Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 15:22, курсовая работа
Информационная доступность и гласность – это базовые принципы осуществления властных полномочий на всех уровнях власти и во все времена. И, если раньше существовали различные ограничения в этом смысле, например, политические – закрытый политический процесс (как во времена Советского Союза), технические - не было иной технической возможности, кроме печатных СМИ, а затем радио и телевидения, - то современный век компьютерных технологий открывает широкие возможности для повышения гласности методами информационных технологий. Этим положением и объясняется актуальность темы нашей работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………5
1.1. Информационная гласность и доступность в органах местного самоуправления………………...............................................................................5
1.2. Формы и средства достижения информационной доступности и гласности в органах местного самоуправления………………………………..13
1.3. Сайт муниципального образования как основной метод достижения информационной гласности и доступности …………………………………...17
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………..21
2.1. Сравнительный анализ информационных сайтов администраций городов Ульяновска и Самары на предмет совершенствования механизмов гласности и информационной доступности……………………………………………..…21
2.2. Практические рекомендации по улучшению информационной доступности администрации города Ульяновска……………………………...25
2.3. «Обратная связь» – как показатель доверия граждан к органам местного самоуправления………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………
1.1. Информационная гласность и доступность
в органах местного самоуправления………………..........
1.2. Формы и средства достижения информационной доступности и гласности в органах местного самоуправления………………………………..13
1.3. Сайт муниципального образования как основной метод достижения информационной гласности и доступности …………………………………...17
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………
2.1. Сравнительный анализ информационных
сайтов администраций городов Ульяновска
и Самары на предмет совершенствования механизмов
гласности и информационной доступности……………………………………………..
2.2. Практические рекомендации по улучшению информационной доступности администрации города Ульяновска……………………………...25
2.3. «Обратная связь» – как показатель
доверия граждан к органам местного самоуправления…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….37
Информационная доступность и гласность – это базовые принципы осуществления властных полномочий на всех уровнях власти и во все времена. И, если раньше существовали различные ограничения в этом смысле, например, политические – закрытый политический процесс (как во времена Советского Союза), технические - не было иной технической возможности, кроме печатных СМИ, а затем радио и телевидения, - то современный век компьютерных технологий открывает широкие возможности для повышения гласности методами информационных технологий. Этим положением и объясняется актуальность темы нашей работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что она дает конкретные практические рекомендации по совершенствованию сайта администрации города Ульяновска.
Научная новизна работы выражается в сочетании теоретического и практического подходов, а также в использованном инструментарии эмпирического исследования – синтезе, анализе и сравнении.
Цель работы: исследовать значение информационных технологий в обеспечении доступности и участия граждан в работе органов местного самоуправления.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
3) определить роль электронных ресурсов в повышении гласности и информационной доступности граждан;
4) провести анализ сайта администрации города Ульяновска, на основе которого разработать практические рекомендации по улучшению информационной доступности и участия граждан в работе органа местного самоуправления.
Объект исследования – информационная система местного самоуправления, предмет исследования – развитие механизма доверия граждан к информационным технологиям в области муниципального управления.
Работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения (содержащего основные выводы по теме), а также списка использованной литературы.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Определение местного самоуправления законодательно закреплено в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".1 Под местным самоуправлением в нем понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Эффективная система взаимодействия населения и власти обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, улучшение условий жизни населения.
Основные функции местного самоуправления:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного
4) обеспечение удовлетворения
5) охрана общественного порядка;
6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Понятие и сущность местного самоуправления предусматривают известную децентрализацию во власти, определенную самостоятельность местных органов. Сама отрасль стала формироваться в России в начале 90-х годов. Определение местного (муниципального) самоуправления закрепилось сначала в союзном, а затем и российском законе.
Однако необходимо отметить, что формирование этой ветви власти в некоторой степени началось в России еще до революции. Так, например, Александр Второй направлял городскую и земскую реформу на децентрализацию и обеспечение развития начал территориального регулирования в стране, вводя в закон указанное понятие.
Местное самоуправление после 1917 года основывалось на принципе единства советской системы как комплекса органов государственной власти. Для этой системы была характерна жесткая соподчиненность нижестоящих вышестоящим. Понятие местного самоуправления отвергалось как буржуазный путь формирования власти на местах. Такой путь был совершенно неприемлем для Советского государства, имевшего централизованный характер.
