Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 06:30, курсовая работа
Культ природы – понятие чрезвычайно широкое и сложное, охватывает такие культы, как освящение гор – оваа, огня, источников, тайги, деревьев
Объектом исследования является роль и значение национальных праздников и обрядов в современных условиях, духовная культура тувинцев как исторически сложившаяся, динамически развивающаяся система, с характерными для нее ценностями.
Предмет исследования - социокультурные детерминанты исторической динамики духовной культуры тувинцев.
Введение
Глава 1. Традиционные праздничные обряды у тюркоязычных народов
Духовная культура тюркоязычных народов. Истоки и традиции
Праздничный календарь Тюрков (на примере тувинцев)
Глава 2. Современное состояние праздничного календаря тюркоязычных народов
2.1 Актуализация народных праздников современности
2.2 Шагаа - главный праздник тувинцев по лунному календарю
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Традиционные праздничные обряды у тюркоязычных народов
Глава 2. Современное состояние праздничного календаря тюркоязычных народов
2.1 Актуализация народных праздников современности
2.2 Шагаа - главный праздник тувинцев по лунному календарю
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.
Актуальность. Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.
Пришло время, когда нам надо оглянуться назад – к истокам. Мы обращаемся к экологической нравственности наших предков, истокам экологической культуры – уважительного отношения к себе, семье, роду, природе.
Экологическая нравственность наших предков, их традиции и обычаи, отношение к семье, природе, традиции использования природных и биологических ресурсов сегодня востребованы обществом из – за возникшей напряженной ситуации между человеком и природой.
Люди жили с чувством целесообразности и соразмерности с природой, частью которой они себя ощущали.
У тувинцев природа обожествлялась. Наши предки кочевники понимали, что сохранение природы, сохранение среды обитания – это и есть сохранение их самих как человека, семьи, рода, этноса.
Культ природы – понятие чрезвычайно широкое и сложное, охватывает такие культы, как освящение гор – оваа, огня, источников, тайги, деревьев
Объектом исследования является роль и значение национальных праздников и обрядов в современных условиях, духовная культура тувинцев как исторически сложившаяся, динамически развивающаяся система, с характерными для нее ценностями.
Предмет исследования - социокультурные детерминанты исторической динамики духовной культуры тувинцев.
Целью предлагаемой работы является исследование роли и значение тувинских национальных праздников и обрядов в современных условиях, исследование проблемы сохранения базовой, аксиологической части традиционной тувинской культуры для современного тувинского этноса, и поиск путей и форм включения духовного наследия тувинцев в современную культуру.
Исходя из цели исследования, автором были поставлены для решения следующие задачи:
Научная новизна исследования состоит в том, что:
4. Выявлены и проанализированы
базисные компоненты тувинской
традиционной духовной
Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения могут быть использованы для выработки основных ориентиров в трансформации тувинской культуры. Эти положения являются значимыми для этнопсихологии, этнопедагогики, народного художественного творчества.
Структура работы состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Традиционные праздничные обряды у тюркоязычных народов
1.1 Духовная культура тюркоязычных народов. Истоки и традиции
Человеческая культура возникла как особая форма передачи и сохранения опыта, с помощью которого люди адаптировались к окружающей среде и обеспечивали себе возможность выжить. Общество имело целью сохранить свой род, а средством для достижения этой цели была создаваемая им культура.
Немецкий философ Ф. В. Шеллинг назвал мир людей «второй природой», современный мир есть результат преобразования природы человеком. Он в течение многих тысячелетий изменял окружающую среду, адаптируя ее к своим нуждам, одновременно адаптируясь к ней сам. Мир культуры основан на природе, но природа присутствует в мире культуры в преобразованном, переосмысленном виде, поскольку действие законов природы человек использует в собственных целях.
В современном мире огромная роль духовной культуры состоит в том, что, несмотря на коренные отличия в мировоззрении, традициях, обычаях различных народов, она является мощным объединительным фактором не только на межличностном уровне, но и в национальном, региональном и мировом масштабах.
Изучение состояния традиционной культуры, в том числе и обрядности тувинцев, в настоящее время приводит к неутешительным выводам. Хотя весь накопленный за многие века опыт народа признается и декларируется как важнейшее условие дальнейшего развития современного общества, но на практике, он игнорируется. Приходится признать, что нерационально используются не только природные сырьевые ресурсы, но и духовное наследие. Мы согласны с мнением Ф. Т. Мамедова, что «богатые природные ресурсы при низком культурном уровне людей не дают ожидаемых результатов в социальном развитии человека, а материальное благосостояние не гарантирует счастья. Невежество - это бедность, это зло, а бедность - это вызов национальной безопасности, она приводит к разрушению гражданского согласия и делает страну слабой перед внешним вызовом».
Сегодня человечество находится на таком этапе развития, когда старая, традиционная культура с ее веками выработанными ценностями практически полностью разрушена, во всяком случае, как система, а новая находится в процессе становления. Культура современного общества видоизменялась, трансформировалась, но не стала целостным явлением с четко определенными приоритетами. По мнению В. С. Степина, «поколения последних десятилетий социализировались в обстановке нарастающей утраты духовных ценностей, замены их ориентирами на материальный успех любой ценой... Необходим учет стереотипов и архетипов российского менталитета как своеобразного культурно-генетического кода российской цивилизации и их возможностей трансформироваться в систему ценностей, необходимых для успешного постиндустриального развития».
Еще в 80-х годах прошлого столетия движением «Народный фронт Тувы» и другими общественными организациями высказывались идеи возрождения тувинской культуры, однако эти идеи и сегодня остаются по сути лишь лозунгами. Актуальным представляется комплексное исследование духовной культуры тувинцев на протяжении всего XX века, которое позволит осмыслить в более полном объеме процессы, протекающие в сфере культуры в настоящее время.
