Современное состояние праздничного календаря тюркоязычных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

Культ природы – понятие чрезвычайно широкое и сложное, охватывает такие культы, как освящение гор – оваа, огня, источников, тайги, деревьев
Объектом исследования является роль и значение национальных праздников и обрядов в современных условиях, духовная культура тувинцев как исторически сложившаяся, динамически развивающаяся система, с характерными для нее ценностями.
Предмет исследования - социокультурные детерминанты исторической динамики духовной культуры тувинцев.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Традиционные праздничные обряды у тюркоязычных народов
Духовная культура тюркоязычных народов. Истоки и традиции
Праздничный календарь Тюрков (на примере тувинцев)
Глава 2. Современное состояние праздничного календаря тюркоязычных народов
2.1 Актуализация народных праздников современности
2.2 Шагаа - главный праздник тувинцев по лунному календарю
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.docx

— 826.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Традиционные праздничные обряды у тюркоязычных народов

    1. Духовная культура тюркоязычных народов. Истоки и традиции
    2. Праздничный календарь Тюрков (на примере тувинцев)

Глава 2. Современное состояние праздничного календаря тюркоязычных народов

2.1 Актуализация народных  праздников современности

2.2 Шагаа - главный праздник тувинцев по лунному календарю

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.

   Актуальность. Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.

Пришло время, когда нам надо оглянуться назад – к истокам. Мы обращаемся к экологической нравственности наших предков, истокам экологической культуры – уважительного отношения к себе, семье, роду, природе.

Экологическая нравственность наших предков, их традиции и обычаи, отношение к семье, природе, традиции использования природных и биологических ресурсов сегодня востребованы обществом из – за возникшей напряженной ситуации между человеком и природой.

    Люди жили с чувством целесообразности и соразмерности с природой, частью которой они себя ощущали.

   У тувинцев природа обожествлялась. Наши предки кочевники понимали, что сохранение природы, сохранение среды обитания – это и есть сохранение их самих как человека, семьи, рода, этноса.

    Культ природы – понятие чрезвычайно широкое и сложное, охватывает такие культы, как освящение гор – оваа, огня, источников, тайги, деревьев

Объектом исследования является роль и значение национальных праздников и обрядов в современных условиях, духовная культура тувинцев как исторически сложившаяся, динамически развивающаяся система, с характерными для нее ценностями.

Предмет исследования - социокультурные детерминанты исторической динамики духовной культуры тувинцев.

Целью предлагаемой работы является исследование роли и значение тувинских национальных праздников и обрядов в современных условиях, исследование проблемы сохранения базовой, аксиологической части традиционной тувинской культуры для современного тувинского этноса, и поиск путей и форм включения духовного наследия тувинцев в современную культуру.

Исходя из цели исследования, автором были поставлены для решения следующие задачи:

  1. Обобщить имеющиеся научные исследования, касающиеся духовной культуры тувинцев в различных ее областях.
  2. Ввести в научный оборот материалы полевых работ по описанию обрядовой практики тувинцев.
  3. Исследовать общую картину духовной жизни тувинцев как единой мировоззренческой системы на основе детального изучения ее компонентов, определить ее структурные составляющие, выявить их суть и смысл глубинных взаимосвязей друг с другом.
  4. Исследовать роль, значение и порядок проведения тувинского национального праздника Шагаа.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Обоснована структура и основные детерминанты развития духовной культуры тувинцев.
  2. Проанализированы традиционные обряды и праздники тувинского народа.
  3. Проанализирована проблема взаимодействия различных этнокультурных традиций в процессе формирования духовной культуры тувинцев. Дан анализ роли и места тувинских традиций в современном социокультурном процессе.

4. Выявлены и проанализированы  базисные компоненты тувинской  традиционной духовной культуры  как ее структурные составляющие, а также ее характерные особенности.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения могут быть использованы для выработки основных ориентиров в трансформации тувинской культуры. Эти положения являются значимыми для этнопсихологии, этнопедагогики, народного художественного творчества.

Структура работы состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Традиционные праздничные обряды у тюркоязычных народов

1.1 Духовная культура тюркоязычных народов. Истоки и традиции

 

Человеческая культура возникла как особая форма передачи и сохранения опыта, с помощью которого люди адаптировались к окружающей среде и обеспечивали себе возможность выжить. Общество имело целью сохранить свой род, а средством для достижения этой цели была создаваемая им культура.