Только к концу 80-х годов Правительство признало необходимость использовать понятие местного самоуправления. Таким образом, началось реформирование территориальной власти. В Законе от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (фактически утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)2 были закреплены общие принципы, определяющие понятие местного самоуправления и хозяйства в Советской Союзе.
Таким образом установились главные направления развития этой ветви власти, а также основы организации и деятельности.
6 июля 1991 года был принят Закон Российской Федерации о местном самоуправлении (документ утратил силу с 1.012009 в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)3 , в соответствии с которым начал осуществляться процесс преобразования территориальных органов и формирования всей системы местной власти в стране Дальнейшее развитие структура получила в положениях Конституции государства.
Таким образом, было официально признано понятие «местного самоуправления».
Система получила юридический статус и гарантии законодательства. В соответствии со статьей 130 Конституции4 через структуру местного самоуправления обеспечивается решение населением вопросов территориального значения, а также использование, распоряжение и владение муниципальной собственностью.
Данная ветвь власти действует в сельских, городских поселениях, на прочих территориях (в районах, сельских округах). Все эти территориальные единицы называются муниципальными формированиями.
Сегодня местное самоуправление являет собой особый уровень реализации власти в стране. Согласно статье 3 Конституции РФ граждане выражают свою власть через государственные и муниципальные органы. Кроме того, народ может реализовывать свою волю непосредственно через выборы, референдумы и прочие формы прямого волеизъявления.
Государственная и муниципальная власть, следовательно, являются формами выражения народовластия в стране.
Местное самоуправление, характеризующееся в качестве формы народовластия, закреплено в федеральном законе, отражающем общие принципы формирования муниципальной власти. В соответствии с законом эта ветвь власти является гарантируемой и признаваемой самостоятельной деятельностью населения по решению вопросов муниципального значения. При этом в тексте закона содержится указание на ответственность народа за свои решения.
Волеизъявление граждан может реализовываться непосредственно или через органы территориального (муниципального) самоуправления. Решение вопросов муниципального значения при этом осуществляется в соответствии с интересами народа, его историческими и прочими традициями. Такое определение объединяет в себе наиболее значимые признаки, которые характеризуют муниципальную власть и ее положение во всей системе народовластия страны.
В настоящее время в вопросе реализации права граждан на информацию Россия идет по пути развитых демократических стран. Доступ граждан к информации, в том числе и - государственных органов, основывается на принципе максимальной открытости информации, - то есть любая информация, которой располагают публичные органы, должна быть открыта и доступна (за исключением четко лимитированного перечня информации, не подлежащей общественному доступу).
Органы местного самоуправления и их
должностные лица, как и госорганы, обязаны
предоставлять сведения о своей деятельности
средствам массовой информации по запросам
редакций, а также путем проведения пресс-конференций,
рассылки справочных и статистических
материалов и в иных формах. Федеральный
закон Российской Федерации от 9 февраля
2009 г. N8-ФЗ
"Об обеспечении доступа к информации
о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления"
вступил в силу с 1 января 2010 года.5
Порядок предоставления органами власти информации о своей работе по запросам редакций регулируется законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в РФ. 6
Таким образом, правовое обеспечение на федеральном уровне гарантий - права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти и местного самоуправления - не только через СМИ, но и через систему запроса информации, - является чрезвычайно важной составляющей всей системы государственного управления. Этот законодательный факт является знаменательным событием для России, означающим, что власть готова к открытому диалогу с общественностью.
Принятие данного закона свидетельствует также и о том, что Россия, наконец, преодолела многолетний «комплекс секретности» и закрытости власти от общества, который был сформирован еще в советские времена. С принятием закона о доступе к информации граждане смогут быть уже не только сторонними наблюдателями осуществления государственной власти, но и непосредственными ее участниками, поскольку гарантированное право на доступ к информации органов власти и местного самоуправления предполагает реальное, а не формальное соблюдение принципов власти (открытости и прозрачности и соблюдения публичности).
Гласность – это важный элемент демократической системы управления обществом и государством. Под информационной гласностью принято понимать прозрачность и доступность информации для общества, оперативное и регулярное информирование о работе органов власти. Информационные потоки направляются на целевые аудитории, при этом должен соблюдаться разумный баланс – принципы обнародования информации не должны противоречить интересам государства.
С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
Статья 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления7 устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает прежде всего информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления и о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.
Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со статьей 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Закон (статья 3) обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.