такие АИТ:
По типу пользовательского интерфейса различают АИТ пакетные, диалоговые, сетевые.
По способу построения сети бывают АИТ локальные, многоуровневые, распределенные.
По обслуживаемым предметным областям выделяют АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.
5 Выбор вариантов внедрения информационной технологии в фирме
При внедрении информационной технологии в фирму необходимо выбрать одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации.
Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы. Информационная технология приспосабливается к организационной структуре, и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна, так как затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется.
Основной недостаток
такой стратегии —
К достоинствам
стратегии можно отнести
Вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмы. Существующая структура будет модернизироваться.
Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами.
К основным ее недостаткам следует отнести:
Ø существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы;
Ø наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей.
Достоинствами данной стратегии являются:
Ø рационализация
организационной структуры
Ø максимальная занятость всех работников;
Ø высокий профессиональный уровень;
Ø интеграция профессиональных функций за счет использования компьютерных сетей.
Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.
Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.
Информация о работе Шпаргалка по "Основам информационных технологий"