Немецкий философ Ф. В. Шеллинг назвал мир людей «второй природой», современный мир есть результат преобразования природы человеком. Он в течение многих тысячелетий изменял окружающую среду, адаптируя ее к своим нуждам, одновременно адаптируясь к ней сам. Мир культуры основан на природе, но природа присутствует в мире культуры в преобразованном, переосмысленном виде, поскольку действие законов природы человек использует в собственных целях.

В современном мире огромная роль духовной культуры состоит в том, что, несмотря на коренные отличия в мировоззрении, традициях, обычаях различных народов, она является мощным объединительным фактором не только на межличностном уровне, но и в национальном, региональном и мировом масштабах.

Изучение состояния традиционной культуры, в том числе и обрядности тувинцев, в настоящее время приводит к неутешительным выводам. Хотя весь накопленный за многие века опыт народа признается и декларируется как важнейшее условие дальнейшего развития современного общества, но на практике, он игнорируется. Приходится признать, что нерационально используются не только природные сырьевые ресурсы, но и духовное наследие. Мы согласны с мнением Ф. Т. Мамедова, что «богатые природные ресурсы при низком культурном уровне людей не дают ожидаемых результатов в социальном развитии человека, а материальное благосостояние не гарантирует счастья. Невежество - это бедность, это зло, а бедность - это вызов национальной безопасности, она приводит к разрушению гражданского согласия и делает страну слабой перед внешним вызовом».

Сегодня человечество находится на таком этапе развития, когда старая, традиционная культура с ее веками выработанными ценностями практически полностью разрушена, во всяком случае, как система, а новая находится в процессе становления. Культура современного общества видоизменялась, трансформировалась, но не стала целостным явлением с четко определенными приоритетами. По мнению В. С. Степина, «поколения последних десятилетий социализировались в обстановке нарастающей утраты духовных ценностей, замены их ориентирами на материальный успех любой ценой... Необходим учет стереотипов и архетипов российского менталитета как своеобразного культурно-генетического кода российской цивилизации и их возможностей трансформироваться в систему ценностей, необходимых для успешного постиндустриального развития».

Еще в 80-х годах прошлого столетия движением «Народный фронт Тувы» и другими общественными организациями высказывались идеи возрождения тувинской культуры, однако эти идеи и сегодня остаются по сути лишь лозунгами. Актуальным представляется комплексное исследование духовной культуры тувинцев на протяжении всего XX века, которое позволит осмыслить в более полном объеме процессы, протекающие в сфере культуры в настоящее время.

Надо учитывать и процесс глобализации, происходящий в мире: ни один народ не сможет избежать его последствий, поэтому «главной мировоззренческой установкой должна стать ориентация на диалог, учитывающий разнообразие культурных традиций и национальных интересов, на поиск согласия и единства без уничтожения многообразия, без стремления к унификации...

Сегодня требуются иные стратегии развития, иные способы идентификации, когда сохраняется специфика своей культуры, и вместе с тем, обеспечивается ее открытость иным культурам, готовность к непрекращающемуся диалогу на основе свободного информационного обмена».

Актуальным представляется поиск новых способов социализации человека, воспитание его в духе уважения к достижениям культуры других народов, в духе толерантности, а это невозможно, если человек не знает и не уважает культуру своего этноса.

Анализ и изучение целого ряда проблем, ставших причиной смены приоритетов в культуре тувинцев в постсоветский период, обретает особую актуальность на фоне межнациональных конфликтов.

