Деловая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Спор - это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины. Выделяют семь вариантов протекания дискуссии-спора:

Содержание работы

Спор как метод коммуникативно-управленческого влияния, его цели и подходы. Принципы ведения спора. Критика и агрессия во время спора. Советы Дейла Карнеги по эффективному разрешению споров. ………………….………………………………………………………………………………………….………3
Механизмы психологической защиты в деловом общении. Модель психической структуры личности в аналитической психологии К. Юнга. Интровертированные и экстровертированные установки личности. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности. …………………………………………………………………………………………………………….……...12
Критерии эффективности управленческой деятельности. ……………………..26
Управление коммуникациями в период избирательных кампаний. …………………………………………………………………………………………………………..……..…31
Используемая литература. …………………………………………….………………….…36

Файлы: 1 файл

деловая_коммуникация.docx

— 64.03 Кб (Скачать файл)

ЭКСТРАВЕРТИРОВАННЫЙ ТИП

Как известно, каждый ориентируется  на данные, которые ему доставляет внешний мир; но мы видим, что это  может происходить более или  менее решающим образом. Один, вследствие того что на улице холодно, считает  необходимым надеть пальто, другой находит это излишним для целей  своего закаливания; один восхищается  новым тенором потому, что все  им восхищаются, другой не восхищается  им не потому, что он ему. не нравится, а потому, что он держится мнения, что то, чем все восхищаются, далеко еще не достойно удивления; один подчиняется данным отношениям, потому что, как показывает опыт, ничто другое невозможно, другой же убежден, что если уже тысячу раз случилось так, то в тысяча первый раз может произойти иначе и по-новому и т. д. Первый ориентируется на данные внешние факты, второй остается при мнении, которое становится между ним и объективно данным. Когда ориентировка на объект и на объективно данные перевешивает до того, что наиболее частые и главнейшие решения и поступки обусловлены не субъективными взглядами, а объективными отношениями, то говорят об экстравертированной установке. Если это бывает постоянно, то говорят об экстравертированном типе. Когда/кто-нибудь так мыслит, чувствует и поступает, одним словом, так живет, как это непосредственно соответствует объективном отношениям и их требованиям в хорошем и плохом смысле, то он экстравертированный. Он живет так, что объект, как детерминирующая величина, явным образом играет в его сознании/большую роль, чем его субъективное мнение. Конечно, он имеет субъективные взгляды, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних объективных условий.

Своей нормальности экстравертированный тип обязан, с одной стороны, тем обстоятельствам, что он относительно без трений применяется к данным отношениям и естественно не имеет других претензий, кроме выполнения объективно данных возможностей, например, избрать профессию, которая в данном месте и в данное время представляет многообещающие возможности, или делать или производить то, в чем в данный момент нуждается окружающая среда и чего она ждет от него, или воздерживаться от всяких нововведений, если только они уже сами собой не напрашиваются, или как-нибудь иначе превзойти ожидания окружающего. Но, с другой стороны, его нормальность основана еще на том важном обстоятельстве, что экстравертированный считается с реальностью своих субъективных потребностей и нужд. Его слабый пункт заключается именно в том, что тенденция его типа в такой мере направлена во вне, что из всех субъективных фактов даже наиболее связанный с чувствами, а именно телесное здоровье, как слишком мало объективный, как слишком мало «внешний», недостаточно принимается в соображение, так что необходимое для физического благосостояния удовлетворение элементарных потребностей более не имеет места. Вследствие этого страдает тело, не говоря уже о душе. Экстравертированный обычно мало замечает это последнее обстоятельство, но оно тем заметнее для близких, окружающих его домашних. Потеря равновесия становится для него чувствительной лишь тогда, когда появляются ненормальные телесные ощущения.

Слишком экстравертированная установка может в такой степени не считаться с субъектом, что последний может быть весь принесен в жертву так называемым объективным требованиям, например, постоянному увеличению предприятия только потому, что имеются заказы и что необходимо выполнить представляющиеся возможности.

 

ИНТРОВЕРТИРОВАННЫИ  ТИП

Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что он преимущественно ориентируется не на объект и объективно данное как экстравертирован-ный тип, но на субъективные факторы.

Интровертированное сознание, хотя видит внешние условия, но решающими избирает субъективные определители. Тот взгляд, согласно которому можно было бы назвать эту установку эгоцентрической, субъективистической или эгоистической, в своем принципе вводит в заблуждение и лишает это понятие ценности. Он соответствует предубеждению в пользу экстравертирован-ной установки против сущности интровертированного. Никогда не следует забывать -- экстравертированный образ мышления забывает это слишком легко, -- что всякое восприятие и познание обусловлено не только объективно, но и субъективно. Субъективный фактор есть нечто так же непреклонно данное, как протяженность моря и радиус земли. В этом отношении субъективному фактору принадлежит вся важность мироопределяющей величины, которую никогда и нигде нельзя сбросить со счета. Он является другим мировым законом, и кто на нем основывается, основывается с такой же достоверностью, с такой же твердостью и действительностью, как тот, кто ссылается на объект. Но как объект и объективно данное никогда не остается одним и тем же, так как он подвержен тлению и случайности, так и субъективный фактор подлежит изменчивости и индивидуальной случайности. И поэтому его ценность только относительна. Чрезмерное развитие интровертированной точки зрения в сознании ведет не'к лучшему и более верному применению субъективного фактора, но к искусственному субъективированию сознания, которому нельзя не сделать упрека в том, что оно «только субъективно».

