Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа
Применение информационной системы на предприятии позволяет автоматизировать процессы, связанные с управлением производством, с делопроизводством и различными видами деятельности, что приводит к получению материальных выгод, так как:
время, которое затрачивается на оформление документации, уменьшается, вследствие чего сокращается цикл основного производства;
объем документооборота сокращается, и, следовательно, снижаются расходы на хранение и утилизацию промежуточной документации;
ускоряется и упрощается процесс принятия управленческих решений, что в свою очередь благоприятно сказывается на всей деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 5
1.1 Определение информационной системы 5
1.2 Жизненный цикл ИС 7
1.2.1 Этапы жизненного цикла ИС 7
1.2.2 Модели жизненного цикла ИС 9
1.2.2.1 Каскадная модель 9
1.2.2.2 Спиральная модель 12
1.2.3 Процессы жизненного цикла информационной системы 13
2. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 18
2.1 Обоснование необходимости внедрения ИС 18
2.2 Сдерживающие силы изменения 21
2.3 Стратегии по преодолению сопротивления изменению 22
2.4 Этапы внедрения ИС 24
2.4.1 Этап 1. Подготовка 24
2.4.2 Этап 2. Размораживание 25
2.4.3 Этап 3. Изменение 26
2.4.4 Этап 4. Замораживание 27
3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ ИС 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Для преодоления перечисленных проблем каскадной модели была предложена спиральная модель ЖЦ, в которой основной акцент делается на начальные этапы жизненного цикла, а именно анализ и проектирование. На этих этапах создаются прототипы, с помощью которых проверяется и обосновывается реализуемость технических решений, используемых при разработке ИС.
На каждом витке спирали создается новая версия продукта, выполняется уточнение целей и характеристик проекта, определяется его качество, а так же происходит планирование работ следующего витка спирали (рисунок 5). Процесс разработки происходит по итерациям, при этом детали проекта последовательно уточняются. В результате выбирается один обоснованный вариант информационной системы, который затем реализуется.
Рисунок 5 – Спиральная модель ЖЦ ИС
Переходить на следующую стадию можно не дожидаясь, когда на текущем этапе работы завершатся полностью. В таком случае невыполненную часть работы можно будет доделать на следующей итерации. При этом пользователям системы в максимально кратчайшие сроки демонстрируется работоспособный продукт, и у заказчиков появляется возможность уточнить и дополнить свои требования к разрабатываемой ИС.
Спиральная модель имеет следующие преимущества:
Сравнивая каскадную и спиральную модели можно сделать вывод, что при проектировании информационной системы целесообразнее и выгоднее использовать спиральную модель.
ISO/IEC 12207 – это международный стандарт, который определяет всю структуру жизненного цикла информационной системы, включая действия, задачи и процессы, необходимые при разработке ИС. В соответствии с этим стандартом жизненный цикл состоит из трех групп процессов, а именно основных, вспомогательных и организационных.
К группе основных процессов относятся приобретение, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение ИС.
Процесс приобретения отражает ряд действий организации, которая приобретает информационную систему.
Процесс поставки определяет действия предприятия, которое снабжает покупателей программными продуктами.
Процесс разработки включает в себя работы по созданию информационной системы и ее компонентов согласно установленным заказчиками требованиям. В данном процессе так же оформляется проектная и эксплуатационная документация, готовятся материалы для тестирования программных продуктов и разрабатываются материалы для обучения персонала, который имеет непосредственное отношение к создаваемой системе.
Процесс эксплуатации отражает действия обслуживающего персонала. В обязанности данного круга лиц входят все действия, связанные с эксплуатацией ИС. Помимо этого обслуживающий персонал должен находить и устранять проблемы в работе программного продукта, модифицировать ПО и подготавливать ряд предложений, касающихся развития и модернизации системы.
Процесс сопровождения определяет действия персонала, который осуществляет сопровождение программного продукта, отвечает за инсталляцию и удаление программного обеспечения системы, поддерживает текущее состояние и функциональную пригодность системы, а так же управляет модификацией ИС. В ходе модификации разрабатываются новые версии программного продукта. Причинами выпуска новых версий являются:
Группа вспомогательных процессов состоит из документирования, управления конфигурацией и обеспечения качества программного продукта. Так же в эту группу входит верификация, аттестация, совместная оценка, аудит и решение проблем, связанных с ИС. Вспомогательные процессы поддерживают реализацию основных процессов, будучи неотъемлемой частью всего ЖЦ ИС.