Изучение социодинамики тувинской культуры имеет огромное значение для понимания изменений, непрерывно происходящих в обществе.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Праздничный календарь Тюрков (на примере тувинцев)

 

Тюркские народы до принятия мировых религий пользовались своим календарем двенадцатилетнего животного цикла. До Х века нашей эры у тюрков была своя цивилизация — свой язык, своя национальная религия тэнгрианство, национальный алфавит и соответственно как положено каждой цивилизации свой календарь. После потери своей цивилизации — тюрки лишились своей религии, своего алфавита и конечно соответственно своего алфавита. Но не смотря на это, на Алтае он был полностью вытеснен в ХVIII — ХIХ веке православным календарем. В Поволжье после принятия татарами ислама ввели летоисчисление по мусульманскому календарю. Но даже по прошествии нескольких столетий еще и в ХVIII веке татары параллельно мусульманскому, пользовались и тюркским календарем. Истории не известно, когда и где этим календарем впервые стали пользоваться, однако факты выбора животных и их последовательности чередования в небесной символике двенадцатилетнего животного цикла свидетельствуют, что он воспринят от тюрков-кочевников Центральной Азии. Затем календарь сравнительно быстро получил распространение у различных народов почти всей Азии, которые пользуются им по сегодняшний день. 

У тюркских народов было много легенд о возникновение «календаря животного цикла». Об одной из них записал М Кашгари в XI веке. В легенде сказано, что один из тюркских ханов пожелал узнать дату войны, которая произошла до него. Но дату ему сообщили с ошибкой. И хан, во избежание подобных ошибок в будущем, предложил своему народу, основываясь на 12 месяцах и 12 созвездиях, установить 12-летний круг и дать названия годам этого цикла. Затем хан повелел сгонять животных к большой реке. Реку переплыли 12 животных. Хан назвал годы цикла по имени животных, переправившихся через реку... [5]

Имелись и другие варианты этой легенды. В одной татарской легенде рассказывается о том, что животные — верблюд, лошадь, корова, собака, курица, мышь и другие, — услышав однажды, что люди хотят назвать годы летоисчисления именами животных, поспорили о том, именем какого животного следует назвать первый год цикла. Условились на том: кто первый увидит восход солнца, его именем и будет назван первый год. Хитрая мышь забралась на горб верблюда и первой увидела приход нового года. Поэтому ее именем был назван первый год. А непонятливого верблюда вовсе исключили из списка претендентов. Поговорка «Верблюд, надеясь на свой рост, остался без ничего», возможно, является отголоском этих событий. Данный вариант с небольшими изменениями известен кыргызам, казахам, крымским татарам, бурятам и другим, тюркским и монгольским народам. 

Время года и сезоны. Тюркско-монгольский календарь 12 летнего животного цикла, основывается на трех естественных показателях: месячным обращении Луны вокруг Земли, годичном обращении Земли вокруг Солнца и период вращения Юпитера вокруг солнца. Тюркские камы (жрецы) установили, что Юпитер делает полный оборот примерно за 12 лет. Разделив круг Юпитера на 12 равных частей:  Знак зодиака - Год 

мышь (крыса) 11 — ый  
корова (бык, вол) 12 — ый  
тигр (барс) 1 — ый  
заяц (кролик) 2 — ый  
дракон 3 — ый  
змея 4 — ый  
лошадь 5 — ый  
овца (козел) 6 — ый  
обезьяна 7 — ый  
курица (петух) 8 — ый  
собака 9 — ый 

свинья 10 — ый  

получили календарь 12- летнего животного цикла. Каждый год согласно народным представлениям имел свои признаки и особенности. 

Мышиный год благоприятный, с обильными дождями, а осенний сбор урожая очень хороший и цены на них низкие. Однако мыши могут нанести большой вред урожайности зерна, так как вероятность их рождаемости велик. А рожденные в год мыши люди умные и прозорливые. В год быка (коровы), зима суровая и холодная, животные часто болеют, урожайность резко падает, а рожденные в этот год люди очень талантливые, веселые, разговорчивые и консервативные, к людям относятся с уважением и доброжелательностью. 

В год барса (тигра) зима ранняя и холодная, среди слабых людей и священнослужителей наступает большая смертность, однако урожайность высокая, а люди рожденные — красивые. 

В год зайца зима непредсказуемая, лето урожайное, год не спокойный, люди враждуют, много рожденных становятся известными.  
Год дракона дождливый, урожайный, рожденные в этот год люди крепкие, здоровые, любят себя, и блистать в обществе. 

Год змеи холодный, урожайный, рожденные в этот год люди — мудрые, решительные, целеустремленные и не разговорчивые. 

Информация о работе Современное состояние праздничного календаря тюркоязычных народов