Надо учитывать и процесс глобализации, происходящий в мире: ни один народ не сможет избежать его последствий, поэтому «главной мировоззренческой установкой должна стать ориентация на диалог, учитывающий разнообразие культурных традиций и национальных интересов, на поиск согласия и единства без уничтожения многообразия, без стремления к унификации...
Сегодня требуются иные стратегии развития, иные способы идентификации, когда сохраняется специфика своей культуры, и вместе с тем, обеспечивается ее открытость иным культурам, готовность к непрекращающемуся диалогу на основе свободного информационного обмена».
Актуальным представляется поиск новых способов социализации человека, воспитание его в духе уважения к достижениям культуры других народов, в духе толерантности, а это невозможно, если человек не знает и не уважает культуру своего этноса.
Анализ и изучение целого ряда проблем, ставших причиной смены приоритетов в культуре тувинцев в постсоветский период, обретает особую актуальность на фоне межнациональных конфликтов.
Изучение социодинамики тувинской культуры имеет огромное значение для понимания изменений, непрерывно происходящих в обществе.[4]
Тюркские народы до принятия мировых религий пользовались своим календарем двенадцатилетнего животного цикла. До Х века нашей эры у тюрков была своя цивилизация — свой язык, своя национальная религия тэнгрианство, национальный алфавит и соответственно как положено каждой цивилизации свой календарь. После потери своей цивилизации — тюрки лишились своей религии, своего алфавита и конечно соответственно своего алфавита. Но не смотря на это, на Алтае он был полностью вытеснен в ХVIII — ХIХ веке православным календарем. В Поволжье после принятия татарами ислама ввели летоисчисление по мусульманскому календарю. Но даже по прошествии нескольких столетий еще и в ХVIII веке татары параллельно мусульманскому, пользовались и тюркским календарем. Истории не известно, когда и где этим календарем впервые стали пользоваться, однако факты выбора животных и их последовательности чередования в небесной символике двенадцатилетнего животного цикла свидетельствуют, что он воспринят от тюрков-кочевников Центральной Азии. Затем календарь сравнительно быстро получил распространение у различных народов почти всей Азии, которые пользуются им по сегодняшний день.
У тюркских народов было много легенд о возникновение «календаря животного цикла». Об одной из них записал М Кашгари в XI веке. В легенде сказано, что один из тюркских ханов пожелал узнать дату войны, которая произошла до него. Но дату ему сообщили с ошибкой. И хан, во избежание подобных ошибок в будущем, предложил своему народу, основываясь на 12 месяцах и 12 созвездиях, установить 12-летний круг и дать названия годам этого цикла. Затем хан повелел сгонять животных к большой реке. Реку переплыли 12 животных. Хан назвал годы цикла по имени животных, переправившихся через реку... [5]
Имелись и другие варианты этой легенды. В одной татарской легенде рассказывается о том, что животные — верблюд, лошадь, корова, собака, курица, мышь и другие, — услышав однажды, что люди хотят назвать годы летоисчисления именами животных, поспорили о том, именем какого животного следует назвать первый год цикла. Условились на том: кто первый увидит восход солнца, его именем и будет назван первый год. Хитрая мышь забралась на горб верблюда и первой увидела приход нового года. Поэтому ее именем был назван первый год. А непонятливого верблюда вовсе исключили из списка претендентов. Поговорка «Верблюд, надеясь на свой рост, остался без ничего», возможно, является отголоском этих событий. Данный вариант с небольшими изменениями известен кыргызам, казахам, крымским татарам, бурятам и другим, тюркским и монгольским народам.
Время года и сезоны. Тюркско-монгольский календарь 12 летнего животного цикла, основывается на трех естественных показателях: месячным обращении Луны вокруг Земли, годичном обращении Земли вокруг Солнца и период вращения Юпитера вокруг солнца. Тюркские камы (жрецы) установили, что Юпитер делает полный оборот примерно за 12 лет. Разделив круг Юпитера на 12 равных частей: Знак зодиака - Год
мышь (крыса) 11 — ый
корова (бык, вол) 12 — ый
тигр (барс) 1 — ый
заяц (кролик) 2 — ый
дракон 3 — ый
змея 4 — ый
лошадь 5 — ый
овца (козел) 6 — ый
обезьяна 7 — ый
курица (петух) 8 — ый
собака 9 — ый
свинья 10 — ый
получили календарь 12- летнего животного цикла. Каждый год согласно народным представлениям имел свои признаки и особенности.
Мышиный год благоприятный, с обильными дождями, а осенний сбор урожая очень хороший и цены на них низкие. Однако мыши могут нанести большой вред урожайности зерна, так как вероятность их рождаемости велик. А рожденные в год мыши люди умные и прозорливые. В год быка (коровы), зима суровая и холодная, животные часто болеют, урожайность резко падает, а рожденные в этот год люди очень талантливые, веселые, разговорчивые и консервативные, к людям относятся с уважением и доброжелательностью.
В год барса (тигра) зима ранняя и холодная, среди слабых людей и священнослужителей наступает большая смертность, однако урожайность высокая, а люди рожденные — красивые.
В год зайца зима непредсказуемая,
лето урожайное, год не спокойный, люди
враждуют, много рожденных становятся
известными.
Год дракона дождливый, урожайный, рожденные
в этот год люди крепкие, здоровые, любят
себя, и блистать в обществе.
Год змеи холодный, урожайный, рожденные в этот год люди — мудрые, решительные, целеустремленные и не разговорчивые.
Информация о работе Современное состояние праздничного календаря тюркоязычных народов