 

Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию  психики личности

Особое значение в деловом общении  имеет закон конгруэнтности, наиболее обстоятельно разработанный в концепции  американского  психолога Карла  Роджерса — одного из основателей гуманистической психологии. В отличие от Фрейда и Юнга Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактуализации1. Согласно этому принципу основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Самоактуализация происходит в  борьбе и преодолении препятствий  в личной и социальной жизни. Ей более  свойственны открытость, опора на себя, а не инертность, не защитные психологические  реакции.

Самоактуализация личности происходит и в межличностном общении, где  процессы оценивания, понимания и  сопереживания могут привести к  более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение  является более согласованным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается  соответствие опыта, осознания и  сообщения. Конгруэнтность и означает точное «соответствие опыта, осознания  и сообщения».

Совершенно иной подход к пониманию  психики личности, отличный от фрейдистского  и гуманистического подходов, предложил  американский психолог Джордж Келли, представитель  когнитивного направления в психологии. Это направление выявляет влияние  рациональных и интеллектуальных процессов  психики на поведение человека. Оно  придает особое значение когнитивным  процессам — мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту. В предыдущей главе шла речь о  том, что свою довольно оригинальную концепцию психики личности Джордж Келли назвал теорией личностных конструктов. Она рассматривает  человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью  определенных понятийных систем —  моделей интерпретации действительности. Келли обозначил их как «личностные  конструкты».

По своему содержанию личностный конструкт  — это, как пишет Дж. Келли, набор  идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать свой опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность  конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.

У каждого человека складывается своя собственная уникальная система  конструктов, и люди отличаются друг от друга этими системами.

Келли предполагал, что в основе формирования личностных конструктов  лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этом в  когнитивном акте необходимо присутствие  трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и  того же контекста, а третий — отличаться от первых двух. (Например, партнеры Иванов и Петров — честны, а Сидоров  — нет.) То есть все личностные конструкты биполярны и дихотомичны. Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюс контраста (имплицитный полюс).

Каждый конструкт имеет свой определенный диапазон применимости. Так, конструкты «хороший — плохой», «честный — нечестный» имеют широкий  диапазон применимости в деловом  общении, поскольку они предполагают множество деловых ситуаций, требующих  личностных оценок.

Келли предложил и свою типологию  конструктов, среди которых важное значение для делового общения имеют  упредительный (констелляторный) конструкты.

Упредительный конструкт стандартизирует (упреждает) элементы жизненного опыта  по типу мышления ригидного (жесткого) человека. Примерами упредительных  конструктов могут служить этические («упрямец», «лжец», «делец») или этнические («кавказец») ярлыки, которые присваиваются  деловым партнерам.

Констелляторный конструкт ограничивает возможности для возникновения альтернативных мнений и суждений. Он подобен типу шаблонного, стереотипного мышления. К примеру: «Если деловой партнер — продавец автомобилей, то он скорее всего нечестен и склонен к махинациям».

Важный аспект теории личностных конструктов  Келли касается психологического взаимодействия партнеров, создания между ними эффективных  межличностных отношений — отношений  содружества. Достигнуть их можно тогда, когда один партнер психологически ставит себя на место другого, интерпретируя  при этом какую-то часть его конструктной системы. Это позволяет лучше понимать и прогнозировать настоящее и последующее поведение партнера.

Итак, в отличие от Фрейда и Юнга, которые в трактовке психической  структуры опираются преимущественно  на прошлый опыт личности, Келли  придает большее значение тому, как  люди осознают и интерпретируют свой настоящий опыт. Отсюда следует и  его вывод об общности психических  процессов. Если человек интерпретирует свой опыт подобно тому, как это  делает другой человек, то «его психические  процессы подобны психическим процессам  другого человека».

Рассматривая жизнь человека, как  его деятельность и постоянное осмысление реального мира, Келли подчеркивает активность психики человека, ее способность  предвидеть и контролировать жизненные  ситуации в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

 

 

 

 

Критерии эффективности  управленческой деятельности

Для измерения  эффективности менеджмента существует система критериев и показателей. Критерий – это важнейший отличительный  признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели многогранного  процесса менеджмента. При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса. Критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.

Итак, критерий эффективности – это показатель, выражающий главную меру желаемого  результата, которая учитывается  при рассмотрении вариантов решения.

Критерий  эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда  в управляющей системе, экологическую  и социальную эффективность.

Критерии  экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Можно рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.

1)         Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

2)         Группа более частных локальных критериев:

а)         наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;

б)         наименьшие затраты материальных ресурсов;

в)         наименьшие затраты финансовых ресурсов;

г)         наивысшие показатели использования основных производственных фондов (О.П.Ф.);

д)         наименьшие издержки;

е)         наивысшая рентабельность.

3)         Группа качественных критериев:

а) высокий  уровень технической оснащенности предприятия (организации);

б) условия  труда персонала, ведущие к снижению напряженности (усталости) работников;

в) выполнение заказов, договоров (или оказание услуг) в кратчайший срок при затратах в  пределах нормы;

г) высокое  качество оказываемых услуг при  стабильных затратах в пределах установления нормы;

д) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;

е) экологическая  чистота.

4)         Критерием эффективности управления при определенных условиях могут быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.

С точки  зрения функционирования субъекта управления, т.е. самой управляющей системы  критериями экономической эффективности  могут быть:

- быстрый  сбор необходимой информации  для принятия управленческих  решений;

- способность  принимать оптимальное решение  в кратчайший срок;

- оперативность  доведения решений до исполнителей;

- обеспечение  четкого выполнения решений;

- осуществление  комплексного контроля за выполнением решений.

Все эти  критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической  эффективности.

Одним из наиболее важных критериев экономической  эффективности можно назвать  деловую оценку персонала. Деловая  оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

Информация о работе Деловая коммуникация