Когда разрабатывается сложная информационная система, могут возникнуть проблемы, связанные с учетом связей между различными вариантами реализации программного продукта или несколькими версиями одного варианта. Процесс управления конфигурацией, поддерживает основные процессы жизненного цикла информационной системы, в первую очередь процессы разработки и сопровождения.
Процесс обеспечения качества определяет действия для обеспечения гарантии того, что ИС и процессы соответствуют определенным требованиям к ним, придерживаются установленных замыслов.
Процесс документирования отражает ряд действий, необходимых для записи информации, которая является результатом выполнения одного из процессов ЖЦ ИС.
Процесс верификации определяет действия для верификации ПО ИС с различной глубиной зависимости от проекта (верификация — это подтверждение соответствия конечного продукта заданным требованиям).
Процесс аттестации определяет действия для аттестации программного обеспечения информационной системы.
Процесс совместной оценки отражает действия, необходимые для оценки состояния и результатов выполненной работы. Этот процесс может быть использован любыми двумя сторонами, где одна сторона может проверить другую на совместном форуме.
Процесс проверки определяет степень соответствия программного продукта поставленным требованиям и замыслам. Этот процесс может быть использован любыми двумя сторонами, где одна сторона проверяет ПО ИС или деятельность другой стороны.
Процесс решения проблем отражает действия, необходимые для анализа и устранения проблем информационной системы (не зависимо от их природы или источника), которые были обнаружены на протяжении разработки, эксплуатации, сопровождении и других процессов ЖЦ.
В группу организационных процессов входит управление проектами, создание инфраструктуры проектов, усовершенствование и обучение.
Организационные процессы выполняются с целью:
Обеспечение качества программного продукта связано с проблемами, возникающими на этапах верификации, проверки и тестирования всех компонентов информационной системы.
В процессе управления проектом планируются необходимые работы, создаются коллективы разработчиков и осуществляется контроль над сроками и качеством выполняемых работ.
Процесс управления отражает те действия и задачи, которые выполняются любой стороной, управляющей своими процессами.
В процессе создания инфраструктуры управления выбираются стандарты, технологии и инструментальные средства, а так же выбираются и устанавливаются аппаратные и программные средства, которые необходимы при разработке, эксплуатации или сопровождении программного продукта.
Процесс усовершенствования определяет действия по измерению, контролю и оценке усовершенствования процессов ЖЦ.
Процесс обучения охватывает первоначальное обучение персонала, а так же последующее периодическое повышение квалификации сотрудников предприятия.
Все процессы жизненного цикла информационной системы играют важную роль, поэтому ни один из них не должен быть оставлен без внимания.
После того, как информационная система разработана, протестирована и передана заказчику наступает еще один немало важный момент, а именно, внедрение программного продукта на предприятии. Этот процесс очень часто является сложным и болезненным для всей организации.
Прежде чем принять решение о внедрении системы нужно уделить внимание следующим вопросам, а именно:
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных вопросов.
Большинство предприятий не совсем точно оценивают свои информационные ресурсы. Организация может иметь хорошие системы сбора и хранения текущей документации в бухгалтерии, данные об объемах закупок и продаж, но в тот момент, когда эта информация срочно требуется для принятия какого – либо управленческого решения, нужные сведения не удается.
Препятствовать распространению информации может организация каналов распределения информации, которая предоставляет доступ к ней определенных сотрудников, например, данными оборота товара распоряжаются только менеджеры склада, а сведениями о денежных средствах – только бухгалтера.
Чтобы облегчить унификацию данных о сделках и производственных процессах, а также стимулировать поиски новых подходов к решению управленческих задач, необходимо чтобы обмен информацией подчинялся общим стандартам, которые действуют в компании.
Организации, в которых хорошо налажен сбор внешней информации, а так же ее внутреннее распределение, лучше спрогнозируют динамику рыночных отношений и, следовательно, действуя без промедления, более обоснованно принимают управленческие решения.
К процессу внедрения информационных систем предприятия подходят различными путями. Существует ряд внешних и внутренних причин, подталкивающих компании к этому важному шагу.
К внутренним причинам, способствующим внедрению программного продукта можно отнести информационные, организационные перемены, а так же изменения в результатах деятельности других предприятий.
Информационные перемены:
Организационные перемены:
Изменения в результатах деятельности предприятия:
Среди внешних факторов можно выделить:
И внешние, и внутренние факторы, и их совокупность приводят к тому, что у компании возникает потребность в информационной системе. Но сразу могут возникнуть различные барьеры, которые способны этому помещать внедрению программного продукта на предприятии.